Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как найти прибыльную нишу для бизнеса


Рассказываем, как можно зарабатывать на том, что нравится


Аскер Аскеров

Аскер Аскеров

Маркетолог-стратег, аналитик

Людмила Булавкина

Людмила Булавкина

Предприниматель, инвестор, экс-партнер YouDo, экс-маркетолог Одноклассники.ру

Андрей Краснопеев

Андрей Краснопеев

Основатель агентства «Фабрика гипотез», ментор Сколково, ФРИИ, МИК

Рассказываем, как можно зарабатывать на том, что нравится


Аскер Аскеров

Аскер Аскеров

Маркетолог-стратег, аналитик

Людмила Булавкина

Людмила Булавкина

Предприниматель, инвестор, экс-партнер YouDo, экс-маркетолог Одноклассники.ру

Андрей Краснопеев

Андрей Краснопеев

Основатель агентства «Фабрика гипотез», ментор Сколково, ФРИИ, МИК

Чтобы открыть бизнес, нужно сначала правильно выбрать нишу — то есть найти ту сферу деятельности, где совпадут интересы предпринимателя и потребности рынка.

Разбираемся, как за шесть шагов найти нишу и оценить, прибыльная ли она и стоит ли начинать в ней бизнес.

Что такое ниша

Ниша в маркетинге — это узкая сегментированная часть рынка, на которую бизнес ориентируется при разработке своей стратегии продаж и маркетинга. Проще говоря, ниша — это ответ на вопрос, кому конкретно бизнес продает товары и услуги. Идеальная для предпринимателя ниша — там, где его интересы сходятся с потребностями рынка.

Чем отличается ниша, сегмент и рынок. Рынок — самое широкое понятие: система взаимоотношений, где продаются товары и услуги. Рынок делится на сегменты — это большие группы товаров или услуг. Например, рынок недвижимости можно поделить на такие сегменты: торговая недвижимость, жилая недвижимость, склады, офисы, производственная недвижимость.

Внутри каждого сегмента есть ниши. Например, в сегмент торговой недвижимости входят такие ниши: магазины в ТЦ, жилых зданиях, отдельно стоящие стационарные строения, передвижные павильоны.

Рынок недвижимости состоит из нескольких сегментов, внутри каждого есть узкие ниши

Ниши можно группировать по разным критериям. Например, самая популярная классификация — по потребностям. Всего пять групп:

  1. Физиологические.
  2. Социальные.
  3. Потребность в безопасности.
  4. Потребность в признании.
  5. Потребность в самореализации.

Если бизнес понимает, что нужно клиенту и закрывает его боль, будет проще выбрать нишу.

Классификация ниш по потребностям
ПотребностиНиши
Физиологические

Все, что нужно для выживания

Отличаются у разных слоев населения
Рынок: продукты питания

Сегмент: белковые продукты

Ниши: протеиновые батончики, вегетарианские сосиски, замороженные котлеты
Социальные

Контакт с другими людьми: общение, обучение, моральная поддержка
Рынок: образование

Сегмент: переподготовка специалистов

Ниши: стажировки в крупных компаниях, онлайн-переквалификация с дипломом гособразца, курсы по обучению программированию
Потребность в безопасности

Физической и психологической
Рынок: страхование

Сегмент: здоровье

Ниши: страховка в путешествие, в которую входят экстремальные виды спорта, страхование от онкозаболеваний, страхование беременных и новорожденных
Потребность в признании

Ощущение статусности
Рынок: личный транспорт

Сегмент: автомобили

Ниши: электромобили, дорогие автомобили, аренда лимузинов
Потребность в самореализации

Достижение личностных целей, стремление к счастью
Рынок: личное развитие

Сегмент: развитие нервной системы

Ниши: обучение медитациям, тренинги по холотропному дыханию

«В нишах на основе физиологических потребностей прогнозируемый спрос: все слои населения едят, ходят к врачам, нуждаются в одежде и жилье. В такие ниши проще зайти, продукты можно продавать, даже если нет раскрученного бренда. Но нужно быть готовым к тому, что вас ждет жесткая конкуренция и высокая стоимость продвижения».

Аскер Аскеров

Аскер Аскеров

Маркетолог-стратег, аналитик

Пошаговый план, как выбрать нишу для бизнеса

Выбор ниши для бизнеса — долгий и сложный путь. Его можно разделить на такие шаги.

Каждый из шагов важен. Не стоит пропускать ни один: это может привести к искажению результатов

Разберем каждый из шагов подробнее: зачем он нужен и как действовать.

Шаг 1. Спросить себя, чем хочется заниматься

Если вы уже определились с направлением, в котором планируете развивать бизнес, можно пропустить этот шаг и сразу перейти к следующему. Если пока есть сомнения — попробуйте способ, о котором расскажем ниже. Сначала нужно понять, чем хотелось бы заниматься, а потом — оценить ресурсы.

Понять, чем хочется заниматься. Это можно сделать с помощью упражнения «Понимание цели». Вот что нужно:

  1. Записать идеи бизнеса, которые приходят в голову.
  2. Через неделю оценить каждую идею по 10-балльной шкале, где «1» — однозначно не хочу заниматься, а «10» — то, что я хочу делать.
  3. Составить шорт-лист из 3 идей, которые набрали больше всего баллов.
  4. Подумать, что нужно сделать для реализации идей из шорт-листа, каким может быть желаемый результат.
  5. Прислушаться к эмоциям: какую из идей хочется воплотить в жизнь.
  • Понимание цели
    1/5

    На первом этапе можно записать сколько угодно идей бизнеса — не ограничивайте себя

  • как выбрать идею для бизнеса
    2/5

    Спустя неделю оцените, насколько идея вам нравится по десятибальной шкале. Если идея бизнеса набрала от 7 до 10 баллов, ее точно стоит рассмотреть. Если 6 баллов и ниже — можно исключить из списка

  • идея для бизнеса
    3/5

    Выберите из списка идеи, которые набрали больше всего баллов. Советуем не оставлять больше трех идей, потому что потом будет сложно определиться

  • реализация идеи
    4/5

    Кратко оспишите, что нужно для реализации каждой идеи. Если есть примерное понимание, сколько вложений нужно на старте, можно добавить и эту информацию

  • как выбрать нишу для бизнеса
    5/5

    В лидеры должна выйти одна идея. Прислушайтесь к своим эмоциям, еще раз посмотрите, что нужно для реализации, и спросите себя «Чем я хочу заниматься?» Можно поставить радостное эмодзи напротив бизнеса, который вы хотели бы запустить

Бывает, что предприниматель отталкивается не от желания, а от своей потребности и запускает продукт, которого не хватает лично ему — и иногда это выстреливает.

Героиня одной из наших статей Виктория Дудковская любила вкусную выпечку, а врач рекомендовал ей исключить глютен. Выпечки без глютена Виктория не нашла, поэтому начала сама печь безглютеновые булочки. Когда нашла идеальный рецепт, решила делать булочки не только для себя, но и на продажу. Ниша оказалась перспективной. Сейчас Виктория продает выпечку на Ozon, кофейням и ресторанам не меньше чем на 1 млн рублей в месяц.

Оценить ресурсы. На этом шаге нужно проанализировать, хватит ли денег на запуск бизнеса, достаточно ли у вас внутренних ресурсов, получится ли найти людей, которые могли бы помочь:

  1. Деньги на запуск можно определить с помощью каталога франшиз похожих бизнесов. Например, можно выбрать ту сферу, в которой вы хотели бы начать дело, и посмотреть, какую примерно сумму нужно вложить на старте.
  2. Внутренние ресурсы — это ваше время и навыки. Спросите себя, сколько часов в неделю вы можете уделять проекту, что могли бы делать самостоятельно, а что нужно делегировать.
  3. Людей можно начать искать из вашего окружения. Есть ли у вас знакомые, которые могли бы принять участие в проекте? Что именно они могут сделать?

✅ Этап можно считать завершенным, когда вы можете ответить себе на вопросы: в какой нише хотелось бы работать, сколько примерно понадобится денег, на какие задачи нужно привлекать других людей.

Шаг 2. Определить перспективность ниши

Для этого нужно оценить спрос. Если спрос есть или он растет, значит, в этой нише можно запустить бизнес. Если спрос небольшой или его нет совсем, придется больше вложиться в рекламу и разработку уникального торгового предложения — УТП. Поэтому советуем прежде всего смотреть на ниши, в которых есть спрос.

Спрос зависит от таких факторов:

  1. Цена. Чем она выше, тем меньше спрос. И наоборот: при снижении цены спрос увеличивается.
  2. Доходы клиентов. Чем платежеспособнее клиенты, тем больше они готовы заплатить, тем выше спрос.
  3. Похожие товары конкурентов. Если на рынке появляется аналогичный товар, спрос может упасть.
  4. Тренды. На мнение людей влияют мода, маркетинг, изменения вкусов у блогеров и знаменитостей. Например, если одна вещь была в моде в прошлом году, ее могут не так активно покупать в этом.
  5. Ожидания. Если клиенты понимают, что на товар могут подняться цены или он закончится, они покупают больше, а спрос растет.
  6. Сезонность. Спрос на товары из разных ниш растет или падает в зависимости от времени года или праздников. Перед новогодними праздниками растет спрос на елки, летом — на солнцезащитный крем.

У каждого из факторов есть особенности, которые нужно учитывать. Например, на тренде можно быстро заработать. Но нужно попасть в момент начала тренда, когда товар только становится модным. Часто сложно предугадать, что выстрелит, — здесь есть элемент случайности и везения.

«Есть ситуации, когда на определенную группу товаров растет спрос. Например, в пандемию люди побежали скупать маски, антисептики и имбирь от насморка. Эти товары быстро стали трендовыми. Компании, у которых в тот момент случайным образом были запасы масок и имбиря, обогатились. Но если упустить время и не попасть в тренд, зря потратите деньги».

Аскер Аскеров

Аскер Аскеров

Маркетолог-стратег, аналитик

Чтобы проанализировать спрос, нужно собрать информацию, каких товаров не хватает на рынке. Как это можно сделать:

  • изучить исследования профильных компаний, например Tinkoff Data, Авито Услуги, Чек Индекс;
  • изучить опыт других предпринимателей в отраслевых медиа, на бизнес-конференциях или в профильных чатах. Например, можно почитать статьи о личном опыте предпринимателей на сайте Бизнес-секретов;
  • проверить онлайн-карты, например Яндекс Карты и 2ГИС. Там видно, сколько компаний в нише есть в вашем городе. Это поможет понять емкость рынка;
  • посмотреть запросы в Яндекс Вордстат. Сервис покажет, сколько людей и когда искали похожий продукт в интернете;
  • воспользоваться сервисами аналитики маркетплейсов. Сервисы дадут данные: сколько похожих товаров продается, по какой цене, какой товар популярный, какие похожие товары есть у конкурентов.

Есть негативные факторы, которые можно увидеть на этапе оценки спроса в нише. Вот что можно считать «красными флагами».

Низкая цена на похожий товар в нише. Спрос есть, но предложений так много, что наценку приходится снижать до минимальной. Здесь есть риск уйти в минус, потому что нет запаса маржинальности.

Слишком узкая ниша, в которой нет конкуренции и спроса. В такую нишу придется вкладываться без гарантии, что выстрелит — ведь потребность в продукте не сформирована.

Товар, на который есть спрос в большом городе, может не найти его в маленьком поселке. Опасно начинать бизнес, если нет четкого понимания, нужен ли товар в этом конкретном месте.

Ошибка в оценке спроса привела к неудаче бизнес одного из героев наших статей. Максим Галсон открыл веганское кафе в Краснодаре. Он не изучил предварительно спрос, а на практике в кафе приходило очень мало посетителей. Бизнес оказался убыточным, его пришлось закрыть.

В нише есть монополист, который держит 30% рынка или больше. В такой ситуации начинающему бизнесу сложно отвоевать свою долю — скорее всего, он не сможет конкурировать с лидером.

✅ В конце этого этапа должно быть понимание, есть ли на рынке потребность в той нише, где вы планируете открыть бизнес.

Шаг 3. Изучить целевую аудиторию в выбранной нише

Нужно понять, кто и в какой ситуации будет покупать ваш продукт. Это поможет привлечь нужную целевую аудиторию. Если запускать рекламу и не понимать, на кого она направлена, реклама, скорее всего, не сработает. Адресная реклама приводит клиентов, у которых есть потребность и которые хотят ее закрыть.

«Когда человек говорит: „Я попал в целевую аудиторию”,— это значит, он нашел тех клиентов, у которых есть проблема. Они заинтересованы в использовании продукта, у них есть деньги, и они готовы платить».

Андрей Краснопеев

Андрей Краснопеев

Основатель агентства «Фабрика гипотез», ментор Сколково, ФРИИ, МИК

Есть много инструментов, которые помогут определить аудиторию. Один из таких — Jobs To Be Done, JTBD. Метод помогает понять, зачем клиенту нужен продукт, что нужно сделать, чтобы его покупали как можно чаще.

Метод JTBD поможет понять, зачем клиенту продукт: какую проблему и как он решает

Когда есть первые гипотезы о целевой аудитории, нужно изучить ее глубже. Для этого разделите потенциальных покупателей на группы. Их называют сегментами, а условное разделение покупателей — сегментацией целевой аудитории. Она нужна, чтобы подготовить персональное предложение для каждой группы клиентов.

Сегментировать аудиторию можно по разным параметрам. Разберем самый важный критерий для бизнеса: насколько клиенты готовы покупать. Сделаем это при помощи метода ABCDX.

Предпринимателю стоит сосредоточиться на клиентах из сегментов A и В, они готовы купить товар

«На примере Кофемании расскажу, как отличить клиентов из разных сегментов друг от друга в жизни.

Если человек заходит, не заглядывает в меню, сразу заказывает кофе, не уточняя цену, и просит счет — это сегмент А. Клиент из сегмента B сделает тот же заказ, но попросит добавить в кофе соевого молока или использовать определенный сорт арабики. Клиент, который открыл меню и спросил у официанта „а почему у вас кофе по 500 рублей?“, точно не из сегментов А и В. Если возражение удается снять скидкой — скорее всего, это сегмент C. Если даже после скидки клиент откажется покупать кофе — это сегмент D. Сегмент X — это индивидуальный запрос. У них всегда требования не то чтобы завышенные, но свои.

В примере с кофе это может быть оригинальный редкий сорт кофе или определенный тип кофемашины. То есть человек готов отдать 1000 ₽ за стаканчик, но в Кофемании того, что нужно, просто нет».

Андрей Краснопеев

Андрей Краснопеев

Основатель агентства «Фабрика гипотез», ментор Сколково, ФРИИ, МИК

Когда сегментирование готово, можно направить усилия на самые перспективные группы покупателей: сегменты А и В.

Полезно персонализировать потенциальных клиентов из этих сегментов. Маркетологи называют такую персонализацию составлением аватаров, где создается образ потенциального покупателя в виде профиля в соцсетях.

Аватары клиентов можно составить для всех сегментов аудитории

✅ Шаг можно считать завершенным, если вы можете сформулировать, кто и зачем готов покупать ваш продукт.

Шаг 4. Изучить конкурентов в нише

Анализ конкурентов поможет разработать стратегию развития компании: установить цену, определить характеристики продукта, отстроиться от других предложений на рынке, не допустить распространенных ошибок, спланировать маркетинг.

Нужно изучать как прямых, так и косвенных конкурентов — ведь они претендуют на время и деньги клиента. Если кажется, что конкурентов нет, нужно расширить область поиска и найти всех, кто уже работает в нише.

«Подумайте, кто может быть вашим косвенным конкурентом. По какому запросу его можно найти. Частая ошибка начинающих предпринимателей — убедить себя в том, что конкурентов нет».

Людмила Булавкина

Людмила Булавкина

Предприниматель, инвестор, экс-партнер YouDo, экс-маркетолог Одноклассники.ру

Прямые конкуренты — делают примерно такой же продукт, у них одинаковая аудитория. Например: Билайн и Мегафон, Сбербанк и Тинькофф, Infiniti и Lexus

План-минимум для старта бизнеса — проанализировать одного прямого и одного косвенного конкурента.

Какую информацию нужно собрать:

  • о продукте — характеристики, цена, условия обслуживания, каналы продвижения;
  • о компании — объем выручки, рекламный бюджет, расходы, инвестиции, кредитные обязательства.

Где найти информацию о конкурентах. В первую очередь через личное знакомство с компанией-конкурентом. Можно обратиться туда, например как клиент, поставщик, контрагент, инвестор, журналист. Потом поискать информацию в открытых источниках в интернете, платных сервисах аналитики, в чатах в сообществах предпринимателей.

Проанализировать информацию можно двумя способами:

  1. Сравнительная таблица. Она поможет сопоставить свой продукт и продукт конкурентов по значимым параметрам. Нужно выписать рядом значимые характеристики и сделать вывод: что из фишек конкурента можно применить в своем бизнесе.
  2. Колесо баланса. Оно наглядно покажет плюсы и минусы вашего бизнеса в сравнении с бизнесом конкурента. Чтобы сделать колесо, нужно определить критерии сравнения себя и конкурентов, поставить оценки по 10-балльной шкале и перенести оценки на круговую диаграмму.
  • таблица анализа конкурентов
    1/2

    Сравнительная таблица поможет понять, какие удачные решения конкурентов пригодятся в вашем бизнесе

  • колесо баланса
    2/2

    На графике черным проставлены оценки своей компании, а желтым — компании конкурента. Наглядность поможет сделать вывод, на какие сильные стороны можно опереться при запуске, а какие слабые надо припрятать

«Колесо наглядно покажет, где у вас зона роста, где вы уступаете конкурентам, а где их превосходите. Это позволит принять решение, на что опереться при запуске, а какие недостатки стоит припрятать».

Людмила Булавкина

Людмила Булавкина

Предприниматель, инвестор, экс-партнер YouDo, экс-маркетолог Одноклассники.ру

Предприниматели Марина и Игорь Распоповы, владельцы рыбного магазина, столкнулись с тем, что крупный конкурент пытался выдавить их с рынка. Они не могли конкурировать по цене и решили действовать по-другому.

Чтобы отличаться от конкурентов, решили изготавливать полуфабрикаты, например морепродукты в маринаде. Их быстро готовить, а экономия времени создавала дополнительную ценность продукта для покупателя.

✅ Этот этап поможет понять ситуацию на рынке и выстроить стратегию развития: каким будет продукт, сколько будет стоить, где будет продаваться, как его продвигать, как планировать взаимодействие с клиентом, сколько потребуется денег на запуск своего дела, какие технологические решения лучше использовать.

Шаг 5. Оценить риски в нише

В любой нише есть риски, что бизнес окажется убыточным. Разберемся, какие бывают риски и как их минимизировать.

Риски можно разделить на две большие группы: глобальные и частные. На глобальные риски бизнес не может повлиять — это, например экономическая ситуация в стране, закрытые границы, природные катастрофы.

Частные риски можно избежать или минимизировать, если учесть их перед запуском. Вот с какими рисками можно столкнуться:

1. Обмануть ожидания клиента. Покупатели примерно представляют, что бы они хотели получить от товара или услуги, они привыкли к стандартному сервису. Если новый бизнес не даст того, чего ждут покупатели, они разочаруются и уйдут. Например, официант должен сразу же обслужить посетителя ресторана, на сайте должна быть заметная кнопка «купить», которую не нужно искать.

→ Как минимизировать: изучить стандарты качества в нише и проверить, что ваш бизнес им соответствует.

2. Штрафы от регуляторов. Государство контролирует работу бизнеса через Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Минздрав, Минобразования и подобные им организации. Можно получить штраф, если вести бизнес не по правилам: не получать нужные лицензии и разрешения, не зарегистрироваться на госплатформах.

→ Как минимизировать: проработать все правила, которые установил регулятор, и строить свой бизнес в соответствии с требованиями.

3. Долгая окупаемость. Если бизнес не начнет приносить доход в запланированный срок, у предпринимателя могут закончиться деньги, и проект придется закрыть. Хотя, возможно, он стал бы прибыльным позже.

→ Как минимизировать: запускать проекты, у которых относительно короткий цикл сделки. Это поможет уменьшить срок окупаемости.

4. Отсутствие клиентов. Можно сделать хороший продукт, но запустить рекламу не на тех площадках и не на ту целевую аудиторию. Тогда продаж не будет.

→ Как минимизировать: изучать целевую аудиторию, опыт конкурентов, проверять гипотезы.

5. Сложный выход из бизнеса. Стоит подготовиться к тому, как действовать, если бизнес не взлетит. Иначе можно собрать комбо из негативных сценариев: мало того, что бизнес генерирует убытки, его еще и свернуть сложно.

→ Как минимизировать: заранее подготовить план, как закрыть бизнес, если он окажется невыгодным.

Есть методики, которые помогут заранее увидеть риски и избежать их. Например, можно использовать Risk Assumption Test и SWOT-анализ. Risk Assumption Test позволяет проверить рискованные предположения о бизнесе на адекватность — что может сработать, а что нет. Метод позволяет отсеять спорные идеи.

SWOT-анализ оценивает сильные и слабые стороны компании и подсвечивает рискованные зоны. Чтобы его провести, нужно составить вопросы о бизнесе, честно на них ответить, записать в таблицу и проанализировать.

✅ В конце этого этапа нужно сделать вывод, какие риски актуальны для бизнеса в вашей нише, и спланировать, как действовать, чтобы риски не повредили проекту.

Шаг 6. Протестировать гипотезу

Гипотеза — это предположение, как работать бизнесу, чтобы быть эффективным: например, какое должно быть качество товара, упаковка, доставка, каналы продаж, взаимодействие с клиентами.

Тестирование гипотез позволяет сделать продукт, который нужен покупателям, и сэкономить деньги на том, что клиентам неважно. Предприниматель формулирует свое предположение в виде гипотезы и проверяет его на своей целевой аудитории. Исходя из их реакции делает вывод: нужно ли реализовать гипотезу на практике или нет.

Гипотезы нужно формулировать и проверять в течение всего срока жизни проекта. Ситуация на рынке меняется, и тестирование гипотез помогает своевременно изменять продукт.

Принцип постоянной проверки гипотез описывает HADI-цикл:

  • H — hypothesis — гипотеза: формулировка идеи;
  • A — actions — действия: тестирование идеи;
  • D — data — данные: сбор информации;
  • I — insights — выводы: верна ли гипотеза.
С помощью HADI-цикла можно тестировать сколько угодно гипотез

Рассмотрим на примере.

Анна планирует открыть кофейню самообслуживания.

Первый этап, гипотезы — H. Анна предполагает, что кофейня привлечет интровертов, которым не нравится общаться с барменом. Поэтому они придут к ней.

Критерий успеха: гипотеза верна, если 70% людей, которые определяют себя как интровертов, скажут, что им хочется ходить в кафе, где не нужно общаться с персоналом.

Второй этап, действия — A. Анна встретилась с 18 представителями целевой аудитории: это интроверты — любители кофе.

Третий этап, данные — D. Анна собирает ответы респондентов и понимает, что 17 людям из 18 понравилась идея и они готовы ходить в такое кафе.

Четвертый этап, выводы — I. Анна делает вывод: гипотеза подтвердилась, продукт, который она придумала, нужен покупателям.

Анна прошла полный цикл, но это не значит, что работа закончилась. Данные, которые получили в рамках первого исследования, помогут сформулировать новую гипотезу. Например, какой ассортимент напитков ожидают увидеть покупатели, сколько они готовы платить. Когда Анна определится с основными характеристиками продукта, можно будет организовать тестовый запуск.

Гипотезу рекомендуют проверять в два этапа: проводить сначала качественное, а потом количественное исследование.

  1. Качественное исследование: провести несколько интервью с потенциальными клиентами, где подробно обсудить, зачем они покупают продукт, в какой ситуации, какую проблему решают с помощью продукта, каких характеристик ждут, что им хотелось бы добавить. Исследование поможет понять, какой продукт нужно делать.
  2. Количественное исследование: нужно проверить выводы качественного исследования на статистически значимой выборке клиентов. Этот вывод можно будет перенести на большую часть целевой аудитории.

Исследование подтвердит или опровергнет предположение, что именно такой продукт нужен большинству покупателей.

Нужно заранее определить критерии, по которым предприниматель решит, подтвердилась ли гипотеза. Это убережет его от неумышленного искажения фактов, субъективного желания объявить, что гипотеза подтвердилась, даже если это не так. Гипотеза может оказаться неправильной — и это нормально. Неверное предположение, которое удалось выявить с помощью тестирования гипотезы, поможет сберечь бизнесу деньги и время.

✅ В течение этого этапа нужно сформулировать гипотезу и проверить ее сначала качественным, потом количественным способами. Если гипотеза подтвердилась, ее можно воплощать в жизнь, если нет — дорабатывать гипотезу и снова ее проверять.

Чек-лист: как выбрать нишу за 6 шагов

Вот что нужно сделать:

  1. Понять, чем вы хотите заниматься, и оценить свои ресурсы. Чтоб выбрать направление бизнеса, можно использовать упражнение «Понимание цели».
  2. Определить перспективность ниши. Для этого нужно оценить спрос. Если он есть или растет, в этой нише можно запускать бизнес. Если спрос небольшой или его нет совсем, придется больше вложиться в рекламу и разработку уникального торгового предложения.
  3. Изучить целевую аудиторию. Это можно сделать, например, с помощью метода Jobs To Be Done.
  4. Изучить прямых и косвенных конкурентов в нише. Это поможет разработать стратегию развития компании: установить цену, определить характеристики продукта, отстроиться от других предложений на рынке, не допустить распространенных ошибок, спланировать маркетинг.
  5. Оценить риски в нише. Риски могут быть глобальными и частными. От глобальных рисков бизнес не застрахован, под них придется подстраиваться. Частных рисков можно избежать или минимизировать их.
  6. Протестировать гипотезу. Это позволит сделать продукт, который нужен покупателям, и сэкономить деньги на том, что клиентам неважно. Тестировать гипотезы можно с помощью HADI-циклов.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Вика Беват
Вика Беват

Вы уже определились с нишей в бизнесе? Делитесь в комментариях


Больше по теме

Новости