Подайте заявку на открытие ИП до 31 октября и получите 6 месяцев бесплатного обслуживания. Подробнее

Новости в телеграме

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Безопасность Редактор: Наталья Турашова

Инструкция: что делать, если конкуренты настраивают рекламу по названию вашей компании

Раньше рекламщики могли безнаказанно настраивать рекламу клиентам по названию конкурентов. Но это время ушло.

Алексей Башук

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Вопрос от читателя: «Захожу в Яндекс, ввожу название своей компании и вижу рекламу моего конкурента. Можно ли что-то с этим сделать?»

Рекламу по чужим названиям могут признать недобросовестной конкуренцией

Раньше рекламщики могли безнаказанно настраивать для своих клиентов контекстную рекламу по названиям конкурентов. Но в прошлом году вышло постановление Пленума Верховного суда: теперь за такую рекламу могут оштрафовать. Вот что написано в Пленуме:

Цитата из постановления Пленума ВС о законности использования названий других компаний или товаров в контекстной рекламе

Формулировка сложная, давайте разбираться. «Средства индивидуализации» — названия компаний в ЕГРЮЛ или названия компаний и товаров, зарегистрированные в Роспатенте как товарные знаки. Закон предусматривает и другие средства индивидуализации, но эти — самые распространенные.

«Недобросовестная конкуренция» — нарушение законов, которые устанавливают правила конкурентной борьбы.

Простым языком: если компания запускает рекламу и использует в качестве ключевых слов названия брендов конкурента или слишком похожие на них слова, это могут признать нарушением.

Что бывает за рекламу по названиям конкурентов

За нарушениями в рекламе следит ФАС — Федеральная антимонопольная служба. Она следит, чтобы предприниматели не нарушали законодательство о рекламе и честно конкурировали между собой.

Когда компания использует в своей рекламе чужой товарный знак, она вредит и правообладателю, и его клиентам. Клиент покупает не тот товар, который планировал, а правообладатель продает меньше товаров, чем мог бы. Радуется только нарушитель.

Если ФАС решит, что реклама недобросовестная, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 100 до 500 тысяч рублей. Эти деньги получит государство.

Потом компания может подать в суд на нарушителя и получить компенсацию за нарушение товарного знака — от 10 тысяч до 5 млн рублей.

Если вы даете рекламу по названию конкурентов, вы рискуете получить такие же штрафы.

Можно ли крутить рекламу по названиям конкурентов

Порядок действий, если заметили такую рекламу у конкурентов

Рассчитывать на помощь ФАС можно только, если права компании на бренд зарегистрированы. Он должен быть зарегистрирован как товарный знак в Роспатенте или хотя бы в ЕГРЮЛ как название компании.

Незарегистрированные названия ФАС защищать не будет, даже если компания начала использовать название раньше конкурента.

Если ваше название зарегистрировано как товарный знак, убедитесь в том, что действие вашего товарного знака распространяется на товары конкурента. В свидетельстве на товарный знак посмотрите, что в перечне товаров и услуг есть нужный вид товаров. Если есть, можно действовать.

1. Связаться с нарушителем и попросить убрать рекламу. Скорее всего, конкурент не знает, что нарушает закон. Попробуйте связаться с ним и попросите убрать рекламу по-хорошему.

Лучше всего написать письмо на электронную почту: звонок нигде не сохранится, а вот копия письма пригодится для будущего заявления в ФАС. В письме можно отправить скриншоты рекламных объявлений и приложить ссылку на эту статью — вместо тысячи слов.

2. Попросить модераторов рекламной площадки заблокировать объявления. Если конкурент не отреагировал на письмо, можно написать претензию рекламной площадке, например Яндексу или Гуглу. Модератор изучит жалобу и, возможно, заблокирует рекламные кампании нарушителя.

Есть нюанс: в оферте на оказание услуг Яндекс.Директа указано, что рекламодатель настраивает объявления самостоятельно и берет всю ответственность за законность рекламы на себя.

Оферта на оказание услуг Яндекс.Директа
Цитата из оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» о том, что ответственность за законность объявлений рекламодатель берет на себя

Поэтому, скорее всего, поисковик в ответ на претензию пришлет стандартный ответ. Там будет сказано, что площадка — всего лишь информационный посредник, и если к рекламе конкурента есть претензии, можно подать на него в суд.

Однако это не повод не писать претензии поисковикам. В моей практике часто бывало так: мы писали полномасштабные претензии, отправляли их не просто модераторам, а в юротдел поисковика, после чего получали все ту же отписку от юротдела, но — какое неожиданное совпадение! — рекламные объявления пропадали из выдачи.

Гугл реагирует на претензии чаще и обычно останавливает объявления нарушителей. Можно заполнить жалобу на незаконное использование товарного знака на сайте. Иногда остановить объявления Гугл соглашается не с первого раза — тогда можно попробовать подать жалобу повторно.

Подать жалобу на незаконное использование товарного знака

Если нарушитель использует ваш товарный знак не только как ключевое слово, но и в заголовке или тексте рекламного объявления, вероятность того, что его заблокируют, сильно повышается.

3. Пожаловаться в антимонопольную службу, чтобы нарушителя оштрафовали. Подавать заявление в ФАС нужно в письменном виде и приложить документы, которые доказывают нарушение.

В заявлении должны быть:

  • название и местонахождение заявителя;
  • название нарушителя;
  • описание фактов нарушения с указанием способа, места и времени размещения рекламы;
  • требования к нарушителю.

По жалобе на конкурента ФАС проводит проверку. При проверке исследуют много факторов, например

Разъяснение ФАС: что считать недобросовестной конкуренцией
  • где использовался товарный знак — только в ключевых словах или еще в тексте объявления;
  • какие товары и услуги предлагают компании: конкурируют ли они, одинаковые ли у них рынки сбыта;
  • получает ли компания какие-то преимущества за счет использования чужого названия;
  • наносит ли одна компания другой убытки или вред деловой репутации;
  • возникает ли смешение между компаниями или их товарами и услугами;
  • известность товарного знака и другие.

Многое зависит от обстоятельств конкретного дела и совокупности факторов, но чем серьезнее нарушение, тем строже наказание.

Если при проверке нарушения подтвердятся, то конкурента заставят остановить рекламу, вынесут предупреждение или оштрафуют его на сумму от 100 до 500 тысяч рублей.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию — в ст. 14.33 КоАП РФ

4. Подать иск в суд, чтобы взыскать компенсацию. Когда ФАС признала нарушение, можно обратиться в суд, чтобы взыскать компенсацию за нарушение права на товарный знак от 10 тысяч до 5 млн рублей. При этом в суде не придется ничего доказывать: ФАС уже доказали нарушение за вас. Вам останется только заявить сумму желаемой компенсации, а дальше суд уже сам решит, сколько будет справедливо взыскать.

Ответственность за незаконное использование товарного знака — в ст. 1515 ГК РФ
В одном из судебных дел с онлайн-сервиса взыскали 999 052 ₽ компенсации. Там онлайн-сервис давал рекламу по названию аналогичного сервиса, зарегистрированному в качестве товарного знака. Компенсацию взыскали большую, потому что нарушитель не только использовал чужое название как ключевое слово, но поставил его в заголовок объявления и крутил такую рекламу почти год.
В другом деле суд взыскал с компании 3 000 000 ₽ компенсации и еще 98 270 ₽ судебных издержек. В этом деле нарушитель сначала пытался отрицать, что вел рекламу, потом — что занимался бизнесом, а затем вообще принес в суд договор, по которому он якобы купил товарный знак у прежнего владельца, и вкатил истцу встречный иск за нарушение того же товарного знака. Суд все эти выкрутасы не оценил и взыскал компенсацию. Дело дошло до Верховного суда, но тот оставил решение в силе.

Если вы не хотите, чтобы конкуренты могли использовать название вашей компании и ее товаров, зарегистрируйте свои названия как товарные знаки в Роспатенте. Тогда с нарушителями, которые настраивают рекламу по названию вашего бренда, можно будет бороться.

Как и зачем регистрировать название компании как товарный знак

Сейчас читают

Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться

С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте

Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.

Узнать подробнее

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

[popup_uchebnik_ip]

[popup]