Более 80% россиян изучают отзывы перед покупкой в интернете, а значит, бизнесу нужно с ними работать: стимулировать клиентов писать комментарии, благодарить за положительные и вовремя реагировать на негативные.
Иногда отзывы могут стать инструментом в нечестной конкурентной борьбе. Острее всего эта проблема стоит на маркетплейсах. Например, в мае ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Как выяснила служба, несколько продавцов объединились и в период с 2023 по 2024 год синхронно поднимали цены и портили рейтинг конкурентов, оставляя под их товарами негативные отзывы.
О том, можно ли удалять отзывы покупателей на маркетплейсе, писали в отдельной статье.
Но получить плохой отзыв можно и на других площадках для продажи товаров или услуг или вообще от сотрудника, а не от клиента. Как действовать в такой ситуации и можно ли удалить отзыв из интернета, разобрались вместе с экспертами.
На что влияют отзывы в интернете
Вот минимум четыре причины, почему стоит работать с отзывами. Отзывы влияют на рейтинг предпринимателя или компании, на решение клиента о покупке, на работу сарафанного радио и на доверие к бизнесу.
Рейтинг предпринимателя или компании. Если мнение о бизнесе оставляют на сайте отзывов, рейтинг будет меняться. Чем больше плохих отзывов получит бизнес, тем ниже в списке он будет.
Низкий рейтинг приводит к уменьшению числа клиентов, а иногда и бизнес-партнеров. Например, к франшизе с низким рейтингом вряд ли захотят присоединяться другие предприниматели.
Решение клиентов о покупке. Например, при сравнении двух похожих товаров на маркетплейсе пользователь скорее выберет тот, у которого лучше отзывы. Особенно если другие покупатели оставили фото или видео с купленным товаром.
Работа сарафанного радио. Потребители обмениваются мнениями о бизнесе или товаре не только в сети. Хорошую вещь или услугу могут обсуждать на работе, детской площадке или в очереди к врачу.
Это работает в обе стороны. Например, отец купил сыну школьный рюкзак модного бренда, а тот порвался через неделю. Отец рассказал об этом в родительском чате — и теперь вряд ли кто-то из класса купит такой рюкзак.
Доверие к бизнесу. Плохие отзывы влияют не только на бизнес, который продает товары или оказывает услуги. Негативные комментарии снижают доверие к инфлюенсерам, блогерам, ютуб-, теле- или радиоканалам.
Негативные комментарии могут подорвать доверие, например, к кулинарному эксперту, рейтинговому агентству, ресторанному критику, блогеру или телеканалу — их мнениям или советам будут доверять реже.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik о том, почему не получал прибыль четыре года
- С какими сложностями сталкиваются предприниматели: шесть историй
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Как остановить текучку кадров и справиться с внутренним кризисом в компании. Опыт Фикуса
- «Переключение контекста — одна из самых дорогих операций в голове». Герман Гаврилов об основах управления
Что делать бизнесу, если получил плохой отзыв
Бороться с плохими отзывами нужно, если они неправдивые или намеренно дискредитируют бизнес.
Вот пошаговая инструкция от эксперта о том, как следует поступить:
- зафиксировать плохой отзыв;
- требовать опровержения или удаления;
- обратиться в суд.
Зафиксировать плохой отзыв. Информацию в интернете легко изменить или удалить. Если дело дойдет до суда, доказать наличие плохого отзыва будет сложно.
Требовать опровержения или удаления. Нужно обратиться к владельцу сайта и потребовать опровергнуть или удалить ложные сведения, которые порочат имя предпринимателя или компании.
Обратиться в суд. Если решить проблему путем переговоров не удалось, можно с помощью юриста составить исковое заявление и обратиться в суд. Далее расскажем, как это сделать.
Как удалить плохой отзыв о компании из интернета
Чтобы заставить сайт удалить плохой отзыв о бизнесе, нужно получить соответствующее решение суда. В делах о защите чести, достоинства и деловой репутации судам нужно установить три факта:
- сведения распространяются;
- информация порочит чью-то репутацию;
- информация недостоверная.
Сведения распространяются. Это значит, что плохой отзыв опубликован в интернете и его увидел хотя бы один человек.
Для этого нужна фиксация отзыва юристом, о которой рассказывали выше.
Информация порочит чью-то репутацию. Важно, чтобы в отзыве были факты, а не оценочное суждение.
Если автор отзыва высказывает свое мнение, скорее всего, суд посчитает это оценочным суждением.
Информация недостоверная. Факт, который указан в отзыве, должен был произойти на самом деле, иначе информация считается недостоверной.
Сайт разместил недостоверный отзыв о бизнесе
Что случилось. На сайте Yell.ru появился недостоверный отзыв о юридической компании «ДЕПЮСТ». Ее обвиняли в мошенничестве, а сотрудников называли неквалифицированными. Компания обратилась в суд.
Суд первой инстанции, апелляция и первая кассация отказали истцу. Верховный суд отменил эти решения и отправил дело на повторное рассмотрение.
Решение суда. Отзыв о юридической компании признали недостоверным и порочащим репутацию бизнеса. Владельцу сайта постановили удалить негативный отзыв.
Если партия товара выпущена с нарушением ГОСТа и об этом написали отзыв, удалить его как недостоверную информацию не получится. Даже если нарушение уже устранили.
Как бизнесу работать с отзывами клиентов
Собрали статьи о том, как отвечать на негативные отзывы, что делать с позитивными отзывами и как правильно давать обратную связь клиентам.
А вам приходилось удалять негативные отзывы о своем бизнесе в сети? Делитесь опытом в комментариях.