Расчетный счет для бизнеса. 2 месяца бесплатного обслуживания, вывод до 400 000 рублей без комиссии на дебетовую карту. Подробнее

Дарья Камалина
Эксперт по валютному контролю Тинькофф Бизнеса

Разработчик выполнил свой первый заказ для иностранной компании, и она перевела ему оплату. Но получить деньги сразу не получится: сначала нужно предоставить документы по сделке в банк, чтобы он провел валютный контроль. Разбираемся, как к нему подготовиться и пройти быстрее.

В статье собрали самое главное, но все равно она получилась большой. Вы можете использовать ее как шпаргалку — сохраняйте в закладках или отправьте себе в удобный мессенджер.

Что такое валютный контроль и зачем он нужен

Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.

Закон о валютном контроле

За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.

Инструкции Центробанка для валютного контроля

Проверка банка — обязательный этап при получении платежа из-за рубежа, даже если он на 1 € или 1 $. Сначала перевод поступает на специальный счет — транзитный. Пока деньги лежат на нем, с ними ничего нельзя сделать.

Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.

Валютный счет: бесплатное ведение счета

Прежде всего, нужно обратить внимание на основной документ. Тут есть три варианта:

  1. Контракт.
  2. Инвойс.
  3. Оферта.

Для каждого из них — свои нюансы, которые мы разберем дальше.

Оплата по контракту

Когда используют контракты. Для сложных сделок или сделок на долгий срок, например на год или больше.

О чем нужно знать. Контракт — то же самое, что и договор. В нем исполнитель вместе с иностранным заказчиком фиксирует основные договоренности по сотрудничеству: порядок работы, сроки оплаты и другие важные условия.

Пример контракта с иностранным заказчиком
Фрагмент контракта на двух языках. Некоторые банки могут требовать русский перевод в обязательном порядке, в Тинькофф он нужен, только если контракт ставится на учет

Почти все контракты можно разделить на четыре типа:

  1. Импортный — когда вы покупаете товары или услуги у иностранцев.
  2. Экспортный — когда вы продаете товары или услуги иностранцам. Если деньги приходят из-за рубежа, чаще всего применяют именно этот тип контрактов.
  3. Смешанный — совмещает в себе разные типы контрактов. Например, к ним относятся контракт финансовой аренды или договор, где одновременно есть экспорт и импорт услуг.
  4. Кредитный договор — когда иностранец дает вам деньги в долг и наоборот.

Универсального шаблона для всех контрактов не существует, все зависит от конкретной ситуации. Иногда банки составляют рекомендации, какую информацию сразу включить в контракт, чтобы валютный контроль пройти быстрее.

Рекомендации Тинькофф Бизнеса по содержанию контрактов

Почему важно следить за суммой контракта. Контракты могут быть с фиксированной суммой или без нее. С фиксированной суммой — это когда конкретная стоимость товара или услуг прописана в документах. Здесь все просто.

Контракты без суммы — это когда вам платят по факту. Например, переводчик перевел один текст, ему в рамках контракта заплатили за него. Потом он перевел еще и снова получил оплату. И вот тут нужно складывать общую сумму контракта — все деньги, которые проходят по контракту.

По контракту без суммы вы получили четыре платежа, каждый — 1 300 000 ₽. Чтобы узнать общую сумму контракта, их нужно сложить:
1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ = 5 200 000 ₽

От суммы контракта зависит, какие документы запросит банк и нужно ли ставить контракт на учет, то есть заранее сообщать банку о нем. На учет надо ставить контракты:

  • от 3 000 000 ₽ — импортный, смешанный, кредитный договор;
  • от 6 000 000 ₽ — экспортный.

Если сумма контракта в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рублях по курсу ЦБ на дату контракта.

Какие документы нужны для платежа. Если сумма по контракту больше 200 000 ₽, кроме него в банк нужно предоставить подтверждающие документы. Они помогают понять банку, что сделка действительно была.

В каждом случае список таких документов отличается. Но обычно это те, что фигурируют в контракте и дополнительных соглашениях к нему. Например, акты или товарные накладные. Если сомневаетесь, уточните пакет документов у своего банка.

Что учесть при работе с контрактами

Общая сумма контрактаТип контрактаНужны ли документы по контрактуНужно ли ставить контракт на учет
До 200 000 ₽ЛюбойНетНет
От 200 000,01 ₽ЛюбойДаНет
От 3 000 000 ₽Кредитный договорДаДа
От 3 000 000 ₽ИмпортныйДа. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документахДа
От 3 000 000 ₽СмешанныйДа. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документахДа
От 6 000 000 ₽ЭкспортныйДа. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документахДа

Если контракт стоит на учете в банке, понадобится еще справка о подтверждающих документах. Ее можно оформить одну на все документы.

Заполнение справки о подтверждающих документах для валютного контроля в личном кабинете Тинькофф Бизнеса
Клиенты Тинькофф Бизнеса заполняют справки о подтверждающих документах прямо в личном кабинете

Оплата по инвойсу

Когда используют. При небольших суммах и разовых сделках.

О чем нужно знать. Инвойс — международное название счета на оплату услуг или товаров. В нем все так же, как в российском счете: пишете, что и для кого делаете, в какой срок, за сколько и когда оплатить.

Пример инвойса при работе с иностранным заказчиком
Пример инвойса за выполненную услугу — дизайн логотипа

Инвойс могут оформлять вместе с контрактом, и тогда он будет подтверждающим документом для этого контракта. Но иногда инвойс может быть основным документом по сделке и заменять контракт. Обычно это бывает при разовых заказах.

В остальном требования и правила здесь такие же, как и по контрактам. Инвойсы редко бывают на крупные суммы, но все равно лучше следить, чтобы они не превышали лимита 6 000 000 ₽. Иначе документ нужно будет поставить на учет.

Какие документы нужны для платежа. Часто при оплате по инвойсу никакие другие документы не нужны. Например, в Тинькофф Бизнесе его достаточно для проведения платежа. Если вы обслуживаетесь в другом банке, условия лучше уточнить, они могут отличаться.

Оплата по оферте

Когда используют. При удаленной работе с крупными корпорациями. Например, с магазинами приложений App Store и Google Play или с биржей фрилансеров Upwork.

О чем нужно знать. Оферта — это предложение о заключении сделки, в котором описаны существенные условия договора. Чтобы работать по оферте, не нужно ничего подписывать. Достаточно просто принять ее условия. Обычно для этого достаточно поставить галочку в личном кабинете или ответить на письмо.

Фрагмент оферты Google Play
Выдержка из оферты Google Play с условиями присоединения к ней

Оферту, как и любой контракт, при достижении определенной суммы платежей нужно ставить на учет:

  • от 3 000 000 ₽ — при импорте услуг;
  • от 6 000 000 ₽ — при экспорте.

Самое сложное в офертах — разобраться, кто кому оказывает услуги. Здесь все не так очевидно, как с обычными контрактами.

Разработчик создает приложения для App Store и Google Play. Кажется, что, раз платят ему, он оказывает услугу и это экспорт. Но это не так. По условиям этих оферт App Store и Google Play размещают приложения у себя, то есть оказывают услугу разработчику. А значит, это импорт.

Чтобы вам не запутаться, мы составили таблицу с основными офертами и указали, какой у них тип.

Типы оферт для популярных международных компаний

ЗаказчикТип оферты
Apple Импорт
BookingЭкспорт
Google PlayИмпорт
Google AdSenseЭкспорт
UpworkИмпорт

Какие документы нужны для платежа. При первом платеже загружают саму оферту, информацию о ней и подтверждающие документы. При последующих платежах достаточно только подтверждающих документов. Это могут быть квитанции или акты.

Платежи по оферте: инструкции от Тинькофф Бизнеса

Как отправить документы в банк

Порядок передачи документов может отличаться в разных банках. В большинстве случаев их принимают в электронном виде. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут все сделать через личный кабинет. А если что-то не догрузилось или специалисты банка попросили дополнительные документы — отправить их прямо в чате.

Список входящих платежей на транзитном счете в личном кабинете Тинькофф Бизнес
Все платежи, которые приходят на транзитный счет, отображаются на вкладке «На подтверждении»
Как пройти валютный контроль в Тинькофф Бизнес
В личном кабинете Тинькофф Бизнеса есть подсказки, которые помогают правильно заполнить форму и пройти валютный контроль

Сроки прохождения валютного контроля

С момента, как валюта пришла на транзитный счет, у компании есть 15 дней на валютный контроль. Если пройти его с опозданием, бизнес могут оштрафовать — максимально на 150 тысяч рублей.

За что налоговая может оштрафовать при валютных операциях

Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня. Например, если документы пришли во вторник, решение должно быть не позже среды, если они поступили в пятницу — не позже понедельника.

Специалисты банка могут отклонить платеж. Обычно это происходит в двух случаях:

  1. Если валютная операция противоречит закону. Например, между резидентами платежи запрещены. Поэтому российской компании не удастся перевести разработчику-соотечественнику оплату в долларах. В этом случае лучше рассчитаться в рублях. Если же платеж был из другой страны, его можно вернуть отправителю.
  2. Если не хватает документов. В этом случае нужно учесть комментарии специалистов банка и отправить платеж на повторную проверку.

Чтобы у вас был запас по времени на исправление возможных недоработок, лучше не откладывать прохождение валютного контроля на последний момент.

Как можно ускорить валютный контроль

Чтобы пройти валютный контроль быстрее, можно сразу учесть требования и рекомендации банка. В первую очередь они будут полезны клиентам Тинькофф Бизнеса, но могут помочь и при взаимодействии с другими банками.

Обязательные требования:

  1. Проверьте, что у вас собран полный пакет документов. Если в контракте упоминаются акт или инвойс, их нужно приложить. Если в контракте есть допсоглашения, их тоже нужно прислать.
  2. Проверьте, что на документах вы и ваш иностранный заказчик поставили подписи и расшифровали их. Если используете печати, они тоже должны быть.
  3. Отсканируйте или сфотографируйте все страницы документа так, чтобы каждый лист был виден целиком, а текст на них хорошо читался.

Дополнительные рекомендации:

  1. Соберите все страницы одного документа в один файл, например в формате pdf, и назовите его по содержанию. Например, «Контракт», «Счет» или «Акт».
  2. Приложите русский перевод контракта, если он есть. При платежах перевод не обязателен, но он может ускорить работу сотрудников банка. Иначе им придется переводить самим, а это займет какое-то время.

При постановке контракта на учет перевод нужен всегда. В Тинькофф Бизнесе его делают бесплатно для клиентов, но на это может уйти несколько дней. Пока перевода нет, контракт на учет поставить нельзя.

Валютный счет от Тинькофф

Удобная работа с валютой:

  • Открытие и обслуживание счета — 0 ₽
  • Конвертация с минимальным отклонением от курса биржи
  • Платежный день до 20:30 мск
Подробнее

Еще по теме

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.