1 декабря 2022 года на конференции Tinkoff eCommerce среди прочих тем обсуждали тренды развития маркетплейсов. Наблюдениями и прогнозами развития российского и зарубежного рынков поделились эксперты:
- Ксения Иванова, шеф-редактор Бизнес-секретов;
- Наталья Белокопытова, руководитель направления eCommerce DHL.
В статье собрали самую важную информацию из выступления экспертов — какие площадки сейчас популярны в России и за рубежом, а также на какие иностранные рынки стоит обратить внимание российским селлерам.
Чтобы посмотреть выступление полностью, зарегистрируйтесь на сайте конференции, и ссылка на запись придет на вашу почту. Это бесплатно.
Подпишитесь на рассылку про маркетплейсы
Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.
Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации
Что происходит на рынке маркетплейсов в России
Маркетплейсы в России сейчас можно условно разделить на три категории: крупные мультитоварные площадки, а также нишевые B2B- и B2C-маркетплейсы.
Лидеры рынка. Топ мультитоварных маркетплейсов в 2022 году — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия. За прошлый год на этих площадках сделали 1,055 млрд заказов с общим оборотом около 1,5 трлн рублей.
В последнее время к лидерам подбирается маркетплейс KazanExpress, который быстро перерастает региональный уровень и предлагает интересные условия для селлеров.
Как выйти на маркетплейс
Мы уже писали о том, как зарегистрироваться и начать продавать на крупнейших маркетплейсах России. Если вы выбираете, куда выходить, или хотите добавить еще один канал продаж, рекомендуем почитать статью о нужной площадке.
А для углубленного изучения можете пройти бесплатные курсы Школы Бизнеса Т-Банк по старту на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете.
Нишевые маркетплейсы. Тренд российского рынка eCommerce — развитие нишевых и региональных маркетплейсов. Это площадки, которые специализируются на продаже определенных категорий товаров. Например, на Flowwow продают цветы и подарки, а в Леруа Мерлен — товары для стройки и ремонта.
У нишевых маркетплейсов есть несколько преимуществ перед универсальными площадками:
- лояльная аудитория со сформированным спросом;
- глубокая экспертиза продавцов и команды площадки;
- качественный сервис;
- активное сообщество вокруг торговой площадки.
Перспективы развития. Ожидается, что в ближайшие 5 лет на российском рынке будет работать более 100 нишевых маркетплейсов — до 20 крупных с оборотами до 1 млрд рублей и до 80 средних площадок.
Глобальные тренды рынка eCommerce
В 2022 году оборот рынка электронной торговли достигнет 1,5 трлн долларов. По одним прогнозам, к 2026 году он достигнет 4,5 трлн долларов, по другим — 9,5 трлн долларов.
В международных масштабах пандемия коронавируса ускорила рост электронной коммерции на четыре-шесть лет — в итоге рынок растет сейчас быстрее, чем прогнозировали.
Тренды глобального рынка eCommerce: омниканальность, персонализация и упрощение воронки.
Омниканальность — это использование всех возможных каналов продаж. Аналитики разработали модель, которая показывает оптимальное распределение усилий на рынке электронной торговли.
![Трехатомная модель развития продаж в онлайн-торговле](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FmtWgn89s-1.png&w=1360&h=1086)
Персонализация предложений. Алгоритмы все тоньше подстраиваются под запросы конкретного покупателя. Это повышает конверсию.
Клиент купил толстовку 46-го размера. В следующий раз сайт или приложение автоматически предложит другую толстовку, но тоже 46-го размера.
Следующий ожидаемый этап развития — дополненная реальность: визуализация товаров на покупателях.
При выборе сережек можно сфотографировать ухо, и алгоритмы наложат на фото сережку — чтобы были понятны размер или цвет и насколько этот товар подходит покупателю.
Упрощение воронки продаж. Требуется все меньше шагов от выбора товара до покупки. Проще говоря, чем меньше кнопок нужно нажать — тем меньше время на раздумья и, как следствие, выше конверсия в покупку. Это актуально не только для селлеров на маркетплейсах, но и для владельцев собственных интернет-магазинов.
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
Какие зарубежные маркетплейсы стоит рассмотреть российским продавцам
Продавцам из России стоит обратить внимание на рынки электронной коммерции Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Турции. В каждой из этих стран есть мультитоварные и нишевые площадки, а также свои нюансы торговли и продвижения товаров.
Стоит учитывать, что для работы на многих зарубежных маркетплейсах нужно местное юридическое лицо. Чтобы решить вопрос с открытием бизнеса в другой стране, стоит обратиться в специализированную консалтинговую компанию или воспользоваться помощью госструктур поддержки предпринимателей. Например, Центр поддержки экспорта Российского экспортного центра бесплатно помогает продавцам выходить на иностранные торговые площадки.
Китайский рынок. Китай перспективен с точки зрения возможных продаж: онлайн-рынок Китая в 10 раз больше США. Более 1 млрд людей покупают товары онлайн.
На китайском рынке есть маркетплейсы, которые охватывают разные кластеры потребителей — бюджетные продажи, среднеценовой сегмент и люксовые товары. Основные площадки онлайн-торговли на территории Китая:
- Taobao — первая крупная онлайн-площадка на рынке Китая. Это мультитоварный маркетплейс с акцентом на бюджетный сегмент. Аудитория — 303 млн посещений в месяц.
- Pinduoduo — бюджетный маркетплейс с широким перечнем товаров. Площадка набрала популярность благодаря сервису совместных покупок. Аудитория — 203 млн посещений в месяц. Основные покупатели— жители отдаленных деревень и городов.
- Tmall — мультитоварный маркетплейс со среднеценовыми и люксовыми товарами. Аудитория — 91 млн посещений в месяц.
- JD.com — прямой конкурент Tmall с более развитой системой складов и логистических решений. Аудитория — 156 млн посещений в месяц.
![Китайский маркетплейс](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252Fm6X8Yvc8-2.png&w=1360&h=861)
Еще в Китае покупают через социальные сети и блогеров. Например, большой популярностью пользуется WeChat, куда заходят 1,2 млрд посетителей в месяц. Платформа включает в себя собственную платежную систему и площадку для торговли.
Турецкий рынок. Турецкий рынок с точки зрения покупательского поведения близок к российскому. Наша страна заинтересована в развитии экспортной торговли на этот рынок, поэтому в Турции работает представительство Российского экспортного центра, которое помогает продавцам из России стартовать на турецких маркетплейсах.
Основные площадки онлайн-торговли на территории Турции:
1. Trendyol — самый популярный маркетплейс в Турции, похожий по формату на Wildberries, Joom и Lamoda. На этой площадке продается 150 млн товаров: одежда, обувь, сумки, косметика и аксессуары. Комиссии зависят от категории продукции: например, на украшения — 5%, а на спорттовары — 20%. Посещаемость — 180,5 млн человек в месяц.
![Турецкий маркетплейс Trendyol](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FkndPLtCx-3.png&w=1360&h=775)
2. Hepsiburada — мультитоварный турецкий маркетплейс. В каталоге более 50 млн товаров в 40 категориях. Посещаемость — 97,3 млн человек в месяц.
3. N11 — еще один популярный мультитоварный маркетплейс и основной конкурент Hepsiburada. Ассортимент насчитывает 14,6 млн товаров — от электроники и одежды до кухонных принадлежностей и ремесленных изделий. Посещаемость — 36,7 млн человек в месяц.
Рынок Арабских Эмиратов и Катара. ОАЭ могут быть перспективным рынком для нишевых и люксовых товаров. В Катаре популярностью пользуются подарки, электроника, товары для красоты и здоровья, видеоигры, книги и автозапчасти.
Для ближневосточного рынка характерна высокая доля покупателей-экспатов. Обычно это клиенты, которые привыкли к высокому уровню сервиса и удобству онлайн-покупок.
Еще один нюанс: товары для продажи в ОАЭ должны физически находиться на территории страны — а значит, при выходе на этот рынок важно учитывать логистику и арендовать склад на месте.
Основные площадки онлайн-торговли для русских селлеров на территории ОАЭ — Amazon и NOON. На сайт NOON из России получится зайти только под VPN.
А какие тренды на маркетплейсах видите вы? Расскажите в комментариях.