1 декабря 2022 года на конференции Tinkoff eCommerce среди прочих тем обсуждали тренды развития маркетплейсов. Наблюдениями и прогнозами развития российского и зарубежного рынков поделились эксперты:
- Ксения Иванова, шеф-редактор Бизнес-секретов;
- Наталья Белокопытова, руководитель направления eCommerce DHL.
В статье собрали самую важную информацию из выступления экспертов — какие площадки сейчас популярны в России и за рубежом, а также на какие иностранные рынки стоит обратить внимание российским селлерам.
Чтобы посмотреть выступление полностью, зарегистрируйтесь на сайте конференции, и ссылка на запись придет на вашу почту. Это бесплатно.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Что происходит на рынке маркетплейсов в России
Маркетплейсы в России сейчас можно условно разделить на три категории: крупные мультитоварные площадки, а также нишевые B2B- и B2C-маркетплейсы.
Лидеры рынка. Топ мультитоварных маркетплейсов в 2022 году — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия. За прошлый год на этих площадках сделали 1,055 млрд заказов с общим оборотом около 1,5 трлн рублей.
В последнее время к лидерам подбирается маркетплейс KazanExpress, который быстро перерастает региональный уровень и предлагает интересные условия для селлеров.
Как выйти на маркетплейс
Мы уже писали о том, как зарегистрироваться и начать продавать на крупнейших маркетплейсах России. Если вы выбираете, куда выходить, или хотите добавить еще один канал продаж, рекомендуем почитать статью о нужной площадке.
А для углубленного изучения можете пройти бесплатные курсы Школы Бизнеса Т-Банк по старту на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете.
Нишевые маркетплейсы. Тренд российского рынка eCommerce — развитие нишевых и региональных маркетплейсов. Это площадки, которые специализируются на продаже определенных категорий товаров. Например, на Flowwow продают цветы и подарки, а в Леруа Мерлен — товары для стройки и ремонта.
У нишевых маркетплейсов есть несколько преимуществ перед универсальными площадками:
- лояльная аудитория со сформированным спросом;
- глубокая экспертиза продавцов и команды площадки;
- качественный сервис;
- активное сообщество вокруг торговой площадки.
Перспективы развития. Ожидается, что в ближайшие 5 лет на российском рынке будет работать более 100 нишевых маркетплейсов — до 20 крупных с оборотами до 1 млрд рублей и до 80 средних площадок.
Глобальные тренды рынка eCommerce
В 2022 году оборот рынка электронной торговли достигнет 1,5 трлн долларов. По одним прогнозам, к 2026 году он достигнет 4,5 трлн долларов, по другим — 9,5 трлн долларов.
В международных масштабах пандемия коронавируса ускорила рост электронной коммерции на четыре-шесть лет — в итоге рынок растет сейчас быстрее, чем прогнозировали.
Тренды глобального рынка eCommerce: омниканальность, персонализация и упрощение воронки.
Омниканальность — это использование всех возможных каналов продаж. Аналитики разработали модель, которая показывает оптимальное распределение усилий на рынке электронной торговли.
Персонализация предложений. Алгоритмы все тоньше подстраиваются под запросы конкретного покупателя. Это повышает конверсию.
Клиент купил толстовку 46-го размера. В следующий раз сайт или приложение автоматически предложит другую толстовку, но тоже 46-го размера.
Следующий ожидаемый этап развития — дополненная реальность: визуализация товаров на покупателях.
При выборе сережек можно сфотографировать ухо, и алгоритмы наложат на фото сережку — чтобы были понятны размер или цвет и насколько этот товар подходит покупателю.
Упрощение воронки продаж. Требуется все меньше шагов от выбора товара до покупки. Проще говоря, чем меньше кнопок нужно нажать — тем меньше время на раздумья и, как следствие, выше конверсия в покупку. Это актуально не только для селлеров на маркетплейсах, но и для владельцев собственных интернет-магазинов.
Какие зарубежные маркетплейсы стоит рассмотреть российским продавцам
Продавцам из России стоит обратить внимание на рынки электронной коммерции Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Турции. В каждой из этих стран есть мультитоварные и нишевые площадки, а также свои нюансы торговли и продвижения товаров.
Стоит учитывать, что для работы на многих зарубежных маркетплейсах нужно местное юридическое лицо. Чтобы решить вопрос с открытием бизнеса в другой стране, стоит обратиться в специализированную консалтинговую компанию или воспользоваться помощью госструктур поддержки предпринимателей. Например, Центр поддержки экспорта Российского экспортного центра бесплатно помогает продавцам выходить на иностранные торговые площадки.
Китайский рынок. Китай перспективен с точки зрения возможных продаж: онлайн-рынок Китая в 10 раз больше США. Более 1 млрд людей покупают товары онлайн.
На китайском рынке есть маркетплейсы, которые охватывают разные кластеры потребителей — бюджетные продажи, среднеценовой сегмент и люксовые товары. Основные площадки онлайн-торговли на территории Китая:
- Taobao — первая крупная онлайн-площадка на рынке Китая. Это мультитоварный маркетплейс с акцентом на бюджетный сегмент. Аудитория — 303 млн посещений в месяц.
- Pinduoduo — бюджетный маркетплейс с широким перечнем товаров. Площадка набрала популярность благодаря сервису совместных покупок. Аудитория — 203 млн посещений в месяц. Основные покупатели— жители отдаленных деревень и городов.
- Tmall — мультитоварный маркетплейс со среднеценовыми и люксовыми товарами. Аудитория — 91 млн посещений в месяц.
- JD.com — прямой конкурент Tmall с более развитой системой складов и логистических решений. Аудитория — 156 млн посещений в месяц.
Еще в Китае покупают через социальные сети и блогеров. Например, большой популярностью пользуется WeChat, куда заходят 1,2 млрд посетителей в месяц. Платформа включает в себя собственную платежную систему и площадку для торговли.
Турецкий рынок. Турецкий рынок с точки зрения покупательского поведения близок к российскому. Наша страна заинтересована в развитии экспортной торговли на этот рынок, поэтому в Турции работает представительство Российского экспортного центра, которое помогает продавцам из России стартовать на турецких маркетплейсах.
Основные площадки онлайн-торговли на территории Турции:
1. Trendyol — самый популярный маркетплейс в Турции, похожий по формату на Wildberries, Joom и Lamoda. На этой площадке продается 150 млн товаров: одежда, обувь, сумки, косметика и аксессуары. Комиссии зависят от категории продукции: например, на украшения — 5%, а на спорттовары — 20%. Посещаемость — 180,5 млн человек в месяц.
2. Hepsiburada — мультитоварный турецкий маркетплейс. В каталоге более 50 млн товаров в 40 категориях. Посещаемость — 97,3 млн человек в месяц.
3. N11 — еще один популярный мультитоварный маркетплейс и основной конкурент Hepsiburada. Ассортимент насчитывает 14,6 млн товаров — от электроники и одежды до кухонных принадлежностей и ремесленных изделий. Посещаемость — 36,7 млн человек в месяц.
Рынок Арабских Эмиратов и Катара. ОАЭ могут быть перспективным рынком для нишевых и люксовых товаров. В Катаре популярностью пользуются подарки, электроника, товары для красоты и здоровья, видеоигры, книги и автозапчасти.
Для ближневосточного рынка характерна высокая доля покупателей-экспатов. Обычно это клиенты, которые привыкли к высокому уровню сервиса и удобству онлайн-покупок.
Еще один нюанс: товары для продажи в ОАЭ должны физически находиться на территории страны — а значит, при выходе на этот рынок важно учитывать логистику и арендовать склад на месте.
Основные площадки онлайн-торговли для русских селлеров на территории ОАЭ — Amazon и NOON. На сайт NOON из России получится зайти только под VPN.
А какие тренды на маркетплейсах видите вы? Расскажите в комментариях.