Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Реалити-шоу владелицы груминг-салонов: «Хочу открыть производство косметики для животных»

Героиня планирует за два месяца разработать линейку уходовых средств и запустить ее в производство


Дарья Гоц

Дарья Гоц

Основательница сети груминг-салонов GROOM и академии груминга

Перед вами — первая серия реалити-шоу с новым героем. В этом формате мы следим, как предприниматель ставит задачу и постепенно идет к ее решению.

Дарья Гоц создала сеть салонов груминга и академию, где обучают грумеров — специалистов по стрижке и уходу за животными. В 2023 году перед героиней стоит задача — с нуля запустить собственную линейку уходовой косметики для животных.

В первой серии рассказываем, как Дарья решила открыть производство косметики для собак и почему это важно для российского рынка груминга.

Коротко о героине реалити-шоу

Героиня реалити-шоу. Меня зовут Дарья Гоц, я основательница сети груминг-салонов GROOM из Екатеринбурга. В 2023 году в нашей сети 85 салонов в России и Казахстане.

Помимо салонов, я развиваю академию груминга, где мы обучаем специалистов по уходу за животными — грумеров. А до конца года планирую запустить производство своей линейки уходовых средств для собак и кошек: шампуней, лосьонов, бальзамов.

Я с одним из наших пушистых клиентов :)

Цифры и факты о компании

БрендGROOM
СфераУслуги груминга, профессиональное обучение грумингу, продажа уходовых средств для животных
Оборот за год154 млн рублей за 2022 год
ГородЕкатеринбург
Территория работыРоссия и Казахстан
Старт работы бизнеса2011
Как найтиСайт

Цель на время реалити-шоу — запустить производство уходовой косметики для животных.

План героини, который она составила 16 марта

Первый заказ на стрижку собак взяла в 13 лет

Грумингом я занимаюсь с детства — с 13 лет я брала заказы на стрижку и уход за животными. В основном это были заказы от владельцев собак, но бывало, что я сотрудничала и с кинологическими клубами Екатеринбурга. За это время я наработала себе репутацию и собрала клиентскую базу.

В 2008 году вместе с мужем мы открыли в Екатеринбурге бизнес по франшизе кредитного брокера — выбрали эту сферу по настоянию супруга. Но этот бизнес-проект мне был не по душе. В том же году случился финансовый кризис, и бизнес вовсе пришлось закрыть.

Мы с мужем остались без заработка и не понимали, что делать дальше. И именно в этот момент мне позвонил старый клиент со времен, когда я занималась грумингом. Он обратился с просьбой взять собаку на стрижку. Тогда я поняла, что это знак: нужно возвращаться к любимому делу.

Сперва я открыла небольшой кабинет груминга при зоомагазине. Работала одна, персонала у меня не было. Да и нанимать, честно говоря, было некого. В 2008 в Екатеринбурге не было нужных мне специалистов, потому что грумингу попросту никто не обучал. Да и сам груминг еще не был популярен, для многих владельцев животных такая услуга считалась чем-то роскошным, из мира богатых людей.

С 2009 по 2011 год бизнес развивался как совместный проект с сетью зоомагазинов Groomroom — под этим брендом открылось пять небольших салонов в Екатеринбурге. В дальнейшем я решила строить бизнес самостоятельно, под собственным брендом GROOM. Так 7 июня 2011 года я открыла свой первый салон.

Столкнулась с предательством команды

В 2012 году казалось, что бизнес уверенно развивается — мы расширились, подготовили грумеров и переехали в более просторное помещение. Но в этот момент случился кризис.

Большая часть сотрудников в сговоре решили уйти и основать свой салон. Думаю, причина была во все возрастающем спросе — они увидели, что груминг востребован и на нем можно хорошо зарабатывать. Для понимания, в то время мой салон вышел на оборот в 850 000 ₽ в месяц.

Для меня такой поступок сотрудников стал предательством. Мало того что я вложила много усилий, чтобы обучить мастеров грумингу, так они еще и забрали базу клиентов. Казалось, что это финал — бизнес остался без сотрудников и клиентской базы.

Оборот салона груминга в 2012 году

НаправлениеОборот в месяц
Продажа косметики для животных150 000 ₽
Обучение грумеров300 000 ₽
Услуги груминга450 000 ₽

В этот момент рядом оказался близкий друг, который нашел правильные слова и вдохновил не сдаваться. Я сделала рассылку по клиентской базе, где рассказала клиентам о случившемся — что из компании украли клиентскую базу, и попросила сообщать о фактах мошенничества и если будут рассылать рекламные предложения от нашего имени.

В сообщении я указала наш телефон, и после рассылки мне позвонили и написали много людей. Меня до глубины души тронула обратная связь. Люди были сильно возмущены таким поступком бывших сотрудников и готовы были и дальше пользоваться услугами GROOM. Клиентов не смущало, что у меня в штате оставались тогда только-только обученные новички-грумеры.

Я буквально гуглила, что такое франчайзинг, прямо во время разговора

В тот же период поступил звонок, в котором меня спросили, не продаю ли я франшизу груминг-салона. Тогда я не сталкивалась с таким форматом бизнеса. Я буквально гуглила, что такое франчайзинг, прямо во время разговора. Но это направление меня заинтересовало — появилось понимание, что именно так можно дальше масштабировать бизнес. Я решила дальнейший бизнес строить по франшизной модели.

В 2023 под брендом GROOM сложилась целая бизнес-экосистема: это 88 салонов, которые открыты по франшизе в разных городах России и в Казахстане.

Кроме салонов, у нас есть пять действующих академий груминга с лицензией министерства образования — в Екатеринбурге, Сургуте, Норильске, Первоуральске и Уфе. За годы развития академия стала настоящей кузницей кадров для всей сети салонов. Многие выпускники продолжают работать в салонах сети или открывают собственные кабинеты груминга — по франшизе GROOM или самостоятельно.

Еще я стала автором учебника-энциклопедии по грумингу. Экземпляр книги хранится в Российской государственной библиотеке.

В Академии груминга мы набираем небольшие группы, чтобы учебный процесс проходил комфортно и эффективно
Ученики Академии обучаются стрижке и уходу на практике

В 2022 столкнулись с дефицитом косметики из-за перебоев в поставках

Владельцы салонов груминга тратят на косметику для животных от 3 до 10% от оборота. Я так уверенно говорю, потому что вижу это по аналитике своих салонов.

Например, в среднем по нашей сети, если у салона оборот в один миллион рублей, на косметику для животных владелец тратит как минимум 30 000 ₽. Часть этой косметики салоны используют в работе грумеров, а часть — продают владельцам животных для домашнего ухода.

До 2022 наши салоны работали в основном на зарубежной косметике. Мы подсчитали, что доля импортной косметики в сети GROOM составляла до 95%. В России, конечно, есть производители профессиональной косметики для животных, но их немного. Я знаю двух, но это небольшие производства с ограниченным ассортиментом и объемом продукции. Конкурировать с зарубежными производителями им сложно.

Первые проблемы с поставками косметики мы заметили в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса. Из-за карантинных мер нарушались цепочки поставок, и уже тогда мы ощущали дефицит зарубежных уходовых средств для животных. К началу 2021 поставки более-менее восстановились, и на какое-то время мы выдохнули. Но только на год.

После весны 2022 года дефицит в уходовых средствах снова вернулся и снова из-за перебоев с логистикой. Наши франчайзи и владельцы других груминг-салонов боялись, что больше не смогут покупать привычные средства, и хотели закупить впрок. В наших салонах клиенты могут купить косметику, на которой мы сами работаем, и использовать ее для домашнего ухода. Чтобы как-то ограничить ажиотажный спрос и сохранить запасы косметики для работы наших грумеров, нам пришлось временно поднять цены на косметику в три раза.

На весну 2023 года ситуация с поставками импортной косметики чуть лучше. Во многом поставки налажены через параллельный импорт, плюс часть зарубежных брендов так и не ушли с российского рынка. Но серьезные перебои с поступлением косметики из-за рубежа по-прежнему чувствуются.

Для работы с питомцами мы используем специализированные столы на подъемнике, которые регулируются для удобства грумера, а также специальные ванны, предназначенные для животных
Наши мастера изучают зоопсихологию — благодаря этому они умеют находить общий язык даже с самыми капризными животными и формировать положительное отношение питомца к грумингу

Безопасность косметики — забота грумеров и владельцев салонов

Вторая проблема, которую я остро ощущаю на рынке в 2023 году, — качество самой косметики. Косметика для животных не подлежит обязательной сертификации. Это значит, к качеству средств для животных нет строгих требований по составу со стороны государства. Сфера производства товаров для животных практически не регулируется.

Производитель может добровольно оформить сертификат качества, к примеру, на кремы и шампуни для животных. Но скорее он это делает для повышения конкурентоспособности своей марки — чтобы показать покупателям, что его средства безопасны.

Грубо говоря, производитель может смешать все что угодно, разлить в тару и продавать. Вдобавок из-за отсутствия требований к производству и составу косметики появляется еще одна проблема. Порой у производителя на выходе получаются товары разного качества в пределах нескольких партий. К примеру, один и тот же шампунь, сделанный в сентябре и в марте, может существенно отличаться по качеству.

Поделюсь случаем. В течение восьми лет мы использовали средства одного американского бренда — бренд был известный и пользовался хорошей репутацией.

Однажды мы получаем поставку и идем с коллегой тестировать шампунь. Обычно мы сначала сами изучаем косметику: пеним средство в руках, оцениваем консистенцию и запах. Без этого этапа новое средство мы не используем в салонах на животных.

Отдали образцы на лабораторное исследование — в косметике обнаружилась синегнойная палочка

Когда грумер намылил шампунь в руках, средство сразу же вызвало сомнения — неприятно пахло, как будто что-то стухло. Мы отдали образцы на лабораторное исследование. В косметике обнаружилась синегнойная палочка — очень опасный возбудитель болезней для животных. Представить страшно, что могло бы случиться, если бы мы начали использовать эту косметику в салонах. Хорошо, что мы вовремя заметили, что с этим шампунем что-то не так.

Получается, за безопасность косметики для животного ответственность несут в первую очередь грумеры и владельцы груминг-салонов, которые закупают средства для работы. Если косметика испорчена и после процедуры в салоне животное пострадает, виноваты мы.

Пытаемся выпускать косметику на аутсорсе, чтобы не зависеть от зарубежных брендов

В 2023 ситуация в бизнесе складывается следующая. Салоны и академия работают, сеть растет, и вроде бы все в порядке. Но из-за перебоев с поставками косметики и постоянным тестированием каждой партии мне, как владельцу, нужно всегда быть наготове — думать, как сделать так, чтобы моя команда работала на качественной косметике, а сама косметика всегда была в салонах в нужных количествах. Все это убеждает меня в одном — хочу свое производство профкосметики для животных.

В 2020 я впервые попробовала запустить производство косметики. Своих ресурсов для запуска у меня не было, поэтому я обратилась за помощью на аутсорс — нашла несколько производителей косметики для животных. Выбрала одного подрядчика и вместе с ним начала разрабатывать формулы продуктов, буквально сидя бок о бок в лаборатории.

Отношения с подрядчиком складываются так себе.

Первые пилотные партии товаров нам нравились по качеству, поэтому мы решились на более масштабные заказы. Но уже в следующие несколько недель, когда мы получили поставки, качество косметики ухудшилось. Мы это поняли по запаху — средства неприятно пахли.

Мы вернули товар с конкретными претензиями и вопросами. Производитель уверил нас, что качество исправят. Но затем пришла еще одна бракованная партия. Так, к примеру, качество и эффект от увлажняющих масок совсем не соответствовали тому, что мы утверждали и разрабатывали. С этим поставщиком мы прекратили сотрудничество.

После мы пытались поработать еще с одним производством. Но там согласование формул, объемов и дизайна упаковки заняло порядка года. А когда мы уже наконец согласовали, случился март 2022 года и производитель выкатил ценник в 2,5 раза выше, чем мы оговаривали изначально.

Мы обратились к третьему производителю. Этот подрядчик работает медленно, поставки приходится ждать несколько месяцев. К тому же он не может обеспечить большие объемы производства. Тех партий, что мы получаем, недостаточно даже для внутренних потребностей нашей сети, что уж говорить о продаже косметики клиентам.

На весну 2023 года текущий производитель и обеспечивает порядка 30% наших потребностей в косметике. Остальное по-прежнему занимают импортные поставки — в основном по параллельному импорту.

Импортные товары из-за усложненной логистики стали дороже. За три месяца наши расходы на закупку выросли на 20%. Это прямо сказывается на нашей конечной прибыли. Кроме того, часть некогда привычных брендов прекратила поставки в Россию. Работать становится все сложнее.

Обратилась к правительству региона и получила поддержку на запуск производства

Изначально у меня не было в планах запускать производство с нуля. Я думала, что продолжу работать с подрядчиками на аутсорсе.

Весной 2022 года на фоне паники и дефицита средств для животных я написала о проблеме министру науки и промышленности Свердловской области Сергею Пересторонину. Рассказала, что нехватка косметики будет большой проблемой для всего рынка груминга в России.

Чуть позже он пригласил меня на встречу, чтобы обсудить варианты решения ситуации. Разговор был деловым и коротким, буквально 15 минут. Но на нем мне предложили запустить собственное производство косметики для животных здесь, в Екатеринбурге. И тем самым заместить импорт зарубежных средств.

Сергей Пересторонин обещал помочь с проектом. Регион выделяет участок под строительство лаборатории и помогает спроектировать инженерную инфраструктуру. Я согласилась. Для меня и моего бизнеса это вызов, ведь наша сфера далека от производства. Поэтому такой проект делать собственными силами страшно, но безумно интересно.

Задача на время реалити-шоу: выпустить первую партию косметики

Проект запуска производства состоит из двух этапов:

  • Обустройство лаборатории и открытие небольшого опытного производства.
  • Строительство и запуск полноценного производственного комплекса.

В первом полугодии 2023 я хочу открыть лабораторию и запустить тестовое производство. Про запуск комплекса пока рано думать.

Уже готов план и 3D-макет завода с лабораторией и питомником, но это пока отдаленная перспектива — как минимум без готовой и протестированной линейки средств

На первый этап мы закладываем 6 млн рублей. Это полностью мои инвестиции. На них мы планируем открыть лабораторию, разработать и протестировать линейку продуктов, а также запустить тестовое производство. Для масштабирования проекта и запуска полноценной производственной линии будем искать инвесторов, в том числе государственных.

На старте мы разработаем несколько базовых средств:

  • суперочищающий шампунь;
  • увлажняющий шампунь;
  • универсальный кондиционер;
  • два спрея для укладки — против образования колтунов и с антистатик-эффектом.

Это те средства, которые чаще других нужны нам в работе. Они закрывают основные потребности клиентов в уходе за питомцами.

К качеству косметики у меня строгие требования.

Не вызывать аллергии у животного. Чтобы решить проблему безопасности, мы планируем пройти сертификацию всей разрабатываемой линейки товаров. Нам важно не просто разработать безопасные и эффективные средства по уходу за животными, а еще и подтвердить это качество лабораторными тестами, клиническими испытаниями и подтверждающими сертификатами.

Увлажнять кожу животного. Здесь важно, чтобы шампунь правильно увлажнял кожу, не вызывал пересыхания и поддерживал защитные функции кожи. Если не увлажнять после очищения, это скажется на здоровье животного. По опыту, с сухой кожей есть вероятность развития вторичной инфекции.

Промывать загрязнения с первого раза. У животных совсем другая, более плотная секреция кожи, нежели у людей. Поэтому обычные человеческие шампуни для собак и кошек не подходят. Средство для животного должно учитывать специфику кожи животного и смывать грязь сразу же. Это поможет поддерживать эффект блестящей и шелковистой шерсти, которая не электризуется и не собирает на себя пыль и грязь.

Чтобы косметика отвечала моим требованиям, я привлеку на проект опытного технолога. По опыту сотрудничества с подрядчиками, разработка формул — самое сложное. С поиском качественного сырья для производства тоже непросто, но об этом я расскажу отдельно, в следующих выпусках.

План на ближайшие две недели: найти технолога на производство

Моя ближайшая задача — до конца марта найти технолога в сфере разработки косметики для животных. Я уже начала искать специалиста и поняла, что задача не так проста, как кажется.

Сильные и востребованные профессионалы уже заняты в других бизнесах, в первую очередь на крупных косметических производствах. Мне важно, чтобы технолог для этого бизнес-проекта был мне партнером и единомышленником. Это важно, чтобы мы смогли сделать действительно качественную линейку продуктов.

В марте мы искали технолога через публикацию вакансии на сайтах по поиску работы. Это помогло найти несколько крутых кандидатов, с которыми я проведу собеседования.

Еще в конце марта я поеду в Москву на премию «Бизнес-Успех». Это большое деловое мероприятие, в котором участвуют собственники бизнесов и чиновники федерального уровня.

В рамках премии «Бизнес-Успех» проходят деловые встречи и презентации бизнес-проектов из разных регионов. Для меня это возможность пообщаться с коллегами-предпринимателями и найти потенциальных партнеров и инвесторов для проекта.

План на первый этап реалити-шоу

ЗадачаЧто сделать
1.Найти технолога для разработки косметических формулРазместить резюме на сайтах по поиску вакансий.
Провести собеседования
2.Участвовать в премии «Бизнес-Успех»Пообщаться с другими предпринимателями и федеральными чиновниками.
Найти возможных партнеров и идеи для инвестиций в проект производства косметики

Другие выпуски реалити-шоу с Дарьей

О задаче и шагах героини читайте в статьях:

Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости