Перед вами — первая серия реалити-шоу с новым героем. В этом формате мы следим, как предприниматель ставит задачу и постепенно идет к ее решению.
Дарья Гоц создала сеть салонов груминга и академию, где обучают грумеров — специалистов по стрижке и уходу за животными. В 2023 году перед героиней стоит задача — с нуля запустить собственную линейку уходовой косметики для животных.
В первой серии рассказываем, как Дарья решила открыть производство косметики для собак и почему это важно для российского рынка груминга.
Коротко о героине реалити-шоу
Героиня реалити-шоу. Меня зовут Дарья Гоц, я основательница сети груминг-салонов GROOM из Екатеринбурга. В 2023 году в нашей сети 85 салонов в России и Казахстане.
Помимо салонов, я развиваю академию груминга, где мы обучаем специалистов по уходу за животными — грумеров. А до конца года планирую запустить производство своей линейки уходовых средств для собак и кошек: шампуней, лосьонов, бальзамов.
Цифры и факты о компании
Цель на время реалити-шоу — запустить производство уходовой косметики для животных.
План героини, который она составила 16 марта
Первый заказ на стрижку собак взяла в 13 лет
Грумингом я занимаюсь с детства — с 13 лет я брала заказы на стрижку и уход за животными. В основном это были заказы от владельцев собак, но бывало, что я сотрудничала и с кинологическими клубами Екатеринбурга. За это время я наработала себе репутацию и собрала клиентскую базу.
В 2008 году вместе с мужем мы открыли в Екатеринбурге бизнес по франшизе кредитного брокера — выбрали эту сферу по настоянию супруга. Но этот бизнес-проект мне был не по душе. В том же году случился финансовый кризис, и бизнес вовсе пришлось закрыть.
Мы с мужем остались без заработка и не понимали, что делать дальше. И именно в этот момент мне позвонил старый клиент со времен, когда я занималась грумингом. Он обратился с просьбой взять собаку на стрижку. Тогда я поняла, что это знак: нужно возвращаться к любимому делу.
Сперва я открыла небольшой кабинет груминга при зоомагазине. Работала одна, персонала у меня не было. Да и нанимать, честно говоря, было некого. В 2008 в Екатеринбурге не было нужных мне специалистов, потому что грумингу попросту никто не обучал. Да и сам груминг еще не был популярен, для многих владельцев животных такая услуга считалась чем-то роскошным, из мира богатых людей.
С 2009 по 2011 год бизнес развивался как совместный проект с сетью зоомагазинов Groomroom — под этим брендом открылось пять небольших салонов в Екатеринбурге. В дальнейшем я решила строить бизнес самостоятельно, под собственным брендом GROOM. Так 7 июня 2011 года я открыла свой первый салон.
Столкнулась с предательством команды
В 2012 году казалось, что бизнес уверенно развивается — мы расширились, подготовили грумеров и переехали в более просторное помещение. Но в этот момент случился кризис.
Большая часть сотрудников в сговоре решили уйти и основать свой салон. Думаю, причина была во все возрастающем спросе — они увидели, что груминг востребован и на нем можно хорошо зарабатывать. Для понимания, в то время мой салон вышел на оборот в 850 000 ₽ в месяц.
Для меня такой поступок сотрудников стал предательством. Мало того что я вложила много усилий, чтобы обучить мастеров грумингу, так они еще и забрали базу клиентов. Казалось, что это финал — бизнес остался без сотрудников и клиентской базы.
Оборот салона груминга в 2012 году
В этот момент рядом оказался близкий друг, который нашел правильные слова и вдохновил не сдаваться. Я сделала рассылку по клиентской базе, где рассказала клиентам о случившемся — что из компании украли клиентскую базу, и попросила сообщать о фактах мошенничества и если будут рассылать рекламные предложения от нашего имени.
В сообщении я указала наш телефон, и после рассылки мне позвонили и написали много людей. Меня до глубины души тронула обратная связь. Люди были сильно возмущены таким поступком бывших сотрудников и готовы были и дальше пользоваться услугами GROOM. Клиентов не смущало, что у меня в штате оставались тогда только-только обученные новички-грумеры.
Я буквально гуглила, что такое франчайзинг, прямо во время разговора
В тот же период поступил звонок, в котором меня спросили, не продаю ли я франшизу груминг-салона. Тогда я не сталкивалась с таким форматом бизнеса. Я буквально гуглила, что такое франчайзинг, прямо во время разговора. Но это направление меня заинтересовало — появилось понимание, что именно так можно дальше масштабировать бизнес. Я решила дальнейший бизнес строить по франшизной модели.
В 2023 под брендом GROOM сложилась целая бизнес-экосистема: это 88 салонов, которые открыты по франшизе в разных городах России и в Казахстане.
Кроме салонов, у нас есть пять действующих академий груминга с лицензией министерства образования — в Екатеринбурге, Сургуте, Норильске, Первоуральске и Уфе. За годы развития академия стала настоящей кузницей кадров для всей сети салонов. Многие выпускники продолжают работать в салонах сети или открывают собственные кабинеты груминга — по франшизе GROOM или самостоятельно.
Еще я стала автором учебника-энциклопедии по грумингу. Экземпляр книги хранится в Российской государственной библиотеке.
В 2022 столкнулись с дефицитом косметики из-за перебоев в поставках
Владельцы салонов груминга тратят на косметику для животных от 3 до 10% от оборота. Я так уверенно говорю, потому что вижу это по аналитике своих салонов.
Например, в среднем по нашей сети, если у салона оборот в один миллион рублей, на косметику для животных владелец тратит как минимум 30 000 ₽. Часть этой косметики салоны используют в работе грумеров, а часть — продают владельцам животных для домашнего ухода.
До 2022 наши салоны работали в основном на зарубежной косметике. Мы подсчитали, что доля импортной косметики в сети GROOM составляла до 95%. В России, конечно, есть производители профессиональной косметики для животных, но их немного. Я знаю двух, но это небольшие производства с ограниченным ассортиментом и объемом продукции. Конкурировать с зарубежными производителями им сложно.
Первые проблемы с поставками косметики мы заметили в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса. Из-за карантинных мер нарушались цепочки поставок, и уже тогда мы ощущали дефицит зарубежных уходовых средств для животных. К началу 2021 поставки более-менее восстановились, и на какое-то время мы выдохнули. Но только на год.
После весны 2022 года дефицит в уходовых средствах снова вернулся и снова из-за перебоев с логистикой. Наши франчайзи и владельцы других груминг-салонов боялись, что больше не смогут покупать привычные средства, и хотели закупить впрок. В наших салонах клиенты могут купить косметику, на которой мы сами работаем, и использовать ее для домашнего ухода. Чтобы как-то ограничить ажиотажный спрос и сохранить запасы косметики для работы наших грумеров, нам пришлось временно поднять цены на косметику в три раза.
На весну 2023 года ситуация с поставками импортной косметики чуть лучше. Во многом поставки налажены через параллельный импорт, плюс часть зарубежных брендов так и не ушли с российского рынка. Но серьезные перебои с поступлением косметики из-за рубежа по-прежнему чувствуются.
Безопасность косметики — забота грумеров и владельцев салонов
Вторая проблема, которую я остро ощущаю на рынке в 2023 году, — качество самой косметики. Косметика для животных не подлежит обязательной сертификации. Это значит, к качеству средств для животных нет строгих требований по составу со стороны государства. Сфера производства товаров для животных практически не регулируется.
Производитель может добровольно оформить сертификат качества, к примеру, на кремы и шампуни для животных. Но скорее он это делает для повышения конкурентоспособности своей марки — чтобы показать покупателям, что его средства безопасны.
Грубо говоря, производитель может смешать все что угодно, разлить в тару и продавать. Вдобавок из-за отсутствия требований к производству и составу косметики появляется еще одна проблема. Порой у производителя на выходе получаются товары разного качества в пределах нескольких партий. К примеру, один и тот же шампунь, сделанный в сентябре и в марте, может существенно отличаться по качеству.
Поделюсь случаем. В течение восьми лет мы использовали средства одного американского бренда — бренд был известный и пользовался хорошей репутацией.
Однажды мы получаем поставку и идем с коллегой тестировать шампунь. Обычно мы сначала сами изучаем косметику: пеним средство в руках, оцениваем консистенцию и запах. Без этого этапа новое средство мы не используем в салонах на животных.
Отдали образцы на лабораторное исследование — в косметике обнаружилась синегнойная палочка
Когда грумер намылил шампунь в руках, средство сразу же вызвало сомнения — неприятно пахло, как будто что-то стухло. Мы отдали образцы на лабораторное исследование. В косметике обнаружилась синегнойная палочка — очень опасный возбудитель болезней для животных. Представить страшно, что могло бы случиться, если бы мы начали использовать эту косметику в салонах. Хорошо, что мы вовремя заметили, что с этим шампунем что-то не так.
Получается, за безопасность косметики для животного ответственность несут в первую очередь грумеры и владельцы груминг-салонов, которые закупают средства для работы. Если косметика испорчена и после процедуры в салоне животное пострадает, виноваты мы.
Пытаемся выпускать косметику на аутсорсе, чтобы не зависеть от зарубежных брендов
В 2023 ситуация в бизнесе складывается следующая. Салоны и академия работают, сеть растет, и вроде бы все в порядке. Но из-за перебоев с поставками косметики и постоянным тестированием каждой партии мне, как владельцу, нужно всегда быть наготове — думать, как сделать так, чтобы моя команда работала на качественной косметике, а сама косметика всегда была в салонах в нужных количествах. Все это убеждает меня в одном — хочу свое производство профкосметики для животных.
В 2020 я впервые попробовала запустить производство косметики. Своих ресурсов для запуска у меня не было, поэтому я обратилась за помощью на аутсорс — нашла несколько производителей косметики для животных. Выбрала одного подрядчика и вместе с ним начала разрабатывать формулы продуктов, буквально сидя бок о бок в лаборатории.
Отношения с подрядчиком складываются так себе.
Первые пилотные партии товаров нам нравились по качеству, поэтому мы решились на более масштабные заказы. Но уже в следующие несколько недель, когда мы получили поставки, качество косметики ухудшилось. Мы это поняли по запаху — средства неприятно пахли.
Мы вернули товар с конкретными претензиями и вопросами. Производитель уверил нас, что качество исправят. Но затем пришла еще одна бракованная партия. Так, к примеру, качество и эффект от увлажняющих масок совсем не соответствовали тому, что мы утверждали и разрабатывали. С этим поставщиком мы прекратили сотрудничество.
После мы пытались поработать еще с одним производством. Но там согласование формул, объемов и дизайна упаковки заняло порядка года. А когда мы уже наконец согласовали, случился март 2022 года и производитель выкатил ценник в 2,5 раза выше, чем мы оговаривали изначально.
Мы обратились к третьему производителю. Этот подрядчик работает медленно, поставки приходится ждать несколько месяцев. К тому же он не может обеспечить большие объемы производства. Тех партий, что мы получаем, недостаточно даже для внутренних потребностей нашей сети, что уж говорить о продаже косметики клиентам.
На весну 2023 года текущий производитель и обеспечивает порядка 30% наших потребностей в косметике. Остальное по-прежнему занимают импортные поставки — в основном по параллельному импорту.
Импортные товары из-за усложненной логистики стали дороже. За три месяца наши расходы на закупку выросли на 20%. Это прямо сказывается на нашей конечной прибыли. Кроме того, часть некогда привычных брендов прекратила поставки в Россию. Работать становится все сложнее.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Обратилась к правительству региона и получила поддержку на запуск производства
Изначально у меня не было в планах запускать производство с нуля. Я думала, что продолжу работать с подрядчиками на аутсорсе.
Весной 2022 года на фоне паники и дефицита средств для животных я написала о проблеме министру науки и промышленности Свердловской области Сергею Пересторонину. Рассказала, что нехватка косметики будет большой проблемой для всего рынка груминга в России.
Чуть позже он пригласил меня на встречу, чтобы обсудить варианты решения ситуации. Разговор был деловым и коротким, буквально 15 минут. Но на нем мне предложили запустить собственное производство косметики для животных здесь, в Екатеринбурге. И тем самым заместить импорт зарубежных средств.
Сергей Пересторонин обещал помочь с проектом. Регион выделяет участок под строительство лаборатории и помогает спроектировать инженерную инфраструктуру. Я согласилась. Для меня и моего бизнеса это вызов, ведь наша сфера далека от производства. Поэтому такой проект делать собственными силами страшно, но безумно интересно.
Задача на время реалити-шоу: выпустить первую партию косметики
Проект запуска производства состоит из двух этапов:
- Обустройство лаборатории и открытие небольшого опытного производства.
- Строительство и запуск полноценного производственного комплекса.
В первом полугодии 2023 я хочу открыть лабораторию и запустить тестовое производство. Про запуск комплекса пока рано думать.
На первый этап мы закладываем 6 млн рублей. Это полностью мои инвестиции. На них мы планируем открыть лабораторию, разработать и протестировать линейку продуктов, а также запустить тестовое производство. Для масштабирования проекта и запуска полноценной производственной линии будем искать инвесторов, в том числе государственных.
На старте мы разработаем несколько базовых средств:
- суперочищающий шампунь;
- увлажняющий шампунь;
- универсальный кондиционер;
- два спрея для укладки — против образования колтунов и с антистатик-эффектом.
Это те средства, которые чаще других нужны нам в работе. Они закрывают основные потребности клиентов в уходе за питомцами.
К качеству косметики у меня строгие требования.
❗ Не вызывать аллергии у животного. Чтобы решить проблему безопасности, мы планируем пройти сертификацию всей разрабатываемой линейки товаров. Нам важно не просто разработать безопасные и эффективные средства по уходу за животными, а еще и подтвердить это качество лабораторными тестами, клиническими испытаниями и подтверждающими сертификатами.
❗ Увлажнять кожу животного. Здесь важно, чтобы шампунь правильно увлажнял кожу, не вызывал пересыхания и поддерживал защитные функции кожи. Если не увлажнять после очищения, это скажется на здоровье животного. По опыту, с сухой кожей есть вероятность развития вторичной инфекции.
❗ Промывать загрязнения с первого раза. У животных совсем другая, более плотная секреция кожи, нежели у людей. Поэтому обычные человеческие шампуни для собак и кошек не подходят. Средство для животного должно учитывать специфику кожи животного и смывать грязь сразу же. Это поможет поддерживать эффект блестящей и шелковистой шерсти, которая не электризуется и не собирает на себя пыль и грязь.
Чтобы косметика отвечала моим требованиям, я привлеку на проект опытного технолога. По опыту сотрудничества с подрядчиками, разработка формул — самое сложное. С поиском качественного сырья для производства тоже непросто, но об этом я расскажу отдельно, в следующих выпусках.
План на ближайшие две недели: найти технолога на производство
Моя ближайшая задача — до конца марта найти технолога в сфере разработки косметики для животных. Я уже начала искать специалиста и поняла, что задача не так проста, как кажется.
Сильные и востребованные профессионалы уже заняты в других бизнесах, в первую очередь на крупных косметических производствах. Мне важно, чтобы технолог для этого бизнес-проекта был мне партнером и единомышленником. Это важно, чтобы мы смогли сделать действительно качественную линейку продуктов.
В марте мы искали технолога через публикацию вакансии на сайтах по поиску работы. Это помогло найти несколько крутых кандидатов, с которыми я проведу собеседования.
Еще в конце марта я поеду в Москву на премию «Бизнес-Успех». Это большое деловое мероприятие, в котором участвуют собственники бизнесов и чиновники федерального уровня.
В рамках премии «Бизнес-Успех» проходят деловые встречи и презентации бизнес-проектов из разных регионов. Для меня это возможность пообщаться с коллегами-предпринимателями и найти потенциальных партнеров и инвесторов для проекта.
План на первый этап реалити-шоу
Другие выпуски реалити-шоу с Дарьей
О задаче и шагах героини читайте в статьях:
Героиня статьи получила деньги от правительства на запуск производства. Расскажите, получали ли вы помощь от государства?