Фуд-трак — мобильный формат точки питания. В отличие от кафе владелец фуд-трака может менять локацию, чтобы найти больше трафика и заказов, а вместе с ними и прибыль. Вдобавок запустить фуд-трак-бизнес дешевле — в среднем инвестиции в фуд-трак втрое меньше по сравнению с расходами на открытие кафе.
Об опыте в запуске бизнеса спросили владельца и бренд-шефа сети Bros Burritos в Санкт-Петербурге — Константина Антонова и Артура Гошева.
Чек-лист «Как открыть фуд-трак»
Шаги из статьи собрали в короткий чек-лист. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет ничего не забыть при открытии фуд-трака.
Шаг 1. Выбрать формат и концепцию кухни
От формата и концепции зависят все последующие шаги подготовки: какое оборудование закупить, какое меню составить и на какую аудитории рассчитывать. Поэтому выбор формата фуд-трака и кухни — первое, о чем стоит задуматься.
Выбор формата. Есть два формата фуд-трака: стационарный и выездной. Стационарный фуд-трак работает на одном месте. Например, стоит у торгового центра или набережной. Выездной — работает на ярмарках, фестивалях и мероприятиях. У него нет постоянного места стоянки, владелец ищет мероприятия, договаривается с организаторами на участие и выезжает к месту проведения.
Выбор кухни. Ориентируйтесь на ключевой критерий кухни для фуд-трака — скорость приготовления блюд. Гости стоят на улице в ожидании блюда, и если затягивать с приготовлением, есть риск потерять клиентов — они просто не вернутся в следующий раз. Оптимально, если среднее время отдачи не превышает 8 минут.
«Время отдачи, формат фуд-трака и выбор кухни связаны напрямую. К примеру, обжаривать котлету и собирать бургер дольше, чем приготовить хот-дог или картошку фри. Если вы планируете продавать бургеры в стационарном фуд-траке, это хороший вариант. Есть прогнозируемое количество заказов, поток гостей относительно равномерный и спокойный. Повар успеет отдать заказ за 8 минут и при этом не скопить огромную очередь.
Но если вы нацелены выезжать только на фестивали с многотысячной аудиторией, у вас просто не будет 8 минут на бургер. Вы рискуете собрать очередь из заказов и недовольных покупателей. В этом случае есть смысл выбирать концепцию кухни, где готовить блюда можно за 3—4 минуты».
Артур Гошев
Бренд-шеф сети Bros Burritos
При выборе концепции можно обратиться к опыту мирового стритфуда. Посмотрите, какие фуд-траки работают в разных городах и странах, проанализируйте нишу в вашем городе и регионе: какие фуд-траки есть сейчас, какую кухню они предлагают, сможете ли вы за схожие деньги предлагать более качественную еду.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Регистрировать бизнес не обязательно на этапе идей. Сделать это можно и позже. Официальное оформление бизнеса состоит из нескольких шагов.
Выбрать форму бизнеса — ООО или ИП. Если вы планируете открыть фуд-трак вместе с партнером, стоит выбрать ООО. Это позволит разделить риски и предотвратить споры. Если партнера нет, лучше выбрать ИП. Для стартапа и проверки бизнес-идеи это наиболее удобный формат, потому что облегчает работу с налогами и отчетностью.
Подробно про регистрацию бизнеса рассказали в статьях:
Выбрать систему налогообложения. Выбор системы налогообложения зависит от формы бизнеса. Начинающему ООО подойдет для работы один вариант — упрощенная система налогообложения, УСН. У предпринимателя выбор шире. Он может выбрать между УСН и патентом, а иногда совмещать сразу обе.
Есть еще третья система — ОСН, общая система налогообложения, но в рамках начинающего фуд-трак-бизнеса мы ее не рассматриваем. На ней больше всего налогов и отчетности, она больше подходит для среднего и крупного бизнеса.
Разница УСН и патента в том, что на патенте бизнес платит фиксированный налог, а на УСН налог зависит от доходов и расходов бизнеса. При этом цена патента на один и тот же вид деятельности отличается в зависимости от региона.
Проверить стоимость патента в конкретном регионе можно в сервисе налоговой службы.
Подробнее о налогах ИП и ООО мы написали в статьях:
Выбрать код ОКВЭД. Этот код нужно указать в заявлении на регистрацию бизнеса. Для фуд-траков подойдет основной ОКВЭД 56.10.
Если бизнес планирует заниматься другими направлениями, например продавать сувениры или мерч, при регистрации бизнеса необходимо указать дополнительные коды ОКВЭД под каждый вид деятельности.
Допустим, предприниматель решил напечатать и продавать в фуд-траке брендированные открытки, наклейки и термокружки. Его основной ОКВЭД — 56.10, а в качестве дополнительных 74.82 — розничная торговля открытками, сувенирами и 22.9 — производство прочих пластмассовых изделий, включая сувениры.
Шаг 3. Разработать меню
Меню зависит от формата фуд-трака, но в любом случае оно должно быть небольшим. Если фуд-трак совмещает стационарный и выездной форматы, под каждый формат меню должно быть разным. Например, в будние дни фуд-трак работает у торгового центра, в выходной выезжает на городскую ярмарку. В такой ситуации сложно сбалансировать кухню и сделать ее универсальной.
Разберем возможные меню для стационарного и выездного фуд-трака.
В стационарном фуд-траке у предпринимателя больше свободы. Блюда можно готовить чуть дольше, и это дает больше возможностей для разнообразия. Тем не менее раздувать меню не стоит. У гостей нет времени изучать меню на нескольких страницах, а у вас нет времени это готовить. Все, что вы продаете, должно уместиться на окошке фуд-трака крупным шрифтом. К тому же вы ограничены по площади хранения, и разместить много продуктов просто негде.
Для стационарного фуд-трака оптимальное количество позиций — до 15 блюд, не считая напитки.
«Часто фуд-траки работают на готовых полуфабрикатах. Например, покупают булочки, сосиски. Это уже готовые продукты, которые остается быстро подогреть, за секунды поджарить, и блюдо готово.
Есть фуд-траки, которые готовят блюда из собственных полуфабрикатов: сами заготавливают мясо, котлеты. Работать с ними дольше, а сам процесс важно отточить до мелочей, чтобы готовить полуфабрикат быстро и качественно».
Артур Гошев
Бренд-шеф сети Bros Burritos
При выездном формате на фестивали с тысячей человек важна оптимизация процессов вплоть до секунд. Основной принцип — чем больше мероприятие, тем меньше меню.
Для выездного фуд-трака оптимально до 8 позиций меню, но тут все же стоит отталкиваться от формата мероприятия. Если оно крупное, на десятки тысяч людей, есть смысл и вовсе сократить меню до 5 позиций.
Если до старта фуд-трак-бизнеса вы не работали поваром и у вас нет опыта разработки меню, стоит обратиться к профессионалу. Например, к шеф-повару одного из заведений вашего города. Он поможет составить список блюд, которые подойдут под вашу концепцию и будут отвечать критериям под разный формат фуд-траков.
Шаг 4. Выбрать фургон или автомобиль для фуд-трака
Есть два основных типа фуд-траков — оборудованный под фуд-трак автомобиль и готовый фуд-трак-фургон.
Автомобиль, оборудованный под фуд-трак. Главный плюс такого формата — мобильность. Фуд-трак может самостоятельно доезжать до локации. Это удобно для выездного формата. Некоторые российские производители предлагают уже готовый фуд-трак на основе «газели». В ином случае, скорее всего, придется вложиться в доработку автомобиля.
Как отмечают предприниматели, у фуд-трака есть существенный минус — он не рассчитан на постоянное размещение большого веса внутри салона: оборудования, продуктов, персонала.
«Первый фуд-трак Bros Burritos начал работу в 2015 году, когда еще не было специализированных фуд-трак-фургонов. За основу мы взяли автомобиль „рено“ и переделали под фуд-трак: обшили изнутри нержавеющей сталью, установили оборудование.
Кажется, что это удобно, — у тебя есть фуд-трак, который сам себя везет. Это лишь на первый взгляд. Технически такой автомобиль не был рассчитан на то, что туда встанет столько оборудования, продуктов, еще и персонал. В итоге это приводило к частым поломкам. Каждый ремонт — расходы. Уже позже, с появлением специализированных фургонов, мы заменили автомобиль на фургон».
Константин Антонов
Совладелец сети Bros Burritos
В 2023 году средние расходы на покупку и переоборудование авто для фуд-трака — от 1 млн рублей.
Фуд-трак-фургон. Фургон менее мобильный, чем автомобиль. Он выглядит как небольшой вагон, без кабины.
Чтобы разместить фургон на нужной локации, его нужно туда перевезти. Сделать это на личном легковом авто не получится. У водителя должна быть категория С и опыт транспортировки фургонов.
«Не стоит обращаться за перевозкой фуд-трака к знакомым, кто когда-то водил авто с обычным прицепом. Речь о трехтонном фургоне с оборудованием и продуктами. Для водителя без должного опыта риск попасть в ДТП увеличивается в разы. Обращайтесь к профи».
Константин Антонов
Совладелец сети Bros Burritos
В некоторых городах есть служба фуд-трак-такси. Стоимость услуг зависит от региона. Например, в Петербурге в 2022 году перевезти фуд-трак в среднем стоит 6000 ₽ в пределах города. При выездном формате работы эти затраты необходимо учитывать при расчете бизнес-модели.
Для современных фуд-траков все чаще выбирают именно фургоны. Их основное преимущество — они полностью подготовлены и заточены именно под фуд-трак-бизнес. Предпринимателю не нужно тратить деньги на переоборудование, а это экономит инвестиции и время на запуск бизнеса.
В начале 2023 года средняя цена на новый фуд-трак-фургон начинается от 800 000 ₽.
Вне зависимости от типа фуд-трака его нужно зарегистрировать в ГИБДД. Процедура не отличается от постановки на учет личного автомобиля. Если покупаете новый фуд-трак, российские производители часто берут на себя вопросы с оформлением и получением ПТС.
При покупке б/у фуд-трака процесс регистрации тот же, что и при покупке
Шаг 5. Купить оборудование
Тип и количество оборудования зависят от выбранной концепции и меню. Для мобильной кофейни со сладостями и фуд-трака с бургерами и пиццей нужен разный комплект оборудования. Рассмотрим общие принципы при выборе оборудования.
Учитывать место и будущий рост бизнеса. В фуд-траке каждый сантиментр площади имеет значение. Если вы только начинаете бизнес и закладываете покупку компактного оборудования, учитывайте, что с развитием бизнеса и ростом заказов вам может понадобиться более крупная техника, а ставить ее будет некуда.
«Наглядный пример. Предприниматель покупает небольшой гриль. Он подгоняет под него стол, ставит такую же компактную вытяжку. Вроде бы все расчитал, все разместил, лишнего места в фуд-траке нет.
Но вот через три месяца бизнес растет и поток заказов становится больше. Маленький гриль не справляется, и предприниматель решает ставить новый, где он сможет поджарить враз не один, а уже три блюда. И тут проблема — ставить новый гриль некуда, нет места. В итоге, чтобы поставить одну единицу оборудования, надо переделать половину фуд-трака. Вместо расходов лишь на новый гриль бизнес платит куда больше».
Артур Гошев
Бренд-шеф сети Bros Burritos
Рассмотреть покупку б/у оборудования. Это позволит снизить расходы на запуск. В фуд-траке нет ничего из оборудования, что в обязательном порядке должно быть новым. Гриль, кофемашины, холодильники — выгоднее брать с рук. Разница в цене с новыми может составлять до 100—200%.
При покупке б/у техники стоит обращать внимание на качественные дорогие бренды. Не стоит экономить и покупать оборудование, которое даже в новом виде стоит значительно дешевле, чем то, что есть на рынке. Скорее всего, оно прослужит недолго, придется его ремонтировать или часто обновлять. Это может привести к простоям и в конечном счете выйдет дороже.
Шаг 6. Выбрать место и договориться об аренде
Место — одно из главных критериев успеха фуд-трак-бизнеса. От количества трафика зависит поток заказов и прибыль бизнеса. Разберем, где и как может встать фуд-трак в зависимости от его формата и типа земли.
Стационарный фуд-трак может встать на коммерческой и муниципальной земле. В обоих случаях предприниматель должен заключить с владельцем земли договор аренды. Встать в любой точке города и работать без договора аренды нельзя.
Коммерческая земля — площадь, которая принадлежит бизнесу. Например, парковка торгового или бизнес-центра. Эта территория принадлежит владельцу ТЦ, и, чтобы договориться об аренде, достаточно поговорить с владельцем ТЦ, узнать условия и заключить договор.
Часто для владельцев коммерческой земли даже выгодно сдавать ее в аренду под фуд-трак. С одной стороны, это дополнительный трафик. Клиент фуд-трака может заинтересоваться ТЦ и зайти внутрь. С другой — он сдает площадь не внутри торгового центра, а снаружи. То есть это та земля, которая в принципе не приносила доход. Но теперь он может сдавать участок в аренду.
Как правило, при аренде на коммерческой земле ее владелец помогает провести электричество в фуд-трак. Это удобно, потому что при аренде на муниципальной земле вопрос с проведением электричества предприниматель решает самостоятельно.
Муниципальная земля — та, что принадлежит городу, региону. Например, набережная или городская площадь. Здесь процесс с договором аренды сложнее. Тонкости могут меняться в зависимости от региона, но в целом процесс схож.
Прежде чем заключить договор аренды с городом, предприниматель участвует в торгах. При этом нельзя взять под аренду любой участок, который тебе нравится. В городе есть определенные земельные участки, которые предназначены для нестационарной торговли. Арендовать можно только их.
Минус в том, что участков ограниченное количество и они могут быть заняты. Или участок есть, но его недостаточно для парковки фуд-трака. Допустим, на набережной есть свободные 6 кв. м. Этого достаточно для палатки с кофе, но мало для фуд-трака. Минимальная площадь под аренду фуд-трака — 20 кв. м.
Стоимость аренды муниципальной земли в каждом регионе своя, и разброс достаточно большой. Так, в Санкт-Петербурге в 2022 году аренда места под фуд-трак стоила от 15 000 до 150 000 ₽ в месяц.
На практике начинающему предпринимателю удобнее арендовать место на коммерческой земле. Процесс заключения договора аренды быстрее и проще.
Для выездного формата договор аренды места не нужен. Это тот случай, когда фуд-трак может вставать без договора, но по договоренности с организатором мероприятия. Поэтому здесь важнее вопрос — как найти мероприятие для работы фуд-трака.
Условия участия фуд-трака в фестивалях, ярмарках и других городских мероприятиях разные. Многое зависит от формата мероприятия, рассмотрим несколько из них.
Фестиваль или ярмарку могут организовать частные компании или государство. В обоих случаях предприниматель, как правило, платит взнос за участие. Взнос варьируется от 30 000 до 150 000 ₽. Это может быть не фиксированная плата, а процент от прибыли.
«Попасть на мероприятие бесплатно можно, зависит от условий организаторов. Бывает, что предприниматель за участие в фестивале договаривается отдать организаторам определенное количество порций. Такой обмен — кормишь организаторов и вставай бесплатно.
Конечно, не всегда предприниматель может окупать взнос. Промахи случаются. К примеру, фестиваль оказался неинтересным, и пришло мало гостей, или банально испортилась погода — пошел дождь, или подул сильный ветер.
Хоть как-то спрогнозировать прибыль с мероприятия поможет опыт коллег. Узнайте у владельцев фуд-трака, кто уже участвовал в подобных фестивалях, про окупаемость участия. Посмотрите, как реагирует аудитория фестиваля в его соцсетях, есть ли ажиотаж на билеты, насколько интересна программа.
Узнайте, сколько еще фуд-траков будет на празднике. Фестиваль может быть успешным, но помните, что количество гостей ограничено. Одно дело, еслина 10 000 гостей стоит 5 фуд-траков, другое — если их 25 и конкуренция за клиента куда выше».
Константин Антонов
Совладелец сети Bros Burritos
Искать мероприятия для участия можно самостоятельно: просматривать городские афиши, звонить организаторам и предлагать услуги фуд-трака. Другой вариант — искать запросы на фуд-траки в соцсетях в тематических группах. Одна из таких групп во Вконтакте — Food Truck Russia. Еще в группе можно обсудить с другими владельцами фуд-траков детали организации бизнеса.
«Если вы — новичок и про ваш бренд мало кто знает, подготовьте презентацию для организаторов мероприятий. Включите в презентацию меню, описание концепции. Если презентация понравится, вероятность, что организаторы обратят внимание и пригласят на фестиваль, возрастает».
Константин Антонов
Совладелец сети Bros Burritos
Другой вариант — частное мероприятие. Например, компания устраивает выездной тимбилдинг за городом, семейный отдых для сотрудников или закрытую конференцию. У организаторов нет задачи заработать на фуд-траке. Он нужен, чтобы участники мероприятия могли перекусить. Организаторы договариваются с предпринимателем, когда и куда приехать, при этом они не платят дополнительно за приглашение, а предприниматель не оплачивает стоянку фургона. Фуд-трак встает на мероприятии, продает участникам еду и получает прибыль с заказов.
Шаг 7. Нанять персонал
В найме сотрудников для фуд-трака нет специфики. Формально процессы ничем не отличаются от найма персонала в кафе или ресторан.
Хорошо, если у владельца фуд-трака есть опыт работы поваром. Он знает, как подобрать меню, как построить процесс приготовления блюд, где закупить и рассчитать ингредиенты, как расставить оборудование. Это позволит сэкономить на привлечении стороннего специалиста для работы с меню. Вдобавок сам владелец может первое время работать на заказах и готовить блюда. Но это идеальная картина, в действительности предприниматель может запустить бизнес и без опыта работы на кухне.
«По моему опыту оплата сотрудника фуд-трака не меньше той, которая есть в кафе и ресторанах его города. Порой она может быть и выше, потому что работать в кафе все же комфортнее, чем в фуд-траке».
Константин Антонов
Совладелец сети Bros Burritos
Подробнее о том, как найти сотрудников и оформить с ними трудовой договор, можно узнать в статье об открытии кафе.
Шаг 8. Собрать документы для запуска и подготовить фуд-трак к открытию
В плане законодательства для фуд-трак-бизнеса нет отдельных норм и требований. На фуд-траки распространяются те же правила, что и при запуске кафе. Поэтому список документов для подготовки будет одинаковым.
Подробнее о списке документов и как их получить, мы спросили юристов:
Изучить список документов для открытия точки общепита стоит заранее, чтобы собирать их постепенно на разных этапах подготовки бизнеса к старту. Это позволит сэкономить время и не простаивать, когда фуд-трак уже готов открыться, но нужно ждать справки и разрешения.
Как быстро окупаются вложения в бизнес
Окупаемость бизнеса сложно предсказать заранее. Многое зависит от начальных инвестиций, выбора меню, места и времени запуска. К примеру, открываться в конце весны выгоднее, потому что летом спрос на еду и напитки навынос выше, и есть шанс окупить вложения уже к началу осени.
На окупаемость еще влияют риски, которые заранее сложно предусмотреть. Для фуд-трака, особенно выездного, всегда есть риск попасть в ДТП. Еще может повлиять погода — например, лето в этом году будет дождливым и ветреным, отменятся фестивали, на которые предприниматель планировал попасть.
Средние расходы на запуск фуд-трак-бизнеса в начале 2023 года
Можно сэкономить и поискать готовый бизнес. В среднем на момент написания статьи цена готового бизнеса — от 700 000 ₽. Если же вы захотите сменить концепцию, скорее всего, придется менять оформление, оборудование и перестраивать фуд-трак под себя. В конечном счете может оказаться, что купить новый фуд-трак выгоднее, чем переделывать готовый бизнес под себя.
Что важно запомнить
- Концепция, меню и расходы на запуск во многом зависят от формата фуд-трака. Всего их два — выездной и стационарный. Прежде чем планировать запуск и выбирать меню, определитесь, в каком формате будет работать фуд-трак.
- При регистрации бизнеса предпринимателю с фуд-трак-бизнесом подойдет упрощенная система налогообложения или патент, основной код ОКВЭД — 56.10.
- Главный критерий при разработке меню — скорость отдачи блюд. Оптимально, если она не превышает 8 минут для стационарного формата. Для выездного формата скорость отдачи блюд еще выше — до 5 минут.
- В меню не должно быть много позиций. В среднем для фуд-трака стоит ограничить меню 15 позициями.
- Есть два типа фуд-траков — оборудованный под фуд-трак автомобиль и готовый фуд-трак-фургон. Выгоднее начинать с готового фуд-трак-фургона.
- На старте можно использовать б/у оборудование. Но важно выбирать дорогие бренды, а не пытаться сэкономить еще больше и брать б/у технику, которая и в новом состоянии стоит недорого относительно рынка.
- Стоянка стационарного фуд-трака может быть на муниципальной или коммерческой земле. Для начинающего предпринимателя удобнее выбирать место на коммерческой земле.
- Выездной фуд-трак может работать без договора аренды. Такой фуд-трак участвует в мероприятиях по приглашению организаторов или договаривается самостоятельно.
- При запуске бизнеса ориентируйтесь на нормы и требования для стационарных кафе. Список документов для фуд-трак-бизнеса такой же, как для кафе.
Блюда какой кухни вы бы выбрали для продажи в фуд-траке?
Здравствуйте.
Мы рекомендуем сначала подобрать места для стоянки и работы. Затем посмотреть — частная или муниципальная эта территория.
После связаться с владельцем или муниципалитетом и узнать об условиях ведения бизнеса.
Также есть
карта Росреестра — https://pkk5.rosreestr.ru/
, в которой можно посмотреть кадастровый номер. И по нему найти владельца.
Выездной фуд-трак может работать без договора аренды. Все таки есть какие-то советы по поиску «хозяина земли»? У меня планируется не фут-трак, а трак аренды для отдыха на природе. Сейчас вожу всё на личной легковушке, Оборудование перетаскиваю на себе в кучу (внешний вид далеко не эстетичный). Вот и ищу информацию, как и где быстро найти хозяина и договориться с землей, тем более в СБ я могу быть у озера в одной области, а на следующий день, на опушке леса соседней области. ИП уже оформлено, думаю и выбираю формат ТРАКа как некое помещение-офис. Если есть какой-то опыт поиска и быстрых договоров — с удовольствием почитаю.