Каждый день в стране регистрируются все новые товарные знаки. Придумать название своему бизнесу или продукту становится сложнее. В агентствах нейминг может стоить до миллиона рублей, не каждый предприниматель осилит такую сумму, особенно на старте.
В статье рассказали, как можно придумать название бизнесу самостоятельно.
Каким должно быть название бренда
У имени бренда есть несколько функций:
- отстраивает от конкурентов. Название компании или продукта в идеале должно отличаться от аналогичных названий в нише. Так потенциальному покупателю будет легче выделить бизнес из числа конкурентов и сделать выбор;
- позволяет бренду запомниться. Чем легче запомнить название, тем меньше средств придется тратить на маркетинг: название остается в памяти потенциальных покупателей, при следующем контакте с продуктом покупатель выберет уже знакомое и известное имя;
- выстраивает ассоциации с брендом в сознании людей. Часто название уже говорит о каких-то свойствах бренда. Например, когда человек слышит название ЖК «Первая линия», у него сразу есть ассоциация с домом у реки в непосредственной близости от берега.
Ассоциативный ряд можно сразу задать названием бренда, а можно придумать абстрактное название. Тогда придется выстроить маркетинговую и рекламную стратегию так, чтобы в голове потребителя связались имя бренда и род его деятельности. Как правило, такой подход требует больше расходов на маркетинг.
В целом нет жестких правил, как нужно придумывать имя бренду. Но есть несколько основных принципов, на которые стоит опираться в названии для бизнеса. Расскажем, каким оно должно быть.
Кратким, запоминающимся. Если человек услышит название бизнеса в рекламе, в разговоре со знакомыми или прочитает о компании в статье, он должен легко запомнить название. Так, когда у него возникнет потребность в продукте или услуге, он должен легко вспомнить и ввести название в поисковик.
Легко произносимым. Название должно легко читаться и быть благозвучным. Если оно будет сложным в произношении, сарафанный маркетинг будет работать плохо: трудно будет устно передать название бренда.
Понятным для целевой аудитории. Ассоциации, которые вызывает название, должны быть в рамках культурного кода аудитории, люди должны понимать, о чем им хотели сказать.
Не должно вызывать неправильных ассоциаций. У жителей одной страны или одной культурной общности есть набор устойчивых ассоциаций. Поэтому иногда даже безобидное на первый взгляд слово может показаться неоднозначным или вовсе негативным.
Уникальным. Название бизнеса лучше всего зарегистрировать, чтобы у владельцев бизнеса были права на товарный знак. В реестре Роспатента зарегистрировано очень много названий. Если имя бизнеса будет совпадать с одним из существующих, получить регистрацию не удастся. А если не регистрировать название, владелец аналогичного может подать в суд за то, что кто-то использует его торговый знак.
Как придумать название для бизнеса или продукта
Название — это часть позиционирования бренда на рынке. То есть имя тоже работает на создание образа продукта или компании в глазах потребителя. Если у бренда есть выстроенное позиционирование, подготовительную работу можно пропустить, она уже сделана. Если же позиционирование не проработано, подготовку к неймингу можно сделать в три шага:
- Собрать информацию о конкурентах.
- Изучить целевую аудиторию.
- Проанализировать свой продукт.
Собрать информацию о конкурентах. Нужно понять, какие наименования есть в вашей нише. Таким образом, когда вы будете придумывать свое название, оно будет уникальным и не нарушит ничьих прав.
В городе N существует несколько магазинов обуви, их названия такие: «Мир обуви», «Магия обуви», «Обувной квартал», «Пара обуви». После изучения конкурентов предприниматель понимает, что со словом «обувь» на рынке слишком много названий, и решает идти по ассоциациям в другую сторону. Он регистрирует название «Шаг вперед». Оно намекает покупателям, что тут продается обувь, и отстраивает магазин от конкурентов.
Изучить целевую аудиторию. Название всегда должно быть понятно вашей аудитории. Поэтому нужно составить ее портрет. В портрете будут социально-демографические данные: пол, возраст, регион проживания, образование, уровень дохода. Важно изучить интересы и привычки целевой аудитории, чтобы знать, на каком языке говорить с ней и как придумать название в ее картине мира.
Если ЦА — это люди с высшим образованием и широким кругозором, название может быть довольно сложным: можно использовать англицизмы, латинские корни, культурные ассоциации. Если продукт адресован детям, название должно быть максимально простым. Когда ЦА бренда — молодежь, можно брать слова из лексикона их субкультуры.
Проанализировать свой продукт. Важно понять, какие у продукта уникальные характеристики, которые отличают его от конкурентов. Это можно использовать в названии.
Бренд производит фруктовый чай. И чайный лист, и фрукты выращиваются во Вьетнаме. Это можно подчеркнуть в названии, бренд будет называться «Вьетчай».
Название может зависеть и от того, в каком ценовом сегменте компания работает или продается продукт. Если это недорогой бренд, название может быть веселым, использовать юмор. Бренд из верхней ценовой категории обычно имеет более серьезное название.
Есть два магазина канцелярии, один называется «Веселый ежик», другой — «Консул». Потребителю сразу понятно, что в первом он может купить недорогой товар, а во втором найдет элитную канцелярию и письменные принадлежности, которые можно купить для бизнес-подарка.
Когда провели подготовительную работу, можно приступать к неймингу. Его можно организовать в формате мозгового штурма. Помните: чтобы придумать название, не нужно собирать профессионалов-копирайтеров или криейторов. Можно просто пригласить заинтересованных людей: партнеров по бизнесу и ключевых сотрудников. Лучше, чтобы в мозговом штурме участвовали люди творческого склада, так идей будет больше, а критики меньше.
Какие приемы можно использовать, чтобы придумать название
Иногда бывает сложно подступиться к процессу нейминга, поэтому можно использовать готовые приемы. Вот из чего можно сделать название:
Фамилия собственника. Если фамилия владельца компании или его партнера благозвучна и не сильно распространена, можно вынести ее в название бренда. Это намекает на то, что основатель компании лично отвечает за качество продукта. Пользоваться этим приемом хорошо, когда предприниматель развивает свой личный бренд или собирается делать это.
Например, бренд ОВСЯННИКОВ выпускает парфюмированное мыло и крем для ресторанов и гостиниц. Владелец бизнеса Павел Овсянников активно ведет соцсети, рассказывает о себе и своем производстве. Клиенты прочно ассоциируют продукт и его производителя.
Аббревиатура или акроним. Название можно получить, если взять первые буквы каждого слова в предложении. Например, так образовано название МТС, оно расшифровывается как «Мобильные телесистемы».
Акроним — это вид аббревиатуры, которую можно прочитать слитно: не как набор букв, а как слово. Например, кофейня называется «ОСМОС», это акроним. Осмос — это не выдуманное слово, оно обозначает физическое явление. Но в названии зашифрованы Олег и Светлана Москвины и Ольга Самойлова — это основатели бизнеса. Такие названия легче произносить и запоминать, а еще их легче будет зарегистрировать в Роспатенте.
Яркий образ. Такой нейминг работает через ассоциацию: человек видит название и мысленно связывает его с брендом.
Примеры: магазин бытовой химии «Белый кот», детская парикмахерская «Лапочка», кафе «Сытый мишка», салон этнических украшений Island Beauty.
Выдуманный населенный пункт. Это может быть название условной деревни, города или страны. Оно должно намекать на продукт компании.
Примеры: молоко «Вкуснотеево», магазин посуды Kuchenland, мороженое «Вкусландия», молочные продукты «Сарафаново».
«Лучше не использовать аббревиатуры и названия с указанием на реальные географические объекты: по умолчанию Роспатент считает, что такие названия не обладают различительной способностью. Например, наименование „Альшань“ совпадает с названием поселка. В итоге Роспатент отказывает в регистрации по большей части таких заявок».
Алексей Башук
Патентный поверенный, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Рифмы и ритм. Простые рифмованные слоги всегда хорошо запоминаются. Можно использовать звукоподражание: вспомнить, какой звук может быть связан с продуктом или услугой. Например, название парикмахерской «Чио Чио» — это звук стригущих ножниц.
Можно придумать рифму к вашему продукту и вынести это словосочетание в название, например «Пират-мармелад». Важно помнить, что названия, которые основываются на игре слов или рифме, всегда ассоциируются с простым, дешевым, «народным» продуктом или товарами для детей.
Перевод на иностранный язык. Можно придумать несколько простых названий, которые первыми приходят на ум, и перевести их на иностранный язык. Важно, чтобы слова получились простыми и понятными вашей аудитории. Примеры: кафе уличной еды Eat me now, барбершоп Brother, салоны маникюра и педикюра 4 hands.
Есть некоторые приемы, которые лучше не использовать в нейминге:
- ругательства или похожие на них слова. Роспатент, скорее всего, не пропустит название вроде «РОКК ЕБОЛ»;
- отсылки к произведениям литературы, искусства и науки. У произведения может быть правообладатель, который вправе аннулировать товарный знак через Палату по патентным спорам;
- юмор — стоит использовать осторожно. Часть аудитории может вас неправильно понять, так как чувство юмора у всех разное. Например, не всем покажутся удачными название для магазина нижнего белья «СчастЛивчик» или для оптики — «Слепая курица». К тому же шутки в названии обычно характеризуют продукт как дешевый и массовый. Если продукт относится к средней или высокой ценовой категории, от юмора лучше отказаться совсем.
Если название не удается официально зарегистрировать, предприниматель попадает в непростую ситуацию. Он вкладывает деньги в развитие бренда, а конкуренты могут безнаказанно использовать этот бренд для своего бизнеса и ответственности за это не понесут.
Сервисы для генерации названия
Чтобы придумать название, можно использовать специальные сервисы и нейросети. Важно помнить, что готовый результат вы вряд ли получите. Но искусственный интеллект может подсказать новые ассоциации, свежие идеи, которые не сразу придут в голову. Так что их можно использовать как вспомогательный инструмент.
Нейросетей, которые можно использовать для генерации названий, существует масса. Мы дадим три, которыми пользуются наши эксперты.
ChatGPT. Для этой нейросети важно сформулировать четкий запрос: описать продукт, его основные характеристики и УТП, перечислить ключевые позиции в ассортименте, если это магазин, рассказать про аудиторию, обозначить, каким должно быть название.
Пример запроса: «Придумай 10 вариантов названий для магазина игрушек. Там будут продаваться умные развивающие игрушки для младенцев. Наша аудитория — родители, которые хотят воспитать ребенка-гения, и те, кто хочет сделать дорогой подарок. Название должно быть русским и состоять из одного слова».
Гервин. Это отечественная нейросеть, которая позволяет создавать тексты на русском языке. В Гервине есть несколько шаблонов, то есть стандартных заданий для нейросети: написание статьи, поста в соцсеть, сценария видео. Нейминга среди шаблонов нет, поэтому нужно составлять запрос в шаблоне для текста.
Пример запроса: «Придумай 25 названий стоматологической клиники, учитывая следующие условия:
- Неологизм.
- На английском языке.
- Одно слово.
- Без использования корней „дент“, „стоматолог“, „стом“, „мед“, dent, clinic, stom, med.
Название должно легко произноситься на русском. Может иметь отношение к улыбке, уверенности, яркости, красоте, здоровью».
Namelix. Специализированный инструмент, который поможет придумать название для бизнеса. Основной минус — работает только на английском языке. Тем не менее Namelix можно использовать не только для нейминга на английском, но и для поиска ассоциаций для русских названий.
Для запроса можно использовать несколько ключевых слов или ассоциаций. Например, для зоомагазина можно составить запрос так: pet shop, pet, cat, dog, pet food.
Какие названия можно, а какие нельзя использовать с точки зрения закона
Не каждое название можно зарегистрировать, фантазия предпринимателя будет ограничена законом. Вот какие наименования могут не пройти в Роспатенте.
- название противоречит принципам гуманности или нормам морали. Например, оно содержит нецензурное, оскорбительное слово или выражение, пусть даже и мягкое, такое как «обалдеть»;
- если используют названия произведений искусства, цитаты из них, имена персонажей. Например, назвать кафе «Любовь и голуби» нельзя, так как это название фильма;
- если название обманчиво дает понять, что бизнес связан с государством, то есть используются слова «федеральный», «российский», «государственный» или сокращения от этих слов. Например, нельзя назвать фастфуд «Роскотлета», если государство не имеет отношения к этому бизнесу;
- названия, которые содержат слова «самый», «лучший», «первый», «единственный» и прилагательные в превосходной степени. Свое первенство нужно подтвердить, иначе ФАС может решить, что бизнес сообщает недостоверную информацию, и оштрафовать;
- названия, которые обозначают конкретный товар или услугу, нельзя будет зарегистрировать. Например, название магазина «Пряники» не может принадлежать кому-то одному. Но под таким названием можно работать без регистрации товарного знака;
- если в названии есть указание на свойство товара: хороший, красивый, вкусный, дешевый. По таким словосочетаниям нельзя различить, данный это продукт или продукт конкурента. Например, «Вкусной едой» может называться практически любое кафе, каждый владелец бизнеса может считать свою еду вкусной.
Когда придумали несколько вариантов названий, нужно проверить, не заняты ли они. Проверить можно самостоятельно по базам товарных знаков. Юристы пользуются, например, такими базами, как Linkmark, POISKZNAKOV.RU и официальной платформой Роспатента. У этих баз есть платные версии, они ищут быстрее и качественнее. Но чтобы проверить название на первом этапе, будет достаточно бесплатных баз.
После самостоятельной проверки останется 2—3 названия. С ними лучше всего обратиться к патентному поверенному или юристу, который специализируется на интеллектуальной собственности. Он проверит название по более полным базам, которые включают в себя и уже зарегистрированные торговые марки, и заявки. Специалист проконсультирует, одобрят ли название эксперты Роспатента.
Чек-лист: как придумать название
✅ Подготовиться к неймингу. Для этого нужно: собрать информацию о конкурентах, изучить целевую аудиторию, проанализировать продукт. Все это будет влиять на то, каким будет название.
✅ Собрать на мозговой штурм заинтересованных людей: соучредителей, коллег, друзей, которые работают в смежных сферах.
✅ Использовать одну из готовых методик нейминга: можно взять фамилию собственника, выдумать географическое название, которое ассоциативно связано с продуктом, собрать акроним или совместить несколько словарных корней.
✅ Использовать нейросети, например ChatGPT, Гервин или Namelix. Не стоит надеяться, что они сгенерируют рабочий вариант, но можно будет почерпнуть некоторые идеи.
Расскажите, как вы придумали название своему бизнесу?