Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

«Роза Хутор» проиграл суд «Красной Поляне»


Владелец курорта считал, что конкурент незаконно использует название поселка для своего продвижения


Владелец курорта считал, что конкурент незаконно использует название поселка для своего продвижения


Владелец курорта «Роза Хутор» проиграл судебное разбирательство с Роспатентом по делу об отмене правовой охраны товарного знака «Красная Поляна. Курорт». «Роза Хутор» заявлял, что НАО «Красная Поляна» неправомерно использует бренд, который ассоциируется со всем горным кластером Сочи, но суд посчитал иначе.

Разбираем, какие аргументы приводили стороны и почему охрану товарного знака оставили в силе.

Что случилось

Красная Поляна — это поселок в Кавказских горах. На его территории находится несколько курортов разных владельцев, в том числе — «Роза Хутор», «Горки Город» (новое название — «Курорт Красная Поляна»), «Луиза» и «Альпика-Сервис».

Владелец курорта «Горки Город» — НАО «Красная Поляна» — в 2019 году переименовал его в «Курорт Красная Поляна» и тогда же зарегистрировал комбинированный товарный знак «Красная Поляна. Курорт».

Владелец курорта «Роза Хутор» посчитал, что конкурент нарушает закон и действует недобросовестно, используя географическое название Красная Поляна для собственного продвижения.

В ноябре 2022 года общество «Роза Хутор» обратилось в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку «Красная Поляна. Курорт». Роспатент отказал, и в мае 2023 года курорт пошел в Суд по интеллектуальным правам.

Так выглядит товарный знак, который спровоцировал судебный спор между сочинскими курортами. Скриншот с сайта Роспатента

Какие аргументы приводили стороны

Аргументы «Роза Хутор». Владелец курорта настаивал на том, что товарный знак «Красной Поляны» не обладает различительной способностью и состоит из элементов, которые вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, — а регистрировать такие знаки запрещено.

Так, представители «Роза Хутор» утверждали, что обозначение «Красная Поляна» прочно ассоциируется у потребителей с группой курортов в Краснодарском крае, а не с одним из них. Это подтвердил опрос ВЦИОМ.

Лингвистическое заключение от ноября 2019 года показало, что словосочетание «Красная Поляна» вошло во всеобщее употребление в качестве обозначения услуг определенного вида — и теперь это общепринятый термин. Например, туркомпании предлагают забронировать «туры в Красную Поляну», имея в виду разные курорты, а не один из них.

Буква «К» на спорном товарном знаке, по мнению истца, не обладает различительной способностью, потому что не имеет словесного характера.

Кроме того, «Роза Хутор» обнаружил несколько сходных логотипов у других компаний.

Буква «К» на логотипе одной из торговых марок НАО «Красная Поляна». Скриншот из материалов дела
Логотип Karya citra cemerlang. Скриншот с сайта

«Роза Хутор» также считал действия конкурента недобросовестными: якобы тот изменил название курорта с «Город Горки» для того, чтобы воспользоваться репутацией других курортов в поселке Красная Поляна и так привлечь клиентов.

Сам курорт «Красная Поляна» даже расположен вне курортной зоны поселка Красная Поляна, что вводит потребителей в заблуждение по поводу места происхождения товаров и услуг.

Аргументы Роспатента. В ведомстве считали, что буква «К» на товарном знаке «Красной Поляны» все же обладает различительной способностью — у нее есть объем и цвет, потребители воспринимают ее как изобразительный элемент.

Довод о том, что словосочетание «Красная Поляна» вошло во всеобщее употребление для обозначения услуг определенного вида, Роспатент отклонил, посчитав, что «Роза Хутор» неверно толкует нормы права.

«Обозначение становится видовым названием — наименованием — товара/услуги в том случае, когда оно прочно входит в обиход не только широких кругов потребителей, но и специалистов соответствующих отраслей производства, представителей торговых кругов, причем среди двух последних категорий использование обозначения в качестве названия — наименования — товара не носит узкоспециального или жаргонного характера.

В сознании всех перечисленных категорий возникает устойчивая однозначная связь между товаром или услугой, обладающими определенными признаками, свойствами, качествами, и тем обозначением, которое используется в качестве его или ее названия — наименования.

Примерами обозначений, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, являются: термос, вазелин, линолеум, эскимо и т. д.»

Из решения Суда по интеллектуальным правам

Доказать, что «Красная Поляна» вводит клиентов в заблуждение своим названием, тоже не вышло — поселок Красная Поляна подчинен администрации Адлерского района Сочи, и именно там находится правообладатель товарного знака.

Что решил суд

Суд по интеллектуальным правам отклонил все доводы «Роза Хутор» и поддержал позицию Роспатента. Суд пришел к таким выводам:

  1. Словосочетание «Красная Поляна» — это не название услуги или вида услуги.
  2. Использовать топонимы в товарном знаке не запрещено, если они не занимают доминирующего положения. В данном случае основным элементом товарного знака является буква «К», а не словосочетание «Красная Поляна».
  3. Доказательств недобросовестности «Красной Поляны» со стороны «Роза Хутор» не представлено.

В итоге Суд по интеллектуальным правам оставил в силе правовую охрану товарного знака «Красная Поляна. Курорт».

Решение вступило в силу, но курорт может его обжаловать в президиуме СИП в течение двух месяцев.

Мнение независимого адвоката

Несмотря на однозначную поддержку, которую Суд по интеллектуальным правам оказал в этом споре Роспатенту, у «Роза Хутор» есть шансы оспорить решение, считает адвокат бюро «Бельянский и партнеры» Ольга Ардушевская.

«Товарный знак все-таки читается не как „К“, а как „Красная Поляна“, и это также нужно учитывать при рассмотрении довода об основном элементе товарного знака.

Кроме того, „Роза Хутор“ не лишен возможности обратиться в суд с самостоятельным требованием о признании действий „Красной Поляны“ недобросовестной конкуренцией и признавать недействительной регистрацию товарного знака „Красной Поляны“ в соответствии со статьей 1512 ГК РФ, представив необходимые и достаточные доказательства в обоснование своего требования».

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

А вам приходилось судиться из-за товарных знаков? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости