Арбитражный суд Москвы встал на сторону российских компаний — ликеро-водочного завода «Кристалл» и ретейлера WineStyle — в споре с немецким производителем Mast-Jägermeister SE. Зарубежная компания требовала запретить производить и продавать травяные ликеры, оформление которых по стилю напоминает популярный продукт истца — Jägermeister.
Какие аргументы приводили стороны и почему суд отказал в иске Mast-Jägermeister SE, разбираем в статье.
Что случилось
Mast-Jägermeister SE обладает исключительным правом на четыре товарных знака, ключевым и объединяющим элементом которых является этикетка травяного ликера Jägermeister. Из СМИ производитель узнал, что «Кристалл» начал выпускать травяные ликеры König Heiler в качестве замещения Jägermeister за счет низкой цены. При этом оформление этих ликеров сходно с оформлением Jägermeister до степени смешения.
Чтобы защитить свои права, Mast-Jägermeister SE обратился в суд. Компания потребовала запретить ответчикам использовать сходные обозначения и взыскать с них более 197 млн рублей компенсации за нарушение прав на свои товарные знаки.
Какие аргументы приводили стороны
Аргументы Mast-Jägermeister SE. Компания утверждала, что общее зрительное впечатление между оформлением бутылки ликера König Heiler и серией товарных знаков истца единое, а их обозначения сходны до степени смешения.
По данным юриста компании, сходство бутылок подтвердили больше 97% опрошенных социологами респондентов.
Аргументы российских компаний. «Кристалл» заявлял, что не копировал Jägermeister, а лишь стремился привести внешний вид своих напитков в соответствие с типичным видом травяных ликеров.
Компания представила в суд заключение патентного поверенного о том, что у обозначений отсутствует как фонетическое, так и семантическое сходство. А еще — результаты соцопроса, в котором 80% респондентов назвали внешний вид бутылок ликеров в целом типичным для оформления такого вида напитков. Только 10% участников этого опроса посчитали, что ликеры может производить одна компания, а значит, признаков копирования или имитации российским ликером немецкого нет.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Что решил суд
Арбитражный суд Москвы пришел к выводу, что потребители различают ликеры König Heiler и Jägermeister. Дизайн, форма, цвет бутылок, графическое исполнение и цветовая гамма этикеток типичны для ликеров, их используют разные производители. При этом бутылки König Heiler и Jägermeister различаются по длине, ширине, высоте горлышка, изобразительным элементам и шрифтам на упаковке.
Суд отметил, что наличие отдельных сходных элементов само по себе не свидетельствует о том, что товарный знак в целом ассоциируется с противопоставленными ему товарными знаками и обозначениями.
Суд изучил также результаты опроса АНО «Центр экспертных исследований рынка». Это исследование показало, что большинство потребителей способны верно распознать ликеры: уровень смешения между образцами не достигает порогового значения 20%, а уровень путаницы не достигает 10%. Несходными или скорее несходными обозначения назвали 92% респондентов.
В итоге суд полностью отказал Mast-Jägermeister SE в удовлетворении иска. Немецкий производитель может обжаловать это решение в течение месяца.
Мнение независимого адвоката
Адвокат бюро «Бельянский и партнеры» Ольга Ардушевская считает, что на решение суда повлиял уход Jägermeister из России.
«Суд отклонил любые доводы Jägermeister о несении им реальных или репутационных издержек из-за деятельности российских производителей, так как официальных поставок Jägermeister на территорию РФ нет, и Jägermeister длительное время не ведет на территории РФ реальной экономической деятельности.
Суд также указал, что отсутствие смешения между товарными знаками подтверждается пресс-релизом завода „Кристалл“, который позиционировал продукт как замещение продукции Jägermeister — травяной ликер, но по своему рецепту и по иной цене.
В то же время угроза смешения имеет место, когда потребитель считает, что оба продукта изготовлены одним производителем. В данном случае суд указал, что умысел на какое-либо смешение исключен.
Все это свидетельствует о том, что отказ от официальных поставок на российский рынок имеет хоть и не определяющее, но существенное значение».
Ольга Ардушевская
Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»
По мнению Ардушевской, в апелляции Mast-Jägermeister SE может помочь доказывание факта нарушения прав потребителей, а не производителя.
«На этикетке с лицевой стороны продукции Кристалла содержатся только надписи на английском/немецком языке, что не является обычным для российских производителей. Это может ввести потребителей в заблуждение».
Все это свидетельствует о том, что отказ от официальных поставок на российский рынок имеет хоть и не определяющее, но существенное значение».
Ольга Ардушевская
Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»
Замечали, что конкуренты вас копируют? Как вы с этим боролись? Расскажите в комментариях.