Предприниматель может столкнуться с профессиональным тупиком. Например, дела в компании идут хорошо, но нет серьезного роста в прибыли и спроса на товары или услуги. На то могут быть разные причины — предположим, страшно рисковать деньгами в незнакомой нише либо не хватает опыта и специалистов, чтобы выпустить новый продукт на рынок.
Разобраться в себе и слабых сторонах своего бизнеса поможет ментор — бизнес-наставник. В этой статье расскажем, какую роль он может играть в жизни руководителя бизнеса и на что стоит обратить внимание при выборе наставника.
Кто такой ментор и как он работает
Ментор — это опытный и уважаемый человек в определенной бизнес-нише, который помогает развиваться другим предпринимателям и их командам.
Того, кто работает с ментором, называют менти или подопечным. Ментор обычно отталкивается от потребностей своего менти, строит с ним долгосрочные отношения и поддерживает в сложных ситуациях — например, помогает выстроить стратегию развития или усилить софт-скиллы.
В чем разница между ментором и наставником
Понятие ментора может быть сложно отделить от коуча, бизнес-тренера или наставника. Посмотрим, чем они отличаются:
- коуч — это специалист, который знает, как надо, но не дает подопечному ответы и советы. Он задает «правильные» вопросы и помогает человеку самому прийти к ответу;
- бизнес-тренер — это специалист, который дает «готовый рецепт». Буквально говорит «делай вот так и вот так и получишь вот такой конкретный результат»;
- наставник — это тренер, который прошел определенный путь «по своему рецепту». Он знает, как что-то сделать, имеет опыт в конкретной сфере и осведомлен о тех нюансах, о которых не в курсе новичок;
- ментор — это человек с богатым опытом, который знает множество «готовых рецептов», и у него есть опыт их применения. Ментор передает подопечному инструменты, которыми пользуется сам, образ жизни и мышления.
Хороший ментор может взять на себя роль наставника, коуча или бизнес-тренера, в зависимости от потребностей подопечного. В обратную сторону этот процесс работает хуже: коучу может не хватить практического опыта для менторинга, а бизнес-тренер может быть ограничен рамками готовых решений, которые могут не подойти менти.
Какие виды менторства существуют
В менторинге выделяют два основных формата: стратегический и тактический:
- при стратегическом менторинге менти сопровождается несколько лет и перенимает всю модель работы ментора. Это всегда индивидуальная работа с подопечным;
- при тактическом менторинге наставник передает еще и кусочек своей ментальной модели. Такой менторинг может быть и персональным, и групповым.
В персональном менторинге наставник и подопечный работают вдвоем и выстраивают доверительные отношения.
При групповом менторинге наставник одновременно работает с несколькими подопечными, обсуждая общие темы. Этот вариант менторинга подойдет, например, если нужно организовать рост профессиональных и софт-скиллов для команды.
«Персональный менторинг помогает быстро пройти путь в каком-то вопросе. Бывает, настолько быстро, что срезается много деталей. Хорошо в скорости, плохо в приобретении навыка, если вы ожидаете повторения подобной ситуации. Хотя с ментором обычно перескакивают на следующий уровень и пройденные задачи уже не возвращаются в жизнь менти.
Групповой формат немного затормаживает движение, повышает риск „не решить свои личные ограничения“. Зато дает уникальный опыт: предприниматель находится в группе людей одного с ним уровня, и эти люди решают схожие вопросы — можно посмотреть на разные варианты и решения.
Предприниматель в групповом менторинге слушает вопросы и разборы других участников и может получить такие озарения, которые просто пропустил бы в личной работе. На чужом примере многие свои задачи выглядят по-другому.
Если в вашей ситуации „время решает“, лучше идти в индивидуальную работу. Если еще не до конца сформулировали запрос или сомневаетесь в менторе, безопасно будет начать в групповом формате».
Александр Романов
Ментор, серийный предприниматель
Как менторство может помочь бизнесу
К ментору стоит обратиться, когда не хватает собственных ресурсов и опыта для роста — неважно, идет ли речь о личном менторстве или о таком, когда руководитель нанимает наставника для роста сотрудников компании. Можно выделить три основных выгоды, которые подопечный может получить от ментора: мотивацию, консалтинг и связи.
Мотивация. Ментор может вдохновить и поддержать усилия подопечного — например, через правильные вопросы, эмпатию и мотивирующий опыт. В этом плане он может выступить человеком, перед которым подопечный чувствует ответственность. Менти и ментор определяют цель и промежуточные этапы ее выполнения, а затем подопечный отчитывается: насколько удалось продвинуться, что получилось, а что нет, почему. Это работает как некий формат публичного обещания, помогает собраться и действовать осознанно.
«Многие считают, что мотивация через публичные обещания и отчеты — для „зеленых новичков“. Но опытные менторы используют эти инструменты и для опытных предпринимателей.
Я всегда выделяю время на постановку личных целей собственников, даже когда работаю с системными бизнесами и использую современные фреймворки, метрики и стратегии.
С одним из клиентов обсуждали его цели и мотивацию заниматься бизнесом. Поняли, что он хотел бы в будущем поддерживать детскую футбольную команду. Когда стали „оцифровывать“ это будущее и превращать мечту в конкретные путевые точки, оказалось, что первые действия он может предпринять уже в ближайшее время.
Через месяц клиент спонсировал небольшой дворовый футбольный клуб: купил форму, инвентарь. Это стоило небольшой суммы для бизнеса, но уровень счастья собственника зашкаливал настолько, что эта энергия приводила к огромным изменениям в компании, на которые раньше не хватало сил и мотивации».
Александр Романов
Ментор, серийный предприниматель
Консалтинг. Ментор может составить личную стратегию — пошаговый план развития профессиональных навыков и софт-скиллов. Наставник поможет определиться с целью развития или скорректировать ее, если цель на самом деле неправильная и нужно обратить внимание на что-то другое.
У ИП Ивана случился кассовый разрыв — деньги от клиентов еще не пришли, а поставщикам за товар заплатить нужно сейчас.
Ментор рассказал, как выстроить финансовое поведение, чтобы кассовых разрывов не было. Но вместе с этим помог Ивану составить финансовые отчеты, сформировать план действий.
Иван мог бы сам разбираться в теме, но это долго. Мог бы нанять профессионального консультанта, но это дорого и не факт, что помогло бы решить проблему насовсем. А после работы с ментором у Ивана есть знания, как это работает, и навыки, которые помогут не допустить такой проблемы снова.
Личные связи и ресурсы. Ментор может выступать покровителем — то есть влиятельным и авторитетным человеком на рынке, который может представить подопечного нужным людям. В этой роли ментор может поделиться собственными связями и партнерскими отношениями — например, свести подопечного с нужными людьми, чтобы тот мог провести переговоры или получить инвестиции.
Кто становится ментором и где его искать
Найти ментора можно двумя путями — напрямую обратиться к лидерам рынка, которые вдохновляют и потенциально интересны для общения, либо найти эксперта, который предлагает свои услуги в качестве ментора.
Основные факторы при выборе ментора — авторитет и экспертиза. То есть насколько он может помочь определиться с личной стратегией подопечного и поддержать при достижении целей. Это чаще всего можно понять только во время общения с наставником — поэтому есть шанс, что поиск ментора не ограничится одним человеком.
Найти ментора среди лидеров рынка. Искать ментора среди руководителей топа компаний на рынке, чей опыт и стиль управления бизнесом интересно изучить, — самая частая и эффективная практика поиска ментора. Сюда же относится поиск наставника среди предпринимателей, которые вдохновляют и обладают авторитетом лично для подопечного. Например, ментором молодого Марка Цукерберга был основатель Apple Стив Джобс. В этом случае опыт именно менторства не важен.
Алгоритм поиска ментора среди лидеров рынка может быть таким:
- Составить список предпринимателей или руководителей бизнесов, которые интересны в роли наставника, и найти, как можно связаться с ними — рабочие телефоны, e-mail, аккаунты в соцсетях.
- Написать письмо или сообщение с предложением стать ментором. Нет никаких гарантий, что интересующий эксперт будет готов общаться — он может не рассматривать себя в роли ментора или быть сильно занят на основной работе. Повысить шансы на успех поможет конкретика — почему потенциальному наставнику должно быть интересно с вами поработать и какой формат помощи вы от него ожидаете.
- Пригласить потенциального ментора на разговор в удобное время или договориться о видеозвонке. Также можно предложить заплатить за встречу — собеседник может отказаться от денег, но само предложение покажет ценность такого разговора для подопечного.
Первое сообщение можно построить так:
Добрый день, Сергей!
Меня зовут Алексей, я владею двумя ресторанами в Новосибирске.
Меня вдохновил ваш опыт в построении крутой франшизной сети. Даже не представляю, сколько трудностей вы преодолели на этом пути. Но результат правда ошеломительный.
Я сейчас застрял в своем бизнесе, пытаясь решить вопрос дальнейшего роста ресторанной сети через франшизу.
Могу ли я попросить вас о помощи по франшизе? Просто созвониться или встретиться в удобном для вас формате.
Возможно, и я могу быть вам чем-то полезен? В любом случае буду рад контакту и вашему ответу.
Если человек согласится встретиться и первое общение пройдет на приятной ноте, а бизнес-проект заинтересует — это будет фундаментом для поддержки и развития общения с этим человеком.
Обратиться к профессиональному ментору. Этот формат упрощает поиск ментора — достаточно написать эксперту и договориться о разговоре. Такой специалист будет хорошо подготовлен именно для наставничества и сможет предложить системную менторскую работу. Но важно обратить внимание на основную экспертизу профессионального наставника — ментор из той же или смежной ниши, что и подопечный, сможет принести больше пользы.
Найти ментора можно:
- в социальных сетях — профессиональные наставники часто ведут персональные страницы или каналы. Найти их можно через поиск по ключевому слову «ментор»;
- в отраслевых сообществах — ментора можно найти среди участников тематических чатов, в которых вы состоите;
- среди окружения — обратиться к друзьям или коллегам с просьбой посоветовать такого специалиста;
- на конференциях или курсах — менторы ведут обучающие программы или выступают на публичных мероприятиях.
Как бы вы ни искали ментора, главное — оценить, насколько комфортно общаться с потенциальным наставником.
Форматы и частота общения с ментором — всегда результат договоренностей. Встречи могут проходить офлайн или онлайн, а время общения зависит от сложности темы, уровня доверия и «химии» между наставником и менти.
Важно не упускать фактор «химии» с ментором. Если общаться неприятно или формат консультации не соответствует ожиданиям — нормально менять наставника.
Это как пойти на фильм конкретного любимого режиссера. Даже если ожидаете хорошее кино и очень цените его талант, а фильм разочаровал — у вас всегда есть право не терпеть и уйти из зала.
Что учесть при выборе ментора
Пять пунктов, по которым нужно оценить профессионального ментора:
- Личный мэтч, «химия» между менти и ментором. Важно оценивать ментора не с позиции себя сегодняшнего, а с позиции того, кем вы должны стать после достижения целевой точки. На новом уровне бизнеса и дохода — кто вы и те, с кем вы общаетесь? Похож ли ментор на такого человека?
- Опыт предпринимательства у ментора. Есть предубеждение, что ментор обязательно должен быть из вашей отрасли или даже с таким же продуктом. На деле важнее, чтобы уровень бизнеса был схож с вашим целевым: оборот, количество сотрудников, количество филиалов.
- Кейсы: отзывы, результаты, описание решаемых задач. Тут важны не результаты — они зависят от менти, важно количество партнерств, их продолжительность. От этого формируется насмотренность на разных ситуациях, ментор сразу видит паттерны поведения, ошибки.
- Понимание, к чему вы придете после сотрудничества — оно должно сложиться уже после первой встречи. Если ментор не может сформулировать конечный результат и критерии оценки — скорее всего, у него недостаточно опыта.
- Продолжает ли ментор сам шлифовать свои навыки — или только продает услуги? Чтобы ментор мог помогать подопечным, важно, чтобы он разбирался в новых инструментах и технологиях, понимал ситуацию на рынке. Все это требует постоянного обучения и проверки гипотез на практике.
Где изучить тему менторства самостоятельно
Технологии наставничества при желании можно изучить без участия профессионального ментора. Это поможет натренировать навык самоанализа, самостоятельно построить личную стратегию и путь карьерного развития, а в перспективе — помочь своим сотрудникам уже в роли ментора.
- Книга Максима Фельдмана «Сила окружения. Network-science для бизнеса и дружбы». Поможет понять, как работает нетворкинг и как важно заводить полезные знакомства.
- Книга Александра Кравцова «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень». Профессиональный ментор рассказывает, как выбрать самого подходящего наставника и выстроить с ним полезные для себя отношения.
- Книга Александра Кравцова «Следующий уровень. Книга для тех, кто достиг своего потолка». О том, как разобраться в причинах профессионального тупика и выйти на новый виток развития, когда кажется, что ты достиг потолка.
- Книга Малкольма Гладуэлла «Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам». Поможет посмотреть на окружающие события под другим углом и извлечь для себя выгоду даже из незначительных перемен.
- Фильм «Человек, который изменил все». История о том, как менеджер команды-аутсайдера по бейсболу переворачивает игру и выводит клуб в лидеры чемпионата. Фильм-инструкция, как извлекать максимальную пользу с минимальными ресурсами.
- Подкаст «План, бизнес-план и хороший ментор». Выпуски от известного в России коуча и ментора Радислава Гандапаса на больные темы предпринимателей — как искать наставника, распределять силы, соблюдать баланс работы и отдыха.
Главное
- Ментор — это в первую очередь эксперт в определенной области. И именно в этой области он и может выступать наставником и помогать профессиональному развитию другого специалиста: выстроить путь, по которому человеку стоит развиваться и наращивать личную экспертность.
- К ментору стоит обратиться, когда не хватает собственных ресурсов и опыта для роста — неважно, идет ли речь о личном менторстве или наставничестве среди сотрудников компании. Эти ресурсы могут быть нескольких форматов.
- В менторинге выделяют два основных формата — при стратегическом менторинге менти сопровождается несколько лет и перенимает всю модель работы ментора. При тактическом менторинге наставник передает еще и кусочек своей ментальной модели.
- Найти ментора можно двумя путями — напрямую обратиться к лидерам рынка, которые вдохновляют и потенциально интересны для общения, либо найти эксперта, который предлагает свои услуги в качестве ментора. Также в начале сотрудничества важно оценить, насколько комфортно общаться с потенциальным ментором.
Какую проблему бизнеса вы бы хотели разобрать вместе с ментором?