Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как научиться принимать нестандартные решения с помощью дизайн-мышления

Предпринимателю часто приходится решать проблемы, но бывает сложно придумать максимально эффективное или креативное решение, потому что действовать нужно быстро. Научиться находить нестандартные идеи можно, если освоить навык дизайн-мышления.

В статье расскажем, в чем суть методики и как применять ее в бизнесе и саморазвитии.

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление — подход для создания новых продуктов и решения проблем, который в центр внимания ставит потребности аудитории. Разберем на примере.

Предприниматель хочет, чтобы сотрудники работали эффективнее и быстрее закрывали план. Чтобы решить эту задачу, он применяет дизайн-мышление: изучает, какие способы мотивации будут ценными для подчиненных. Так он придумывает процесс, который удовлетворяет потребности сотрудников, и позволяет достигать цели.

Схематично поиск лучшего решения выглядит так.

Если один из факторов не выполняется, от решения отказываются на этапе идеи. Скажем, если у бизнеса нет денег на реализацию масштабного проекта, его отсекают и переключают внимание на другие идеи

Зачем нужно дизайн-мышление

Дизайн-мышление применяют, чтобы нестандартно удовлетворять потребности людей. Обычно его используют в трех масштабных случаях:

  • для запуска нового продукта;
  • при масштабировании бизнеса;
  • для поиска конкурентных преимуществ.

Для запуска нового продукта. Дизайн-мышление работает по такому принципу: нужно изучить потребности аудитории, чтобы создать такой продукт или найти такой способ справиться с проблемой, который будет сильнее всего удовлетворять людей.

Глубокое исследование целевой аудитории помогает бизнесу создать востребованный товар или услугу. Например, открыть первый спортзал с бассейном в районе или оптимизировать процессы внутри бизнеса, чтобы сотрудникам было комфортно работать.

«Освоить методику понимания глубинных потребностей своей целевой аудитории полезно. Часто малый бизнес создается из потребностей предпринимателя. По своему опыту он знает, какие потребности еще не закрыты и находит пути как их удовлетворить. Такие бизнесы летают именно потому, что они делаются для себя. Проблемы начинаются тогда, когда бизнес расширяется.

Хорошо, если внутри команды есть человек, который умеет изучать потребности ЦА и держит руку на пульсе. Например, для маркетолога, специалиста по работе с клиентами дизайн-мышление  — отличный навык».

Екатерина Лабинская

Екатерина Лабинская

Дизайнер, исследователь и сооснователь компании Grass Lab

При масштабировании бизнеса. У малого и среднего бизнеса связь с аудиторией часто довольно тесная. Владельцы бизнеса взаимодействуют с клиентами и сталкиваются с их потребностями лично. Когда бизнес растет, эта связь теряется, и тогда нужно проводить исследования, чтобы изучить потребности новой аудитории и понимать, какие продукты предлагать им.

То же касается взаимоотношений с коллегами: когда бизнес расширяется, руководитель может терять связь с сотрудниками и хуже понимать, какой контекст их окружает.

Для поиска конкурентных преимуществ. Даже если бизнес работает стабильно, предпринимателям нужно искать преимущества перед конкурентами и развивать свой бизнес вместе с новыми потребностями клиентов. Но это работает, только если рынок высококонкурентный и базовые потребности аудитории удовлетворены.

«Дизайн-мышление имеет смысл применять там, где уже есть развитый рынок. Когда он только зарождается и начинает расти, смысла в этом подходе нет. А когда рынок уже сегментирован и нужно отличаться от многих игроков, дизайн-мышление в самый раз.

Но точно не нужно еще придумывать ничего инновационного, если не получается поддерживать базовую планку по качеству. Ценность новых подходов и методов мышления появляется, только когда все остальное работает хорошо».

Екатерина Лабинская

Екатерина Лабинская

Дизайнер, исследователь и сооснователь компании Grass Lab

Если ваш бизнес относится к одной из трех ситуаций, можно попробовать внедрить эту методологию и оценить результаты.

Как дизайн-мышление применяют в саморазвитии

Обычно дизайн-мышление используют в бизнес-задачах, но предприниматель может применять подход в личных целях. Скажем, если он хочет усилить навык публичных выступлений, он может определить, какие сейчас есть проблемы в этом направлении, и решать их с помощью методики.

Как использовать дизайн-мышление в бизнесе и саморазвитии

Дизайн-мышление состоит из пяти этапов, которые следуют друг за другом. Показали их на схеме.

На первых двух этапах предприниматель изучает проблемы и опыт клиентов, а после — работает над созданием нового продукта. Если подход используют для саморазвития — предприниматель изучает себя и свои потребности

В следующих разделах каждый пункт разберем по отдельности.

Эмпатия

Эмпатия — это способность сопереживать аудитории и понимать ее чувства. Нужно понять свою аудиторию: изучить боли и потребности клиентов.

Олег — владелец бизнеса по постройке дачных домов. В этом году он хочет увеличить выручку компании в два раза. Чтобы решить задачу, предприниматель применяет дизайн-мышление. Его план такой: понять, какие дома больше других интересуют людей, узнать, за счет чего они решаются на покупку, и сформировать для аудитории лучшее решение.

Первый шаг в дизайн-мышлении — понять мотивы и потребности людей. Чтобы это сделать, команда бизнеса решает изучить один из сегментов своей аудитории — семьи с детьми, которые хотят построить комфортное загородное жилье.

Чтобы понять аудиторию, можно использовать разные способы. Например:

  • найти представителей целевой аудитории среди клиентов и провести глубинные интервью;
  • пройти путь пользователя самостоятельно;
  • найти пользователей с самыми экстремальными запросами и изучить их мотивы.

На примере с компанией по строительству дачных домов это выглядит так.

Олег вместе с командой изучает потребности своих клиентов. Во время интервью, один из клиентов говорит, что выбрал компанию из-за стильного дизайна.

Но при этом он эмоционально рассказывал, с каким уважением к ним с женой общался архитектор проекта. Это противоречие станет основой инсайта.

На этом этапе ваша задача — собрать глубинную информацию о потребностях клиентов, чтобы начать думать как они.

Фокусировка

На следующем шаге нужно структурировать информацию о клиентах и сформулировать потребности, которые бизнес может удовлетворить. Как правило, дизайн-мыслитель собирает таблицы с ответами респондентов или интеллектуальные карты с основными ответами, которые нужно проанализировать. Нужно описать, что респондент:

  • говорит;
  • думает;
  • делает;
  • чувствует.

Чтобы сформулировать направление работы, нужно ответить на три вопроса:

  1. Для какого сегмента аудитории разрабатывается решение?
  2. В чем потребность аудитории?
  3. Почему у аудитории есть эта потребность?

Ответ на последний вопрос и отличает дизайн-мышление от анализа ЦА — он дает более глубокое понимание потребностей.

Сначала предприниматель описывает проблемы и опыт клиентов, а после — работает над созданием нового продукта

Вот как это работает на практике.

Команда по производству домов выяснила, что семьям с несколькими детьми важен дизайн дома, а еще положительные эмоции вызывает уважение мнения клиента.

Возможно, глубинная потребность этого клиента — получать подтверждение достоинства своей личности через эстетику стильного дизайна и общение. Если другие клиенты думают так же, компания может взять этот инсайт в работу.

Как только информации о клиентах станет достаточно, на ее основе можно будет строить гипотезы.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 861 читатель

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Генерация идей

Это третий этап дизайн-мышления. На нем команда предлагает идеи, которые отвечают потребностям пользователей и соответствуют возможностям бизнеса. Во время обсуждения важно ничего не критиковать и не отбрасывать. Иногда бизнес двигают именно те идеи, которые считались глупыми.

На этом этапе проявляется основное отличие дизайн-мышления от других методологий: за счет полученной о клиентах информации команда может генерировать идеи из четких знаний об аудитории.

«Во время мозгового штурма все криейторы, какими бы замечательными они ни были, воображают решения исключительно из собственного опыта. Он может быть огромным, прекрасным, но все равно он всегда свой. А когда мы добавляем в эту картину мира потенциальных пользователей, то начинаем смотреть на продукт изнутри.

Это такая трансформация мышления, трансформация своих ценностей. И в этом есть некоторое актерство: ты оставляешь себя и примеряешь чужую жизнь».

Екатерина Лабинская

Екатерина Лабинская

Дизайнер, исследователь и сооснователь компании Grass Lab

Когда список идей готов, можно отбирать те, которые можно реализовать и которые удовлетворят потребность пользователей.

Покупателям домов важно ощущение личного достоинства. Поэтому маркетолог предположил, что можно нанять опытных архитекторов с собственным видением и поднять цену на дом. Это привлечет новых клиентов из платежеспособной аудитории.

Как только у бизнеса появится пул идей, можно приступить к их реализации.

Прототипирование

Дизайн-мышление помогает бизнесу протестировать идею еще до разработки полноценного продукта. В итоге предприниматель тратит меньше усилий и ресурсов на создание продукта.

Прототип, или MVP, — это не полноценный продукт, но он показывает пользователю его основные функции. Прототипом может быть рисунок, лендинг и даже уменьшенная модель будущего здания.

Чтобы проверить гипотезу о новом позиционировании бизнеса, его владелец поручает создать новый лендинг. Команда обновила фотографии, написала тексты с упором на авторский подход к постройке дома и на премиальности услуги, а также добавила имена архитекторов с портфолио.

Когда все готово, можно переходить к заключительному этапу.

Тестирование

На этом этапе бизнес отдает прототип клиентам и делает выводы о продукте. Обычно команда отбирает небольшую группу людей и передает им продукт в ожидании обратной связи: что клиентам удобно, а что нужно доработать.

Команда уже подготовила лендинг и решила запустить на него рекламу, чтобы проверить реакцию потенциальных клиентов. Для чистоты эксперимента она поставила рекламу и на старый лендинг, чтобы сравнить результаты.

Гипотеза сработала: новый сайт привлек в два раза больше заявок.

Как только у бизнеса будет набор проверенных гипотез, можно запускать продукт на рынке или отказаться от его реализации.

Главное

  1. Дизайн-мышление — это метод, который помогает создавать полезные для клиента продукты и услуги. Главное в методе — эмпатия, способность погрузиться в опыт другого человека.
  2. Дизайн-мышление помогает бизнесу тратить меньше усилий на создание продукта и получать лояльных клиентов.
  3. Дизайн-мышление нужно в трех ситуациях: для запуска нового продукта, при масштабировании бизнеса и для поиска конкурентных преимуществ.
  4. Дизайн-мышление проходит в пять этапов, которые помогают бизнесу понять глубинные потребности аудитории и создать востребованный продукт исходя из своих возможностей.
Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Какие плюсы и минусы дизайн-мышления вы определили для себя?


Больше по теме

Новости