Я — Михаил Колесников, и в бизнесе я более 30 лет. Строя компанию с нуля, я набивал шишки, делал ошибки, которых мог не совершить, если бы у меня был реальный опыт, на который я мог бы положиться. Свои знания я черпал исключительно из обучения и общения в бизнес-среде и сегодня хочу поделиться своим взглядом на те неверные шаги, которые совершает владелец компании в самом начале своего пути.
Большинство предпринимателей привыкли быть в своей компании на капитанском месте, тащить за собой всю команду. Они не только являются владельцами бизнеса, но и занимаются множеством других задач: управляют финансами, участвуют в поиске клиентов, подбирают маркетинговую стратегию и т. д. Попробуйте найти предпринимателя, который не перегружен, — таких, вероятно, мало. Я и сам был в колоссальной оперативной текучке, пока не пришел к мысли, что делаю что-то не так.
Уступить место на капитанском мостике
В 90‑е я основал компанию, которая сейчас является лидером в России по производству мини-АЗС с автоматизацией. Мы создаем оборудование для хранения, контроля и учета топлива.
Когда компания росла, я справлялся с управлением. Но когда в штате стало уже 160 человек, я почувствовал, что мы зашли в тупик. Нужно было перестраивать работу. Я решил, что надо заниматься настройкой системы управления. Мы стали привлекать консультантов и бизнес-тренеров — нам помогали 10 экспертов:
- осваивали эффективные системы управления в производстве, маркетинге и продажах;
- внедрили кайдзен;
- прошли по всем звеньям, полностью поменяли структуру компании;
- прописали всю свою деятельность.
Все это позволило нам за два года увеличить оборот в два раза — до 1 млрд рублей. До этого мы в течение трех лет не могли сдвинуться с точки: застряли на 500 млн рублей в год. С того момента я четко понял: чтобы компания росла и развивалась, главное — не браться самому за все дела, а сосредоточиться на отдельных факторах. Я выделил три:
- выстроить наиболее эффективную структуру бизнеса;
- помогать своей команде совершенствоваться, получая новые знания и применяя проверенные инструменты;
- создать для сотрудников мотивацию и заинтересовать в общем результате.
Выстроить эффективную структуру бизнеса
Работая 30 лет в бизнесе, я понял, что моя задача — не построить бизнес самому, моя задача — сделать так, чтобы команда, руководители и люди, которые со мной работают, строили этот бизнес в какой-то степени за меня. Если изначально это упустить, то фактически получится, что предприниматель будет все делать самостоятельно. Построить крупный бизнес так невозможно.
Собственник прежде всего должен сосредоточиться на построении управляющей структуры, запустить механизм, который будет самодостаточным. Это непросто, я и сам долго привыкал к мысли не брать все в свои руки, а создавать условия, чтобы команда сама могла работать на результат. Всем, кто еще разрывается между множеством задач в бизнесе, я считаю, важно пересмотреть свою роль и не стремиться тащить всех за собой. Но это и не значит, что нужно все бросить — передать другим и забыть. За основателем остается немало важных стратегических решений.
Обучаться и следовать лучшим практикам
Чтобы структура внутри компании успешно работала, прежде всего ее необходимо этому научить. Когда я видел, что мой бизнес не развивается, я приглашал консультантов и тренеров, которые подсказывали, что нужно поменять и на что обратить внимание.
Мы становимся лучше, когда перенимаем лучшие практики. Делать это можно по-разному.
Первый сценарий — вы можете сколько угодно вложить знаний в себя как в собственника и не вкладывать в команду, тогда придется смириться, что и дальше работа компании останется на ваших плечах.
Второй и, как мне кажется, наиболее эффективный сценарий — когда вы обучаетесь и совершенствуетесь вместе, с большим акцентом на коллектив. Так вы сможете вырастить себе помощников, которые будут лучшими в своих профильных направлениях: продажи, финансы, маркетинг и т. д.
Создать мотивацию и стимулы
Третий фактор вытекает из двух предыдущих и связывает их единой целью. Важно сделать так, чтобы вся структура вашей компании была заинтересована работать на результат. Это сложная задача, она достигается путем мотивации и различных внутренних инструментов. Но именно ей важно уделить свое время, чтобы коллектив не ждал от вас каких-то указаний, а действовал самостоятельно, предлагая пути решения и что-то меняя в своей работе ради результата.
Я не говорю, что собственник должен отойти от дел. Владелец бизнеса должен заниматься стратегическими моментами, анализировать, как развивать компанию дальше, как совершенствоваться и какие занимать ниши. У него развяжутся руки, чтобы сосредоточиться на глобальном. Гораздо важнее ежедневных операционных дел довериться команде.
Важный момент — собственнику нужно перестать принимать до 95% решений в компании и оставить себе только жизненно важные. Я это понял через собственный опыт, выявил для себя направления, на которых нужно действительно сосредоточиться, и стараюсь придерживаться их дальше.
Вместо вывода
Все, что я перечислил, — это не шаги к успеху и не готовые решения. Эти факторы я бы назвал ментальными. Они больше относятся к осознанию собственником бизнеса и своей роли в команде. Не осознав и не утвердившись в этом, можно и дальше крутиться белкой в колесе, взваливая все на свои плечи. Но это будет только забирать силы, отвлекая от главного. Продукт, занимаемая ниша, регион — от этого тоже многое зависит. Но лишь основываясь на правильных принципах, можно создать по-настоящему надежный и успешный бизнес.
Для меня фундаментально важно совершенствовать структуру, обучать свою команду и вдохновлять на достижение результата. Это мои три кита, которые помогают обеспечить работоспособность всей компании.
У каждого свои три кита успешной компании. Расскажите, что в фокусе внимания в вашем бизнесе?