Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Диаграмма Ганта: как планировать долгосрочные проекты, чтобы все успеть

Инструмент позволяет наглядно построить процесс работы, оценить сроки и спрогнозировать большинство сложностей


Наталья Дудина

Наталья Дудина

Директор по маркетингу в фитмост, автор телеграм-канала «Начальник тоже человек»

Инструмент позволяет наглядно построить процесс работы, оценить сроки и спрогнозировать большинство сложностей


Наталья Дудина

Наталья Дудина

Директор по маркетингу в фитмост, автор телеграм-канала «Начальник тоже человек»

Предприниматель Олег руководит агентством по организации мероприятий. В последнее время клиентов стало больше и в работе начали появляться проблемы: срываются сроки, несколько человек параллельно делают одну и ту же задачу по ошибке, а где-то осталась бесхозная. Олег регулярно обсуждает с командой статусы работ, помогает решать все сложности и даже сам включается в организацию одного из мероприятий, но ничего из этого не помогает настроить работу команды. В итоге мероприятия не совпадают с ожиданиями заказчиков и они вряд ли обратятся в агентство снова.

Олег такой не один. По статистике 70% проектов не соответствуют ожиданиям клиентов. Но их можно сделать на 50% удачнее, если внедрять в работу практики и инструменты управления проектами. Один из них — диаграмма Ганта, которая помогает визуализировать весь процесс работы.

Что такое диаграмма Ганта и зачем ее использовать

Диаграмма Ганта — это визуализированный график работ по проекту, он строится в виде таблицы. По вертикали размещают список задач, а по горизонтали — время, которое каждая из них займет. Выглядит это примерно так:

Так выглядела часть подготовки к фестивалю на 1000—1500 человек. Работа длилась 2,5 месяца

Диаграмма Ганта нужна прежде всего для руководителя, в ней собрана ключевая информация о проекте:

  • список задач;
  • сроки выполнения и сроки проекта;
  • ответственные за задачи;
  • статус работы.

Иногда диаграмму Ганта составляют еще подробнее, например декомпозируют задачи на мелкие шаги. Насколько подробно расписывать каждый проект, руководитель решает сам. Но начинать советуем с простой структуры, чтобы не запутаться.

«Диаграмма Ганта позволяет увидеть максимальное время, за которое можно реализовать проект. И это помогает оценить, может ли команда справиться с задачей. А еще инструмент задает логику реализации проекта: какие есть процессы и в какой очередности над ними нужно работать. Но чтобы все работало, внутри команды должны быть регулярные встречи, обсуждение статусов работ и понимание зон ответственности.

У вас не получится внедрить этот инструмент, если задачи отделов не будут взаимосвязаны, потому что сотрудникам диаграмма Ганта будет не нужна. Но если вы готовите мероприятие, диаграмма сработает. Вместо того чтобы спрашивать, когда будет готов дизайн, мерч или согласуют количество гостей, можно просто посмотреть на график».

Наталья Дудина

Наталья Дудина

Директор по маркетингу в фитмост, автор телеграм-канала «Начальник тоже человек»

Диаграмма Ганта визуализирует весь процесс работы над проектом. Она помогает руководителю сориентироваться в сроках или распределить ресурсы между командами. Каждый сотрудник будет знать, на каком этапе находится работа и что нужно конкретно от него — это упростит коммуникацию.

Диаграмма Ганта не подойдет, если команда работает над проектами без конкретных сроков, потому что тогда не получится спланировать длительность задач.

Кому подходит диаграмма Ганта

Обычно диаграмму Ганта используют для долгосрочных проектов, в которых важно соблюсти порядок работ и в которых есть начало и конец. Если вы пользуетесь методологией Waterfall или ведете проекты с четкими сроками и задачами, которые зависят друг от друга, диаграмма Ганта вам подойдет.

Например, ее удобно использовать в строительстве. Постройка дома — проект с началом и концом, а еще с задачами, которые нужно делать в определенном порядке. Сначала оговариваются сроки, готовится проектная документация, а потом начинается строительство. Не получится заняться отделкой на этапе закладки фундамента, как и начать строительство без согласования проекта с клиентом.

Диаграмма Ганта точно не сработает, если у команды всего одна задача. Например, если решили сформировать новый подход в общении с аудиторией и попросили сотрудников собрать идеи. А вот если тот же сбор идей — часть большой квартальной задачи, инструмент пригодится.

С помощью диаграммы Ганта не получится синхронизировать команды с разными задачами. Например, не нужно создавать одну схему для бухгалтеров и разработчиков. Их работа не пересекается, поэтому им незачем использовать дополнительный инструмент.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Как построить диаграмму Ганта

Чтобы работать с диаграммой Ганта, нужно:

  1. Определить сроки работ.
  2. Составить список задач.
  3. Определить зависимость между задачами.
  4. Поставить контрольные точки.
  5. Обозначить ответственных.
  6. Обновлять диаграмму по ходу работы.
Диаграмма — самодостаточный и простой инструмент. Не советуем видоизменять его, чтобы не добавлять трудностей в работу

Сейчас расскажем о каждом шаге подробнее на примере запуска email-рассылки для бренда одежды.

Определить сроки. Главный принцип — закладывать дополнительное время на этапы, где обычно возникают сложности. Например, если согласование дизайна с клиентом на практике иногда занимает две недели, а не одну, в диаграмме точно должно стоять две. Это поможет не срывать договоренности. Если вдруг даже с таким подходом срок будет выходить за рамки, можно попробовать согласовать перенос дедлайна или сэкономить время за счет других задач. Главное — зафиксируйте проблемный участок на будущее, чтобы придумать способ ускорить его или пересмотреть подход к срокам в следующих проектах.

ИП Михаил понимает, что в создании рассылки будут задействованы маркетолог, копирайтер и дизайнер. Поэтому советуется с каждым, планирует сроки и заранее предупреждает о задаче. В итоге, по подсчетам Михаила, на подготовку уйдет три недели. Еще одну он решает добавить, чтобы у команды был запас, и идет согласовывать сроки с заказчиком.

Составить список задач. Первое время советуем прописывать крупные задачи. Проект дизайнеров можно разбить так: создать три версии дизайна сайта, согласовать дизайн, перенести дизайн на сайт и так далее. Это поможет не растягивать график и видеть максимальное количество процессов одновременно.

Михаил согласовал дату старта рассылки и теперь составляет список задач. Сначала он выходит длинным и запутанным — приходится объединять задачи так, чтобы остались только ключевые.

У каждого исполнителя должна получиться одна задача. Главная задача копирайтера — подготовить тексты писем, дизайнера — разработать визуал, маркетолога — проанализировать эффективность рассылки.

Согласования и правки будут после каждого этапа. Их прописывать не обязательно, достаточно заложить на них время

Определить зависимость между задачами. Это поможет команде увидеть, кому и когда нужно отправлять свою часть работы. Например, стройка дома не начнется без заключенного контракта и согласованных материалов. Можно заранее продумать, как ускорить работу: иногда не обязательно дожидаться окончания одного этапа, чтобы начать второй.

В компании начался параллельный проект, и сотрудники понадобятся на других задачах. Работу нужно срочно оптимизировать, потому что старт рассылки уже согласован с руководителем.

Михаил считает, что копирайтер может начать работать над письмами после согласования первого плана, а дизайнеры могут разрабатывать визуал как только будет готов первый черновик письма.

Поставить контрольные точки. Это нужно как для ответственных, так и для самого руководителя. Если проверить проект только в самом конце, в нем наверняка будут ошибки. Поэтому в процессе нужно следить за работой сотрудников.

Михаил договаривается с копирайтером, что будет проверять пачку из пяти писем перед корректурой. Это поможет вовремя замечать ошибки и не делать двойную работу.

Обозначить ответственных. Они будут отчитываться о статусах и предупреждать проблемах. Иначе руководителю придется самостоятельно собирать информацию. Стоит сразу договориться о сроке отчета по задаче. Например, раз в неделю или после прохождения крупного этапа.

Михаил назначает ответственных по каждому из пяти процессов, финально договаривается с ними о сроках по всем задачам. Если затянется подготовка письма, держать руководителя в курсе проблемы или отвечать на вопросы придется копирайтеру, даже если задача застряла на корректоре.

Обновлять диаграмму Ганта. Обычно этим занимается руководитель проекта или другой заранее выбранный человек, но важно, чтобы он был один. Иначе есть вероятность, что сотрудники смогут сами поменять сроки, а руководитель об этом узнает, когда старый дедлайн будет просрочен.

Когда рассылка на месяц была готова, оказалось, что письма приходят некорректно. В текст не вставляется имя получателя, а элементы дизайна перекрывают текст. Сервис рассылок пообещал устранить проблему за два дня. Поэтому Михаил сдвинул сроки тестирования рассылки в диаграмме и переиграл другие задачи так, чтобы процессы не останавливались.

Для упрощения работы стоит назначить отдельные встречи по процессу работы. В зависимости от длительности проекта их можно проводить раз в неделю или каждый день, чтобы обновить статусы задач и обсудить возникшие сложности.

Где построить диаграмму Ганта

Построить диаграмму Ганта можно даже в ежедневнике, если вам нужно срочно прикинуть сроки проекта. Но для общего пользования с командой гораздо удобнее работать в специальных сервисах. Вот три самых популярных:

  • электронные таблицы;
  • онлайн-платформа GanttPRO;
  • сервис Notion.

А теперь подробнее о каждом.

Электронные таблицы. Для себя руководитель может использовать Excel, а для работы с командой лучше выбрать Google Sheets, в котором есть функция онлайн-доступа.

Если создавать диаграмму Ганта вручную, можно сразу разобраться в том, как она устроена

✅ Таблицы бесплатные, и с ними не нужно изучать дополнительные инструменты.

❌ Если проект крупный, строить диаграмму Ганта самому дольше, чем в специальных сервисах.

Онлайн-платформа GanttPRO. Эта платформа позволяет не строить диаграмму с нуля, а воспользоваться шаблоном. У нее довольно простой интерфейс и широкий набор функций. Например, она сама расставляет задачи по таймлайну и подсвечивает выходные дни.

Сервис автоматически расставляет задачи. Нужно только поставить сроки внутри каждой из них

✅ На платформе можно работать вместе с командой и вести сразу несколько проектов.

❌ Это платный продукт, поэтому нужно выделить на него бюджет. А еще нужно будет обучать сотрудников работе с платформой.

Сервис Notion. Этот сервис не создан специально для работы в диаграмме Ганта, но в нем есть инструмент Timeline, который собирает данные из таблицы в схему, похожую на диаграмму.

Разобраться в том, как работает Notion, может быть непросто. Если есть трудности, можно посмотреть ролики с разборами платформы на YouTube

✅ Сервисом можно пользоваться бесплатно, если команда небольшая. А еще в Notion можно хранить все документы по проектам — не нужно переключаться между программами.

❌ Сложно оплатить подписку из России, также нужно обучать сотрудников работе с сервисом.

Главное о диаграмме Ганта

  1. Диаграмма Ганта — это инструмент визуализации работы над проектом. Она позволяет увидеть максимальные сроки работы и оценить, может ли команда справиться с задачей.
  2. Этот инструмент используют для работы над долгосрочными проектами с четкими сроками. Задачи внутри должны быть взаимосвязаны. Если это не так, стоит выбрать другой инструмент.
  3. Диаграмму Ганта можно построить самостоятельно, а можно воспользоваться специальными сервисами. Например, GanttPRO, Notion, Excel или Google Sheets.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Расскажите, каких принципов вы придерживаетесь в работе над долгосрочными проектами?


Больше по теме

Новости