Согласно исследованию KPMG, 75% российских компаний считают, что инновации позитивно влияют на развитие их бизнеса. А в исследовании McKinsey, проведенном в июне 2022 года, 70% наиболее эффективных рыночных игроков признались, что используют собственное программное обеспечение — в отличие от 50% среди всех остальных компаний. Это показывает, что свое ПО не просто выделяет бизнес среди конкурентов, но и приносит реальные финансовые результаты.
Как понять, что команде нужны свои IT-решения? А как именно их создавать: внутри компании, с помощью подрядчика или гибридным способом? Разберемся по порядку.
Кому нужно собственное ПО?
Если не касаться IT-компаний, которые делают массовые B2C-продукты, то под собственным ПО подразумеваются программы, которыми пользуются сотрудники и на которых строится работа бизнеса. В целом можно разделить игроков, которым может понадобиться свое программное обеспечение, на три категории.
IT-компании и экосистемы. Им свои IT-решения нужны по умолчанию — ведь это то, на чем они зарабатывают деньги. В том же отчете McKinsey было сказано, что треть самых успешных на рынке компаний, имеющих собственное ПО, монетизируют его непосредственно.
Ритейлеры. На заре развития интернет-магазинов все строили их на базе «1С-Битрикс»: платформа предлагала достаточную функциональность, а выделяться на рынке еще было не нужно — конкуренция была невелика. Чуть позже также появились конструкторы вроде InSales — на них делали простые магазины, например, онлайн-витрины сортового чая с парой десятков наименований.
Со временем e-commerce становился все более сложной сферой, и более-менее крупным игрокам понадобилось придумывать свои решения, чтобы оставаться конкурентоспособными. Кто-то делал кастомную разработку с нуля, но в основном на рынке преобладали гибридные решения: «Битрикс» плюс его модификации, создававшие в итоге уникальную платформу для каждого конкретного магазина.
Сейчас же наблюдается обратный тренд.
Производственные компании. В эту категорию можно отнести бизнес, который занимается созданием, добычей или обработкой продукции из реального сектора. Для них IT — это всегда вспомогательная функция, которая позволяет ускорить процессы, сделать их более эффективными, повысить производительность.
В случае с такими компаниями собственное ПО необходимо тогда, когда речь идет о крупных корпорациях, претендующих на лидерство на рынке. Им свои технологии позволяют заявить о себе как об инноваторах, получить конкурентное преимущество.
Разрабатывать уникальное ПО имеет смысл еще и тогда, когда компания создает необычную продукцию или имеет особенный производственный цикл — и по этой причине существующие технологии невозможно адаптировать под ее процессы.
Кто должен делать собственное ПО?
Чтобы решить, разрабатывать ли ПО самостоятельно или обратиться к подрядчику, важно провести аудит своих ресурсов: сколько разработчиков сейчас есть в команде? Какое количество часов они могут посвятить новому проекту — и сколько это будет стоить? Может оказаться, что за счет обучения и погружения в сложный технологический процесс разработка своими силами обойдется дороже, чем с помощью подрядчика — даже с учетом маржинальности последнего.
При принятии решения важно фокусироваться на анализе решаемой задачи: можем ли мы применять технологию и даст ли она нам возврат от инвестиций. Такой критический подход особенно важен сегодня, когда рынок переполнен продуктами и решениями — вендоры могут предложить множество вариантов систем, но не все из них будут полезны конкретно для вашего бизнеса.
Так, есть три возможных варианта создания собственного ПО.
Своя разработка актуальна, когда у компании уже есть большой штат IT-специалистов, глубоко погруженных в особенности бизнеса. Их не надо обучать, им можно сразу дать задачу — и начать отсчитывать срок проекта.
Безусловно, в бизнесе, где IT является основным продуктом, разработка будет в основном происходить внутри компании. Хотя еще один популярный ход среди корпораций, которые строят IT-экосистемы — это покупать готовые решения у небольших стартапов. Так, Сбер купил Zvooq, чтобы создать у себя на платформе сервис «СберЗвук», а недавно приобрел агрегатор топливных карт Fuelup, чтобы сделать на его базе собственную топливную платформу.
В компаниях, не относящихся к IT-сектору, своя разработка может быть решением, когда на технологиях строится значительная часть конкурентного преимущества — как у Т-банка. Если речь идет об очень закрытых данных — когда не поможет даже подписание подрядчиком NDA, — то бизнесу также не остается ничего, кроме как создавать ПО самостоятельно.
Разработка на аутсорсе — хорошее решение для большинства производственных компаний, которые далеки от IT. Если они будут создавать собственное IT-подразделение, обучать людей, вникать в особенности разработки в своей сфере, они могут потерять время и остаться далеко позади своих конкурентов. Поэтому в некоторых случаях отдать разработку подрядчику — это лучший выбор.
Когда компании может быть выгодно заказать разработку у подрядчика? Это может быть актуально в случае, когда бизнесу нужно решить специфическую задачу, не связанную с его обычными процессами, но на рынке нет подходящих продуктов. Допустим, у нас есть компания-агрегатор такси, которой нужно разработать «умную» технологию для решения юридических вопросов с контрагентами.
При этом существующие решения на рынке не учитывают уникальные особенности процесса и данных компании. Поэтому привлекается подрядчик, который занимается ИИ-технологиями в legaltech — за счет своего опыта он выполнит задачу быстро и эффективно, а бизнес сможет сэкономить ресурсы.
Гибридная разработка. При таком подходе часть процессов отдается на аутсорс, а часть остается внутри компании. Это может быть актуально, например, когда часть задач настолько специфична, что проще отдать их доработку своей команде, чем объяснять подрядчику, как это нужно сделать. При этом подрядчик может создать отличную базу для собственного ПО.
В ритейле сейчас значительная часть разработки проходит в гибридной форме. Зачастую команда интернет-магазина пытается самостоятельно поддерживать и развивать ту кастомную платформу, которая была создана с помощью многолетних модификаций «Битрикса». Но в какой-то момент это становится слишком сложно — и компания обращается к специалистам, которые делают более современное решение, в частности, постепенно проводят реплатформинг и реализуют концепцию composable e-commerce.
У крупных корпораций есть свой подход к гибридной разработке — они создают для себя компании-генеральных поставщиков IT-решений. Например, «СберТех» — основной поставщик технологий для Сбера, «Иннотех» — разработчик инноваций для ВТБ или Avito Tech — команда разработки сервиса Авито. Это, можно сказать, развитие идеи IT-подразделения в компании, но с еще большей дифференциацией и углублением экспертизы — поэтому этот способ разработки можно отнести к гибридным.
Сложности на пути к своему ПО
В процессе создания собственных технологий компания может столкнуться с рядом трудностей.
Отдел по информационной безопасности отказывается делиться данными с подрядчиками. Решить это можно, передавая информацию уже в обезличенном/измененном виде. Еще один вариант — выполнение работ внутри периметра корпоративной сети, при полном соблюдении подрядчиком NDA и политик ИБ.
Сотрудники саботируют процесс изменений. Люди могут переживать, что современные IT-решения — особенно те, что связаны с искусственным интеллектом — заменят их и отнимут их рабочие места. Логично предположить, что компания впоследствии может сократить штат этих специалистов вдвое. Но все не так прямолинейно: обычно с внедрением технологий следует перераспределение человеческих ресурсов на более приоритетные задачи.
Например, в транспортной компании «Альфа Дон Транс» оцифровали логистику с помощью TMS, Transportation Management System, IT-системы для взаимодействия грузовладельцев и со своими перевозчиками. Но логисты не остались без работы — они смогли переключиться на более сложные управленческие и стратегические задачи, включая управлением этой системой.
Топ-менеджмент не уверен в том, что собственное ПО так уж необходимо. Убедить их можно только на языке цифр. Если данных из отчета McKinsey недостаточно, стоит провести анализ рынка, посмотреть на конкурентов, внедряющих похожие решения — и оценить, к каким измеримым эффектам это привело.
Сегодня российский рынок готовых ИТ-решений не готов закрыть все потребности бизнеса, особенно в отраслях со сложной спецификой процессов. Поэтому потребность компаний в собственном ПО и рынок будут расти, а вскоре к крупным игрокам присоединяться более мелкие компании, а также организации, не специализирующиеся на ИТ.
А с какими сложностями столкнулись вы в процессе внедрения собственных ИТ-решений?