Компания ML GROUP производит упаковку для пищевой и фармацевтической промышленности: покрывную упаковку на основе алюминиевой фольги — платинку, а также рулонную, кашированную и блистерную фольгу, и поставляет продукцию крупным российским и зарубежным заказчикам.
Предприятие ежегодно выпускает более двух миллиардов единиц продукции, а оборот компании за 2023 год составил 2,7 млрд рублей. Из-за санкций доля экспорта предприятия снизилась, но около 12% объема товара сейчас идет за рубеж. И это не предел: запланировано строительство производственной площадки, которая позволит увеличить объем продукции для поставок в другие страны.
От печатного станка до отраслевого лидера
История одного из крупнейших российских производств началась в 2002 году в Москве, с маленькой фирмы по продаже упаковки для оформления подарков. Компанию «Презент упаковка» создал Валентин Скуратовский. К тому времени предприниматель уже имел высшее экономическое образование, опыт в коммерции и стаж на госпредприятии.
Во время сезонного затишья бизнесмен встретил Ивана Лазуренко, с которым они были знакомы с подросткового возраста. Тот предложил перейти на упаковку для пищевых продуктов: в России она практически не выпускалась, а спрос был огромный.
Сначала компаньоны занимались перепродажей импорта, но вскоре поняли, что выгодней открыть собственное производство. Арендовали маленькое помещение, купили самую простую печатную машину, наняли специалистов и начали делать платинки под запайку пластиковой тары. Сразу же пошли заказы, вложения быстро окупились, бизнес начал расширяться.
Предпринимателям удалось встретиться с представителями компании «Вимм-Билль-Данн» и выяснить, каким требованиям нужно соответствовать, чтобы сотрудничать с такими крупными корпорациями. В то время в России о таких стандартах практически никто еще не думал. По словам Скуратовского, эта встреча сформировала представление о стандартах качества и организации бизнес-процессов, необходимых для развития крупного производства.
Скуратовский и Лазуренко приобрели площадку для строительства в Тульской области. Строительство с нуля завода и инфраструктуры заняло около пяти лет — банковские инвестиции получить не удалось, и компаньоны вкладывали в проект собственные средства. Кризис 2008 года пришелся как раз на активную фазу строительства. По словам Скуратовского, несколько раз были мысли просто бросить все, потому что заканчивались деньги. Но, несмотря на трудности, в 2009 году производство было запущено, сразу пройдены аудиты в нескольких крупных пищевых компаниях — в том числе, получен сертификат поставщика Danone, а вскоре сертификации Nestle и других мультинациональных корпораций.
Компания росла и развивалась. Технический парк дважды полностью обновлялся, производство оснащалось оборудованием, произведенным по спецзаказу в США и Европе. Для освоения технологий, которых на тот момент не было в России, привлекались иностранные специалисты. После 2013 года предприятие, несмотря на экономическую ситуацию в стране, повысило темпы роста, из категории малого бизнеса перешло в средний.
Сегодня ML GROUP является одним из топовых мировых производителей покровных материалов из фольги для пластиковой тары с полным циклом, а в России это единственное производство такого уровня уровня технологий и оборудования.
С 2016 года компания носила название «Фабрика упаковки «МИЛК». А в 2024 году был проведен ребрендинг предприятия, и теперь оно называется ML GROUP.
Мировые стандарты качества в России
Компания ML GROUP выпускает упаковку для пищевых и фармацевтических товаров. Ее предприятия регулярно проходят независимую оценку системы менеджмента качества и пищевой безопасности на соответствие международным стандартам и отраслевым спецификациям по схеме сертификации FSSC 22000 и принципам надлежащей производственной практики GMP для ML Food и ML Pharma. Соблюдение этих нормативов гарантирует качество, безопасность и соответствие международным стандартам производства.
Опыт сотрудничества с крупнейшими мультинациональными корпорациями задал высокий уровень стандартов качества и безопасности. Создатели компании с самого начала ориентировались на требования крупнейших мировых лидеров, лично посещали ведущие зарубежные предприятия, заимствовали опыт производства. Не всегда это было простой задачей.
«С полноценным перенятием опыта бывали сложности. Несколько лет назад я хотел посетить одно из производств в Германии, но с удивлением узнал, что мне запрещен вход на все предприятия этой группы компаний, потому что они нас считают самым крупным конкурентом в Восточной Европе. Мне, конечно, было очень приятно узнать об этом статусе. Но на производство я не попал. Обладатели технологий охраняют свои секреты производства упаковки, и перенять их крайне сложно».
Валентин Скуратовский
Основатель и генеральный директор компании ML GROUP
Переговоры — ключ к закрытым дверям
Основной объем продукции ML GROUP закупают российские компании. Зарубежные поставки ориентированы на партнеров в Беларуси, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Армении Узбекистане, Таджикистане, странах Африки и Ближнего Востока. Введение санкционных ограничений осложнило внешнеэкономическую деятельность, но большинство проблем компании удалось успешно решить.
Несмотря на затруднения с логистикой и банковскими транзакциями, зарубежные партнеры не спешат отказываться от сотрудничества с ML GROUP. Гарантированное высокое качество продукции и гибкие условия оплаты транспортировки являются весомыми аргументами для клиентов.
Как мы решаем проблемы: наглядно
Проблема 1. Усложнились производственные и логистические процессы, а также выставление валютных счетов зарубежным контрагентам. При таких сделках банки все дольше проверяют проводимые транзакции.
Решение. Решение ситуаций путем переговоров, в том числе, при содействии партнеров.
Проблема 2. Товар поставляется мультимодальными маршрутами с участием партнеров в транзитных странах. Это увеличивает время доставки.
Решение. Пересмотр маршрутов, создание новых договоренностей.
Проблема 3. Прохождение таможни также стало сложней. Теперь, если на таможенном контроле для дополнительного осмотра и освидетельствования снимается одна единица товара — задерживается вся поставка. Срок транспортировки увеличивается.
Решение. Отслеживание санкционного статуса каждого товара по товарному коду ТН ВЭД.
Вместо импорта собственное производство
Пятый пакет санкций, принятый в феврале 2022 года, лишил предприятие европейских сырьевых компонентов. Компании пришлось оперативно находить других поставщиков, способных предоставить расходники, соответствующие требованиям для пищевой и фармацевтической промышленности, а также организовать новые маршруты через несколько стран.
К санкциям компания ML GROUP, как и другие российские производители, не была готова, поэтому пришлось оперативно перестраивать производственные процессы. Проблемы с поставками мотивировали срочно находить и тестировать альтернативные варианты материалов, оборудования и расходников. Переход на компоненты собственного производства стал необходимым.
«Уход западных компаний и введение санкций, с одной стороны, стало причиной многих трудностей, а, с другой — создало возможности для развития бизнеса внутри России. Сейчас мы работаем над тем, чтобы использовать эти возможности для развития. Мы инвестируем в развитие наиболее перспективных направлений. Через несколько лет отдельные направления планируем вывести в самостоятельные бизнес-единицы».
Валентин Скуратовский
Основатель и генеральный директор компании ML GROUP
Сейчас ML GROUP разрабатывает проект производства сложных компонентов, пока на базе импортного сырья. Это сделает процессы более управляемыми и повысит качество продукции.
Кроме того, компания инвестирует в развитие дополнительных направлений производства, расширение бизнеса, увеличение команды и найм экс-сотрудников западных компаний, покинувших российский рынок.
ML GROUP участвует в программах государственной поддержки бизнеса, сотрудничает с корпорацией развития Тульской области и Фондом развития промышленности ФРП, а также получило займы на льготных условиях и субсидии из регионального бюджета. Эти меры позволили компании закупить расширить производство, закупить необходимое оборудование для обеспечения технологической и сырьевой независимости.
Изначальный курс на строгие международные стандарты качества продукции и производственных процессов, соответствие требованиям мировых лидеров позволил компании не просто пережить экономические кризисы и санкции, но и развиваться.
Какие возможности у вашего бизнеса появились в этот сложный экономический период?