Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Топ-5 мифов про открытие бизнеса за рубежом


Компания «Финион» специализируется на консалтинге для граждан РФ в получении виз, ВНЖ, статусов резидента, банковских карт и других документов различных стран, инвестиционном консалтинге для бизнеса. В авторской колонке CEO компании Вячеслав Картамышев разбирает пять главных мифов о запуске бизнеса за рубежом.

Миф 1. Стартап-визы выдают только для проектов в сфере ИТ и высоких технологий

Программы выдачи стартап-виз есть даже в США, которые традиционно считаются страной, где всего нужно добиваться самому, без опоры на государство. Не исключение и страны Европы, в которых само по себе определение стартапа довольно расплывчато, и по факту решение о том, какой проект можно назвать стартапом, принимают местные госслужащие.

В Испании для получения стартап-визы необходим положительный отзыв о проекте. Его выдает соответствующее экономическое и торговое управление этого консульского округа или Генеральное управление международной торговли и инвестиций. Это новое правило, оно начало действовать в стране с ноября 2023.

Главными приоритетами являются:

  • создание рабочих мест в Испании;
  • профессиональный опыт предпринимателя;
  • личное участие в проекте.

Кроме того, необходимо показать добавленную стоимость для испанской экономики, инновации или инвестиционные возможности и представить бизнес-план. Как видим, никакой обязательной привязки к ИТ здесь нет.

В Великобритании аналог стартап-визы называется визой основателя-новатора. Там тоже необходимо доказать в одном из аккредитованных государством органов полезность бизнес-проекта и его соответствие критериям. Проект должен быть:

  • инновационным;
  • новым — нельзя присоединяться к готовому бизнесу;
  • жизнеспособным;
  • масштабируемым.

У предпринимателя должна быть оригинальная бизнес-идея, отличающаяся от всего остального на рынке. Но решать, насколько она оригинальна и жизнеспособна, будут чиновники.

Получение стартап-визы в США. Это сейчас представляется самым сложным, учитывая характер отношений стран и визовую политику страны к россиянам в целом. Но США имеют и самый развитый фондовый рынок в мире с наибольшей капитализацией, привлечение капитала на котором может быть эффективным решением для роста любого бизнеса.

Одним из требований для предоставления стартап-визы в США является отчетность. Спустя два года предприниматель должен выполнить хотя бы одно из трех условий:

  • создать не менее трех рабочих мест;
  • заработать 100 000 $ в год;
  • привлечь 100 000 $ в год в качестве финансирования от инвесторов.
Теннисный корт
Теннисный корт

Помимо ЕС стартап-визы выдают в Великобритании, Чили, Сингапуре, Канаде, Новой Зеландии и США

Помимо ЕС стартап-визы выдают в Великобритании, Чили, Сингапуре, Канаде, Новой Зеландии и США

Миф 2. Открыть компанию за рубежом проще, так как там меньше бюрократических процедур

Как я уже говорил, решение по бизнесу инвестора так или иначе будут принимать госслужащие. Бюрократия — везде бюрократия, и от утомительного процесса сбора документов не уйти ни в одной в стране. Где-то их будет больше, где-то меньше, но, даже учитывая декларируемое многими странами привлечение предпринимателей, получить господдержку, хотя бы в плане регистрации бизнеса, все равно будет непросто.

Очень многие документы из РФ необходимо переводить и заверять у юристов, верифицируя их апостилем. Практически везде придется доказывать доход, при этом, учитывая сложности в открытии счетов в зарубежных банках, о которых мы скажем ниже, труднее будет именно положить деньги на счет, чем собрать требуемую сумму.

Как правило, необходимо регистрироваться не только в госорганах, но и в местных профильных ассоциациях. Например, чтобы получить стартап-визу в Нидерландах, необходимо пройти регистрацию в местной Торгово-промышленной палате (KVK):

  • попасть в торговый реестр KVK;
  • доказать, что предприниматель не только акционер, но еще и играет в компании ведущую роль.

Поэтому если предприниматель считает ту или иную юрисдикцию выгодной в плане налогов для открытия своей компании, то траты времени и нервов на выполнение бюрократических процедур все равно не избежать.

Миф 3. ОАЭ — безналоговая юрисдикция

Дубай и другие эмираты ОАЭ не являются безусловно самыми выгодными в плане налогообложения, особенно для малого и среднего бизнеса.

В стране закончился «полноценный» офшорный период развития. Он, по сути, завершился в июне 2023 года. Налоги стали взиматься с общемирового дохода налогоплательщиков, в том числе и тех, кто зарегистрирован в особых зонах свободной торговли — free zone. Министерство финансов ОАЭ определило корпоративный налог в размере 9% от дохода, который должны уплачивать:

  • компании с прибылью свыше 375 000 дирхамов в год, это примерно 8 250 000 ₽;
  • физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью с годовым оборотом более 1 млн дирхамов.

Это нововведение коснулось как free zone, так и mainland-зон в ОАЭ. При этом регистрация по адресу в той или иной зоне дает определенные преимущества для компаний в зависимости от отрасли деятельности.

В среднем регистрация компании обходилась в 10 000—12 000 $ госпошлины. Такая стоимость была еще до налоговых нововведений. Также для оформления бизнеса требовалось обязательное ежегодное продление лицензии, которое стоило примерно так же, как и госпошлина, и было своего рода завуалированным налогом.

Разумеется, для крупного бизнеса налоговый режим ОАЭ остается привлекательным, так как налоги на прибыль в стране все еще значительно ниже, чем в РФ и тем более в Европе.

Для россиян получение корпоративного счета в местном банке остается трудным. Эту сложность отмечают юристы, специализирующиеся на помощи в регистрации компаний в ОАЭ.

Как правило, необходимо внести не менее 500 000 дирхамов на депозит в банк. Банк обещает их вернуть после года использования — раньше срока снять эти деньги невозможно.

Проверки документов в банке и открытия счета нужно ждать 3—6 месяцев. При этом счет могут закрыть внезапно и без объяснения причин. В том числе и потому, что банки ОАЭ дорожат отношениями и с США и не хотят подпасть под санкции.

Вид на ОАЭ
Вид на ОАЭ

То, что ОАЭ — безналоговая юрисдикция, — очень распространенный миф, который отчасти объясняется эффектным имиджем Эмиратов в РФ, хорошими отношениями между странами и растущим турпотоком россиян в эту страну. Все это есть, но на практике для открытия бизнеса дела обстоят сложнее

То, что ОАЭ — безналоговая юрисдикция, — очень распространенный миф, который отчасти объясняется эффектным имиджем Эмиратов в РФ, хорошими отношениями между странами и растущим турпотоком россиян в эту страну. Все это есть, но на практике для открытия бизнеса дела обстоят сложнее
Команда компании «Финион»
Команда компании «Финион»

Это команда нашей компании «Финион» — маркетплейса услуг для открытого мира

Это команда нашей компании «Финион» — маркетплейса услуг для открытого мира

Миф 4. Компанию за рубежом обязательно открывают, чтобы зарабатывать деньги

Оставим за скобками вопросы отмывания денег и другие недобросовестные цели вне правового поля. На самом деле довольно часто мотивом открытия компании становится желание закрепиться в стране, которая предоставляет возможности для сравнительно простой регистрации бизнеса и дополнительные льготы тем, кто это сделает. Кроме того, эти документы нашим соотечественникам часто бывают нужны для работы в третьих странах или для взаимодействия с зарубежными финансовыми институтами.

В Черногории действует программа «ВНЖ за открытие бизнеса». Это программа, при которой регистрация компаний в стране проста и не требует прохождения очень сложных юридических процедур, а обязательный уставной капитал — символический 1 €. Это привело к тому, что, по данным МВД Черногории, в 2022 году россияне открыли в стране 2600 компаний, в 2023 — еще около 3400.

В более чем 60% компаний, открытых нашими клиентами в других странах, действует только один сотрудник — он же основатель и директор. Основное направление деятельности — сфера услуг: туризм — экскурсии и отели, а также кафе и рестораны.

Миф 5. Некоторые островные офшорные территории в Тихом океане — прерогатива исключительно миллиардеров

Это мнение связано, скорее, с удаленностью этих островов от РФ и высокой стоимостью перелета.

Стоимость регистрации компании на Британских Виргинских Островах составляет около 2000 $. Это с учетом госпошлин и стоимости юридических консультаций от русскоязычных юристов. Но открытие счета в одном из местных банков намного затратнее — необходимо положить на депозит не менее 100 000 $.

Но, по нашему опыту, эти суммы не являются запредельными для многих состоятельных россиян. Однако, учитывая состояние отношений России и Запада, в настоящее время регистрация компаний на БВО крайне затруднительна для граждан РФ и опасно с точки зрения конфискации или заморозки денег на счету.

Кроме того, Британские Виргинские Острова включены ФНС России в список офшоров. Это значит, что россияне — владельцы компаний на БВО — должны выплачивать ряд налогов в РФ. Так, для российских холдингов действуют ограничения:

  • не работает освобождение от налогообложения при продаже акций иностранных «дочек»;
  • отменены льготы по дивидендам;
  • с 1 июля 2023 года дивиденды из недружественных стран, в том числе и БВО, облагаются налогом по полной ставке в 13%.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Вячеслав Картамышев
Вячеслав Картамышев

Расскажите, думали ли вы об открытии бизнеса в другой стране? Какая вам кажется наиболее привлекательной?


Больше по теме

Новости