Предприниматель рассказывает о своем опыте по развитию сети студий балета и растяжки по франшизе в небольшом городе. Его опыт может быть полезен любому предпринимателю из сферы фитнеса, которому интересно растить собственную сеть. Кейс также пригодится тем, кто задумывается об открытии бизнеса в данной сфере.
Как найти свою бизнес-нишу
В прошлом году я открыли сразу две новых студии LEVITA — международной сети студий балета и растяжки в городе Чебоксары. Итого, на сегодня, у меня четыре студии в городе. Расскажу, как я пришел в бизнес в 2021 году и вырастил собственную сеть за четыре года.
Почему именно этот бизнес? Сфера фитнеса и в целом тема ЗОЖ меня привлекает давно. Я сам занимаюсь спортом, поэтому искал такую нишу, где смог бы зарабатывать и при этом быть в своей среде, в понятной мне тематике фитнеса. Так поиски привели меня к франшизе студии растяжки и балета LEVITA. Мне показалось, что начинать путь в бизнесе проще с поддержкой франчайзера.
Во-первых, здесь были небольшие затраты на старт бизнеса, быстрый выход на самоокупаемость и довольно высокая прибыль. Обязательно ищите, запрашивайте у франчайзера аналогичные цифры. В общении франчайзера и франчайзи все должно быть прозрачно и понятно для каждой из сторон — это важнейшее условие. Также пригодятся различные рейтинги франшиз, отзывы действующих франчайзи-партнеров. И отклики клиентов здесь вдохновляют.
Теперь я считаю направление балета для взрослых удивительной отраслью. Это очень экологичный бизнес. Мы приносим пользу людям, видим, как меняются наши ученицы, наблюдаем за их успехами.
Именно поэтому я решил развиваться в этом направлении и открывать новые студии в родном городе. К тому же, после запуска первой студии, я понял, что бизнес-модель оказалась успешной. Мы растем в прибыли всегда выше целей, которые формулирует для нас Управляющая компания франшизы.
Итак, чтобы запустить свое дело необходимо:
- определиться с направлением, которое тебе близко и интересно;
- выбрать бизнес-модель с понятной экономикой: небольшими затратами на запуск, высокой рентабельностью, короткими сроками окупаемости, высокой прибылью;
- учесть возможность роста и развития бизнеса.
Мои цифры на одну студию:
- ежемесячные затраты: аренда, реклама, ФОТ: 300-400 тысяч рублей;
- роялти: 10% от выручки;
- средний ежемесячный оборот на одну студию: 990 тысяч рублей;
- средняя ежемесячная прибыль на одну студию: 390 тысяч рублей.
Дальше я расскажу, как привлек клиентов и партнеров, чтобы вырастить из одной студии целую сеть.
Как привлечь клиентов
Суть бизнеса кажется простой — занятия по растяжке по балету. Но есть нечто большее, чем стандартные тренировки. Важно создать теплую и семейную атмосферу. Это красивые, стильные, уютные студии, где каждая деталь не случайна. Например, девушкам удобно подложить подушки под колено на растяжке. Пусть это будет идеальная по форме и стильная подушка. Девушкам нужны фен, крема в раздевалке — пусть это будут качественные техника и косметика.
Нужно оказывать клиентам поддержку и заботу на каждом этапе, помогать сбываться их мечтам. Это уже работа с персоналом. Каждый член команды должен работать “для клиента”, быть проактивным, постоянно в контакте с клиентом. Команда детально продумывает скрипты для общения, проходит специальные курсы по навыкам коммуникаций.
Как я позже понял, многие женщины мечтают заниматься балетом и классической хореографией во взрослом возрасте. И возможность заниматься этим направлением для них — воплощение мечты. Поэтому в мечте должно быть идеально все.
Какие направления фитнеса выбрать
В студиях проходят занятия по нескольким направлениям “мягкого фитнеса”: боди-балет, хореография, пилатес и растяжка для девушек и женщин с нуля. Не зацикливайтесь только на одном направлении.
Важно продумать расписание. Например, у нас занятия проходят в разное время, в будни и выходные. По абонементу нет привязки ни к группе, ни к направлению. Можно составить индивидуальное расписание и выбрать время и направление, которое нравится.
Нужен личный контакт с тренером и “домашняя” атмосфера на занятиях. Поэтому занятия проходят в мини группах до 10 человек. Кроме того, возможны индивидуальные занятия.
Предусмотрите максимально широкую “вилку” клиентов по возрастам и подготовке. Лучше адаптировать нагрузку под любой возраст и уровень подготовки. Например, у нас не важно сколько лет ученице и не важно занималась ли она ранее — мы подберем оптимальный формат.
Сформулируйте миссию понятную для вас, команды и клиентов. Наша миссия компании — это дать возможность каждой женщине исполнить мечту, соприкоснуться с балетом.
Как растить собственную сеть
В моем случае все просто — франчайзинговый бизнес предполагает, что ты будешь открывать вторую, третью, четвертую студии. Поэтому я просто шел по схеме, которую предложила Управляющая компании. Она примерно такая: открываешь первую студию, примерно через год выходишь на самоокупаемость и начинаешь “копить” на новую точку. То есть не рекомендуется просто брать прибыль и тратить. Лучше выделить себе среднюю рыночную зарплату, какую обычно получает директор студии фитнеса, а остальные средства оставлять в бизнесе.
Если вы выбрали путь запуска бизнеса по франшизе, то сразу сообщите УК о том, что хотите растить бизнес. С учетом этих пожеланий будет строиться ваша работа. А если вы развиваетесь самостоятельно, то рекомендую удержаться от зарплаты выше, чем вы получали до того, как стали предпринимателем. Такая сдержанность точно окупится и принесет гораздо большие результаты.
Кроме взвешенного подхода к прибыли, можно рассмотреть вариант привлечения в бизнес-партнера. Так, например, вторую, третью и четвертую студии я запускал не один, а с бизнес-партнером. На старте мы определили все обязательства и решили, что я буду заниматься стратегическим развитием бизнеса, а партнер — операционными задачами.
Так мы нашли свою «идеальную формулу» для масштабирования бизнеса.
Все договоренности важно закрепить на бумаге в самом начале бизнес-партнерства. О том как правильно подбирать партнера и строить совместный бизнес можно написать отдельную колонку. Но основное — зафиксировать “правила игры” в самом начале пути.
Как оценивать свои успехи
Сейчас я общаюсь со многими предпринимателями в городе и регионе, могу сравнивать свои бизнес-показатели с другими сферами. Например, я сравнивал свои результаты с успехами знакомых, которые открывали точки выдачи, магазины у дома, парикмахерские. Я просил друзей называть простые цифры: затраты и прибыль за месяц и за год. Так вот, при сравнении хорошо видно, что моя бизнес-модель рентабельнее и эффективнее, рост более динамичный.
Почему такие результаты? Дело в том, что бизнес-модель студии фитнеса довольно простая. Ее легко просчитать буквально “на коленке”. Второе — благодаря поддержке Управляющей компании франшизы мы проходим различные тренинги, обучения и становимся экспертами в маркетинге и управлении. Допуск к знаниям франчайзинговой сети позволяет быстро прокачивать свои навыки в различных направлениях.
Рекомендую при запуске бизнеса обязательно поискать в своем круге знакомых предпринимателей, чтобы у вас всегда были возможности для сравнения своих результатов.
С какими сложностями предстоит столкнуться на старте бизнеса
Основная трудность, с которой я столкнулся — личностный рост. Мне пришлось быстро развиваться, как предпринимателю, очень многое узнавать, менять свои установки. Раньше я работал программистом в найме. А для предпринимательской деятельности нужны совершенно другие скилы.
Предприниматель должен иначе принимать решения, рассуждать и мыслить. В этом направлении у меня были трудности. Но они, конечно, решились во многом с поддержкой и помощью основателей франшизы, которую я выбрал. Думаю, для начала бизнеса нужен опытный наставник или помощь франшизы.
Кроме того, в самом начале были трудности с наймом. Раньше я никогда не подбирал людей, не собирал команды, не умел ими управлять. Поэтому я прошел обучение по управлению персоналом и нашел ответы на вопросы.
В целом, вопросов становится все меньше с опытом. Чем дольше я в бизнесе, тем меньше неразрешимых проблем для меня. Трудности будут всегда, но важно, как мы их решаем. Я преодолеваю их через информацию, через новые знания, через общения с единомышленниками-предпринимателями.
Какие барьеры в сфере бизнеса существуют
Перед запуском бизнеса нужно не только видеть возможности, но и учитывать риски. Ответьте себе на такие вопросы:
- Сколько я потеряю, если у меня не получится?
- Готов ли я к этим потерям?
- Какие есть преграды в отрасли для роста бизнеса?
- Какие личные преграды есть?
- Как я буду с ними справляться?
- У кого я спрошу совета о бизнесе?
В моем случае, я не вижу серьезных барьеров для развития отрасли в целом. Однако, важным мне кажется вопрос поддержания честной конкуренции, когда все предприниматели сферы фитнеса заинтересованы в формировании положительной репутации отрасли. То есть хочется, чтобы не только мы, как крупнейшая в стране сеть, выстраивали экологичный бизнес со всесторонней поддержкой клиентов, но любая маленькая студия фитнеса была на это нацелена.
Возможно, должны быть стандарты качества и сервиса в нашей отрасли, чтобы росло доверие клиентов. Это поможет усилить позиции мини-студий в целом.
А с какими сложностями при запуске бизнеса сталкивались вы? Как удалось решить эти проблемы? Поделитесь своим опытом.