Не всем людям, которые хотят попробовать себя в бизнесе, приходит откровение в виде чудесной идеи. Стартапы — это круто, но в мире гораздо больше примеров, когда человек не изобретал велосипед и достигал успехов, следуя разведанным путем.
Еще существует модель франчайзинга. Она позволяет быстро открыть точку по франшизе, то есть по обкатанной бизнес-модели, с детальными инструкциями от владельца бренда — франчайзера. Это облегчает процесс запуска, хотя и не снимает абсолютно все риски, иначе франчайзеру не было бы никакого смысла привлекать партнеров для развития сети.
По франшизе я открыл копировальный центр и сейчас владею пятью точками. Четыре из них находятся в Москве и одна в Сочи. На примере собственного опыта расскажу, как начать бизнес по франшизе и через месяц не писать грустный пост «Я вложил кучу бабла в чебуречную и прогорел».
Ищем стартовый капитал
Можно получить заемные средства в банке, но только если придете туда с детально проработанным бизнес-планом. Процент может оказаться довольно кусачим, особенно с учетом текущей кредитно-денежной политики ЦБ. С другой стороны, ваш бизнес может попадать в одну из тех категорий, которым государство или отдельный регион предлагает льготы и оказывает поддержку.
После неудачного опыта в бизнесе я решил копить сам. Более 15 лет я работал в найме, но работа позволяла мне откладывать приличные деньги на будущий бизнес. Меня никогда не покидало желание работать по желанию, а не по расписанию. Ключевым словом здесь остается «работа», поскольку, как говорят эксперты по франшизному бизнесу, вы покупаете себе рабочее место.
Выбираем франшизу
Есть каталоги, где можно присмотреться к понравившейся сфере и выбрать франшизу. На первоначальном этапе вам не обязательно досконально разбираться в теме — большинство нюансов и бизнес-процессов станут понятны в процессе подготовки или работы. Поддержка франчайзера поможет вам освоиться. Владельцам бренда важно увидеть искреннее желание будущего партнера разобраться.
Меня заинтересовал полиграфический бизнес: сначала я присматривался к цифровым типографиям, потом к копировальным центрам. Мне понравилась маржинальность, относительная простота создания отдельного предприятия. Печать все время хоронят, но продажи бумажной продукции, как ни странно, растут. Иногда людям физически хочется потрогать бумагу.
Сначала обратил внимание на «Копирку», потом узнал про Copy.ru. Последние заинтересовали сильнее, показалось, что у них лучше поддержка после заключения договора.
Выбираем формат работы
Присоединиться к франшизе можно разными способами:
- Самостоятельно открываем точку под контролем УК.
- Доверить открытие точки и отладку бизнес-процессов управляющей компании франчайзера.
- Купить готовую точку.
Может быть, стоило сразу входить на правах партнера, но деньги позволяли мне купить уже готовую точку. Перед этим я несколько недель изучал, как она работает, все показатели и реальную доходность. Учтите, что представители франчайзера тоже вас внимательно оценивают и не приглашают стать партнером всех подряд. Человек должен быть готов работать, соблюдая прописанные стандарты, дорожить репутацией бренда, работать вбелую и не принимать платежи мимо кассы.
Предприятие уже приносило прибыль. Мне лишь нужно было погрузиться в эти процессы и понять, что я хочу делать дальше. Я решил открыть точку самостоятельно.
Готовимся к открытию точки
Запуск бизнеса по франшизе можно разделить на три этапа.
- Регистрируем юридическое лицо или оформляем ИП.
- Изучаем договор коммерческой концессии, лучше с юристом, которому вы доверяете. Там прописаны права и обязанности франчайзера и франчайзи.
- После подписания договора вам передадут франчазинговый пакет, то есть набор документов, инструкции и материалов, необходимых для открытия и функционирования бизнеса по франшизе.
Поддержкой франчайзи занимается управляющая компания. Это большое преимущество франшизы перед открытием бизнеса с нуля — не нужно будет собирать все ошибки начинающего бизнесмена. Процессы открытия новой точки детально описаны в инструкциях франчайзера и проходят под наблюдением управляющей компании.
Стоимость самостоятельного открытия точки по франшизе. Все зависит от конкретного бизнеса. Размер ваших инвестиций можно определить, посчитав обязательные первоначальные затраты и операционные расходы первых месяцев.
- паушальный взнос — единовременная выплата франчайзеру за работу под его брендом;
- оборудование;
- мебель;
- аренда;
- строительно-монтажные работы.
Операционные расходы каждый месяц тоже будут составлять некоторую сумму, которую вам необходимо предусмотреть. Мои составляют где-то пятую часть от первоначальных инвестиций и выглядят примерно так:
- аренда;
- ФОТ;
- расходные материалы;
- роялти;
- премиальное размещение на Яндекс.Картах и 2ГИС;
- маркетинг;
- ИТ-поддержка;
- комиссия за эквайринг;
- телефония и интернет;
- налоги и страховые выплаты за сотрудников;
- налоги ООО или ИП.
Договор коммерческой концессии или франчайзинга
Договор коммерческой концессии, или договор франчайзинга, оформляют ИП и компании при заключении франшизы, чтобы передать франчайзи исключительные права. Например, на товарный знак и секреты производства.
Ищем помещение
Помещение нужно выбирать, отталкиваясь от потребностей бизнеса. Проведите маркетинговые исследования, чтобы понять необходимость вашей точки в том или ином районе, Можно воспользоваться услугами проверенных риелторов или поискать самостоятельно.
Выберите несколько коммерческих площадей и проанализируйте их пригодность под ваши задачи. Обратите внимание на следующие моменты:
- проходимость;
- соседей и конкурентов;
- транспортную доступность;
- качество коммуникаций;
- необходимые затраты на ремонт.
Если вам не нравится поведение арендодателя, переговоры идут сложно, то скорее всего есть смысл поискать другого. Есть большая вероятность, что он при первой возможности начнет выкручивать вам руки. Заранее обговорите все моменты, особенно те, что касаются повышения арендной платы. Подписывать договор следует крайне внимательно. Лучше — после изучения его вместе с юристами.
Рассказываю, как я открыл копицентр в Сочи. С помощью управляющей компании нашли помещение в самом центре, на главной пешеходной улице города — Навагинской.
Сам перечитал договор несколько раз, его изучили юристы от УК, подвохов не нашли. Подписали. Мне было немного проще, поскольку у меня здесь был партнер Владимир Смирнов. Он уже знал особенности южного бизнеса и присматривал за теми процессами, которые я не мог контролировать удаленно.
Начинаем ремонт
Иногда можно обойтись совсем без ремонта, но владельцы бренда обычно требовательны к дизайну. Представители франчайзера могут помочь составить дизайн-проект или дадут вводные, по которым можно будет разработать проект вместе со сторонним дизайнером. На этом этапе лучше не тянуть, поскольку каждый день затянутого ремонта стоит вам денег, которые уходят на аренду помещения.
Затраты на этом этапе включают:
- разработку проекта;
- оплату рабочих;
- стройматериалы;
- обновление коммуникаций;
- покупку техники;
- покупку мебели.
Как платить рабочим — решать вам. Мой опыт подсказывает, что нельзя платить небольшими частями, как и нельзя платить все сразу. В первом случае бригада может сбежать на новый объект, остановившись на финальных этапах ремонта, а во втором — просто исчезнуть с деньгами.
Мне досталось хорошее помещение. Я прикинул, какое оборудование и мебель буду покупать, дизайнеры франчайзера помогли составить дизайн-проект с учетом площади помещения, корпоративных цветов и планируемой техники.
Копицентр в Сочи удалось открыть довольно быстро. Большая заслуга в этом моей команды, которая занималась бизнесом в Москве. Пока я искал помещение в Сочи, мои сотрудники нашли оборудование. Его в нынешних условиях найти непросто даже при всем желании. Сейчас весь копировальный бизнес состоит в том, чтобы найти хорошее оборудование и выбрать проходимую локацию.
В России, слава богу, есть компании, которые возят любое оборудование по параллельному импорту. Мы взяли качественное европейское оборудование — к китайскому я пока все равно отношусь с некоторым недоверием. Взяли черно-белую и цветную печатные машины, широкоформатный принтер самых известных брендов.
Ремонт закончили за месяц. С момента идеи до открытия прошло всего два.
Обучаем сотрудников
Рынок труда сейчас не ломится от соискателей. Обучение, мотивация и удержание сотрудников потребует от вас усилий.
Франчайзер может помочь вам обучить будущих работников вашей точки или даже помочь найти их. Вам же придется следить за тем, чтобы сотрудников устраивала зарплата, они видели возможности для роста, а в коллективе сохранялся хороший психологический климат.
Мне повезло. В Сочи как раз жила сотрудница, которая когда-то работала в московской типографии франчайзера. Мне дали ее контакты, и я смог ее убедить стать управляющей. Отправил туда действующих сотрудников в командировку, чтобы они обучили персонал. За месяц передали знания новой управляющей, наняли людей и все начало работать. Мы запустились в декабре 2023 года.
Продвигаем свой бизнес
Используйте все возможности о том, чтобы рассказать о вашей точке. Чем быстрее к вам пойдут клиенты — тем быстрее вы сможете выйти на точку самоокупаемости. Расскажите о себе с помощью вывески, рекламы, геосервисов и блогеров.
Я хорошо отношусь к обычной рекламе. Еще мы использовали продвижение в «Яндекс», 2ГИС, мессенджерах. Если быть точнее, то не мы, а сотрудники управляющей компании, которые занимаются маркетингом. Мы платили деньги и смотрели на результат. Вмешиваемся редко, иногда корректируем какие-то моменты, связанные с местными особенностями.
В Сочи мы использовали еще один нюанс. В городе не так много студентов, зато постоянно проходят крупные бизнес-форумы, да и не очень крупные тоже. Есть ряд телеграм-каналов, где сидят бизнесмены и предприниматели, которые ездят на эти форумы. Так мы узнали про один из таких форумов, зарегистрировались, пришли и рассказали о себе. Нас включили в эту группу бизнес-сообщества, там мы тоже дали рекламу и клиенты пошли. Еще мы ожидаем роста заказов с наступлением весны: это меню, листовки, реклама общепита.
Риски франшизы
Работа по франшизе не отменяет того факта, что это бизнес, а значит инвестор сознательно берет на себя часть рисков за экономический успех предприятия. Вот риски, которые вы точно берете на себя:
Неправильный выбор франшизы. К сожалению, в России у франшиз сложилась неоднозначная репутация из-за того, что многие франчайзеры заинтересованы только в том, чтобы продать франшизу максимальному числу партнеров. Они могут привлекать неоправданно низкими инвестициями в целом и паушальным взносом в частности, большим количеством открытых точек и доходностью, сравнимой с МММ.
После заключения договора вы неожиданно можете узнать, что затраты на ремонт и аренду помещения такого рода значительно выше, чем рассказывали в презентации, а само партнерство может ограничиться передачей флешки с устаревшими инструкциями.
Переоценка собственных возможностей. Прежде всего это касается времени. Вряд ли у вас получится полноценно развивать свой новый бизнес, если вы рассматриваете франшизу как возможность получать пассивный доход. Первые несколько месяцев потребуют от вас большой самоотдачи, тем более если для вас это первый бизнес.
Также можно переоценить свои финансовые возможности. Обычно в предложениях франшиз, где говорят про размер инвестиций, обычно не указывают операционные расходы в течение нескольких месяцев. Вам обязательно нужно иметь запас прочности на первое время. Даже если франчайзер обещает вам конкретный срок выхода на точку самоокупаемости, вам все равно необходимо учесть негативный сценарий и, по возможности, тоже к нему подготовиться.
Неправильный выбор места. Какой бы привлекательной не казалась франшиза частных школ, вряд ли она будет пользоваться спросом в поволжской деревеньке за 100 км от крупного города.
Вместо выводов
Перед открытием своего бизнеса, пусть и по франшизе, у меня были сомнения. Я допускал, что мы неправильно выбрали город: в Сочи не так много студентов, инженеров, а архитекторы, судя по застройке города, не часто заглядывают план.
Февраль мы закрыли в ноль. С учетом того, что это не самый активный месяц в Сочи, можно предположить, что мы вышли на уверенный ноль.
Своя точка по франшизе обошлась мне где-то на треть дешевле. Зато у меня появился опыт владения бизнесом, и я уже сам знал как управлять, во что следует вложиться первым делом и когда примерно предприятие сможет выйти на самоокупаемость. Люди с руководящим опытом, скорее всего, могут не идти таким длинным путем.
Был ли у вас успешный опыт работы с франшизами? Расскажите, где вы брали стартовый капитал, как выбирали сферу для бизнеса и через сколько смогли вернуть свои инвестиции?