Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бизнесу работать с сотнями самозанятых без рисков?


Эксперт рассказал, как автоматизировать проверку статуса самозанятости и организовать мгновенные массовые выплаты работникам


Эту статью написал участник сообщества

Максим Пашкевич

Максим Пашкевич

Директор по продажам компании «Монета»

Монета — платформа для организации расчетов

Монета — платформа для организации расчетов

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Эксперт рассказал, как автоматизировать проверку статуса самозанятости и организовать мгновенные массовые выплаты работникам


Эту статью написал участник сообщества

Максим Пашкевич

Максим Пашкевич

Директор по продажам компании «Монета»

Монета — платформа для организации расчетов

Монета — платформа для организации расчетов

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

В России становится все больше самозанятых. В прошлом году их стало на 39% больше, чем в 2022 году, общее количество достигло 9,3 млн человек. По оценкам экспертов, ежедневно их количество растет на 8500 человек. Если традиционно самозанятыми становились студенты, которые после университета подрабатывают курьерами, или же разнорабочие, которые оказывают услуги ремонта, то сейчас в сферу самозанятости приходит все больше ИТ-специалистов. Информационные технологии вошли в топ-5 популярных направлений деятельности.

И если ремонтники или бьюти-мастера чаще сотрудничают с физическими лицами, то таксисты, репетиторы и ИТ-специалисты ― с бизнесом. При этом их доля постоянно растет. Уже в прошлом году доходы тех, кто сотрудничает с бизнесом, составили около 60% суммарных доходов самозанятых ― 844 млрд против 1,4 трлн рублей.

Заинтересованность бизнеса в работе с самозанятыми

Нанимая сотрудника в штат, компания обязана оплатить за него НДФЛ и страховые взносы. Суммарно получается 34%, что эквивалентно 34 000 ₽ за каждые зарплатные 100 000 ₽. Эти взносы исключаются из графы расходов при работе с самозанятыми.

Такой формат работы настолько привлекателен для бизнеса, что недавно РСПП — Российский союз промышленников и предпринимателей — предложил повысить порог годового заработка на НПД: сейчас он составляет 2,4 млн рублей. По мнению союза, увеличение порога может стать способом привлечения большего числа работников.

Риски для бизнеса при работе с самозанятыми

С одной стороны, бизнес практически не оставляет разнорабочим или специалистам, которые работают по часам, выбора, кроме как оформить самозанятость. С высокой долей вероятности они не смогут прийти и официально устроиться курьером или промоутером на полную ставку. С другой стороны, оформить самозанятость можно в несколько кликов. Бизнес же, который иногда сам подталкивает к самозанятости, в несколько кликов обезопасить себя не может.

Актуальность статуса самозанятого. Чтобы легально работать с самозанятым, нужно убедиться, что статус актуален — как перед началом сотрудничества, так и перед каждой оплатой. Если налогоплательщик утратил статус, то компания обязана оплатить НДФЛ и страховые взносы от выплаченного вознаграждения.

Как правило, статус проверяют вручную: либо на сайте Федеральной налоговой службы по ИНН сотрудника, либо запрашивают справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД. Если бы процедура была разовой, было бы намного проще. Однако компании нужно требовать чек об уплате налога каждый раз при проведении оплаты за услуги.

Проверка чеков. Чтобы послать чек работодателю, самозанятый должен всего лишь зарегистрировать доход и уплатить налог, процесс занимает несколько минут. Бизнесу же приходится проверять чек у каждого самозанятого. Если это 10 специалистов, которые получают оплату раз в месяц, бухгалтерии нужно проверить 10 чеков. Достаточно простая, хоть и ручная, задача.

А что, если это сервис доставки с тысячей курьеров, которые получают оплату каждую неделю? А если каждую смену? Фактически можно выделить для этой, казалось бы, простой задачи отдельную должность. В противном случае легко кого-то упустить и нарушить статью налогового кодекса.

А что, если добавить к проверке статуса самозанятого мгновенные массовые выплаты?

Чтобы упростить проверку статуса самозанятого, можно воспользоваться автоматизированными решениями. Например, можно работать через биржу фриланса, которая допускает к сделкам только специалистов с активным статусом самозанятого.

У способа есть несколько минусов. Во-первых, это подходит узкому спектру ниш: часто через биржи нельзя работать с водителями такси, курьерами или сборщиками заказов. Во-вторых, бизнес будет сильно переплачивать, если работает с уже подобранными сотрудниками, а не ищет новых. Биржа всегда берет комиссию как с заказчика, так и с исполнителя, что влечет дополнительные расходы.

Проще работать со специализированным сервисом

Он автоматически проверяет, актуален ли статус самозанятого, формирует за специалиста чек в ФНС и позволяет осуществлять мгновенные массовые выплаты. Такие возможности предлагает платежный сервис «Монета».

В отличие от традиционного метода, когда бизнес открывает расчетный счет в банке, а позже в этом же банке открывает счета для сотрудников, мгновенные массовые выплаты через финтех-сервис проходят со счета Монеты. Компании остается только пополнить его с любого банковского счета в удобное время.

Автоматизация сотрудничества с самозанятыми. Бизнес оплачивает работу самозанятых сотрудников и автоматически получает чек с подтверждением факта оплаты НПД

Преимущества для бизнеса

Можно выделить четыре основных плюса для компаний и предпринимателей.

Мгновенность. Сотрудничая с фрилансерами, разнорабочими, курьерами или водителями такси, бизнесу приходится мгновенно проводить выплаты. Часто сотрудники требуют оплату просто по нажатию кнопки в приложении. Если не выплатить деньги моментально, можно не только потерять лояльность коллектива, но и прервать рабочий процесс. Например, курьер или водитель такси может просто не заправить автомобиль, а значит, придется приостановить работу.

Мгновенные автоматизированные выплаты снимают эту задачу с бухгалтерии. Еще они позволяют выплачивать средства за услуги сотрудникам в разных часовых поясах вне зависимости от того, по какому графику работает бухгалтерия. В итоге курьер и в Москве, и в Хабаровске получает оплату быстро и вовремя.

Массовость. Помимо налаженного процесса мгновенных выплат, финтех-сервис «Монета» позволяет легко сводить финансовую отчетность. В системе фиксируются дата, сумма, получатель и другие критерии по каждой транзакции. Более того, выплаты осуществляются в разные банки по разным реквизитам, но бухгалтерии больше не нужно перепроверять их корректность вручную. Это снижает риск ошибок и повышает общую продуктивность.

Легальность. Монета гарантирует прозрачную и легальную работу с самозанятыми. Сервис автоматически проверяет статус исполнителя и информирует компанию, если он был утрачен. Чтобы облегчить контроль уплаты налоговых взносов, система автоматически формирует чек в ФНС. Это позволяет бизнесу всегда быть уверенным в легальности трудовых отношений с самозанятым.

Независимость. Компании, особенно средний бизнес со штатом около ста человек, часто становятся заложниками банковской системы. Они еще не настолько привлекательны для банков, как крупные компании с тысячей сотрудников, поэтому не могут рассчитывать на уникальные выгодные предложения по обслуживанию.

Например, таксопарк, в котором сто водителей, выбирает банк для открытия расчетного счета по выгодной цене обслуживания, удобству или другим параметрам. Часто расчетные операции выгоднее проводить в другом банке, что ставит таксопарк перед выбором, какими условиями жертвовать.

Монета освобождает от этого выбора

Позволяет проводить платежи сотрудникам в разные банки. Бизнес при этом просто пополняет счет сервиса из любого банка.

Кому стоит автоматизировать работу с самозанятыми?

Автоматизация показывает свои мощности в масштабе. Именно поэтому функцию мгновенных массовых выплат и проверки статуса самозанятого стоит подключать среднему и крупному бизнесу.

Решение сэкономит десятки часов работы бухгалтерии, облегчит ведение учета самозанятых и обеспечит легальные трудовые отношения без дополнительных трудозатрат. Хотя малый бизнес получит те же преимущества, он просто не сможет оценить их значимость: ведь организовать выплаты для пяти курьеров гораздо легче, чем для пятисот.

Максим Пашкевич
Максим Пашкевич

Расскажите, как нанимаете на работу самозанятых, с какими проблемами сталкиваетесь?


Больше по теме

Новости