Когда сотрудник отправляет резюме в компанию, проходит собеседования, у него формируются определенные ожидания от этой компании. И эти ожидания касаются не только зарплаты, социальных гарантий, карьерного и личного роста, но и атмосферы, в которую он попадет. Если он идет в юридическую компанию, он представляет себе строгий офис, в сдержанных тонах, с мебелью из дерева, натуральной кожи: все солидное, дорогое, в классическом стиле. Если попадет в лофт-офис, это может вызвать дискомфорт, вплоть до желания отказаться от вакансии.
Совпадение ожиданий и реальности может повлиять на лояльность сотрудника, его удовлетворенность работой и продуктивность. Поэтому важно учитывать психологию дизайна, продумывая оформление офисного пространства, и соотносить психотип компании и ее дизайн.
Зачем компании определять свой психотип
Офис — не просто место работы, но и способ транслировать ценности компании, выразить индивидуальность бренда. Причем не только через условный корпоративный цвет, но и через дизайн в целом.
Через оформление офиса предприниматель может формировать у соискателей определенные ожидания от корпоративной культуры, от деятельности бизнеса. У людей есть определенные визуальные ассоциации для разных отраслей и для разных категорий компаний:
- финансовые, страховые — это что-то солидное, серьезное;
- фитнес-студии — заряжающие;
- дизайн-студии — креативные;
- заведения для детей — яркие, комфортные.
Несовпадение этих устоявшихся ассоциаций с реальностью может оказаться преимуществом. Например, когда банк становится более инновационными и уже не похож на госучреждение, он запоминается, привлекает более молодую аудиторию как клиентов, так и сотрудников.
Но несовпадение может стать и недостатком. Сотрудники-инноваторы едва ли почувствуют желание творить в строгих серых стенах с атмосферой как в библиотеке. А соискатели, которые искали рутинной работы в серьезной консалтинговой компании, испытают дискомфорт среди буйства цвета и граффити на стенах.
Правитель
Правитель — это стиль банков и финансовых компаний в целом, госучреждений. Такие компании транслируют стремление к успеху, престижу и безупречному качеству. Их офисы отличаются роскошью, гармонией и порядком. Часто это персонализированные дизайн-проекты.
Цветовые решения. Спокойные, приглушенные, благородные тона, сдержанные и элегантные: черный, белый, индиго, аметист. Возможно сочетание светлых пастельных: кремовых, бежевых, бледно-желтых, зеленоватых, серых стен с теплыми глубокими тонами благородного дерева пола и мебели.
Материалы. Предпочтительны дорогие сорта дерева, мрамора. Также можно использовать бронзу, кожу, позолоту в отделочных материалах, люстрах.
Особенности интерьера. Важно учитывать психологические потребности сотрудников: обеспечить конфиденциальность для важных переговоров, создать тихие зоны для сосредоточенной работы.
Нужно строго дозировать рельеф, соблюдать строгие прямые линии. Оформление окон обязательно, но силуэты штор простые, не перегруженные тяжелыми драпировками.
Герой
Этот стиль транслирует большую силу и большие вызовы, готовность совершить невозможное. «Герой» близок динамичным и целеустремленным компаниям: офисам крупных холдингов, выставочным пространствам, спортивным комплексам, а также ночным клубам, барам и даже кинотеатрам. Офис в этом стиле отличается функциональностью, четкостью форм и лаконичностью.
Цветовые решения. Спокойные тона — белый, серебряный, стальной, темно-синий, черный, серый. Рядом с ними может быть один активный цвет-компаньон, который работает на контрасте и служит для расстановки акцентов. Например, красный, оранжевый, ярко-зеленый или синий.
Материалы. Изобилие металла, стеклянных и пластиковых изделий.
Особенности интерьера. В офисе используются современные технологии, и даже мебель — высокотехнологичная, с «умными» формами, которая повышает возможности и снижает потенциальный вред от работы. Дизайн помещения строится на четкой геометричности. В интерьере нет лишнего декора.
Простодушный
Это маленькие кафе, магазины в спальных районах, заведения для детей, которые ценят открытость и легкость. Они транслируют игру, вечное детство и праздник, искренность, радость, в их приоритете — естественность и натуральность.
Цветовые решения. Светлые и естественные тона, выбеленные.
Материалы. Дерево, камень и другие натуральные материалы.
Особенности интерьера. Мебель в таком офисе может быть плетеной или кованой, а в интерьер добавьте яркие акценты в виде декоративных элементов, текстиля или растений. Стены можно оставить в грубой штукатурке или покрасить в светлые пастельные тона. Важно создать ощущение простора и естественного освещения. Это повысит уровень энергии и производительность труда.
Грубые белые стены создаются из бетона и кажутся высеченными из камня, а неровные изогнутые потолки и арки создают ощущение жизни в пещере. Например, архитектор Жак Куэль отдавал предпочтение органическим, местным материалам, использовал эклектичное сочетание камня, терракоты, керамики, дерева, стекла, железа и меди. Включал цветовые акценты в виде толстых витражей и плиточного пола.
«Такие компании могут ориентироваться на стиль “прованс”: именно он связан с легкостью и естественностью, обилием света. На полах офиса могут лежать доска или плитка, специально состаренные доски, с подчеркнутым рельефом. Аналогичное состаренное дерево можно использовать в корпусах мебели, на столешницах».
Александр Гринько
Директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд»
Опекун
Такой архетип обычно присущ образовательным учреждениям — от университетов и обучающих центров, а также компаниям в сфере здоровья. Их ключевые ценности — развитие и раскрытие потенциала, забота о людях. Поэтому офис должен быть минималистичным, с лаконичным дизайном, чтобы не отвлекать от работы, но с современными фактурами и «умными» технологиями: ведь компания стремится к прогрессу.
Цветовые решения. Фоновые оттенки — ахроматические: черный, белый, серый. Но часто присутствуют яркие акценты.
Материалы. Металл, пластик, бетон, стекло в отделке, штукатурка или панели на стенах. На полу может быть дизайнерская плитка, стеклянные плиты.
Особенности интерьера. Это стиль дорогого медицинского центра с дружелюбными пастельными оттенками мебели и диванов. Здесь светлые, функциональные пространства, где раздвижные стеклянные перегородки делят зоны, а встроенные светодиоды создают приятное освещение. Металлические элементы и четкие линии ассоциируются с прогрессом. Здесь важно сосредоточиться на работе, а не на отвлекающих деталях.
«Если выстраивать дизайн офиса, опираясь на принципы минимализма, необходимо соблюсти несколько правил. Во-первых, оставить 80% свободного пространства и только 20% заполнить мебелью. Во-вторых, отдавать предпочтение неброской, простой, но функциональной мебели, с неброской фурнитурой — или ее почти полным отсутствием. Например, системы хранения могут быть без ручек».
Александр Гринько
Директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд»
Маг
Это компании, которые работают с передовыми технологиями и новаторскими идеями, стремятся к научным прорывам. Через новые технологии и науку они хотят творить «волшебство»: менять жизнь людей и мир. Такой архетип актуален для исследовательских институтов или MedTech-бизнеса.
Цветовые решения. Холодные, светлые тона — белый, бледно-голубой, бледно-синий. Часто используется серебряный.
Материалы. Самые современные: стекло, металл, пластик. Можно применять гибкий камень, жидкую плитку — любые пластичные материалы, которые создадут плавные, футуристичные формы стен, окон, коридоров.
Особенности интерьера. Отдайте предпочтение футуристическому дизайну с четкой геометрией и минималистичным декором. Добавьте детали в виде светодиодной подсветки, необычных форм и материалов, зеркальных поверхностей. Создайте ощущение «космического корабля» — свободы, воздушности и передовых технологий.
Вдохновением для интерьера «магов» могут послужить творения Захи Хадид или инновационные и технологичные проекты, среди которых космопорт «Америка», лондонский небоскреб Мэри-Экс, ТРЦ «Хан-Шатыр» в Казахстане. А также кафедральный собор архиепархии Бразилиа.
Бунтарь
В таких офисах не боятся ломать стереотипы, думают нестандартно и противопоставляют себя модным трендам. Пространство должно вызывать эмоции, удивлять и запоминаться. Это компании, которые хотят не просто выделиться в своей отрасли, но и противопоставить себя конкурентам, сложившимся порядкам и стереотипам.
Примером такого интерьера может быть арт-центр Fosun Foundation в Шанхае, собранный из череды трубок — как рукотворная бамбуковая роща. Металлическая «ткань» скользит плавным контуром по периметру и над балконом-ложей, меняет форму в зависимости от времени суток. Внутри трехэтажного культурного центра, общей площадью 4000 м2, — вместительный театральный зал, несколько выставочных площадок и пространство на крыше, где проходят крупноформатные инсталляции.
Цветовые решения. Контрастные оттенки, кислотные цвета, необычные сочетания.
Материалы. Самые нестандартные — кирпич, металл, бетон, с грубыми, шершавыми текстурами.
Особенности интерьера. Можно умеренно включать в обстановку граффити, необычные формы и текстуры. Необходимо создать ощущение творчества и свободы, где не страшно экспериментировать и выражать свою индивидуальность.
Искатель
Эти компании транслируют стремление к переменам, открытие нового, поиск новых путей, перезагрузку, инновации. Их пространство должно быть простым, чистым и функциональным, экологичным.
Цветовые решения. Белые, бежевые, древесные оттенки, цвета земли, неба, лесных оттенков зелени.
Материалы. Дерево, камень, стекло, бетон, кирпич — все натуральное.
Особенности интерьера. Привнесите элементы природы: живые стены, сады на крышах, нетрадиционные материалы. Используйте изогнутые линии, нелинейные формы и асимметричный дизайн. Избегайте лишнего декора и украшений.
Используйте бетон не просто как стройматериал, а создавайте с его помощью органические формы. В таком офисе могут быть цветные окна, которые встроены прямо в бетон и пропускают огромное количество естественного света в помещение. В интерьере есть перегородки из дерева, паркетные полы и элементы из кованого бетона. Каждый материал, деталь, отделка и даже кнопки лифта натуральные и передают инновации через естественность. Вдохновением для офиса «искателя» может стать Музей научной фантастики в город Чэнду, который спроектирован студией Zaha Hadid Architects.
Эстет
Для компаний, где ценят эстетику и комфорт, офис — это не просто рабочее пространство, а оазис удовольствия. Такой архетип у отелей, спа-салонов, роскошных дорогих ресторанов, бизнеса в фэшн-индустрии. Их ценности — это комфорт, наслаждение, телесные и интеллектуальные радости.
Цветовые решения. Мягкие цвета в стиле «тосканского розового» или «цвета лаванды», благородные венецианские цвета — малахитово-зеленый, ультрамарин, темное золото, серебро. Возможны яркие и свежие тона. Среди них могут возникать яркие акценты.
Материалы. Фактурные, тактильные — как бархат, мех.
Особенности интерьера. Просторные, светлые комнаты с плавно округлыми формами и арочными проемами. В атмосфере легкой небрежности и богемного шика сочетаются элементы классики, как стулья периода Людовика XV, и современности. Такой офис приглашает расслабиться и наслаждаться работой, как искусством.
Вдохновением для офиса может стать особняк купца Курилина в Самаре — сегодня музей модерна. Фасад дома сдержанный, но элегантный: одни решетки со стрекозами и бабочками чего стоят. Внутри будуар устроен по последней моде, где каждая деталь, вплоть до посуды, продумана. В комнатах роскошные камины, мебель Мажореля и Галле, лепнина с цветками орхидей.
Шут
Офис, где царит атмосфера шоу и иронии — не просто рабочее место, а сцена. Здесь яркий, несерьезный дизайн создает игровую атмосферу. Бизнес любит провоцировать, переворачивать привычные вещи с ног на голову. Но в отличие от «Бунтаря», он не дерзкий, не противопоставляет себя другим, а просто ценит игру и розыгрыши.
Цветовые решения. Светлое пространство с белыми стенами, на которых разбросаны яркие пятна цвета, как в акварельной картине.
Материалы. Абсолютно любые, главное — чтобы были фактура и объем. Офис не может быть идеально гладким: только из стекла, металла и пластика.
Особенности интерьера. Геометрические формы — круги и треугольники — играют с черно-белыми узорами, напоминая горошек или волнистые линии. Небольшие декоративные элементы, размещенные хаотично, добавляют игру и динамику. 3D-технологии могут придать офису еще большую оригинальность и неожиданность.
«Шут» может использовать кубизм — стиль, который стал популярным благодаря творчеству Пабло Пикассо. В основе этого направления — простые геометрические формы и цвет. Кубизм любит модульность, поэтому желательно использовать элементы, которые можно легко двигать, переносить: конструкторы, яркую раздвижную мебель. В кубизме преобладают открытые, ничем не ограниченные пространства. С помощью необычных форм можно нестандартно зонировать помещение.
«В таком офисе развиваются изобретательность и новаторство, здесь не страшно поэкспериментировать с нестандартными идеями и решениями. Ведь главное — не серьезность, а творческий подход и находчивость».
Юлия Харитонова
Клинический и телесный психолог, карьерный коуч
Примером дизайна для «шута» может стать Maison Bulle Six Coques или «Дом шести раковин». Дом состоит из шести независимых полиэфирных корпусов, которые стоят на бетонном основании. Корпуса покрыты десятками окон, которые пропускают естественный свет. Для создания корпусов архитектор разработал специальные органические формы, которые сочетают в себе легкость и прочность конструкции.
Творец
Здесь царит стремление к уникальности, творческим решениям, искусству, высокой моде, созданию того, чего еще не было. В таком офисе все должно быть эксклюзивным и статусным, отражающим высокий стиль и изысканный вкус руководства.
Цветовые решения. Контрастные сочетания.
Материалы. Зеркальные, отражающие поверхности — стекло, металл.
Особенности интерьера. Используйте зеркала и полированные поверхности, которые визуально увеличат размеры помещений. Дополните интерьер элементами декора с четкими геометрическими формами. Отдайте предпочтение строгим линиям и лаконичности в оформлении. Создайте эффект «зеркальности» через игру с отражениями и светом.
«Для “Творцов” особенно важно, чтобы дизайн стимулировал ту деятельность, которая будет представлена как разработка компании. Офис для сотрудников может сочетать в себе оригинальные арт-объекты, абстракции в панно на стенах, кислотные палитры, даже выходящие из ряда вон, которые вызывают у сотрудников сильные эмоциональные реакции».
Юлия Харитонова
Клинический и карьерный психолог, карьерный коуч
Правильный дизайн офиса поможет привлечь и удержать талантливых работников, повысить уровень сотрудничества и обмена идеями, а также повысить производительность труда. Современный офисный дизайн — это не просто мода, а инструмент для создания комфортной и мотивирующей среды, которая учитывает психологические потребности людей и способствует более плодотворной работе.
И важно помнить, что чистый архетип — редкость, и в нем было бы скучно жить. В каждом из нас и в каждой компании соответственно преобладают 2–3 самых заметных типа. Поэтому их подходы к дизайну интерьера можно миксовать.
Как вы продумывали дизайн офиса для своей компании? Поделитесь опытом в комментариях!