Загадочные и увлекательные миры фильмов, книг и видеоигр порой становятся источником вдохновения для творческих людей, которые хотят создавать свои собственные произведения, основанные на уже существующих персонажах и историях. Однако, использование чужих персонажей и миров может стать причиной серьезных юридических проблем.
Я, Андрей Андреев — адвокат, общественный деятель, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и Партнёры». Я расскажу, как избежать юридических проблем при использовании такого контента.
Объяснение авторских прав и их ограничений
Авторские права — это интеллектуальные права на произведение. К ним относят:
- право на произведение;
- право считаться его автором;
- право на неприкосновенность произведения.
Объектом авторского права может стать литературное, музыкальное произведение, спектакли, произведения архитектуры — макеты, эскизы, фотографии, а также комиксы, картины, скульптуры и другие произведения ИЗО. Также авторские права распространяются на часть произведения, его название или отдельно взятого персонажа.
Закон об авторском праве впервые появился в Великобритании в 1710 году. В России нормы авторского права содержатся в Гражданском кодексе РФ и регулируются с 1828 года. Нарушение авторских прав уголовно наказуемо, то есть можно получить не только иск на крупную сумму, но и судимость.
Авторские права не защищаются официальные документы (законы, НПА) государственные символы и знаки (флаг, герб, денежные знаки), народный фольклор (песни, сказки), информационные новостные сообщения (прогноз погоды, расписание поездов, авиа, транспорта).
Спорными порой являются вопросы правообладания на контент в социальных сетях, так как. контент в аккаунтах может содержать фотографии, видео, героев комиксов и персонажей литературных произведений, которые являются результатом интеллектуальной деятельности.
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Правообладателем может выступать гражданин или юридическое лицо — издательство, музыкальная или киностудия, которые обладают правом на использование персонажей и произведений по своему усмотрению. Правообладатель может разрешать или запрещать другим лицам использовать объект интеллектуальной деятельности.
Виды лицензий и их роль в использовании персонажей и миров
Лицензия на изображение — это договор с прописанными условиями использования изображения. Существуют бесплатные и платные лицензии.
Например, использование бесплатных изображений, скачанных со стока, регулируется лицензиями Creative Commons, которые предоставляют право пользования картинкой на определенных условиях без оплаты. Вы можете увидеть пояснение «некоторые права защищены», что означает, что автор сохраняет за собой права на интеллектуальную собственность, но при этом не запрещает другим использовать, принадлежащее ему, изображение. Все лицензии Creative Commons составлены по типовому договору и размещены на их сайте. Любой автор может применить лицензию, указав название и вид лицензии при публикации изображения или литературного произведения.
Что касается платных лицензий, то заключив договор с правообладетелем, можно использовать изображение, но с ограничениями.
Royalty-Free. Самая популярная лицензия, с её помощью можно приобрести лицензию разово и использовать изображение без временных ограничений. Автор может указать ограничение на тираж, например, 200 тысяч копий для рекламных листовок.
Extended Royalty-Free. Эта лицензия приобретается, если планируется использовать картинку неограниченным тиражом.
Editorial. Лицензия для использования платных изображений в некоммерческих целях, например для нерекламной публикации в СМИ.
Rights-Managed. Самая дорогая лицензия, ее приобретают для использования в определенном проекте, по ней можно получить исключительные права на использование.
Если вы не нашли подходящее изображение на бесплатных стоках
В этом случае рекомендую вам покупать лицензионные изображения, чтобы не получить повестку в суд и немалый штраф. И главное помнить, что отсутствие запрета на использование не считается согласием или разрешением!
Практические советы бизнесу
Я предлагаю обратить внимание на четыре главных момента по использованию персонажей и миров без нарушения авторского права.
Использование популярных персонажей — из комиксов, книг, видеоигр и фильмов в коммерческих целях без согласия их правообладателей является нарушением закона.
Допустим вы все же решили использовать известного героя мультфильма, например, для рекламы своего продукт. Вы попросили отрисовать дизайнера его в авторском стиле, но, чтобы он все же был узнаваем. В этом случае по законам РФ необходимо заключить письменный лицензионный договор с правообладателем.
Например, всем известные герои вселенной Marvel защищены авторскими правами, как отдельные персонажи, так как они узнаваемы, выражены в объективной форме и признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.
Необходимо определить автора или правообладателя для заключения лицензионного договора. Например, правообладателями Гарри Поттера являются писательница Джоан Роулинг и концерн Warner Bros. В рамках одной из крупнейших в мире франшиз Wizarding World по всему миру выпускается все, что связано со вселенной Гарри Поттера: от книг до конструкторов Lego.
Чтобы правильно определить кому принадлежат права на того или иного персонажа фильма или книги, можно обратиться в юридический отдел компании, занимающейся производством контента.
Лицензионный договор необходимо заключить письменно. В нем содержится информация по использованию тех или иных персонажей с указанием способа, объема использования и денежной суммы вознаграждения за использование.
За нарушение авторских прав автор или правообладатель может истребовать компенсацию. По закону сумма компенсации может составлять 10 тыс. до 5 млн рублей, в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения.
Вместо выводов
Использование популярных персонажей в продвижении бизнеса или отдельно взятого продукта может в разы увеличить прибыль. Однако необходимо сделать все по закону, чтобы в будущем не пришлось оказаться в центре скандала в качестве ответчика в суде, что повлечет за собой расходы на адвокатов и долгое восстановление деловой репутации.
Использовали ли вы когда-нибудь персонажей фильмов, мультфильмов иди комиксов для продвижения продукта в интернете или соцсетях? Оформляли ли вы лицензию?