Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бизнесу легально воспроизводить чужую музыку


Объясняем, почему новогодний плейлист в магазине может обернуться штрафом для бизнеса и как этого избежать


Надежда Полищук

Надежда Полищук

Юрист юридической компании «Генезис»

В России выросло число дел о нелегальном использовании музыки в коммерческих помещениях. По данным сервиса Cubic Media, с января по сентябрь 2023 года Российское авторского общество — РАО — подало против предпринимателей и компаний на 30% больше исков, чем годом ранее.

В рубрике «Шпаргалки» рассказываем, почему это происходит и как включить Jingle Bells в магазине, не нарушая авторские права.

Воспроизводить чужую музыку бесплатно — незаконно?

Не всегда. Гражданский кодекс разрешает использовать музыкальные произведения без прямого согласия автора или правообладателя, если одновременно выполняются два условия:

  • музыку проигрывают в личных целях или в семейном кругу;
  • ее прослушивание в этих целях законно — например, пользователь делает это на стриминг-сервисе, у которого есть договор с правообладателем.

Если не соблюдается первое условие, это незаконное воспроизведение, которое может стать поводом для суда с правообладателем. Поэтому нельзя просто включить в магазине или кафе радио, плейлист из Яндекс Музыки или даже музыку с лицензионного диска или пластинки.

Если не выполнено второе условие — это пиратство. Иногда за него грозит уголовное преследование. Ниже рассказываем, что будет за эти нарушения.

Если я ставлю музыку в своем коммерческом помещении — это личное использование?

Нет. Если в помещении присутствует кто-то, кто выходит за пределы круга вашей семьи, это публичное воспроизведение. Магазины, кофейни и другие помещения для бизнеса — это места, открытые для свободного посещения, так что для проигрывания музыки в них нужно получить разрешение правообладателя или его представителей.

Мне нужно искать автора каждой песни и заключать договоры?

Не обязательно. Вместо этого можно заключить лицензионный договор с правообладателями, например со звукозаписывающей компанией-лейблом либо со специальными организациями, такими как Российское авторское общество. РАО действует в интересах неограниченного круга лиц — обладателей прав на различные произведения, в том числе и на музыку, как российскую, так и зарубежную.

Система работает так: бизнес платит РАО по тарифам для его отрасли, а общество по итогам года само распределяет вознаграждение между авторами и правообладателями. Часть собранных денег уходит на работу самого общества.

Сколько стоит договор с РАО?

Это зависит от типа бизнеса и его масштабов. Например, гостиницы должны платить из расчета 15—29 ₽ в месяц за каждый номер.

В барах и ресторанах сумму платежа рассчитывают исходя из площади помещений, но не меньше определенной суммы. Бары и кафе площадью до 50 квадратных метров должны ежемесячно платить в РАО 1250 ₽ за воспроизведение фоновой музыки. Минимальный платеж для ресторанов — 1500 ₽ ежемесячно.

Даже кинотеатры платят РАО за воспроизведение музыки, которая входит в саундтрек кинофильмов. Считается, что так общество защищает интересы кинокомпозиторов.

Если в помещении играет живая музыка, можно обойтись без РАО?

Если группа или исполнитель играют свои композиции по договору с площадкой, то можно. Если речь идет про кавер-композиции — уже нельзя. Более того, при живом исполнении произведений платежи по лицензионному договору с РАО будут выше.

На кавер нужно согласие автора первоначального произведения. Если кавер записан без согласия, это нарушает права автора. Но если площадка, на которой исполняется авторская музыка, заключила лицензионный договор, то проблем не будет.

Как выявляют нарушения?

За соблюдением авторских прав следят РАО и Всероссийская организация интеллектуальной собственности — ВОИС, — которые проводят проверки. В жизни это выглядит так: представители РАО и ВОИС приходят на проверку в кафе, магазины, фитнес-клубы и офисы, где фиксируют нарушение. Официально о таких проверках не уведомляют, подготовиться к ним нельзя.

Как использовать музыку, не нарушая авторских прав?

Самый простой способ — заранее заключить лицензионный договор с РАО. Он действует год, платят ежемесячно. Документ позволяет законно воспроизводить почти любую музыку, кроме той, правообладатели которой исключили принадлежащие им права из управления общества. Если магазин хочет включить новогодний плейлист, который состоит из известных всем песен, это может быть единственным способом.

Другой вариант — использовать музыку, которая не защищена авторским правом. К ней относятся композиции со свободными лицензиями, по типу Creative Commons, а также музыкальные композиции в общественном достоянии.

В России музыка становится общественным достоянием через 70 лет после смерти автора. Если авторов несколько, срок отсчитывают со дня смерти последнего живого автора. Например, песни The Beatles войдут в общественное достояние только в конце 21 века. А вот произведения Петра Чайковского считаются достоянием, а значит, многие старые записи классических произведений можно использовать без разрешения автора. Однако новые аранжировки — исполнение классики музыкантом или коллективом, творчество которого еще не перешло в общественное достояние, — все еще могут быть защищены законом.

Что грозит бизнесу за незаконное воспроизведение музыки?

Бизнес должен будет выплатить компенсацию правообладателю или его представителю, в качестве которого может выступать РАО. Размер компенсации определяет суд:

  • от 10 000 до 5 млн рублей — исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости права использования произведения, с учетом цены, которая обычно взимается за правомерное использование.

Также предусмотрена административная и уголовная ответственность.

За незаконное использование музыки в целях извлечения дохода предусмотрены штрафы:

  • должностным лицам и ИП — от 10 000 до 20 000 ₽;
  • малым предприятиям — от 15 000 до 20 000 ₽;
  • остальным компаниям — от 30 000 до 40 000 ₽.

Кроме штрафа, бизнесу грозит конфискация оборудования, с помощью которого воспроизводили музыку.

Уголовная ответственность наступает, если воспроизведение музыки в торговле или общепите совершено в крупном размере. Ответственность — штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет.

Крупный размер — 50 000 ₽. Если права на звучавшую в момент проверки музыку стоили столько или больше, руководителя бизнеса могут ждать уголовные проблемы.

Однако в жизни это редкость. Нарушение фиксируют в конкретный день, и неизвестно, сколько месяцев до этого музыка звучала нелегально и звучала ли. В итоге сложно определить, был ли крупный размер, а потому уголовно владельцев площадок преследуют крайне редко, если вообще преследуют.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Дмитрий Комаров
Дмитрий Комаров

А у вас возникали проблемы из-за использования музыки? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости