Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как авторам языковых пособий защитить свою интеллектуальную собственность


Основательница онлайн-школы английского языка рассказала, как обезопасила свои книжки для детей от плагиата


Эту статью написал участник сообщества

Ольга Ван-Шу-Ди

Ольга Ван-Шу-Ди

Основательница онлайн-школы Effective English Grammar School

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Основательница онлайн-школы английского языка рассказала, как обезопасила свои книжки для детей от плагиата


Эту статью написал участник сообщества

Ольга Ван-Шу-Ди

Ольга Ван-Шу-Ди

Основательница онлайн-школы Effective English Grammar School

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Мои книжки по освоению английской грамматики я изначально написала в Word и сама. Значит, я — автор и моя интеллектуальная собственность — мои книжки, учебные пособия по английскому языку для школьников.

Каждая книжка — всего их 27, по 3 на каждый класс — состоит из 30—35 листов А4 с картинками, схемами по грамматике, включая практические задания. Методика моя — авторская и подлежит регистрации в Роспатенте, но об этом следует писать отдельную статью.

Встал следующий вопрос: как защитить свою интеллектуальную собственность?

Так выглядят титульные листы моих пособий

Сначала я доказала другим свое авторство

Чтобы при споре я могла доказать авторство своих книг и пособий, я приняла несколько мер.

Шаг 1. Проставила везде значок авторства на первом листе книжки с указанием автора, фамилии, имени, отчества и года издания.

Выглядит он так: © О. А. Ван-Шу-Ди, 2023.

Шаг 2. На электронную почту сама себе отправила каждую часть книжки. Так я докажу дату создания, то есть право на приоритет.

Есть такое понятие — право на приоритет. Если вдруг мне и еще кому-то одновременно пришла идея написать такие книжки (а такое бывает!), то в суде мы будем доказывать, кто раньше по дате их придумал.

Далее дизайнеры нарисовали к ним картинки, и получился уже продукт. А значит, собственность, права на которую возникли сразу у дизайнера и у меня.

С дизайнерами нужно подписывать возмездный договор отчуждения интеллектуальных прав на картинки. Некоторые книжки делала моя дочка, несмотря на это, с ней тоже нужно подписать договор отчуждения интеллектуальных прав.

Право авторства передать нельзя.

Авторами как были, так и остаются дизайнеры. Подписывая такие договоры, мы преследуем следующие цели:

  • при помощи договоров с дизайнерами я доказываю, что являюсь законным собственником книжки;
  • если кто-то скопирует книжку и я поймаю его за руку, то в суде право собственности на картинки и текст я докажу именно при помощи договора.

И это еще не все.

Все книги с 2-го по 9‑й класс я регистрирую в Роспатенте

Делаю это как базу данных с указанием всех глав в каждой книжке. Руководствовалась приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 210 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных и выдаче свидетельств о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, их дубликатов».

Процесс сопровождал профессиональный патентный поверенный, который и сказал, что самый оптимальный для меня вариант — регистрация структуры продукта, то есть базы данных. Госпошлина составила 3000 ₽. Регистрировать лучше от имени физического лица — так дешевле. Но напомню, что я ИП. Поэтому при регистрации прав ИП и физическое лицо (впрочем, как и в контексте всего законодательства РФ) в одном поле ответственности и возможности владения интеллектуальными правами. Так я защищу структуру книжек.

Я получила свидетельство о госрегистрации базы данных. Для этого понадобилось около 60 дней

Теперь я хочу защитить и структуру, и картинки вместе, поэтому буду депонировать

Депонирование — это добровольная регистрация экземпляра произведения в специальном реестре с выдачей свидетельства и хранения данного экземпляра для подтверждения даты депонирования в случае возникновения судебных споров.

В судах может пригодиться, я читала практику, они принимают свидетельство о депонировании в качестве доказательства своих прав. Эта процедура не обязательна для меня, потому что есть договоры с дизайнерами. Но я решила уже со всех сторон обезопасить результат своих трудов. Обидно же будет, если кто-то скопирует и будет продавать.

Ну а если все же кто-то скопирует, то его ждет штраф в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽ в соответствии со статьей 1301 «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение» Гражданского кодекса РФ. Но и это не все, могут привлечь и по уголовному кодексу в соответствии со статьей 146 «Нарушение авторских и смежных прав».

Алгоритм действий для защиты интеллектуальной собственности

Итак, для защиты своей интеллектуальной собственности нужно проделать такие шаги:

  1. Доказать свое авторство (проставить значок авторства с указанием фамилии, имени, отчества и года, отправить результат своего труда себе на почту, сохранить письмо).
  2. На все картинки заключить договоры с дизайнерами и художниками на возмездную передачу исключительных прав. Помним, что право авторства передать нельзя.
  3. Если структура книжки или материала сложная и объемная, регистрируем в Роспатенте как базу данных.
  4. Депонируем продукт целиком, так мы фиксируем и структуру, и картинки вместе. Это не обязательно, но желательно. Результаты вашего труда того стоят!

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Новости