Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бизнесу не нарушать авторские права и управлять правами на свой контент: инструкция


Если права на ваш авторский контент нарушаются, то вы можете защищаться любыми способами. Эксперт по защите авторских прав рассказал, какие доказательства в суде будут самым весомыми


Если права на ваш авторский контент нарушаются, то вы можете защищаться любыми способами. Эксперт по защите авторских прав рассказал, какие доказательства в суде будут самым весомыми


Сегодня бизнес без его присутствия в интернете невозможен. А пространство интернета — это особая зона, и там тоже действуют законы, в том числе и законы авторского права. Игнорировать правила о защите контента — значит рисковать, и не только рублем.

О том, как бизнесу снизить риски и какие правила действуют на просторах сети, рассказывает CEO компании по защите авторских прав «Антипиратские технологии» Александр Лаврентьев.

Все ли произведения в интернете охраняются авторским правом?

Авторским правом охраняется любой объект, созданный человеком с применением его творчества и умственных способностей, который выражен в форме, доступной для восприятия. У каждого объекта, размещенного в интернете, есть автор или правообладатель — иными словами, контент охраняется авторским правом.

Это применимо к контенту в разных формах:

  • дизайн, шрифты, фоны и картинки;
  • музыка, текст, видеоряд;
  • сложные произведения, которые состоят из более простых элементов — интернет-сайт, киноролик, мультипликационный фильм, обучающий курс, инфографика с музыкой и т. д.

Исключения. Есть ряд объектов, которые не охраняются, они перечислены в законе. Например, не охраняются авторским правом математические формулы, новости, общеизвестные факты.

Нет авторов у таких объектов, как государственные гербы, флаги, государственная символика.

Не защищаются авторским правом и официальные документы, нормативные акты, законы, тексты международных договоров.

Новости не охраняются авторским правом, к ним также относятся сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер

Без нарушения норм авторского права свободно можно пользоваться также объектами народного творчества, у которых нет конкретного автора, то есть фольклором. Например, русские пословицы и поговорки, размещенные в интернете, можно использовать свободно, они не относятся к объектам авторских прав.

Итак, как мы видим, есть исключения из сферы охраны, но все остальные объекты, не относящиеся к перечисленным исключениям, охраняются.

Большая ошибка считать, что размещенный в сети контент — для свободного пользования. Даже если фотография, музыкальный клип или объект дизайна размещен на публичном портале, на нем нет знака копирайта или водяного знака, нет пометки, что такой объект охраняется авторским правом, все равно он чья-то собственность.

Нарушил авторское право. Что это значит?

Использовать результаты интеллектуальной деятельности без согласия или разрешения автора нельзя. Это нарушение авторских прав.

Что значит «использовать»? На использование произведения нужно получить согласие или разрешение автора.

Незаконным использование будет, если предприниматель скачал из интернета узор, разместил его на изделии (платке, скатерти, сумке и т. д.) и начал продавать, или при подготовке своего рекламного ролика предприниматель взял музыку и добавил ее к видеоряду, а потом опубликовал материал для привлечения клиентов в свой бизнес.

Также незаконно использовать части учебников или лекций, научных работ или исследований в своем информационном продукте. Например, в обучающий курс предприниматель вставляет видеолекции профессионала в этом вопросе или главу из его учебника без согласия автора. Еще незаконным использованием будет считаться переработка или перевод какого-либо произведения — например, предприниматель взял сюжет рассказа зарубежного автора, перевел его и отдал в тираж для последующей продажи.

Исключения. В некоторых случаях авторскими произведениями можно пользоваться без согласия автора, правообладателя и без выплаты вознаграждения за это использование.

К исключениям относятся такие случаи:

  1. Когда произведение используется исключительно в личных целях. Можно в кругу семьи посмотреть ролики в интернете, можно открыть и почитать свободно опубликованный в интернете литературный роман, можно включить дома музыку и под нее заниматься физическими упражнениями или домашними делами и т. д.
  2. Когда авторское произведение используется для целей обучения, образования и для научной работы. Например, в школах не спрашивают разрешения автора на изучение правомерно обнародованного романа или учебника, на уроках музыки учитель может включать произведения для изучения жанров, композиторов и т. д. Но тут самое важное — указать автора произведения и источник, если оно цитируется.
  3. Если произведение используется для официальных церемоний, например государственных, религиозных событий и других случаев.

Здесь важно соблюдать грань, касающуюся целей использования. Песни можно включать дома свободно, а вот фоновая музыка, играющая в кафе, — уже нарушение.

Если песню поет детский хор на празднике в школе — это допустимое свободное использование (подпадает под подп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Если этот хор поехал на гастроли или выступает на коммерческом мероприятии с целью получения прибыли — это уже нарушение.

Большинство объектов все же охраняется. Поскольку бизнес стремится получить прибыль, то и объекты авторских прав используются не в личных целях, а именно в коммерческих. А это почти всегда предполагает получение согласия у правообладателя

Как легально использовать результат интеллектуальной деятельности

Предпринимателю можно идти двумя путями — приобретать права на объект или создавать объект самому.

Контент собственного изготовления имеет немало плюсов: индивидуальность, неповторимость, свой стиль при позиционировании на аудиторию клиентов и т. д. Нет рисков, что чужие права нарушены, потому что предприниматель самостоятельно, без привлечения иных лиц и их творчества создает свой контент — снимает себя в роликах, сам фотографирует свой продукт и его использование и т. д.

Например, технические специалисты не вкладывают свое творчество, поэтому у них авторства не возникает.

Если же выбор пал на использование чужого авторского труда, то встает вопрос, как получить согласие автора на правомерное использование. Это можно сделать несколькими способами.

Обратиться напрямую к автору и получить письменное согласие на использование произведения. Здесь все средства допустимы — найти контакт на официальном сайте, по поиску в интернете и в других выходных данных объекта. Согласие может быть дано в свободной форме — главное, чтобы оно было зафиксировано.

Заключить договор на создание контента. Например, предприниматель хочет заказать изготовление рекламных роликов для запуска рекламной кампании своих обучающих курсов. На стороне исполнителя может быть один специалист, а может быть целая команда. Поскольку объект еще не существует, заказчик только опишет свои пожелания и требования, то заключается договор авторского заказа. По нему объект создается под задачи, технические требования и пожелания заказчика.

Результатом работ по такому договору будет некое произведение. Но тот факт, что создано оно под задачи и за деньги заказчика, совсем не означает, что он станет его автором. Вовсе нет.

Если в этом договоре не предусмотреть, что все имущественные права на созданный контент переходят к заказчику, то правообладателем так и останется исполнитель. Этот момент надо обязательно прописать в договоре. Риски здесь в том, что исполнитель может распорядиться контентом по своему усмотрению, а это может быть чревато для заказчика.

Заключить лицензионный договор. Такие договоры заключаются в отношении уже созданного объекта, и по ним правообладатель разрешает пользоваться своим произведением на определенных условиях. Например:

  • только в рамках одной территории;
  • на конкретный срок;
  • только в пределах ограниченных тиражей (если объект предполагается тиражировать) и т. д.

Такие договоры могут располагаться на сайтах, лицензии могут приобретаться одновременно с оборудованием либо при получении иных услуг.

Доказательством принятия лицензии может служить, например, подписка либо проставление галочек на странице сайта. Условия лицензионных договоров могут отличаться между собой. Как правило, объекты лицензионных договоров — это программное обеспечение, музыкальные произведения, кинематографические произведения, мультипликация и т. д.

У предпринимателя есть два варианта:

Заключить договор о приобретении исключительных прав на произведение. В случае, когда бизнесу важно, чтобы никто и нигде не мог использовать приобретаемый объект, заключается договор о приобретении прав.

В отличие от договора авторского заказа здесь произведение уже создано. В отличие от лицензионного договора, где права передаются в части или с ограничениями, по этому виду договора все права на объект передаются. За автором остаются только его личные, неотчуждаемые права — на имя, на репутацию и прочие.

Приобрести произведение на специальных ресурсах, где правообладатели разрешают ими пользоваться, в том числе и бесплатно. Речь идет о стоках.

В случае стоков нужно быть внимательным — там есть и платный, и бесплатный контент, который может распространяться с ограничениями или условиями. Например, может быть обязательно указание автора или ссылки

Все вышеперечисленные способы заполучить права на произведения автора не обязательно возмездные. Иными словами, вполне реально, что права на объект перейдут бесплатно:

  • договоры бывают безвозмездными;
  • письменное согласие автор может дать без взимания платы или взамен на какие-либо услуги;
  • стоки допускают варианты бесплатного скачивания контента без нарушения авторских прав.

Как управлять правами на контент

Эффективное управление правами всегда подразумевает оценку рисков и их максимальное снижение.

Риски. Чем рискуют предприниматели, нарушая чужие авторские права? В первую очередь деньгами, и порой весьма немалыми. Компенсация за нарушение прав автора может достигать 5 млн рублей.

Риски здесь не только в прямых выплатах по решению суда. В конечном итоге статус нарушителя влияет:

  • на репутацию бизнеса;
  • на лояльность его клиентов;
  • на продвижение на рынке.

Риски также в том, что контрафактный товар или продукцию могут уничтожить по решению суда, а это тоже немалые финансовые потери. Иногда даже потеря времени, на которое может быть заблокирован сайт или отдельный контент до выяснения ситуации, выливается в финансовые убытки. Поэтому в управлении рисками обязательно стоит учитывать правомерность пользования любым контентом.

Защита собственного контента. Нужно уделять внимание не только вопросам использования чужого творчества — к управлению относится также и защита своего собственного. Если предприниматель — автор или правообладатель любых объектов интеллектуального труда, стоит позаботиться о том, чтобы их защитить. Необходимо следить за активами в виде результата интеллектуальной деятельности.

Есть несколько вариантов:

  1. Вовремя продлевать регистрацию товарных знаков.
  2. Отслеживать правомерность использования объектов охраны компании.
  3. Принимать решения о добровольной регистрации некоторых важных объектов и т. д.
  4. При размещении своих произведений в интернете указывать, что права на объект охраняются, проставлять знак копирайта или защищать визуал водяными знаками.
  5. Защитить права через получение свидетельств о регистрации, если это возможно. Например, программы ЭВМ могут быть зарегистрированы в добровольном порядке в государственном реестре Роспатента.

Несмотря на то, что объекты авторских прав не подлежат обязательной государственной регистрации, это не означает, что нельзя воспользоваться добровольной. В России и за рубежом все больше стали распространяться коммерческие электронные реестры объектов авторского права, где можно депонировать любое произведение в файле любого формата. Реестр будет хранить его на условиях договора с клиентом. А если права автора будут нарушены, то защищать их существенно легче по отношению к депонированному объекту.

Урегулирование споров в досудебном и судебном порядках

Если права на ваш контент нарушаются третьими лицами, то у вас есть право защищать их любыми способами. Нужно подавать претензию нарушителю и требовать:

  • прекратить нарушение;
  • возместить причиненный ущерб, если он есть;
  • или выплатить компенсацию, если это предусмотрено законом.

С оставленной без внимания и удовлетворения претензией можно обращаться в суд и требовать возмещения ущерба уже через исковое заявление.

А что делать, если претензия поступила вам? Не игнорировать ее. Желательно проконсультироваться с юристами и специалистами в области авторских прав. Если требования обоснованные, вам выгоднее урегулировать спор до суда.

В зале суда издержки, как правило, вырастают. С проигравшей стороны взыскивают гонорары адвокатов, расходы на экспертизы, государственные пошлины и т. д. Размер потерь после судебного разбирательства зачастую выше, чем при добровольном урегулировании спора.

В суде самое весомое доказательство ваших авторских прав — свидетельство о депонировании

Если есть что возразить — предъявляйте эти доказательства. Доказательствами в спорах (как в судебных, так и в досудебных) могут служить любые сведения, документы и «следы» создания произведения. Самое весомое доказательство — свидетельство о добровольной регистрации (о депонировании). Как правило, организации, ведущие реестры объектов авторских прав, выдают документы для судов.

Но возможно доказать авторство и иными способами. Для фотографов, видеографов и дизайнеров желательно сохранять промежуточные варианты при рождении объекта творчества — серии снимков, эскизы, наброски, подписи, заметки и т. д. Так можно доказать процесс создания произведения.

Важно сохранять исходные файлы с устройства до их обработки. Нотариальное удостоверение момента обладания произведением — вариант не очень удобный и дешевый, но все же еще рабочий для некоторых объектов.

Напомним, что все доказательства оцениваются в судебном процессе судьей и в совокупности с другими обстоятельствами.

Вместо выводов

Судебные споры по авторскому праву — отрасль весьма специфическая в юриспруденции. Чтобы повысить шансы на выигрыш или минимизировать расходы и потери, лучше, чтобы интересы предпринимателя представлял специалист в этой сфере. Не важно, на какой стороне спора оказался предприниматель. Вопросам соблюдения авторских прав уделяется все больше внимания, а это означает, что риски нарушений постоянно повышаются.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Александр Лаврентьев
Александр Лаврентьев

Сталкивались ли вы с нарушением авторских прав?


Больше по теме

Новости