Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Безопасность бизнесаРедактор: Настя Николаенкова

Можно ли использовать изображения и цитаты известных людей в соцсетях компании и рекламе

Компания ведет инстаграм-аккаунт и хочет сделать сторис с цитатой и фото известного бизнесмена. Так можно?

Алексей Башук

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Книжный магазин ведет инстаграм-аккаунт и хочет прорекламировать, например книгу о создателе Алиэкспресса: сделать сторис с цитатами и проиллюстрировать изображением Джека Ма.

Можно поставить фотографию известного предпринимателя? В штате есть иллюстратор, может, лучше попросить его нарисовать картинку с Джеком? А цитаты нужно согласовывать с издательством?

Чужое фото — нет, цитату — с ограничениями

Если коротко, использовать изображение и образ предпринимателя в коммерческих целях нельзя. Цитату — можно, но по правилам. Подробно об авторских и исключительных правах и о том, что будет за нарушения, мы уже писали:

Рассказываем, где в вашем случае границы авторских и личных прав.

Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Фотографии можно использовать только с разрешения правообладателя

В случае с фотографией Джека Ма закон защищает сразу два объекта:

  • фотографию как произведение и объект авторского права;
  • образ гражданина, изображенного на фотографии, и его личные права.

Авторские права. Например, вы нашли фотосессию Джека в Гугле и оформили фотографиями рекламные сторис. У этих фото есть правообладатель, его права на фотографии защищает закон.

Без разрешения правообладателя фото использовать нельзя: безобидные сторис в Инстаграме могут обернуться компенсацией от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Права на использование фото можно купить, но вряд ли это имеет смысл ради одной сторис, которая исчезнет через сутки.

Кейс: Павел Дуров против Фейсбука

Мошенники распространяли в Фейсбуке и Инстаграме посты с рекламой мошеннических схем. На фоне заголовков с призывами они использовали фотографии Павла Дурова. Кроме того, что это мошенничество, посты нарушают авторские и личные права Павла Дурова.

Дуров пообещал обратиться в суд, если Фейсбук продолжит публиковать рекламу с его фотографиями.

Пример незаконного использования фотографии в рекламе

Один из примеров незаконного использования фото Дурова

Личные права. Чтобы использовать персональную фотографию, нужно получить не только разрешение от правообладателя фото, но и разрешение от самого человека с фотографии. Дело в том, что закон охраняет изображение гражданина: нельзя просто так взять и использовать фото человека, если только он не специально работал для вас моделью — позировал за плату.

Закон разрешает использовать чужое фото без согласия, если оно сделано на публичном мероприятии — конференции, концерте, мастер-классе, вручении премии. Правда, здесь тоже есть условия:

✅ Общий план зала, наполненного людьми. Согласие каждого человека из толпы получать не нужно.

❌ Человек на первом плане, фон размыт.

Чужие фото на публичном мероприятии, которые нельзя использовать в рекламе
Например, такие фото с первой страницы Гугла не подходят

Нарисовать и использовать — тоже нельзя

Закон защищает образ гражданина не только на фотографиях, но и на «произведениях изобразительного искусства, в которых он изображен». Это значит, что если самому нарисовать Джека Ма, то без его разрешения использовать рисунок нельзя. Конечно, если на рисунке он узнаваем.

Можно нарисовать не Джека Ма, а просто стилизованного китайского бизнесмена. Но если из контекста будет считываться, что это карикатура на Джека Ма, — кто знает, как отреагируют на это творчество его юристы.

Цитаты можно использовать по определенным правилам

Закон разрешает цитирование без согласия автора и правообладателя, но нужно указать автора и название книги, привести цитату без изменений оригинала и в кавычках. Дополнительно укажите издательство и год публикации. Цитировать разрешается и оригинал, и перевод.

Еще нужно соблюдать объем цитирования. Взять пару фраз из книги можно, но если выложите в сторис главу целиком, издательство может расценить это как нарушение исключительных прав. Длинные цитаты тоже лучше не приводить — поставьте многоточие вместо отрывка, который пропускаете.

Хорошие примеры:

✅ «Больше половины товаров, которые мы потребляем на Западе... прошло через Иу. ...Более 60% всех рождественских украшений производится в этом городе».

✅ «Загрузка главной страницы заняла три с половиной часа. Я был так рад». Джек Ма

По книге Дункана Кларка «Alibaba. История мирового восхождения» («Эксмо», 2019)

Loading...

Поделитесь статьей

Сейчас читают