Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как автоматизировать работу с лидами


Лиды — это люди, которые проявили интерес к продукту, оставили контакты, но пока еще ничего не купили. Чтобы лид быстрее принимал решение о покупке, поможет автоматизация. Это когда человека к оплате приводит не только менеджер, но и настроенный алгоритм.

Сегодня расскажем, как с помощью автоматизации сделать работу с лидами более эффективной.

Это заключительная статья цикла о том, как бизнесу работать с лидами. Цикл помогают готовить эксперты OkoCRM.

Цикл статей о работе с лидами

  1. Кто такой лид и как его привлечь.
  2. Как превращать лидов в клиентов.
  3. Как автоматизировать работу с лидами. (Вы здесь)

Что нужно знать про автоматизацию

Автоматизация помогает упростить работу с клиентами и сделать маркетинговые коммуникации автоматическими или полуавтоматическими.

Что такое автоматизация. Это когда вы доверяете какие-то этапы работы с клиентами одной или нескольким программам и так освобождаете себя и сотрудников от рутины.

Можно записывать клиентов в блокнот, а можно подключить CRM-систему — она сама будет собирать обращения и складывать контакты в удобную базу.

Можно вручную писать приветственные письма: набирать текст, копировать и вставлять e-mail, нажимать «Отправить». А можно использовать сервисы рассылок — подготовить шаблоны, и программа сама будет отправлять письма лидам в нужный момент вообще без вмешательства человека.

Любой такой процесс — автоматизация. Алгоритм забирает на себя часть рутинных задач и освобождает бизнес от ручной работы.

Как выглядит карточка лида в OkoCRM
Как выглядит карточка лида в OkoCRM

Так выглядит карточка лида в OkoCRM. Система заполняет ее автоматически — действиями, которые выполнил алгоритм: система сама отправила лиду СМС, в нужный момент позвонила, сгенерировала договор и счет, а потом поставила менеджеру задачу

Так выглядит карточка лида в OkoCRM. Система заполняет ее автоматически — действиями, которые выполнил алгоритм: система сама отправила лиду СМС, в нужный момент позвонила, сгенерировала договор и счет, а потом поставила менеджеру задачу

Зачем нужна автоматизация. Главных преимущества два:

  1. Чтобы меньше делать руками и больше успевать. Когда в OkoCRM автоматизировали воронку продаж, менеджеры стали на треть быстрее обрабатывать лидов. Основную рутину забрали программы.
  2. Чтобы ничего не забывать. С автоматизацией не получится, чтобы лиду не перезвонили, забыли отправить письмо или не ответили в чате. Появится понятный и одинаковый процесс, который будет срабатывать на каждого потенциального клиента без исключений.

Кейс OkoCRM: как автоматизация помогла кровельной компании увеличить доход на треть

Проблема: менеджеры обрабатывали заявки несистемно и долго. Бывало, заявки с сайта и почты висели по 2 дня. В результате часть клиентов уходили к конкурентам, а компания теряла деньги.

Решение: автоматизация исправила ситуацию — срок обработки обращения сократился с 2 дней до 5 минут. Конверсия из заявки в сделку выросла с 29% до 64%, а выручка — на 31%.

Что можно автоматизировать. Обычно предприниматели автоматизируют четыре процесса:

  • прием и обработку заявок;
  • телефонные звонки;
  • почтовые и СМС-рассылки;
  • рассылки в мессенджерах.

Есть ряд готовых решений по работе с лидами, но почти каждое нужно адаптировать под себя и решать технические сложности.

Когда в OkoCRM настраивали приветственную цепочку email-писем, на тестирование и отладку ушел примерно месяц. Сценарий сбоил, а автоматизация не срабатывала в нужный момент из-за неполадок на стороне сервиса рассылок.

Кому нужна автоматизация. Лучше всего алгоритмы работают, когда лиды приходят из интернета и оставляют свои контакты — то есть автоматизация подойдет почти для любого онлайн-бизнеса.

Но еще есть вопрос целесообразности. Например, если приходит три лида в день, денег мало, а продажи нужны еще вчера — автоматизация не поможет, лучше вложиться в продвижение. И наоборот, когда в день приходит 30 лидов, а менеджер не успевает их отработать — помогут алгоритмы.

Какие есть инструменты автоматизации

Инструментов автоматизации множество — под разные задачи и бюджеты. Расскажем, что используют чаще всего на примере бизнес-процессов OkoCRM.

CRM-система. Это диспетчерская по работе с клиентами. Как только человек становится лидом, CRM автоматически создает карточку с его контактами и начинает с ней работать. CRM умеет подтягивать контакты из разных источников: с сайта, из мессенджеров, электронной почты. Как только клиент появился в системе, CRM сама запускает карточку в работу.

Основное рабочее пространство в CRM — это воронка продаж с этапами. На каждом этапе настроены свои автоматические действия. Система передвигает карточки по этапам и запускает алгоритмы автоматизации. Например, может сама позвонить клиенту, отправить сообщение в мессенджер или запустить приветственную цепочку писем.

Как выглядит воронка продаж в CRM
Как выглядит воронка продаж в CRM

Так выглядит воронка продаж с настройками автоматизации. Когда карточка лида попадает на один из этапов воронки, срабатывает нужный алгоритм

Так выглядит воронка продаж с настройками автоматизации. Когда карточка лида попадает на один из этапов воронки, срабатывает нужный алгоритм

На самом деле, голая CRM ограничена в автоматизации. Ей нужны помощники — внешние сервисы, с которыми она работает в связке. Это IP-телефония, мессенджеры и сервисы рассылок.

IP-телефония. Если подключить телефонию к CRM, можно автоматизировать звонки лидам. Так реакция на заявку будет быстрее, больше шансов дожать человека до оплаты. В OkoCRM такой сценарий:

  1. Лид заполняет на сайте форму с номером телефона.
  2. CRM автоматически создает карточку лида и отправляет ее в воронку.
  3. Воронка запускает автодозвон: звонит свободному менеджеру, и если тот поднимает трубку — автоматически звонит клиенту и выводит на экран информацию из заявки → Человек только оставил контакт, а менеджер уже ему перезванивает.
Как настроить автоматизацию звонка в CRM
Как настроить автоматизацию звонка в CRM

Так выглядит настройка автоматизации звонка: CRM звонит клиентам при переходе или создании сделки на определенном этапе воронки продаж

Так выглядит настройка автоматизации звонка: CRM звонит клиентам при переходе или создании сделки на определенном этапе воронки продаж

Интеграции с мессенджерами. Если подключить мессенджеры к CRM, можно автоматически отправлять лидам приветственные и сервисные сообщения. То же самое происходит, если интегрировать сервис СМС-рассылок.

Сама по себе CRM не умеет писать людям в мессенджеры, для этого и нужна интеграция. В OkoCRM это работает так:

  1. CRM создает карточку лида с номером телефона.
  2. Интеграция проверяет — зарегистрирован ли на этот номер WhatsApp.
  3. Если зарегистрирован — CRM отправляет ему приветственное сообщение.
  4. Через несколько дней система снова отправляет клиенту сообщение — на этот раз с попыткой вывести клиента на диалог. Если человек отвечает, сообщение приходит в личный кабинет менеджера.
  5. Когда заканчивается пробный период, система снова пишет клиенту в мессенджер шаблонное сообщение — на этот раз предлагает продлить пробный период.
Интеграция CRM и WhatsApp
Интеграция CRM и WhatsApp

Такие сообщения клиентам автоматически отправляет связка WhatsApp и CRM

Такие сообщения клиентам автоматически отправляет связка WhatsApp и CRM

Сервисы email-рассылок. Цепочка писем настраивается в сервисе email-рассылок, а активирует ее CRM — отправляет контакт в список с e-mail. Это и запускает цепочку.

Еще одна особенность — можно построить рассылки так, чтобы определенные письма отправлялись в зависимости от поведения пользователя. В OkoCRM это происходит так:

  1. Лид регистрируется в системе → CRM отправляет его контакт в сервис рассылок в список «Все пользователи», который запускает цепочку писем.
  2. Сервис рассылок шлет на e-mail лида письма по заранее подготовленному сценарию.
  3. Если в какой-то момент человек оплачивает продукт, CRM добавляет его контакт в другой список — «Пополнили баланс».
  4. Сервис рассылок проверяет, нет ли контакта лида в списке «Пополнили баланс». Если есть — отключает рассылку. Если нет — продолжает слать письма.

Проверка в списке срабатывает после каждого письма. Как только человек заплатит, цепочка отключается, письма перестают уходить.

Фрагмент цепочки писем для рассылки для лида
Фрагмент цепочки писем для рассылки для лида

Так выглядит фрагмент цепочки писем: если после отправки письма лид заплатит, сервис рассылок автоматически отключит цепочку, если не заплатит — продолжит отправлять письма

Так выглядит фрагмент цепочки писем: если после отправки письма лид заплатит, сервис рассылок автоматически отключит цепочку, если не заплатит — продолжит отправлять письма

Как автоматизировать работу с лидами

Прогрев лидов — один из этапов продажи. Если задумали автоматизировать лидообработку, надо автоматизировать продажи в целом.

Что делать сразу. Лучше начинать с внедрения CRM. Без нее остальные сервисы будут работать сами по себе, без общего центра управления. Кроме того, без CRM не получится объединить лидов в единую базу и разложить их на воронке.

Когда есть CRM, к ней делают обвес — подключают сайт, почту, мессенджеры, соцсети и другие каналы лидогенерации. Так в компании появляется клиентская база: CRM собирает обращения в компанию из разных источников и аккумулирует их вместе в одном окне. Дальше работа с лидами происходит уже в CRM.

Модуль с входящими лидами в OkoCRM
Модуль с входящими лидами в OkoCRM

Так выглядит модуль с входящими лидами в OkoCRM. Люди обращаются через разные каналы, а система собирает их в одном окне

Так выглядит модуль с входящими лидами в OkoCRM. Люди обращаются через разные каналы, а система собирает их в одном окне

Что делать дальше. Для более глубокой автоматизации потребуются интеграции. Обычно это IP-телефония, сервисы email- и СМС-рассылок, возможно, чат-боты. Такие интеграции можно подключить и сразу — если на старте понятно, зачем они нужны бизнесу.

Телефония полезна, когда у вас 50 звонков в день и их сложно внести в CRM вручную.

Для рассылок нужен отдельный человек, который сначала подготовит контент, продумает сценарии и настроит алгоритмы цепочек, а потом будет отслеживать результаты.

Если таких объемов и ресурсов нет, лучше сначала разобраться с базовыми возможностями CRM, а уже потом переходить к более сложным автоматизациям.

Что делать потом. За автоматизациями надо следить. Может что-то сломаться — отвалится телефония, перестанет работать цепочка или не будут уходить сообщения в мессенджер. Кто-то это должен вовремя заметить и починить. Лучше, чтобы за автоматизацию отвечал отдельный человек — айтишник в штате или на аутсорсе.

Еще сценарии автоматизации могут не сработать. Например, окажется, что конверсия в оплату ниже ожидаемой. Или получатели плохо реагируют на письма и не выполняют целевые действия. Кто-то другой должен это заметить, а потом придумать, как исправить. Например, CRM-маркетолог или руководитель отдела продаж.

Автоматизация — это путь постоянных улучшений. Нужно отслеживать эффективность, измерять результаты и искать пути оптимизации процессов, тестировать новые идеи и снова отслеживать результаты. Не получится один раз все настроить и больше не касаться этих процессов.

Что может помешать

Несистемный подход. Автоматизация — это всегда система и централизованная работа с процессами. Каждый шаг по работе с лидами должен быть описан и продуман до мелочей, на его основе составляют регламент. На основе регламента — воронку продаж.

Без системы автоматизация не сработает. Можно взять и сразу подключить CRM, соединить ее с телефонией и мессенджерами, но если не продумать, как это будет работать, не будет и результата.

Сложность настройки. Не выйдет зарегистрироваться в CRM и тут же начать работать, даже если так написано в рекламе. Одно только внедрение и отладка порой занимают один-два месяца.

Отсутствие команды. За работу с лидами кто-то должен отвечать: готовить контент, отслеживать эффективность, делать выводы, опять делать контент и опять отслеживать. Тут нужна команда — хотя бы маркетолог, копирайтер и дизайнер.

Переоценка сил. Предприниматели думают: «Сейчас все настроим, и продажи польются реченькой». Так не работает. На самом деле это история про инвестиции, постоянное тестирование и иногда слитые бюджеты. Автоматизация — это почти всегда позитивные изменения для бизнеса, но нужно быть готовым к игре вдолгую.

Сколько это стоит

Рекомендуем закладывать на автоматизацию от 150 000 ₽. Тут будут три основные статьи расходов, и в каждом случае конкретные суммы будут отличаться.

Сервисы. Например, подписка на OkoCRM для пяти сотрудников обойдется в 2750 ₽ в месяц. Подключение одного номера на одном мессенджере к CRM — еще 3000 ₽ в месяц. Сервис email-рассылок на 1000 контактов — еще примерно 1000 ₽ в месяц, покупка номера для СМС-рассылок — 2500 ₽ в месяц. Телефония — 30 000—50 000 ₽. Чем больше сервисов — тем дороже автоматизация.

Тарифы на подписку OkoCRM
Тарифы на подписку OkoCRM

Тарифы на подписку в OkoCRM

Тарифы на подписку в OkoCRM

Настройка. По нашему опыту мало кто из предпринимателей занимается настройкой CRM и интеграций сам. Обычно это делает команда внедрения. В компанию приходят интеграторы, изучают и описывают процессы, подключают, настраивают и отлаживают систему, обучают сотрудников. Их услуги стоят от 70 000 ₽ за проект, но может дойти и до 200 000 ₽. Чем больше настроек и сложнее доработки, тем дороже.

Контент. Кто-то должен написать тексты для сообщений и рассылок, кто-то должен сверстать письма и нарисовать картинки, продумать логику и сценарии. Одна толковая рассылка на 10 писем обойдется от 40 000 ₽. Порой бизнесу требуется 10 таких рассылок и даже больше.

Рекомендуем начинать работу с алгоритмами с малого и по возможности вникать в процессы самому — что-то точно можно сделать своими силами, что-то поручить сотрудникам, а на самые сложные задачи нанять подрядчиков. Иначе на фоне легкого шока от сметы можно отказаться от идеи автоматизации навсегда.

Главное

  1. Автоматизация — это когда лида до оплаты доводят не менеджеры, а алгоритмы. Обычно это происходит с помощью прогревающего контента: сообщений в мессенджеры, цепочек писем и звонков по телефону.
  2. Для автоматизации прогрева можно использовать любые инструменты, но основных четыре: CRM, сервисы email-рассылок, телефония и мессенджеры.
  3. Автоматизация — это долго и дорого. Если продажи нужны еще вчера, лучше вложиться в конверсионную рекламу и продвижение.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Завьялов
Александр Завьялов

Как вы автоматизируете работу с лидами?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации