Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Разыгрываем 300 000 ₽ на запуск бизнеса. Участвовать
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Рассказываем, как правильно выбивать чеки в разных ситуациях: если вы работаете по полной и частичной предоплате или когда клиент платит за покупку при получении товара.
Эксперт по праву
Рассказываем, как правильно выбивать чеки в разных ситуациях: если вы работаете по полной и частичной предоплате или когда клиент платит за покупку при получении товара.
Эксперт по праву
Компании и ИП, которые продают товары физлицам, обязаны применять онлайн-кассы и выдавать чеки. При интернет-торговле ККТ применяет тот, кто принимает деньги за товар. Это может быть как сам интернет-магазин, так и посредник, например курьерская служба.
В статье разбираем, кто и в каких случаях должен пробивать кассовый чек при оплате через интернет и как его оформить, если покупатель заплатил сразу всю сумму или внес предоплату.
Интернет-магазины должны использовать онлайн-кассу при наличных и безналичных расчетах с физлицами, а также с представителями бизнеса, если они оплачивают покупку наличными или банковской картой.
Есть несколько ситуаций, когда интернет-магазин может работать без онлайн-кассы:
Если вы напрямую принимаете деньги у клиентов через платежные формы, по карте или наличными, в большинстве случаев онлайн-касса понадобится.
Это зависит от того, как построен процесс продаж и в какой момент клиент оплачивает заказ.
Если клиент платит наличными или банковской картой, когда получает товар в офисе или при встрече с курьером интернет-магазина, продавец должен выдать покупателю бумажный чек в момент расчета. Значит, подойдет стационарная или переносная, мобильная онлайн-касса.
Если клиент платит картой на сайте, интернет-магазин должен отправить покупателю только электронный чек — на электронную почту покупателя или в СМС. В такой ситуации нужна облачная онлайн-касса. Такая ККТ обрабатывает платеж автоматически, без участия кассира. Она может находиться как у продавца, так и у стороннего сервиса, где ее арендуют за плату.
Если клиенты могут оплачивать товары и онлайн, и при получении, онлайн-касса должна уметь как печатать бумажные чеки, так и отправлять электронные. В такой ситуации есть два варианта:
Подбирайте онлайн-кассу в зависимости от модели бизнеса интернет-магазина.
По общему правилу чеков должно быть два:
Есть два исключения:
1. Если товар отгружают в тот же день, когда получили предоплату, достаточно одного чека на полный расчет. Например, клиент заказал и оплатил на сайте несколько упаковок кофе, курьер привез заказ в тот же день. Чека на полный расчет, который получил клиент при оплате заказа, будет достаточно.
2. Бизнесу, который работает на упрощенке, налоговая служба разрешила оформлять один чек при получении полной предоплаты. Нужно предупредить покупателя о том, что чек будет один, — например, в оферте.
Чек при продаже через интернет-магазин оформляют так же, как при обычной торговле. В чеке должны быть все реквизиты, которые перечислены в законе о применении кассовой техники.
Разберем несколько нюансов:
1. Чек пробивает курьер интернет-магазина: в реквизите, который содержит сведения о выдавшем чек сотруднике, нужно указать должность и ФИО курьера.
2. Клиент платит на сайте: в реквизите «Адрес и место расчетов» указывают адрес сайта, например kupiutug.ru. А кассира не указывают.
3. Чек отправляют покупателю на почту или в СМС: в электронном чеке обязательно нужно указывать адрес электронной почты или номер телефона покупателя.
4. Если чек оформляет платежный агент — посредник или почта, — он обязан указать в чеке те же данные, что и продавец: наименование товаров, работ или услуг и их количество, адрес проведения расчета. То есть перед каждой оплатой продавец должен передавать такие данные агенту — например, в сопроводительных документах.
Дальше рассмотрим, как оформлять чек в разных ситуациях в зависимости от того, когда клиент оплачивает товар и как его получает.
Если клиент на сайте оплачивает товар или услугу и вносит всю сумму, автоматическая онлайн-касса пробивает чек сразу же в момент оплаты и направляет его на электронную почту или в СМС на телефон покупателя. Печатать бумажный чек не нужно.
Анна покупает холодильник в интернет-магазине. Оплачивает его картой на сайте, получает электронный чек на почту и ждет доставку холодильника в назначенное время.
При передаче товара нужно пробить чек на зачет предоплаты: указать в нем ранее оплаченный товар и сумму первого чека. Не важно, как товар передают покупателю — клиент забирает покупку сам в офлайн-точке, получает от курьера интернет-магазина или посредника: чек на зачет предоплаты в любом случае оформляет интернет-магазин. Для упрощенцев, которые работают по полной предоплате, достаточно одного чека.
Бывают ситуации, когда клиент частично оплатил товар в интернет-магазине, а остаток вносит при получении товара. В такой ситуации интернет-магазин выбивает первый чек на предоплату в момент оформления заказа и отправляет клиенту.
Второй чек на доплату и зачет предоплаты нужно выбить в момент окончательного расчета и передачи товара. Принцип такой: кто принимает деньги, тот и выбивает чек. Если клиент получает товар в офисе магазина или его доставляет собственный курьер компании, то чек выбивает интернет-магазин.
Если клиент забирает товар у посредника, чек выдает посредник. Интернет-магазину печатать второй чек не нужно.
Анастасия покупает одежду в интернет-магазине, вносит предоплату, остальную сумму должна заплатить службе доставки при получении. У Анастасии будет два чека:
— чек № 1 на предоплату от магазина — сформирован в момент оплаты на сайте;
— чек № 2 от почтовой службы — сформирован при полной оплате курьеру.
Посредником может быть сторонняя курьерская служба, транспортная компания, Почта России, пункт выдачи заказов.
Кто и как формирует чек, зависит от того, кто передает товар клиенту: интернет-магазин, посредник, например курьерская служба, или Почта России.
Клиент получает товар напрямую из интернет-магазина. Покупатель может забрать товар в офлайн-точке интернет-магазина или заказать доставку курьером.
Анна заказала на сайте интернет-магазина холодильник, способ оплаты выбрала картой при получении. Товар привезет курьер интернет-магазина.
Если клиент оплачивает товар, когда забирает его в офлайн-магазине, все просто: чек выбивают в момент оплаты и передачи товара.
Если товар привозит курьер, оформление чека зависит от того, как это устроено в интернет-магазине:
1. Магазин применяет стационарную онлайн-кассу, которая стоит в офлайн-точке. Тем, кто занимается дистанционной торговлей, закон разрешил пробивать чеки через одну кассу, удаленную от места расчетов. При таком способе курьерам не нужно иметь при себе кассовый аппарат.
Чек можно выдать так: курьер дает покупателю считать QR-код с экрана смартфона или планшета. Такой чек равносилен кассовому чеку в электронной форме. Либо курьер может направить на номер телефона или адрес почты сведения, которые помогут идентифицировать кассовый чек: регистрационный номер ККТ, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа — и адрес сайта, на котором покупатель может получить электронный чек.
2. У курьеров магазина мобильные кассовые аппараты. Сейчас есть варианты «2 в 1» — онлайн-касса со встроенным терминалом для приема платежей банковскими картами. В таком случае курьер оформляет и выдает бумажный чек при передаче товара покупателю или отправляет его на электронную почту.
Клиент забирает товар у посредника. Бывают ситуации, когда клиент заказывает товар на сайте интернет-магазина и выбирает оплату при получении. У магазина нет своих курьеров, он пользуется услугами посредника — службы доставки.
Анна заказала на сайте интернет-магазина холодильник, способ оплаты выбрала наличными при получении. Доставляет товар курьерская служба «Быстро-везу».
В такой ситуации обязанность сформировать чек и выдать его покупателю переходит к посреднику. В этом случае он агент — принимает платежи в пользу третьей стороны. Посредник принимает деньги от покупателя и выдает чек через свою онлайн-кассу. А потом переводит платеж интернет-магазину со счета на счет.
При оплате товара наложенным платежом на почте все так же. Почта России выдает чек, который сформировала на своей ККТ.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности