Открыть ветеринарную клинику сложно: нужно учитывать требования Роспотребнадзора и санэпидемстанции, подобрать и подготовить помещение, заключить договоры со множеством организаций, получить лицензии и разрешения. Прибыль предприниматель начинает получать, как правило, со второго года работы. В первый год работают в ноль или в минус.
С другой стороны, все ветеринарные услуги в России — платные. В районной ветклинике бесплатно могут получить услуги питомцы ветеранов ВОВ и собаки-поводыри. Для последних бесплатен только первичный осмотр. Все остальные услуги для всех владельцев — платные, поэтому ветеринарный бизнес востребован.
Рассказываем подробно, как выбрать и подготовить помещение, получить разрешения от Роспотребнадзора и Россельхознадзора, какие договоры и с кем заключить, что закупить для работы.
Чек-лист «Как открыть ветеринарную клинику»
Шаги из статьи собрали в короткий чек-лист. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет ничего не забыть при открытии ветклиники.
Шаг 1. Зарегистрировать бизнес
Для начала нужно определиться с юридической стороной открытия ветеринарной клиники. Вот что понадобится для старта:
- выбрать форму ведения бизнеса — ИП или ООО;
- выбрать систему налогообложения;
- выбрать коды ОКВЭД;
- открыть расчетный счет;
- настроить кассу и подключить эквайринг.
Форма ведения бизнеса может быть ИП или ООО. ИП — это статус человека, его проще зарегистрировать и снять с учета, чем компанию. Предпринимателю не обязательно иметь ветеринарное образование, чтобы открыть ветклинику. Главное, чтобы оно было у всех сотрудников, которые работают с животными. Главный минус этого варианта — не получится открыть дело с партнером.
ООО зарегистрировать сложнее: нужно собрать больше документов, понадобятся устав организации, подтвержденный юридический адрес, уставный капитал — минимум 10 000 ₽. Еще ООО должны вести бухучет, а значит, сложно будет работать без бухгалтера. Зато ООО можно открыть с партнерами и проще получать разрешения в контролирующих органах.
Выбрать систему налогообложения. Начать можно с упрощенной системы налогообложения — УСН. На ней бизнес сдает меньше отчетности и платит меньше налогов. Так как расходов у клиники много, хороший вариант — УСН «Доходы минус Расходы». Нужно будет собирать информацию по расходам, подтверждать их чеками и платить 15% только с прибыли.
ИП могут использовать патентную систему налогообложения — ПСН — на ветеринарную деятельность. Патент можно купить на 1—12 месяцев в одном календарном году. Отчетность сдавать не нужно — достаточно уплатить налог и взносы на сотрудников.
Размер налога на ПСН зависит от нескольких факторов: региона, срока действия патента, вида деятельности и количества сотрудников. Рассчитать размер налога можно на сайте налоговой.
Патент можно использовать только для одного вида деятельности — в нашем случае ветеринарной. Если захотите открыть ветаптеку в клинике и продавать ветеринарные препараты, придется дополнительно сдавать отчетность и платить налоги по базовой системе налогообложения — ОСН или УСН.
Еще нужно выбрать коды ОКВЭД: подойдет 75.00.02 Деятельность ветеринарная для домашних животных.
Если хотите торговать кормами для животных или открыть ветаптеку, нужно будет указать дополнительные коды ОКВЭД:
- 47.73 Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);
- 47.74.1 Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, в специализированных магазинах;
- 47.76.2 Торговля розничная домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах.
Открыть расчетный счет для бизнеса в банке. На этот счет будут приходить деньги от клиентов, с него можно оплачивать покупки для бизнеса. ИП может переводить деньги с этого счета и в личных целях. Принимать безналичную оплату и переводить деньги — даже в налоговую — без расчетного счета нельзя.
Зарегистрировать и настроить онлайн-кассу. Онлайн-касса нужна бизнесу по закону: она формирует чеки и передает их в налоговую.
Подключить эквайринг, чтобы клиенты могли оплачивать услуги безналичным способом. Для клиента эквайринг выглядит как небольшой терминал, к которому он прикладывает карту или смартфон. Для бизнеса это банковская услуга.
Шаг 2. Определиться с форматом клиники для животных
Решите, клинику какого формата вы хотите открыть и какие услуги будете оказывать. Есть несколько типов ветеринарных учреждений:
- Ветеринарный кабинет — чаще всего ориентируется на профилактическую работу и несложные манипуляции. Например, вакцинация, диспансеризация, кастрация и стерилизация. В ветеринарном кабинете обычно работает один врач и его помощники.
- Ветеринарная клиника — в ней работают несколько врачей. Они проводят профилактику заболеваний и вакцинируют животных, могут проводить несложную диагностику и лечить несерьезные патологии.
- Специализированная клиника — специализация клиники может быть разной в зависимости от типа услуг. Например, клиника для животных с онкозаболеваниями или клиника с рентген- и МРТ-диагностикой.
- Многопрофильная клиника — тут работают врачи разных профилей, много кабинетов и большие площади.
- Выездная служба — есть помещение для диспетчера, который принимает вызовы от клиентов. Врач выезжает домой к клиентам для диагностики и лечения.
В статье рассмотрим доступный для малого бизнеса пример: небольшую ветклинику с двумя врачами. Упор будет на профилактику, вакцинацию, диагностику, несложные операции, лечение вирусных инфекций, обработку ран. Но многие советы подойдут и для других клиник.
Шаг 3. Выбрать локацию для ветеринарной клиники
Нужно определиться, где вы хотите открыть ветеринарную клинику: в спальном районе или в центре города.
В спальном районе открыться проще: аренда дешевле, чем в центре, а вокруг живет много потенциальных клиентов. Ветеринарные услуги часто ситуативные: питомец заболел — владельцы ищут клинику рядом и несут его туда.
В центре стоит открываться, если у вас больше денег на запуск. Аренда дорогая, а потенциальных клиентов поблизости меньше. Помещение в центре подойдет, если планируете лечить серьезные патологию, проводить сложную диагностику и операции, когда владельцы выбирают клинику кропотливо и осознанно.
При выборе локации обратите внимание на эти нюансы:
- хорошо, если рядом с клиникой будет парк или лесок, где выгуливают собак, — это поможет в рекламе и продвижении клиники;
- чтобы клиентам было удобно, рядом должна быть парковка. Так они смогут оставить машину и не нести долго животное на руках или в переноске. Или удобный подъезд без шлагбаума для такси или своих авто;
- лучше, если клиника будет не в подвальном помещении: клиентам будет неудобно спускаться по ступенькам с крупным животным на руках.
Советуем проверить количество конкурентов вокруг и почитать отзывы на их услуги. Если клиенты в основном недовольны — вам же лучше, часть из них в следующий раз обратится к вам.
Чтобы выбрать локацию, можно использовать бесплатный сервис от Т-Банк «Компас». В сервисе можно посмотреть, например, стоимость аренды и количество потенциальных покупателей и активность конкурентов на выбранной точке.
Шаг 4. Выбрать и подготовить помещение
Сразу оговоримся: ветклинику нельзя открыть на первом этаже жилого многоквартирного дома, даже если само помещение будет нежилым. Это прописано в п. 1.13 Методических рекомендаций по технологическому проектированию ветеринарных объектов для городских поселений и других муниципальных образований.
Некоторые клиники игнорируют это правило, а затем вынуждены защищаться в судах и переезжать.
Директор клиники обратился в Верховный суд с попыткой оспорить запрет на открытие в жилом доме. Суд отклонил иск
ООО «Дойче Вет» — ветеринарная клиника на первом этаже многоквартирного дома. За нарушение запрета на клинику составили административный протокол и приостановили ее деятельность на 30 суток.
Директор общества обратилась в Верховный суд РФ с попыткой оспорить запрет на размещение клиники в жилом доме. Суд рассмотрел нормативные документы и вынес решение: отказать в удовлетворении иска.
Помещение придут проверять из Роспотребнадзора при открытии — если проверка пройдет хорошо, выдадут ветеринарное удостоверение.
К помещению есть ряд требований госта:
- Должно быть два входа — этого требуют и правила пожарной безопасности, и Роспотребнадзор. Здоровые животные и животные на вакцинацию идут в один вход, а инфицированные животные — в другой вход и в инфекционный кабинет.
- Должна быть кнопка вызова охраны. Для этого нужно будет заключить договор с частным охранным предприятием.
- Должна быть горячая и холодная вода, вентиляция, аварийное освещение.
- В комнатах, где будете принимать животных, стены и полы должны быть обшиты плотным пластиком или облицованы плиткой. Это касается диагностического кабинета, смотровой, хирургического кабинета и стационара.
Если помещение не соответствует требованиям — нужно устранить недостатки до открытия, а это дополнительные расходы.
«Если в процессе работы захотите добавить рентген-кабинет, к нему будут отдельные требования. Например, на стены наносят баритовую штукатурку, на окна вешают занавески из свинцовых листов, дверь тоже будет с наполнением из свинца».
Наталья Овчинникова
Основательница ветклиники «Ади-Вед»
Если помещение подошло, оцените площадь. Нужная площадь зависит от того, сколько кабинетов планируете открыть и сколько врачей будут работать одновременно. Для начала обычно нужны:
- приемно-смотровая;
- операционная;
- стационар, где животные будут приходить в себя после операций;
- кабинет для хранения ветеринарных препаратов;
- холл, где клиенты будут подписывать документы, ждать своих питомцев и оплачивать услуги.
Делать лабораторию в небольшой клинике — дорого и сложно. Нужно закупить дорогое оборудование, оплачивать работу лаборанта и каждый раз проводить контроль качества. Клиника может не покрыть такие расходы.
«Обычно клиника заключает договор с лабораторией. Лаборатория присылает необходимое оборудование для сбора анализов, а потом приходит курьер, который забирает материал и в специальном контейнере отвозит в лабораторию.
Трупную экспертизу тоже проводят лаборатории: это либо государственная лаборатория, либо частная, но с государственной лицензией на такую экспертизу».
Наталья Овчинникова
Основательница ветклиники «Ади-Вед»
К площади кабинетов тоже есть требования госта — в зависимости от функций, которые выполняет помещение. Кабинет может быть монофункциональным и полифункциональным:
- монофункциональное помещение выполняет одну функцию. Например, это может быть смотровой или прививочный кабинет, операционная или стационар. Для него должна быть площадь минимум 6 м2;
- полифункциональное помещение совмещает несколько функций. Например, можно объединить кабинеты для осмотра и процедур в один. Площадь полифункционального кабинета должна быть минимум 10 м2.
Для небольшой клиники на старте понадобится примерно 40—50 м2.
Шаг 5. Закупить оборудование
Все оборудование в клинике должно быть с сертификатами государственного образца.
Рассказываем, что понадобится для каждой комнаты.
Помещение, где клиенты будут ждать своих питомцев, должно соответствовать госту: не иметь впитывающих поверхностей и допускать влажную чистку, устойчивость к дезинфицирующим средствам. Например, если вы ставите в зоне ожидания диван — не подойдет обивка из ткани, только из кожи или кожзама, чтобы ее можно было обработать дезинфицирующими средствами.
Приемно-смотровая — кабинет, в котором врачи будут принимать владельцев с животными. Расспрашивать владельцев, собирать анамнез и осматривать животных. Для приемно-смотровой понадобятся:
- смотровые столы площадью не меньше 1,2 м2. Материал должен быть прочным: нержавеющая сталь или плотный пластик, по периметру — защитные бортики, чтобы животное не упало;
- медицинские шкафы, в которых будут храниться инструменты и расходные материалы;
- подкатные тележки для инструментов и медикаментов;
- стойки для капельниц;
- письменный стол и компьютер для врача;
- стулья с металлическими или пластиковыми сиденьями и спинками.
Материалы должны быть прочными, чтобы выдерживали частую влажную уборку и дезинфекцию.
Оборудование для операционной зависит от площади и операций, которые будут проводиться в клинике. Чаще всего нужны:
- операционный стол, который можно поднимать, опускать и наклонять;
- бестеневые лампы — потолочная или напольная с подвижным плафоном и напольная, чтобы подсвечивать сбоку при необходимости;
- подкатной столик с несколькими полками — для хирургических инструментов;
- стойки для капельниц;
- медицинские шкафы для инструментов, препаратов и расходных материалов;
- раковина;
- стерилизатор для инструментов;
- система для мониторинга состояния животных: пульсоксиметр, монитор пациента.
Стационар может быть разным. Например, дневной, куда животное утром приносят на процедуры и забирают вечером, круглосуточный, инфекционный. Если в клинике есть стационар, обязательно должно быть и место выгула животных.
«Для инфекционного стационара свои требования: в комнате должны быть отдельные боксы для каждого животного. В каждом боксе — отдельная вентиляция, отдельный слив и бактерицидная лампа. Бокс должен быть размером 2 × 2 м2».
Наталья Овчинникова
Основательница ветклиники «Ади-Вед»
В инфекционный стационар не должны иметь доступ другие пациенты клиники. Еще обязательно должен быть договор на дератизацию, чтобы в стационар не попали грызуны.
Кабинет для хранения ветеринарных препаратов должен быть с холодильниками. Некоторые препараты, например, можно хранить только при минусовой температуре.
Еще должен быть специальный прибор термогигрометр. Он измеряет влажность и температуру. По этим показателям нужно вести журналы. Если будете работать с сильнодействующими лекарственными препаратами, понадобится сейф и журнал учета препаратов.
В каждой комнате для приема животных должны быть подписанные ведра и швабры, бактерицидные лампы для обеззараживания помещений и холодильник для хранения биоотходов.
Шаг 6. Закупить лекарства для животных и вспомогательные материалы
В клинике можно использовать и продавать только ветеринарные препараты. Нельзя использовать медицинские препараты даже из списков А и Б, хотя они не относятся к сильнодействующим. Например, не получится использовать медицинский наркоз и некоторые обезболивающие.
Если планируете работать с сильнодействующими лекарственными средствами для ветеринарного применения, понадобится сейф. На внутренней стороне сейфа нужно прикрепить список препаратов, которые сейчас хранятся. По таким препаратам нужно вести журнал учета.
Препараты советуем закупать у поставщиков, а не в розничных аптеках. Поставщики доставляют препараты с сертификатами государственного образца, а в аптеке такие сертификаты нужно попросить отдельно.
Сертификаты на препараты и материалы нужно хранить в клинике.
«Был случай, когда пришел с проверкой народный контроль. Нашли ошибку в сертификате по перчаткам — в номере сертификата. Завод признал свою ошибку, клиника избежала штрафа.
Интересно, что с этими перчатками работали в крупных медицинских организациях, а ошибку нашли в ветеринарной клинике».
Наталья Овчинникова
Основательница ветклиники «Ади-Вед»
Закупать препараты можно в интернет-аптеках, где есть доставка со склада. Например, «Медарго», «Зооветснаб».
Кроме лекарств еще понадобятся материалы для медицинского использования:
- перчатки и одноразовые маски для врачей;
- шприцы с разными диаметрами игл и системы для капельниц;
- для операций — скальпели, щипцы и зажимы, наборы хирургических инструментов;
- перевязочные материалы, бинты;
- зеленка, йод, спирт;
- лампа Вуда для диагностики лишая.
На все эти материалы тоже нужны сертификаты.
Еще могут понадобиться одноразовые пеленки, ватные диски, салфетки. Если планируете держать животных в стационаре, понадобятся разные корма.
Шаг 7. Подобрать персонал в ветеринарную клинику
На старте можно собрать минимальную команду:
- 2 врача — хирург и терапевт с высшим ветеринарным образованием;
- 2 ассистента — со средним ветеринарным образованием;
- 2 администратора;
- человек для уборки и дезинфекции.
Советуем найти в клинику ведущего врача — с квалификацией и опытом. Например, это может быть хирург или терапевт. Платить такому сотруднику придется больше, но и выше шансы, что клиенты пойдут к опытному специалисту.
«Лучше нанимать врачей, у которых уже есть опыт и репутация: так будет выше доверие посетителей. Клиенты неохотно идут к выпускникам, которые только окончили институт».
Наталья Овчинникова
Основательница ветклиники «Ади-Вед»
У врачей и всего персонала обязательно должны быть медицинские книжки. Это касается даже тех, кто не будет напрямую контактировать с животными.
Врачи и ассистенты, которые работают с животными, должны пройти вакцинацию от бешенства и получить прививочный сертификат — это можно сделать через департамент здравоохранения. Первичная вакцинация делается три раза, потом повторяется через год, потом раз в три года.
Если у человека есть медицинский отвод на прививки от бешенства, ему нельзя работать с животными.
Шаг 8. Решить, будете ли открывать ветеринарную аптеку в клинике
Ветаптека приносит прибыль и удобна для клиентов: прописали питомцу лекарства или специальный корм — клиенты купили это все сразу, не нужно никуда идти.
Ветаптеку могут открыть ИП или ООО, если сотрудники получили лицензию на фармакологическую деятельность в Россельхознадзоре — об этом в шаге 10.
Требования к хранению ветеринарных препаратов такие же, как и в клинике: отдельное помещение с холодильниками и контролем температуры и влажности.
В холле можно сделать витрину с основными препаратами и изделиями. Так клиенты смогут выбрать, например, средство от паразитов, корм или ошейник для питомца.
Шаг 9. Заключить договоры
В ветклинике особые требования к безопасности: нужно дезинфицировать помещения и вентиляцию, обрабатывать от грызунов и насекомых, правильно утилизировать отходы. Вот на что нужно заключить договоры:
- дезинфекция, дезинсекция, дератизация;
- обслуживание вентиляции;
- стирка одежды в прачечной;
- вывоз твердых бытовых отходов;
- вывоз бактерицидных ламп;
- вывоз медицинских отходов класса А;
- вывоз биологических отходов.
Договоры на обработку. Договоры на дезинфекцию и дезинсекцию заключается с санитарно-эпидемиологической станцией или частной организацией, у которой есть лицензия на такую деятельность. По этому договору помещение и вентиляцию обрабатывают от бактерий и вирусов.
Договор на дератизацию — это договор по обработке от грызунов. Его тоже нужно заключить с лицензированной организацией.
Договор на обслуживание вентиляции — по нему будут проверять исправность вентиляционной системы и при необходимости чистить ее.
Договор с прачечной понадобится, чтобы стирать рабочую одежду. Делать это в общественных или своих стиральных машинах нельзя, иначе можно заразить воду, которая уходит в слив. Еще один вариант — использовать одноразовую рабочую одежду.
Договор на вывоз твердых бытовых отходов заключается с частными компаниями — их легко найти в поиске для каждого города.
Договор на вывоз бактерицидных ламп нужен, чтобы правильно их утилизировать. Лампы содержат ртуть, их нельзя просто выбросить в общий контейнер с отходами. Договор заключается с аккредитованными организациями, которые имеют право работать с отходами 1—4 классов.
Договор на вывоз медицинских отходов класса А — тех, которые загрязнены биоматериалом: шприцы, капельницы, салфетки, пеленки.
Договор на вывоз биологических отходов получают через ветеринарное управление. Чаще всего это районная станция по борьбе с бешенством.
Что нужно, чтобы получить договор на вывоз биологических отходов:
- Аналитические весы и договор на их проверку каждые полгода.
- Договор с лабораторией, которая будет проводить экспертизу каждые полгода. Проверяют стены, столы, полы на бактериальную и вирусную инфекцию.
- Специальный холодильник для хранения биологических отходов.
- Стол для обработки.
- Договор на дезинфекцию.
- Ведение журналов дезинфекции.
Раз в год приходит комиссия из санэпидемстанции. Если все хорошо и документы в порядке, заключают договор на вывоз биологических отходов.
Хранить биоотходы до утилизации тоже нужно правильно: взвесить, информацию о весе записать в специальный журнал. Перед тем как передать отходы на утилизацию, нужно составить справку о биоотходах: в ней указать вес и номер биоотходов. И уже после этого можно передавать отходы на утилизацию.
В ветеринарном управлении района сверяют поступающие биоотходы со справкой и журналом: вес биоотходов должен быть одинаковым.
Шаг 10. Получить разрешения в контролирующих органах
Разрешения нужно получить в Роспотребнадзоре, Россельхознадзоре и в областной станции по борьбе с бешенством. Вывеску клиники нужно зарегистрировать в местном муниципалитете. Еще нужно будет уплатить госпошлину — 7500 ₽.
В Роспотребнадзоре нужно получить лицензию на проведение манипуляций в помещении. Это могут быть:
- лечебные манипуляции;
- смотровые;
- диагностические;
- операционные.
В Россельхознадзоре врачи должны получить лицензии на фармакологическую деятельность. Если есть такая лицензия, клиника имеет право закупать препараты и использовать их в работе или продавать.
В станции по борьбе с бешенством нужно получить разрешение на вакцинацию против бешенства. Клинике присвоят номер и выдадут лицензию, которая подтвердит, что клиника может вакцинировать животных против бешенства.
«Частные клиники не имеют права работать с болезнями, которые опасны для человека — чаще всего это бешенство и лептоспироз. Если поступает животное с подозрением на бешенство, врач должен остановить прием и вызвать районную станцию по борьбе с бешенством. Все животные, которые на тот момент есть в клинике, регистрируются и ими тоже занимается станция по борьбе с бешенством.
Если коммерческая ветеринарная клиника принимает животное с бешенством, может быть административная ответственность. У нас был случай: поступила кошка, которую подобрали в сельской местности. На 10‑й день пошла агрессия — вызвали станцию по борьбе с бешенством, анализы подтвердили бешенство.
Клинику оштрафовали за то, что животное содержалось 10 дней без сведений о вакцинации против бешенства. Даже если животное здорово, клиники не имеют права принимать его без информации о прививках против бешенства».
Наталья Овчинникова
Основательница ветклиники «Ади-Вед»
В муниципалитете нужно зарегистрировать вывеску. Разрешение нужно получить на этапе подготовки. Как и где зарегистрировать вывеску — рассказываем в отдельной статье.
Шаг 11. Организовать рекламу ветеринарной клиники
Продвигать клинику можно офлайн и онлайн. Еще один способ — сарафанное радио. Рассмотрим каждый подробнее.
Офлайн — все, что люди могут увидеть вне интернета. Для клиники это могут быть, например, баннеры, флаеры, вывеска. Офлайн-продвижение подходит для простых и понятных услуг: например, сделать прививки питомцу, провести несложную операцию или подстричь когти.
Это может быть яркая и заметная вывеска на фасаде, рекламные баннеры в районе, где работает клиника. Если рядом есть зоомагазины или салоны груминга, где животным стригут шерсть и когти, можно договориться о партнерской программе — например, давать промокоды со скидкой для посетителей зоомагазина.
Онлайн — подойдет, если в клинику можно обратиться в интернете. Для малого бизнеса можно создать одностраничный сайт или группу в соцсетях. Чтобы клиентам было удобнее выбирать, стоит рассказать об услугах клиники, ценах, врачах. Еще можно дать форму обратной связи или контакты, чтобы клиенты сразу могли записаться на прием.
Если есть сайт или страница в соцсетях, можно настроить контекстную рекламу для поиска: когда пользователь ищет клинику для питомца, на первых строках показывают вашу рекламу.
Сарафанное радио — обычно главный канал продвижения для ветеринарной клиники.
«Наша первая клиника открылась еще в 1992 году и до сих пор к нам обращаются клиенты, которые приходили в первую клинику. Тут уже приходят на конкретного специалиста, на опыт. Так что в нашем случае сарафанное радио срабатывает лучше, чем реклама».
Наталья Овчинникова
Основательница ветклиники «Ади-Вед»
Люди часто доверяют здоровье питомцев клиникам, в которых уже помогали их знакомым. Поэтому так важны опытные и квалифицированные врачи: если животному помогли даже в тяжелых случаях, выше вероятность, что клинику порекомендуют знакомым.
Главное в статье
- Сначала нужно зарегистрировать бизнес: открыть ООО или получить статус ИП, выбрать коды ОКВЭД, открыть расчетный счет и подключить онлайн-кассу для чеков.
- Чтобы выбрать помещение, решите, какие услуги будут приоритетными. Если ситуативные услуги и несложная диагностика — лучше открыться в спальном районе, там дешевле аренда. Если ориентируетесь на сложные услуги, можно открыться в центре.
- Помещение должно соответствовать гостам: плотные материалы на полу и стенах, достаточная площадь.
- Оборудование зависит от услуг, которые будете оказывать. Обычно на старте нужны столы и компьютеры для врачей, смотровые и операционные столы, подкатные тележки, стойки для капельниц, шкафы. Для медикаментов и биоотходов понадобятся холодильники, для сильнодействующих препаратов — сейф. На все оборудование нужны сертификаты и лицензии.
- В каждом кабинете, где будут принимать животных, должны быть бактерицидные лампы, подписанные ведра и швабры.
- Закупать препараты лучше у поставщиков, а не в аптеках. На все препараты нужно получать у поставщика сертификаты и хранить их в клинике.
- На старте можно собрать небольшую команду: два ветеринарных врача, два ассистента, два администратора и уборщик. Для всего персонала понадобятся медицинские книжки. Персонал, который работает с животными, должен вакцинироваться от бешенства и получить прививочные сертификаты.
- Заключить договоры: на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, на обслуживание вентиляции, на стирку одежды в прачечной, на вывоз твердых бытовых отходов, бактерицидных ламп, медицинских отходов класса А и биологических отходов.
- Получить разрешения контролирующих органов: в Роспотребнадзоре — ветеринарное удостоверение, в Россельхознадзоре — лицензию на фармакологическую деятельность, в муниципалитете — зарегистрировать вывеску клиники.
- Когда все будет готово, нужно собрать пакет документов, уплатить в Россельхознадзоре госпошлину 7500 ₽ и получить лицензию на ветеринарную деятельность.
- После открытия можно заняться продвижением клиники: разместить баннеры клиники в районе, где вы работаете, раздавать флаеры с услугами клиники, проводить партнерские акции с зоомагазинами или ветаптеками. Можно создать сайт или страницу клиники в соцсетях и настроить контекстную рекламу в поиске.
А вы работали в ветеринарном бизнесе? Что было самым сложным в работе?