Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Исследование Tinkoff eCommerce: как изменился портрет продавца маркетплейсов в 2023 году


Платформа для роста онлайн-продаж Tinkoff eCommerce и аналитический проект Tinkoff Data выпустили второе ежегодное исследование о работе продавцов на российских маркетплейсах.

Аналитики изучили транзакции клиентов Т-Банк на популярных площадках за период с 2019 года по 31 марта 2023 года и опросили более 1000 действующих и потенциальных продавцов на маркетплейсах.

Результаты исследования помогают понять, как изменился рынок маркетплейсов, чем чаще всего торгуют продавцы и какие задачи на площадках считают самыми актуальными.

Аватар дайджеста

Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах

Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов

Аватар дайджеста

В 2023 году рост маркетплейсов замедлился

По результатам исследования прирост активных продавцов на всех маркетплейсах снизился: за первый квартал 2023 года количество селлеров увеличилось всего на 21%. Для сравнения — в первом квартале 2022 года маркетплейсы выросли на 288%.

Взрывной рост в 2020—2021 годах легко объяснить: из-за пандемии бизнес активно переходил в онлайн, продавцы массово осваивали новые площадки. В 2022 году динамика немного замедлилась, однако рынок все еще растет внушительными темпами — на 20—30% год к году.

Прирост продавцов маркетплейсов
Прирост продавцов маркетплейсов

Самый большой прирост продавцов на маркетплейсах был в 2021 году и начале 2022 года

Прирост продавцов маркетплейсов
Прирост продавцов маркетплейсов

Самый большой прирост продавцов на маркетплейсах был в 2021 году и начале 2022 года

Самый большой прирост продавцов на маркетплейсах был в 2021 году и начале 2022 года

С маркетплейсов уходят продавцы, которые не выдерживают конкуренции. Нужно учитывать, что процент прироста отражает не только увеличение числа новых продавцов, но и отток тех, кто не сумел вывести бизнес на нужные обороты и «не выжил» в конкурентной гонке.

Сейчас рынок маркетплейсов проходит этап, когда количество заменяется качеством: на площадки приходят более профессиональные продавцы, которые эффективно ведут бизнес и «живут» дольше. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем маркетплейсы будут расти не столько за счет прихода новых продавцов, сколько за счет развития успешных селлеров.

Самый большой рост показал Яндекс Маркет

В первом квартале 2023 года число новых продавцов на Яндекс Маркете увеличилось на 39%, на Ozon — на 25%, на Мегамаркете — на 17%. А у Wildberries темпы прироста новых продавцов, наоборот, снизились — на 4% по сравнению с четвертым кварталом 2022 года.

Рост количества продавцов на маркетплейсах в первом квартале 2023
Рост количества продавцов на маркетплейсах в первом квартале 2023

Яндекс Маркет, Ozon и Мегамаркет показали рост, а Wildberries, KazanExpress и AliExpress — снижение темпов прироста новых продавцов

Рост количества продавцов на маркетплейсах в первом квартале 2023
Рост количества продавцов на маркетплейсах в первом квартале 2023

Яндекс Маркет, Ozon и Мегамаркет показали рост, а Wildberries, KazanExpress и AliExpress — снижение темпов прироста новых продавцов

Яндекс Маркет, Ozon и Мегамаркет показали рост, а Wildberries, KazanExpress и AliExpress — снижение темпов прироста новых продавцов

За 2022 год больше всего выросла доля продавцов, которые торгуют на Ozon: с 23 до 34%. Доля селлеров на Яндекс Маркете тоже увеличилась — с 8 до 10%. А вот на Wildberries снизилась — с 63 до 52%. Но, несмотря на снижение показателей, этот маркетплейс до сих пор остается в лидерах по количеству продавцов.

Доля продавцов по площадкам
Доля продавцов по площадкам

Доля Wildberries снизилась, но этот маркетплейс все равно держит главную позицию. Ozon хоть и вырос, но пока не догнал лидера. Яндекс Маркет незначительно подрос в доле по сравнению с предыдущим годом. У остальных маркетплейсов доля продавцов за год почти не изменилась

Доля продавцов по площадкам
Доля продавцов по площадкам

Доля Wildberries снизилась, но этот маркетплейс все равно держит главную позицию. Ozon хоть и вырос, но пока не догнал лидера. Яндекс Маркет незначительно подрос в доле по сравнению с предыдущим годом. У остальных маркетплейсов доля продавцов за год почти не изменилась

Доля Wildberries снизилась, но этот маркетплейс все равно держит главную позицию. Ozon хоть и вырос, но пока не догнал лидера. Яндекс Маркет незначительно подрос в доле по сравнению с предыдущим годом. У остальных маркетплейсов доля продавцов за год почти не изменилась

На сегодняшний день рейтинг маркетплейсов выглядит так:

  1. Wildberries.
  2. Ozon.
  3. Яндекс Маркет.
  4. KazanExpress.
  5. AliExpress.
  6. Мегамаркет.

Годовые колебания количества продавцов на площадках пока не меняют общего положения дел. Шестерка самых популярных маркетплейсов выглядит так же, как и в 2022 году.

Первой площадкой чаще всего выбирают Ozon

В 2022 году более 70% продавцов для старта торговли выбирали Wildberries, но теперь все изменилось: в 2023 году с этого маркетплейса начинают только 44% селлеров. Доля продавцов, которые выбирают Ozon в качестве первой площадки, наоборот, выросла: 47% в 2023 году против 18% в первом квартале 2022 года. Около 8% новичков начинают бизнес с Яндекс Маркета.

Какой маркетплейс выбирают продавцы для начала торговли
Какой маркетплейс выбирают продавцы для начала торговли

На графике видно, что Ozon становится более популярной площадкой для старта продаж на маркетплейсах

Какой маркетплейс выбирают продавцы для начала торговли
Какой маркетплейс выбирают продавцы для начала торговли

На графике видно, что Ozon становится более популярной площадкой для старта продаж на маркетплейсах

На графике видно, что Ozon становится более популярной площадкой для старта продаж на маркетплейсах

Почему падает популярность Wildberries среди новых продавцов. В 2022 году площадка изменила и ужесточила условия торговли и сделала их менее выгодными, например ввела стартовый взнос, повысила комиссии, добавила новые штрафы. В некоторых категориях на Wildberries заметно перенасыщение, поэтому продавцы идут на другие площадки, где конкуренция меньше, а условия мягче.

Эксперты видят потенциал в KazanExpress, AliExpress, Мегамаркете и нишевых маркетплейсах — на них все еще много новых для бизнеса покупателей.

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 383 читателя

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

За год выросло число продавцов, которые торгуют сразу на двух площадках

На конец первого квартала 2023 года 78% торгуют на одной площадке, 18% — на двух, 3% — на трех, 1% — на четырех и более площадках.

Год назад на одном маркетплейсе торговали 83%, на двух — 13%. Количество тех, кто торгует на трех и более маркетплейсах, не изменилось.

Доля продавцов по количеству площадок
Доля продавцов по количеству площадок

Доля селлеров, которые торгуют сразу на двух площадках, выросла с 13 до 18%. Обычно продавцы подключают второй маркетплейс через год после начала торговли

Доля продавцов по количеству площадок
Доля продавцов по количеству площадок

Доля селлеров, которые торгуют сразу на двух площадках, выросла с 13 до 18%. Обычно продавцы подключают второй маркетплейс через год после начала торговли

Доля селлеров, которые торгуют сразу на двух площадках, выросла с 13 до 18%. Обычно продавцы подключают второй маркетплейс через год после начала торговли

С увеличением количества площадок обороты продавца растут

Чем больше площадок подключено у продавца, тем выше его благосостояние. Селлеры, которые добавляют второй маркетплейс, получают рост медианного дохода почти в три раза. Каждая следующая площадка дает в среднем двукратный рост.

Медианный месячный доход в зависимости от количества площадок
Медианный месячный доход в зависимости от количества площадок

Самый резкий скачок дохода происходит, когда селлер подключает вторую площадку

Медианный месячный доход в зависимости от количества площадок
Медианный месячный доход в зависимости от количества площадок

Самый резкий скачок дохода происходит, когда селлер подключает вторую площадку

Самый резкий скачок дохода происходит, когда селлер подключает вторую площадку

Специалисты Т-Банк проанализировали траты селлеров и сравнили их с расходами физических лиц. Аналитики выяснили, что продавцы тратят в месяц больше. Это значит, что достаток у продавцов маркетплейсов в среднем выше, чем у людей, которые не ведут бизнес.

А вот по сравнению с другими предпринимателями селлеры тратят меньше. Но только если торгуют на одной или двух площадках. После выхода на третий маркетплейс траты продавцов становятся такими же, как у других бизнес-клиентов Т-Банк, или даже больше.

Траты селлеров в сравнении с физлицами
Траты селлеров в сравнении с физлицами

У селлеров, которые торгуют на трех площадках, траты сравнимы с бизнес-клиентами Т-Банк. Они оказываются или выше, или примерно такими же. Чем больше площадок у продавца, тем выше его личные траты и, следовательно, доходы

Траты селлеров в сравнении с физлицами
Траты селлеров в сравнении с физлицами

У селлеров, которые торгуют на трех площадках, траты сравнимы с бизнес-клиентами Т-Банк. Они оказываются или выше, или примерно такими же. Чем больше площадок у продавца, тем выше его личные траты и, следовательно, доходы

У селлеров, которые торгуют на трех площадках, траты сравнимы с бизнес-клиентами Т-Банк. Они оказываются или выше, или примерно такими же. Чем больше площадок у продавца, тем выше его личные траты и, следовательно, доходы

Самым важным в работе с маркетплейсами продавцы считают настройку рекламы, анализ продаж и выбор категории

Владельцы бизнеса уделяют много времени операционной деятельности. Опрос показывает, что 60% продавцов на Wildberries и Ozon тратят минимум час в день на работу с заказами. Столько же селлеров ежедневно работают с отзывами на товары — причем каждый второй отвечает на обратную связь клиентов самостоятельно.

Однако первоочередной задачей продавцы считают настройку рекламы — это отметили 55% опрошенных.

Что еще селлеры считают важным для успешных продаж:

  • 43% — анализ продаж;
  • 38% — выбор прибыльной категории;
  • 37% — работу с отзывами;
  • 34% — выбор дополнительных площадок.
Актуальные задачи продавцов
Актуальные задачи продавцов

В первую очередь продавцов волнуют настройка рекламы, анализ продаж, работа с отзывами и выбор дополнительной площадки для торговли. Меньше всего — логистика, поставки, закупки и поиск оборотных средств

Актуальные задачи продавцов
Актуальные задачи продавцов

В первую очередь продавцов волнуют настройка рекламы, анализ продаж, работа с отзывами и выбор дополнительной площадки для торговли. Меньше всего — логистика, поставки, закупки и поиск оборотных средств

В первую очередь продавцов волнуют настройка рекламы, анализ продаж, работа с отзывами и выбор дополнительной площадки для торговли. Меньше всего — логистика, поставки, закупки и поиск оборотных средств

Чтобы эффективно работать на маркетплейсах, продавцу нужно ежедневно брать на себя много разноплановых задач: от составления описаний до анализа конкурентов. По данным Tinkoff eCommerce, 97% селлеров ведут бизнес в одиночку либо в компании со штатом до пяти человек — поэтому вовремя решать все вопросы бывает сложно.

Можно автоматизировать часть задач, например, с помощью Т-Банк Селлера. Это сервис для работы с маркетплейсами, который помогает управлять продажами, отслеживать доходы и расходы, менять цены и смотреть аналитику на Wildberries и Ozon.

Рост маркетплейсов замедляется, конкуренция на них становится серьезнее

В 2023 году золотая лихорадка маркетплейсов пошла на спад, но рынок все равно продолжает расти. Площадки проходят новый этап, когда фокус смещается с качества на количество — на маркетплейсы приходят профессиональные продавцы, которые эффективно ведут бизнес и «выживают» в условиях конкуренции.

Чтобы бизнес на площадках был стабильным и приносил прибыль, нужно до выхода на маркетплейс изучить условия и подумать, как задействовать сразу несколько площадок для торговли. Таким образом, доход от бизнеса будет выше.

Алена Федорова
Алена Федорова

Сколько площадок подключено у вас?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации