Согласно исследованию Compare the Market от 2022 года, Канада была самым популярным направлением для релокации. Правительство страны поддерживает молодые стартапы на законодательном уровне, а для предпринимателей-иммигрантов создана программа стартап-визы. Только в 2022 году по ней было одобрено около 75% заявок.
Рассказываем, кому подойдет стартап-виза в Канаду и как пройти отбор.
Какие проекты получают стартап-визу в Канаде
Канадская программа Start-up Visa создана для предпринимателей-иммигрантов, которые хотят создать бизнес в Канаде. Чтобы получить стартап-визу, проект должен соответствовать трем критериям:
- Быть инновационным, то есть создавать или использовать новейшие технологии.
- Создавать рабочие места для канадцев. В перспективе расти и расширять команду.
- Быть востребованным на глобальном рынке — создать масштабируемый на другие рынки проект.
Но даже если у вас такой продукт, будьте готовы к особому вниманию, если вы из России.
Для получения визы вы можете подавать проекты на разных этапах реализации: на уровне концепции, MVP или масштабирования проекта.
Больше всего шансов на одобрение у стартапов в сферах искусственного интеллекта, робототехники, EdTech, цифрового здравоохранения, биотехнологий, ECOTech. При этом проекты в других отраслях тоже могут претендовать на стартап-визу.
У нас есть два кейса предпринимателей, которые прошли или проходят отбор на получение стартап-визы. Некоторые подробности для конфиденциальности пришлось опустить.
Кейс с масштабированием продукта. У предпринимателя было 6—8 лет опыта в бизнесе и свое дело в США.
→ О продукте. Был готовый продукт, который уже продавался в одной из стран СНГ. Это программа для улучшения качества работы человека.
→ Как достигали задачи и решали проблемы. Задачей было выявить инновационную составляющую в бизнесе. В итоге эту технологию расширили и адаптировали для B2B.
Было непросто провести тест продукта с клиентами. ЦА — канадские банки, которые было сложно убедить протестировать продукт. Но в итоге предприниматель запустил пилот и собирал обратную связь после использования. Она стала подтверждением востребованности продукта.
→ Результат. Спустя примерно четыре с половиной месяца работы предприниматель получил письмо поддержки от бизнес-инкубатора. С момента обучения в бизнес-инкубаторе предприниматель находится в Канаде. Глобальные изменения в работающую программу вносить не пришлось, но появился дополнительный продукт, который находится на стадии разработки.
Кейс с запуском нового продукта. Предприниматель занимался бизнесом около 15 лет и был экспертом в дошкольном образовании в своей стране.
→ О продукте. Была идея создания дошкольного учреждения с какой-то внедренной технологией. Предприниматель не понимал, что именно хочет сделать.
→ Как достигали задачи и решали проблемы. Нужно было сформулировать сильную идею и подтвердить, что в Канаде нужно ее решать. Потом надо было подготовиться к поступлению, обучению и защите бизнес-плана.
После исследования рынка стало понятно, что нужно создавать другой продукт. Так родилась идея сервиса для иммигрантов, где они могут узнать о мероприятиях района и познакомиться с другими приезжими.
Во время защиты бизнес-плана нужно было показать, что местным компаниям интересно развитие проекта. Обычно хватает отзывов клиентов, поэтому получить подтверждения от компаний было непросто.
→ Результат. Весь путь занял около 5 месяцев. Предприниматель полностью поменял сферу работы и создал бизнес-план продукта с нуля. Сейчас он ждет резидентства Канады в своей стране, параллельно исследуя рынок.
Плюсы и минусы канадской стартап-визы
Канада — подходящая страна для выхода на североамериканский, а потом и на мировой рынок. Но предприниматели стремятся получить визу не только поэтому.
Плюс канадской стартап-визы в том, что она позволяет подать заявку пятерым людям в рамках одного проекта. Члены семьи каждого из них автоматически получат документы. Главное, чтобы заявителю принадлежало минимум 10% компании.
Второе преимущество: программа стартап-виз в Канаде — это программа получения ПМЖ в стране, а не только разрешение на работу. Поэтому примерно спустя три года у вас будет канадский паспорт, тогда как в Европе вам на это потребуется 7—9 лет. Даже если стартап в итоге не взлетит, у вас все равно останутся документы, возможность работать в найме или создать другой бизнес.
Минусы у канадской стартап-визы тоже есть. Хотя большинство заявок на стартап-визу одобряются, далеко не все смогут собрать документы, чтобы ее подать. К заявке на стартап-визу необходимо приложить документ, который подтверждает финансирование от организаций из определенного перечня от 75 000 до 200 000 канадских долларов, или попасть в программу бизнес-инкубатора. Сложность — в высокой конкуренции за инвестиции. Об этом мы поговорим дальше в статье.
Второй минус — в том, что на получение финансирования, сдачу языкового экзамена, подготовку документов и одобрение заявки требуется много времени. Самый короткий путь — через бизнес-инкубатор — занимает от 5 до 8 месяцев при постоянной вовлеченности и работе с консультантом. Поэтому, если вы срочно хотите переехать, Канада вам не подойдет.
Соберем все плюсы и минусы в одну таблицу.
Условия получения канадской стартап-визы
Чтобы участвовать в программе стартап-визы, нужно соблюсти несколько правил, иначе заявление отклонят.
Учитывайте все требования для подачи документов. Когда получаете финансирование, каждый участник заявки должен иметь не менее 10% от всех акций с правом голоса. При этом фаундеры и инвестор должны совместно владеть более 50% компании.
Для подачи документов на ПМЖ бизнес уже должен быть зарегистрирован в Канаде. Управление стартапом и большая часть его деятельности также должны проходить внутри страны.
Подтвердите знание языка. В Канаде два государственных языка — английский и французский. Нужно знать хотя бы один из них. То есть у вас должен быть минимальный уровень канадского языкового эталона (CLB) 5 на английском или французском языке в четырех областях: говорении, аудировании, чтении и письме. Это уровень B1 в классической системе.
Докажите финансовую обеспеченность. У вас должны быть деньги, чтобы содержать себя и членов семьи в Канаде. Сумма зависит от размера семьи и обновляется каждый год, понадобится выписка из банка.
Даже если вы соблюли все основные критерии, вам могут отказать. Например, если у вас нет предпринимательского опыта или бизнес-план выглядит шаблонно.
Чтобы минимизировать отказ, важно правильно спланировать действия. Получение визы можно условно разделить на четыре шага:
- Составить бизнес-план.
- Получить поддержку аккредитованных организаций.
- Собрать необходимые документы.
- Подать заявку.
Сбор документов занимает много времени, поэтому сложно самостоятельно следить за обновлениями в программе и одновременно готовиться к переезду. Поэтому вы можете обратиться в компании, которые помогут получить стартап-визу.
Шаг 1. Составляем бизнес-план
Задача бизнес-плана — доказать, что ваша концепция имеет высокую вероятность успеха. Он должен описывать, как ваше предприятие создаст рабочие места для канадцев и внесет вклад в канадскую экономику. Также важно учесть финансово-экономическую среду выбранного сектора в Канаде.
Если будете получать стартап-визу с поддержкой бизнес-инкубатора, еще до защиты бизнес-плана нужно будет подготовить питч-презентацию, чтобы попасть в программу. О том, как ее составить, мы писали в отдельной статье.
Чтобы к вам не возникло вопросов, нужно расширить классическую структуру бизнес-плана и отразить в нем девять моментов. Перечисляем их ниже.
Описание продуктов и/или услуг. Сначала составьте краткую выжимку описания компании, бизнес-модели и ключевых финансовых ожиданий. Это нужно для того, чтобы иммиграционный офицер смог быстро ознакомиться с вашим бизнес-планом, не вдаваясь в его подробности.
Дальше, помимо деталей продукта, разработайте видение будущего развития, миссию и цели стартапа. На североамериканском рынке этим компонентам уделяют больше внимания, чем на российском.
Ценностное предложение. Сфокусируйтесь не на описании своей идеи, а на проработке целевой аудитории и решении ее проблем. Например, если вы создаете приложение с тренировками, недостаточно описать его уникальные фичи. Нужно рассказать, кому и почему будет важен ваш продукт. Вы можете сделать это по методике Jobs To Be Done, мы писали о ней в отдельной статье на примере рекламы.
Анализ канадского рынка — исследование с точки зрения динамики спроса и предложения. Нужно учесть специфику экономической, политической, социальной и технологической сфер Канады и провести SWOT-анализ своего продукта относительно всех особенностей.
Описание бизнес-модели, стратегия монетизации. Четко распишите, с помощью чего бизнес будет зарабатывать и кто будет его покупателями. Здесь недостаточно расписать расходы и план доходов на год или пять лет — важно отразить, как можно управлять прибылью.
Маркетинговая стратегия. Пропишите, через какие каналы и как именно вы будете продвигать свой продукт. Не забудьте добавить финансовые показатели: рассчитайте, какой бюджет поможет вам достичь плановых показателей продаж.
Кадровый план. Если стартап в перспективе не создает рабочие места для канадцев, в стартап-визе откажут. Составьте план найма: когда и каких специалистов вы планируете приглашать в проект.
План защиты интеллектуальной собственности. В Канаде ждут инновационные технологичные стартапы, поэтому вы почти наверняка столкнетесь с интеллектуальной собственностью. Изучите канадские законы на сайте правительства и интегрируйте свою разработку в правовую среду. Пропишите название товарного знака и упомяните патент, если он будет необходим.
План реализации продукта. Распишите по месяцам, как планируете реализовывать проект в Канаде и какие результаты прогнозируете. При этом учтите, что проект должен развиваться сначала на североамериканском рынке, а уже потом на европейском.
Анализ рисков. Поиск слабых мест стартапа поможет вам заранее продумать, как избежать возможных рисков. А для аккредитованных организаций это будет показателем реалистичности ваших ожиданий.
Структура бизнес-плана может видоизменяться. Например, вы можете объединить несколько пунктов в один раздел. Главное — показать работу бизнеса в канадских условиях и учесть специфические особенности рынка.
В приложении также укажите два письма от местных компаний, которые подтвердят интерес к вашему продукту в Канаде. Независимо от того, какая аккредитованная организация вас поддерживает, вам нужно будет отправлять бизнес-план в разные организации, чтобы получить письма-подтверждения.
Советуем не создавать пассивный инвестиционный бизнес, такой как покупка недвижимости и сбор прибыли от аренды. С ним вы вряд ли получите одобрение заявки на визу: по правилам предприниматели должны активно участвовать в работе и управлении стартапом.
Шаг 2. Получаем финансирование от аккредитованных организаций
Чтобы подать заявку на участие в программе стартап-визы, ваша бизнес-идея или стартап должны получить поддержку одной или нескольких аккредитованных организаций. То есть бизнес-групп, утвержденных министром по делам иммиграции, беженства и гражданства Канады для поддержки начинающего бизнеса в рамках программы стартап-визы. Такими организациями считаются бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы и венчурные фонды.
У каждой организации свой процесс приема предложений и критерии оценки. Если компания решит поддержать вашу бизнес-идею, она выдаст вам письмо поддержки.
В зависимости от стадии развития вашего продукта необходима поддержка разных организаций.
Если стартап на уровне идеи, подберите подходящий бизнес-инкубатор. Это самый быстрый способ одобрения заявки на стартап-визу. При подаче заявления нужно только подтвердить факт принятия проекта в программу поддержки. Советуем отправить заявку в несколько подходящих бизнес-инкубаторов. Но сейчас почти не осталось бесплатных бизнес-инкубаторов, так что на это тоже нужно заложить бюджет от 10 500 до 45 000 CAD.
Если у вас уже есть MVP или бизнес в Канаде, ищите бизнес-ангелов или венчурные фонды соответственно. Порог входа здесь выше, равно как и требования к продукту. Чтобы подать заявление на стартап-визу, нужно подтвержденное согласие на поддержку проекта в размере 75 000 CAD от бизнес-ангелов и 200 000 CAD от венчурных фондов.
Собрали основные различия в таблице.
Когда получите письмо подтверждения, приложите его к заявке на стартап-визу.
Если вас финансирует венчурный фонд или бизнес-ангел, помимо письма о поддержки для вас они отправят в правительство Канады сертификат обязательства. Это дополнительно докажет поддержку вашей идеи.
Шаг 3. Собираем необходимые документы
Как только письмо поддержки будет у вас на руках, можете собирать документы. Сейчас основной список документов включает в себя 11 пунктов:
- Заявление на иммиграцию.
- Действительный заграничный паспорт.
- Письмо поддержки проекта от бизнес-института.
- Результаты языкового теста.
- Свидетельства о рождении, внутренние паспорта, сведения о прописке.
- Свидетельство о браке (или подтверждение отношений).
- Свидетельства о рождении детей.
- Справки о несудимости.
- Две фотографии каждого въезжающего.
- Квитанции об уплате сборов.
- Подтверждение наличия достаточных средств для жизни в Канаде.
Канада не признает апостиль, поэтому достаточно перевести документы на английский язык, заверив их сертифицированным переводчиком или агентством по переводу документов.
Шаг 4. Подаем заявку на ПМЖ по стартап-визе
Заявка и все сопроводительные формы заполняются онлайн. Нужно загрузить весь пакет документов и подписать заявления. Также требуется сразу отправить фотографии заявителей, уплатить пошлины и спустя пару месяцев сдать биометрию.
На этом этапе тоже бывают трудности. Например, если на собеседовании на визу вы начали спорить с комиссией по приему, скорее всего, вас сразу добавят в бан и не позволят подать документы повторно.
«Внимательно отнеситесь к бизнес-плану. Хорошо, если ваш бизнес-инкубатор долго не выдавал письмо поддержки и отправлял дорабатывать документ. Вам может казаться, что с вас просто взяли деньги, но на деле за 3—4 недели научиться всем особенностям североамериканского рынка невозможно.
Иммиграционный офицер может заметить ошибки и отправить вас на комиссию по пересмотру или просто отказать в визе. Представим, что вы релоцируете текущую команду, поэтому в плане по найму не прописывали расширение персонала. Даже если вы пропишете наем специалистов на парт-тайм, а потом их уволите, иммиграционный офицер увидит падение зарплатного фонда. Это станет флажком, сигнализирующим, что ваш бизнес не развивается в нужных объемах».
Федор Беломоев
CEO ProStartUp
Как только заявку одобрят, можно строить бизнес в Канаде в статусе постоянного жителя — это почти как ПМЖ. С ним, как и гражданину Канады, можно инвестировать, получать пособия, жить, работать и учиться в Канаде.
Особенности жизни в Канаде
В стране бесплатная медицина и детские сады и продукты дешевле российских. Уровень жизни в Канаде сильно выше, даже несмотря на то, что помимо федерального подоходного налога в Канаде есть и провинциальный. Оба налога прогрессивные, то есть увеличиваются вместе с суммой дохода.
Для сравнения: минимальный федеральный подоходный налог для бизнеса в Канаде — 15%, при этом нужно будет заплатить еще и провинциальный налог. В России бизнес на УСН платит всего 6%. Подробнее о канадских налоговых ставках вы можете прочитать на сайте правительства.
«Живя в Канаде, ты чувствуешь себя не иностранцем, а своим. В этом отличие не только от России, но и от многих других стран. Потому что сюда все приехали и ни у кого нет привилегированного положения.
Все разные. Например, в моем районе живут поляки, русские, украинцы и переехавшие американцы».
Федор Беломоев
CEO ProStartUp
Если вы заскучаете по привычной еде, можете купить продукты в русском магазине. В Канаду экспортируют даже пирожки и семечки.
Минусы тоже есть. Например, аренда квартиры обойдется дорого: большинство канадцев тратят на нее 35—50% своего дохода. При этом молодые люди предпочитают снимать квартиру вместе с друзьями: так выходит дешевле. Если вы хотите купить недвижимость, ставка по ипотеке будет 3—4%. Кажется, что это немного, но до пандемии она была около 1,5%, поэтому канадцы ждут, когда она опустится.
Еще одна особенность: в Канаде почти невозможно найти друзей на работе. Коллеги не дружат вне стен офиса, а общаются только по рабочим вопросам.
Также учитывайте, что, хотя медицина бесплатная, очереди на профилактический прием растягиваются на несколько месяцев. Это связано с тем, что в Канаде нет частных клиник.
Не забудьте оценить, подходит ли вам климат. В Канаде сравнительно тепло даже зимой, но дождливо, поэтому канадцы часто уезжают зимовать в теплые страны. Если вам нужен теплый и стабильный климат, лучше выбрать другую страну.
Во сколько обойдется переезд в Канаду
Любая стартап-виза включает в себя ряд дополнительных трат. Канада — не самая дешевая и быстрая страна для релокации стартапа.
Редко когда предприниматели переезжают в одиночку, поэтому рассмотрим приблизительные траты на примере переезда семьи из трех человек.
Только на подготовку и оформление документов у семьи из трех человек уйдет от 22 946 CAD, или около 1,5 млн рублей, если канадский доллар стоит 68 ₽. Добавьте к этому стоимость перевода документов, авиабилетов и перевозки вещей.
Советуем вам сохранить на счете сумму, которую канадское правительство считает достаточной для жизни. Так вы не будете волноваться из-за оплаты бытовых расходов. На сайте правительства Канады составлен подробный список основных трат. Там же есть ссылки с детальной информацией о стоимости жилья в разных городах, проценте налогов и медицинской страховке.
«Самые большие расходы, которые ждут человека, — на аренду жилья. Когда он посмотрит, сколько стоит аренда на Booking или Airbnb, то ужаснется. Но такие цены только для приезжих. Это связано с тем, что у приехавших людей еще нет кредитной истории и рекомендаций предыдущего арендатора. Поэтому многие обращаются в специальные компании по поиску жилья, которые за них поручаются.
Мой совет: заранее начните искать недвижимость и работу. Можно искать в чатах людей, которые уже в Канаде и смогут вам помочь».
Федор Беломоев
CEO ProStartUp
Главное
- Чтобы получить канадскую стартап-визу, проект должен быть инновационным, создавать рабочие места для канадцев и быть востребованным на глобальном рынке.
- Больше всего шансов на одобрение у стартапов в сферах искусственного интеллекта, робототехники, EdTech, цифрового здравоохранения, биотехнологий, ECOTech.
- Канадская стартап-виза дает документы не только сотрудникам компании, но и их семьям. Предприниматели могут получить паспорт уже через три года, но из-за высокой конкуренции за поддержку аккредитованных организаций получить одобрение заявки непросто.
- Чтобы подать заявку, нужно составить бизнес-план, получить поддержку аккредитованных организаций и собрать необходимые документы. Учтите все детали. Например, быстрее всего можно получить письмо поддержки от бизнес-инкубатора, а чтобы бизнес-план скорее одобрили, добавьте в него отзывы канадских пользователей.
- Оцените свой бюджет перед переездом. Помимо высоких налогов и стоимости жилья переезд в Канаду тоже недешевый. Только на оформление документов у семьи из трех человек уйдет от 22 946 CAD, или около 1,5 млн рублей, если канадский доллар стоит 68 ₽.
В какой стране вы бы хотели открыть бизнес? Расскажите в комментариях.