Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как магазину увеличить прибыль с помощью кассы самообслуживания


Рассказываем, нужны ли ретейлу кассиры и как бороться с воровством, когда клиентов никто не контролирует


Марина Фролова

Марина Фролова

Лидер платежного пути и кассового ПО ВкусВилла

Кассы самообслуживания, или КСО, — восходящий тренд на рынке розничных продаж. На конец 2021 года их применяли более 50% крупнейших торговых сетей в России. Кассы самообслуживания ставит и малый бизнес — магазины у дома, минимаркеты, автомойки.

Рассказываем, чем привлекательны кассы самообслуживания для предпринимателей и как с ними работать, чтобы прибыль магазина росла и покупатели были довольны.

Зачем бизнесу кассы самообслуживания

Касса самообслуживания помогает бизнесу достичь нескольких целей:

  • уменьшить очереди;
  • сократить затраты на персонал;
  • сделать магазин удобнее;
  • допродавать товары.

Уменьшить очереди. Если в магазине часто бывают длинные очереди из-за большого потока клиентов, кассы самообслуживания помогут ускорить процесс оплаты, не привлекая дополнительных сотрудников. Часть посетителей пойдет к кассиру, а часть — на КСО, и очереди будут меньше. Это поможет привлекать покупателей: если человек знает, что он не потратит много времени в магазине, он охотнее зайдет туда.

Касса будет полезна не только магазинам с постоянным большим трафиком, но и точкам, где людей много только в час пик. Например, с 12:00 до 14:00, в обеденный перерыв офисных сотрудников.

«Касса самообслуживания помогает снять нагрузку с сотрудников. В магазине всегда достаточно работы, и когда покупатель может оплатить товар без участия кассира, работник торгового зала может переключить внимание на другие задачи. Использование КСО сокращает очереди в магазинах и дает возможность людям чувствовать себя самостоятельными. Сейчас практически во всех магазинах ВкусВилл есть КСО, и больше 51% покупок совершают через них».

Марина Фролова

Марина Фролова

Лидер платежного пути и кассового ПО ВкусВилла

Сократить затраты на персонал. Кассы самообслуживания позволяют магазину работать с меньшим количеством кассиров, а значит, уменьшить затраты на зарплату и другие связанные с персоналом расходы: взносы в фонды, больничные, сверхурочные и отпускные выплаты. При средней зарплате кассира в России 35 000—40 000 ₽ простая модель кассы самообслуживания ценой около 130 000 ₽ окупится за 3—4 месяца, после чего будет экономить бизнесу от 500 000 ₽ в год.

Сделать магазин удобнее для покупателей. Часть покупателей испытывает дискомфорт от общения с людьми. Касса самообслуживания позволяет клиентам быстро сделать покупки без вынужденного социального контакта.

«Наши исследования подтверждают, что во ВкусВилле есть покупатели, которые для оформления покупки — даже если в зале немного людей или их нет совсем — сделают выбор в пользу КСО».

Марина Фролова

Марина Фролова

Лидер платежного пути и кассового ПО ВкусВилла

Касса самообслуживания требует меньше места, чем традиционная касса с товарной лентой и кассиром. На площади, которую заняли бы две-три обычные кассы, можно разместить до шести КСО.

Допродавать товары. Некоторые предприниматели не хотят заменять кассиров на КСО, так как боятся, что упадет средний чек. Кажется, что человек может делать допродажи, а машина нет. Но это не так: как и обычный кассир, КСО может рекомендовать покупателю товары в дополнение к заказу. Например, в «Бургер Кинге» касса может предложить картошку фри к бургеру или десерт к кофе.

Некоторым покупателям даже проще допродать товары с помощью КСО. Многие люди не любят, когда им что-либо предлагают продавцы, и могут отказаться от покупки из принципа. А на кассе самообслуживания покупатель сам видит дополнительный товар и принимает решение без давления — хочет его добавить в корзину или нет.

Кассы DNS Технопоинта работают так же, как и интернет-магазин: при добавлении товара в корзину и при оформлении заказа порекомендуют аксессуары, которые покупатель может приобрести в один клик
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Как работает касса самообслуживания и сколько она стоит

Касса самообслуживания мало чем отличается от обычной кассы. Обычно она состоит из четырех модулей:

  • сканер штрихкодов;
  • экран выбора товаров;
  • терминал приема оплаты;
  • чековый принтер.

Посмотрим модули КСО на фотографии.

Вариант компактной и функциональной кассы. Если магазин не продает весовой товар или фасует его самостоятельно, можно сэкономить на покупке весов. Фото: kiosk.ru

Сколько стоит касса самообслуживания. Стоимость готовых технических решений — от 130 000 до 800 000 ₽. В России больше десятка компаний предоставляют такое оборудование и программы к нему — например, TealPOS, Touchplat, Apax, Smartix.

Самые дорогие аппараты могут принимать оплату не только через СБП и по карте, но и наличными, как банкоматы. Однако пока такие кассы — редкость в ретейле, большинство магазинов с КСО доверяет работу с наличными только людям.

«По нашим исследованиям, портрет покупателя, который пользуется КСО, отличается от портрета человека, который пойдет на кассу с кассиром. Люди, которые используют КСО, предпочитают безналичные способы оплаты: так быстрее и не нужно ждать сдачу. Сейчас кассы, которые могут принимать наличные, — дорогостоящий проект. Но технологии совершенствуются, и мы не отказываемся от идеи внедрить такие кассы в будущем».

Марина Фролова

Марина Фролова

Лидер платежного пути и кассового ПО ВкусВилла

Кроме самого аппарата магазину нужно будет заплатить за:

  • программное обеспечение для кассы;
  • интеграцию с системами учета и CRM;
  • техническое обслуживание: установку и ремонт, если касса выйдет из строя.

Сильнее всего на стоимость кассы влияет дополнительное оборудование: например, установка тумбы с полками для корзин и держателями пакетов, камеры для оплаты с помощью лица или весов. А вот размер экрана почти не влияет на стоимость — можно выбрать настолько большой, насколько нужно.

Часто на кассах используют не один, а два сканера — статичный и переносной, для габаритных товаров, которые сложно поднести к зафиксированному сканеру. Если таких товаров в вашем магазине нет, можно обойтись одним сканером

Что выгоднее для бизнеса: КСО или кассир. Касса самообслуживания обходится магазину дешевле, чем дополнительный кассир.

Во-первых, для кассира все равно нужно покупать кассовое оборудование: монитор, сканер штрихкодов, чековый принтер, ящик для денег. Стоимость комплекта — от 70 000 ₽. Во-вторых, работу кассира нужно ежемесячно оплачивать. За год на кассира с зарплатой 41 000 ₽ придется потратить около 720 000 ₽ с учетом налогов.

В то же время простая модель кассы, без весов и возможности принимать наличные, будет стоить в пределах 170 000—300 000 ₽. При таком расчете покупка КСО окупится за 3—6 месяцев. Но здесь надо иметь в виду, что касса самообслуживания может сломаться, тогда придется тратиться на ремонт или менять оборудование.

Еще надо учитывать расходы на интеграцию КСО с бизнесом — системами учета, программами лояльности и CRM. Производители касс предлагают универсальные решения, которые легко интегрируются с популярными системами учета и позволяют подключить модули весов и весового контроля. Если бизнесу подходит такой вариант, нужно будет настроить только обмен данными — это может стоить от 40 000 до 150 000 ₽.

Если готовое решение не подходит, можно вложиться в разработку собственного. Например, если хотите, чтобы клиенты платили с помощью биометрических данных по технологии FacePay. Однако разработка ПО может стоить несколько сотен тысяч рублей и больше. Такие вложения быстро окупятся в сети из нескольких точек. А вот небольшому магазину советуем тщательно проанализировать, точно ли нужно разрабатывать свое решение.

«Интеграция касс с другими ИТ-системами — обычно одна из самых сложных задач. На кассах ВкусВилла установлены весы, которые помогают покупателям самостоятельно взвесить товар в момент оплаты. Они также интегрированы с программой лояльности, позволяют пробить продукт со скидкой и сменить себе „Любимый продукт“ — это товар, который доступен покупателю со скидкой 20% в течение недели.

Мы решили не брать готовый вариант КСО, а создать кассы под покупателя ВкусВилла, отвечающие ценностям бренда. Для работы со своими кассами мы привлекали команду TealPOS — они учли все возможные сценарии работы оборудования и создали кассовое ПО, которое не зависит от стороннего софта, легко развертывается и масштабируется».

Марина Фролова

Марина Фролова

Лидер платежного пути и кассового ПО ВкусВилла

Как правильно внедрить кассу самообслуживания

Чтобы увеличить пропускную способность магазина с помощью касс самообслуживания, нужно:

  1. Решить, сколько КСО нужно магазину.
  2. Подготовить место для касс.
  3. Обучить персонал.
  4. Подготовить инструкцию для клиентов.
  5. Установить кассы, но оставить покупателям альтернативу.

Рассказываем о ключевых особенностях этой работы.

Шаг 1. Решите, сколько касс нужно. Как правило, магазины устанавливают кассу самообслуживания в дополнение к уже имеющимся стационарным кассам. В таком случае можно ограничиться одной КСО и по ее работе судить, нужны ли еще аппараты.

Если же касса должна заменить традиционную, с кассиром, лучше установить от двух до четырех. Клиенты пробивают товары медленнее, чем профессиональный кассир. Установка дополнительной кассы позволит избежать очередей.

Один работник зала может контролировать сразу несколько касс самообслуживания, на случай если у покупателей возникнут трудности
Линия из трех касс самообслуживания во ВкусВилле. На каждой из них — весы, сканеры, стойки с пакетами и дополнительные товары в прикассовой зоне

Шаг 2. Подготовьте место для касс и пространство вокруг них. Перед КСО должно быть достаточно места, чтобы поставить корзину с еще не отсканированными товарами и пакет, куда можно будет складывать уже отсканированные покупки. Здесь же можно добавить зону допродаж: разместить жвачки, шоколад и другие недорогие товары.

Шаг 3. Обучите персонал. Нужно обучить работать с кассой действующих кассиров и сотрудников торгового зала. Они должны уметь не только сами пробивать товары, но и быстро и вежливо объяснять другим, как это делать. Иногда встречаются клиенты, для которых такая касса — новинка, и им нужна помощь с первыми покупками.

Шаг 4. Подготовьте инструкции. На кассе нужно разместить короткую инструкцию о том, как ею пользоваться: где находится сканер штрихкодов и как именно поднести к нему товар, чтобы его пробить. Инструкцию можно показывать прямо на экране кассы, чтобы новые покупатели могли разобраться самостоятельно. Чем понятнее будет инструкция, тем меньше покупатели будут тормозить очередь и отвлекать продавцов от другой работы в зале.

Иногда бизнес опасается, что касса самообслуживания может оказаться слишком сложной техникой для покупателей: например, если магазин находится в небольшом городе. В сети «ВкусВилл» отмечают, что статистически значимой разницы между покупателями в Москве и в других регионах работы сети нет: КСО пользуется каждый второй покупатель.

Если ваши покупатели — преимущественно люди старшего поколения, внедряйте этот инструмент постепенно и тщательнее обучайте клиентов работе с ним. Пожилые люди, которые разобрались с кассой, пользуются ею с энтузиазмом: так они могут не торопясь посмотреть, сколько стоит каждый выбранный товар, и убедиться, что все корректно.

Шаг 5. Оставьте покупателям альтернативу. Установите кассу и подключите ее, но не спешите совсем отказываться от кассира. Некоторым клиентам будет сложно самостоятельно использовать КСО — например, слабовидящим или пожилым людям.

Кроме того, некоторые функции кассы часто недоступны для покупателей — например, отмена ошибочно пробитого товара. Дежурный работник в зоне самообслуживания поможет оперативно решить возможные проблемы.

«Во ВкусВилле на кассе самообслуживания можно отменить без кассира до трех позиций товара в корзине. Мы осознаем, что даже такое ограничение может вызвать у части покупателей недовольство из-за ожидания сотрудника для удаления.

Сейчас мы тестируем проект по удалению товара не от количества позиций, а от пороговой суммы. Это предоставит покупателю больше самостоятельности и минимизирует случаи вызова кассира, что позволит не отвлекать сотрудников от других задач».

Марина Фролова

Марина Фролова

Лидер платежного пути и кассового ПО ВкусВилла

Работник также понадобится, если в кассе закончится чековая лента или покупателю нужно будет оформить возврат на терминале самообслуживания.

Как бороться с воровством, техническими неполадками и недовольством клиентов

Есть несколько причин, по которым компании и предприниматели с недоверием относятся к кассам самообслуживания:

  • кражи и мошенничество;
  • технические неполадки;
  • неудовлетворенность клиентов.

Не все эти страхи обоснованы: например, воровство мало относится к самой кассе. Разберем подробнее.

Кражи и мошенничество. Некоторые клиенты могут попытаться уклониться от оплаты или намеренно сканировать товары неправильно — скажем, пробить дорогие пельмени как дешевые. Однако вид кассы в этом случае не играет никакой роли: если у человека есть цель украсть товар, он может сделать это и с обычной кассой, например незаметно положит его в рюкзак.

«Прямой корреляции между покупкой определенных товаров с использованием касс самообслуживания и воровством нет. Для дополнительного контроля мы используем камеры видеонаблюдения, которые позволяют проанализировать действия покупателя».

Марина Фролова

Марина Фролова

Лидер платежного пути и кассового ПО ВкусВилла

Чтобы проконтролировать покупателя на кассе, можно использовать камеры видеонаблюдения. Разместите в зоне самообслуживания сообщение о том, что в магазине ведется видеонаблюдение. Зачастую даже этой надписи достаточно, чтобы предотвратить мошеннические действия.

Технические неполадки. При работе касс самообслуживания возможны технические проблемы, такие как сбои в программном обеспечении или неисправности оборудования. Это может вызвать неудобства для клиентов.

Нанимать техника в каждую торговую точку не нужно. Вместо этого лучше создать автоматическую систему мониторинга работы КСО. Система позволит увидеть сбои по сети, своевременно уведомит работников и поможет устранить неполадку. Как правило, компании, которые помогают бизнесу с интеграцией касс в их ИТ-систему, предлагают и такие решения.

Неудовлетворенность клиентов. Некоторым клиентам нравится, когда их обслуживает живой человек, а не робот. Поэтому лучше не отказываться от продавцов совсем, чтобы не терять клиентов, для которых важен контакт с живым человеком при покупке. Будет лучше, если касса самообслуживания станет дополнительной опцией для клиентов, а не единственно возможным способом купить товар.

Кому не нужны кассы самообслуживания

Кассы самообслуживания могут быть не так полезны торговым точкам, если процесс продаж во многом зависит от консультантов. Например, в магазинах одежды или обуви, где работники помогают подобрать нужный размер и приносят со склада то, чего нет в торговом зале. Однако это не значит, что такие кассы совсем бесполезны для них.

В таких магазинах КСО могут быть дополнением к традиционным кассам и помогать магазину справляться с потоком покупателей в дни пиковой загрузки: например, во время распродаж или в канун Нового года. В таком случае достаточно установить одну-две кассы, которые помогут магазину улучшить сервис и повысить пропускную способность.

Что нужно запомнить

  1. Касса самообслуживания — хорошее решение для магазина, который хочет увеличить свою пропускную способность, не нанимая дополнительный персонал.
  2. КСО обходится дешевле, чем наем кассира и обустройство его рабочего места, и окупается за полгода.
  3. Клиенты пробивают товары медленнее, чем кассир, поэтому магазину лучше устанавливать не меньше двух КСО, чтобы не допускать очередей.
  4. Не отказывайтесь от кассира: часть клиентов охотно пользуется кассами самообслуживания, но некоторым — особенно пожилым — нужен контакт с живым продавцом.
  5. Работу с наличными также лучше доверить кассиру: существующие КСО с функцией приема наличных дороги и не слишком практичны.
Дмитрий Комаров
Дмитрий Комаров

Какие роли в вашем бизнесе вы бы хотели автоматизировать?

Владимир

Хрень полная.


Больше по теме

Новости