Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Опыт компанийРедактор: Тоня Сергеева

«Один нервяк сменялся другим, но мы со всем справились»: как прошел 2022 год

Подборка историй о бизнес-итогах года с планами на 2023

Предприниматели

Предприниматели

В канун 2023 мы расспросили предпринимателей, как прошел предыдущий год. Наши герои отвечали на такие вопросы:

  1. Как прошел ваш год?
  2. Что изменилось?
  3. Что было хорошего?
  4. Что плохого?
  5. Какие планы на 2023 год?

Мы собрали ответы на эти вопросы и бережно составили из них статью. Если хотите поделиться своей историей, оставляйте комментарии под публикацией или присылайте на ext.aborisova1@tinkoff.ru. И мы добавим их в статью.

«Пережили год практически без потерь»

На вопросы отвечает Никита Карпов, владелец магазина комиксов EDGE.

Год за три. Один нервяк со стрессом сменялся другим, но мы со всем справились. Вроде бы.

Изменилось все, кроме нашего желания делать лучшее, что мы можем. Логистика, оплаты, поставщики и отношения с ними, рынок, ассортимент у нас и на рынке. Трава стала не такой зеленой.

Мы все равно получили большой виток развития в этих турбулентных условиях. Сильно расширили ассортимент и накопили хорошую витрину товаров своего производства, что казалось невозможным в начале весны. Ну и пережили год в конечном счете практически без потерь, и это хорошо.

Из плохого — слишком часто сталкиваемся с некомпетентностью людей и ругаемся на сервис. Это помимо слона в комнате (шутка).

В планах на 2023 год — заработать очень много денег, получая удовольствие от работы. Сделать еще больше крутого мерча, выйти на новый уровень коллабов с художниками. Провести пару довольно необычных экспериментов, надеясь, что они выстрелят. Через год написать в эту же подборку, что все хорошо!

«Было важно удержаться на плаву и вырасти, что мы и сделали»

На вопросы отвечает Александра Рудко, соосновательница студии подкастов «Богема».

Год прошел неплохо. Глобально для нашего бизнеса было важно удержаться на плаву и вырасти, что мы и сделали. Выросли в количестве клиентов, общем обороте, зарплатах.

Были и важные изменения. Мы поменяли структуру работы с командой: появилась управляющая студии, мы наняли продюсеров и редакторов. Один из продюсеров занимается новым форматом — обучающим курсом, его развитие — одна из целей на 2023 год. Еще одно достижение — мы подняли чек на многие проекты.

Из плохого: вышел новый закон о рекламе. Не очень понятно, как эта махина будет работать, особенно в подкастах. Мы сотрудничаем со многими брендами, делаем с ними рекламные интеграции. Часть отчетов придется взять на себя, найти нового менеджера, а это новые затраты.

Из негативных моментов еще отмечу, что некоторые проекты затягиваются. Это приводит к тому, что команда бывает загружена, а мы не можем найти свободные руки. Поэтому в 2023 году надо придумать, как оптимизировать процессы. Например, добавим в договор новый пункт о сроках.

«Все планы в какой-то мере перевыполнили»

На вопросы отвечает Кирилл Слепов, владелец бизнеса по производству стеклопластиковых лодок SEARENE yachts.

Год прошел отлично, потому что это был первый год, когда мы вышли на рынок. В предыдущие года работали внутри компании: строили модели лодок и сам завод.

Все планы, которые намечали — по выходу на рынок, по количеству продаж, — мы выполнили и даже в какой-то мере перевыполнили.

Как и у всех, осенью много всего поменялось. У нас было много планов, был почти выполнен план продаж на следующий сезон. Но с наступлением осенних событий 70% клиентов взяли паузу с покупкой лодки.

Из-за санкций, которые посыпались с начала года, мы, с одной стороны, лишились части оборудования, которое привыкли устанавливать на лодки. С другой — много чего научились делать самостоятельно. Еще нашли альтернативу логистике, которая дешевле и понятнее.

Из плохого — попали в эпоху перемен. Но в конце все равно все плохое забывается, только хорошее остается.

До конца сделали идеальный продукт, и все трудности, которые были, сыграли нам на руку — мы стали сильнее.

Планы на 2023 год. Сейчас у нас затишье по продажам. Они есть, но не в том количестве, на которое рассчитывали. Но мы не стоим не месте.

Это время используем для оттачивания навыков, обучения персонала, подготовки к более масштабному производству. Учимся работать — быстрее, качественнее, делаем вспомогательные элементы. В следующем году все это даст хороший толчок для того, чтобы перестроиться на более скорую работу и делать больше продукта в единицу времени.

«Смогли протестировать новое направление в бизнесе»

На вопросы отвечает Роман Колесников, сооснователь неоновой мастерской «Ракета».

Год прошел успешно — наши показатели по меркам бизнеса скромные, но в 2022 смогли их увеличить. Если в 2021 году оборот был 3,7 млн, то в этом чуть больше — 4,5 млн. Думаем, рост был бы больше, если бы не кризис февраля-марта — в тот период резко снизилось количество заказов.

В феврале-марте изменились цены на материалы, которые используем в работе, что в конечном счете отражалось и на покупателях. Самые главные компоненты в работе — гибкий неон и оргстекло, которые подорожали в два раза. Остальные материалы — провода, блоки питания и тому подобное — тоже росли в цене, но не так сильно.

Сейчас все стабилизировалось, но если сравнивать, то себестоимость продукции по сравнению с прошлым годом все равно стала чуть выше. Мы как можем пытаемся это компенсировать и оптимизировать.

Мы смогли протестировать новое направление в бизнесе — это аренда вывесок. Результаты опять же скромные, но они дали понять, что можно развивать направление. Больше всего спрос на аренду выпадает на лето, когда клиенты берут вывески для свадеб. Хотим подготовиться к лету 2023 года и достичь уже значимых цифр в этой области.

В начале года из-за кризиса была полная неопределенность: из-за подорожания материалов и неизвестности, а что будет дальше. Это парализовало и нас, и по ощущениям всех вокруг. В таком моменте непонятно, что делать дальше, что будет с бизнесом.

Хоть многое сейчас и стабилизировалось, но вопросы «а что будет дальше?» для нас так и остаются без ясного ответа. И пока что мы до сих пор не ставим долгосрочных планов и смотрим в будущее только на 2—3 месяца вперед.

Из немногих планов, которые понятны для нас, — это развитие направления с арендой вывесок, усовершенствование мастерской для более комфортной работы, поиск партнеров для постоянной работы. Например, есть планы находить блогеров, для которых можем делать фирменный мерч в виде фигур и надписей из гибкого неона.

«Команда стала более гибкой к изменениям»

На вопросы отвечает Дарья Казакова, владелица сети кофеен «МОРЕ КОФЕ».

Год прошел со взлетами и падениями, турбулентность была сильная.

Я сильно испугалась весной, что это конец бизнеса. Но оказалось, что наша ниша достаточно устойчива. Конечно, пришлось оптимизировать затраты. Зато команда стала более гибкой к изменениям, ощущение, что мы приспособимся ко всему.

Из хорошего — смогли открыть еще одну точку и сделать капитальный ремонт в действующей. Мы купили новую CRM-систему, которая сильно облегчила жизнь и дала возможность создать свое приложение. Еще смогли сдержать рост цен благодаря оптимизации затрат.

Из плохого — рост сметы на стройку, троекратный рост цены на кофе в марте, что привело к просадке по рентабельности. Мы впервые плакали с гостями в кофейне, конечно, это позволило сблизиться, но лучше бы мы сближались через смех.

Планы на 2023 год — наблюдать обстановку с действующими проектами, пробовать делать новые, продолжать копить подушку безопасности для себя и бизнеса.

«Все получилось исполнить, правда, с затянутыми сроками»

На вопросы отвечает Виктория Дудковская, основательница пекарни «Другой Хлеб».

Год прошел очень активно, с огромным количеством переоценок, пересчетов, изменений представлений о себе, бизнесе и будущем. У нас были запланированы масштабные изменения: бóльший цех, новое оборудование, расширение команды. Все получилось исполнить, правда, с затянутыми сроками.

Сильно изменились планы по выходу на крупных ретейлеров, потому что завести новый дорогой продукт сейчас на грани фантастики.

Было очень много поддержки от коллег по сфере, контрагентов, коллег. Обедали вместе, проводили активности, чтобы стабилизировать настроение хоть немного.

Из плохого — отключение таргетинга в одной из соцсетей, это был наш основной канал привлечения трафика.

В целях на 2023 год — оптимизация производства, пока в плане два новых продукта, но, конечно, будет больше. Все же надеемся получить сертификат «Без глютена» и выйти в крупные сети.

«Мы сделали +50% к прошлому году»

На вопросы отвечает Ирина Федоринина, владелица шоколадной мастерской.

Основное слово этого года — кризис. Год прошел в стрессе. Несколько раз мы впадали в оцепенение, потом что-то придумывали, чтобы оставаться на плаву. Поэтому весь год были в борьбе, не расслаблялись.

В начале года выросли цены на все ингредиенты, потом вроде откатились назад. Некоторые поставщики ушли. Клиенты заморозились — потом разморозились, но по корпоративному сегменту клиентов все же стало меньше.

Стало невозможным долгосрочное планирование, из-за этого сложно вести бизнес.

Несмотря на всю эту ситуацию, мы сделали +50% к прошлому году. Поставленной цели достигли, и это очень здорово.

Клиентов стало меньше, но получилось выйти на новых с масштабными заказами — это госкомпании и компании-гиганты. Раньше мы работали с ИТ и рекламными агентствами, но сейчас они порезали бюджеты и отказались от заказов. А вот большой бизнес продолжает заказывать.

Еще наши активности: вышли на Экомаркет, доработали сайт, наняли двух классных сотрудников.

Мы устояли на ногах и стоим сейчас уверенно, это очень здорово.

Самое плохое для меня — пропала доступность хорошего обучения. Раньше большие шефы и чемпионы мира регулярно приезжали в Москву и Питер, к ним можно было поехать за вдохновением, но сейчас этой возможности нет.

А еще Ozon не компенсировал поставку на 300 000 ₽, которую потерял. Мы написали досудебную претензию. Надеюсь, что через суд получится добиться справедливости.

Планы на 2023 год — не останавливаться, расти. На Новый год мы практически достигли потолка по корпоративным объемам. Надеюсь, на 8 Марта тоже сможем получить много заказов.

Хотим расти в ретейле. И есть мечта открыть свою офлайн-точку.

Моя большая личная цель — я очень надеюсь, что в конце января смогу поехать на одну из двух самых больших мировых кондитерских выставок. Я поеду за вдохновением, почувствовать себя частью международного сообщества. Наша продукция — на уровне мировых трендов, поэтому для меня это очень важно.

«Увидел новые возможности для себя»

На вопросы отвечает Кирилл Кожевников, владелец «Перекати Бургера».

Несмотря на ситуацию, оборот вырос, и я увидел новые возможности для себя. Обрел новые интересные знакомства.

Главное разочарование года — некоторые люди подвели.

Планы на 2023 год — кормить людей вкусной едой.

«Изменения — это хорошо, я их люблю»

Отвечает Евгений Зыскинд, создатель ювелирных брендов ОBRUCHALKI.COM и THING JEWELRY.

Год был турбулентный и интенсивный. Было много изменений и новых решений.

Изменилось многое — долгосрочные и краткосрочные планы, каналы рекламы.

Изменения — это хорошо, я их люблю. Начал много писать, у нас сложился кейс — мы работаем без платных источников рекламы, полностью на своих действиях, среди них личный бренд, блоги.

План на 2023 год — идти вперед. Преодолевать вызовы и проблемы, а их очень много, я еще не видел такой нагрузки.

«Мало делать правильные вещи, нужно еще делать в правильное время»

На вопросы отвечает Максим, программист. Он помогает интернет-магазинам автоматизировать работу с маркетплейсами.

Для меня 2020 был мегаудачным годом. Все ругали корону, а я просто во время карантина усердно работал дома над новым продуктом, а после пожинал плоды труда.

В 2021 рост продолжился.

В предвкушении 2022 я потирал ладошки, и январь был многообещающим, все делал правильно, но... 2022 показал, что мало делать правильные вещи, нужно еще их делать в правильное время.

В общем, перестраиваемся потихоньку, подстраиваемся под ситуацию.

«Пересмотрел бизнес-процессы»

На вопросы отвечает Дмитрий Гридасов, владелец рекламного агентства.

2022 год для меня начался очень удачно, и я планировал большое расширение.

Но потом все сильно изменилось. Сделки ушли на паузу, а за месяц они все отменились. Были крупные сделки с европейскими партнерами, но, увы, тут уже без вариантов возвращения клиентов. Еще я потерял CRM-систему, базу данных клиентов.

Пришлось тратить силы на переориентировку на российский рынок и сборку бизнеса с нуля. Уменьшать траты и забыть про «грандиозное» расширение. Инвестиции тоже не удалось привлечь.

Я смог спасти бизнес, и потихоньку наращиваем обороты, количество сделок. Заодно пересмотрел все бизнес-процессы и виды получения прибыли.

Надеюсь, 2023 год будет продуктивнее и удачнее.

Loading...

Сейчас читают