Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Блиц: предприниматели — о самых болезненных неудачах и стыдных случаях в бизнесе

Кассовый разрыв, угрозы клиентов, партия растаявшего шоколада и другие факапы


Мы попросили героев наших публикаций вспомнить самые болезненные неудачи и рассказать, как они их преодолевали и какие уроки вынесли.

А если вам тоже есть что рассказать — поделитесь своими историями в комментариях.

Посылка с шоколадом на полмиллиона рублей растаяла по дороге к заказчику

Олеся Ушакова, владелица компании по производству сладостей «Вкус Тайги»

Мы занимаемся производством и продажей сладостей из Сибири. В 2021 году зимой у нас в Красноярске было −30 ℃, и мы отправили в Москву шоколад с шишками на сумму полмиллиона рублей. Это был крупный новогодний заказ для корпоративного клиента. Казалось бы, что могло случиться с шоколадом в −30 ℃? Он растаял!

Оказалось, что компания-перевозчик поставила наш товар рядом с отопительной системой вагона, хотя в договоре на перевозку было прописано обязательное соблюдение температурного режима. В итоге большая часть продукции испортилась, а перевозчик отказался возмещать убытки.

Проблему удалось решить за пару дней. Мы изготовили новый шоколад и отправили его клиентам. А наш логистический партнер доказал свою надежность: без лишних разговоров взял ответственность на себя и выплатил всю сумму ущерба. Сегодня мы продолжаем возить с ним всю нашу продукцию.

О том, что шоколад превратился в месиво, я узнала в день, когда клиент уже должен был получить посылку. В 23:00 мне позвонил наш логистический партнер и сказал: «Олеся, ты сидишь? Присядь, у нас шоколад растаял», — и отправил эту фотографию

Задымили торговый центр и поняли, что наша вытяжка не справляется

Тигран Мелик-Адамян, основатель и руководитель кулинарной студии Culinarium

Я владелец кулинарной студии Culinarium в Ставрополе. Мы проводим кулинарные курсы, вечеринки, мастер-классы и корпоративы, на которых гости готовят вместе с профессиональными шеф-поварами.

В марте 2017 года мы открылись в одном из торговых центров города. Вскоре нам заказали первое крупное мероприятие — корпоратив для сотрудников Coca-Cola.

На корпоратив пришли около 25 человек, все готовили бургеры. Когда начали жарить котлеты, выяснилось, что наша вытяжка не справляется, — в итоге мы задымили не только студию, но и весь торговый центр. Чтобы все проветрить, мы открывали даже двери торгового центра. А впоследствии пришлось заменить и переделать в студии всю вытяжную систему.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации

Лично звонил клиентам и просил их не отменять заказы и не забирать предоплату

Олег Буркацкий, владелец бренда по пошиву обуви YARD

Мы с командой занимаемся пошивом мужской обуви по индивидуальным меркам.

Когда только начинал бизнес, я не мог позволить себе арендовать офис или шоурум, чтобы снимать с клиентов мерки для их будущей обуви. Приходилось пересекаться с ними там, где было удобно им. Как-то раз я приехал в ТЦ «Галерея», чтобы встретиться с клиентом, который был в Санкт-Петербурге проездом. Это был июнь, пик туристического сезона, в торговом центре толпы людей — яблоку негде упасть. И в самой гуще людей на лавочке сидит клиент, а я рядом с ним мучаюсь с бумагами и сантиметровой лентой, пытаясь снять мерки. Вокруг толпы зевак, которые наблюдают за этим странным моментом. Тогда стало понятно, что пора снимать шоурум.

Вторая история — когда через несколько месяцев после старта бизнеса мы по полной заехали в кассовый разрыв. Это случилось из-за того, что мы не продумали бизнес-модель и столкнулись с тем, что при нашей цене на услуги бизнес просто не окупается. Только за аренду у нас были долги в районе 150 000 ₽, кроме того, не хватало денег, чтобы заплатить мастерам за уже выполненные заказы.

Мы работали по предоплате и столкнулись с тем, что не можем сшить обувь. Клиенты ожидаемо хотели забрать свои деньги. Я лично звонил с просьбой не делать этого, хоть и просить об этом было тяжело и неприятно. Мы обещали, что, когда у нас наладятся дела, мы обязательно вернем деньги или перешьем заказ — лишь бы клиенты не потребовали свою предоплату прямо сейчас.

Тогда я получил в свой адрес много негативных отзывов. В интернете писали, что я мошенник, что со мной нельзя иметь дело. Некоторые угрожали мне, нашим сотрудникам и даже моим родителям. Нам в соцсетях приходили полотна писем, в которых клиенты писали, как со мной будут расправляться.

Кассовый разрыв мы преодолели. Я очень благодарен нашим клиентам, которые тогда согласились остаться с нами, а многие из них до сих пор являются нашими клиентами. И благодарен команде, что мы тогда смогли собраться и никто из ключевых сотрудников от нас не ушел.

Так выглядел наш первый шоурум, мы арендовали его в ТЦ «Владимирский пассаж» всего за 10 000—12 000 ₽ в месяц. Он занимал всего 8 м², но этого уже было достаточно, чтобы спокойно снимать у клиентов замеры

Поссорилась и разорвала отношения с клиентом, который незаслуженно нас обвинил

Марина Сутурихина, владелица компании «Охотники за бухгалтерией»

Я владелица аутсорс-бухгалтерии. Мы занимаемся бухгалтерским сопровождением и консультированием предпринимателей со всей России.

Долгое время работали с одним крупным клиентом. Он часто задерживал оплату наших услуг, а новые задачи, например помощь в оформлении кредита, ставил со словами: «Вот вы мне сейчас поможете, я получу за это деньги и рассчитаюсь с вами по старым долгам». С моими сотрудниками клиент общался надменно, чем подбешивал коллектив, но отношения со мной были в норме. Мы продолжали с ним работать — в малом бизнесе не принято разбрасываться клиентами, особенно крупными.

Во время пандемии его компания с помощью нашей работы получила несколько миллионов рублей по госпрограмме. Причем эта помощь с нашей стороны была в рамках нашего базового договора с клиентом, без сверхвыплат и поощрений. Он, конечно же, был доволен.

Никто не знал, как все окажется на деле

Госпрограмму на следующий год продлили, но вместе с тем и усложнили — к компаниям стало больше требований. Клиент не подходил под новые критерии, но, несмотря на это, захотел в ней поучаствовать. Мы все равно решили взяться за работу, так как заранее оценить шансы на успех было невозможно и никто не знал, как все окажется на деле.

Нам было важно четко отработать свою задачу. Помню, как мыла полы, ловила СМС о статусе заявки, все бросала и бежала передавать данные бухгалтеру, который вел этого клиента. При этом с каждым днем шансы сокращались, так как сам клиент перестал исполнять договоренности по этой заявке: не пришел на встречу с банком, не созвонился, когда просили, перестал передавать актуальную информацию.

В какой-то момент стало понятно, что клиент однозначно не подходит под условия программы, и мы неоднократно пытались до него это донести. В итоге, как и ожидалось, заявку отклонили — клиент не получил от государства денег, на которые рассчитывал. Через неделю он позвонил мне и в ультимативной форме попросил одолжить несколько миллионов рублей, объясняя это тем, что из-за нас он понес убытки.

Я была в шоке от его слов. Несколько минут он слушал мой нецензурный монолог, в котором я высказала все, что о нем думаю.

Больше мы не общались. Прошло несколько лет, и я до сих пор планирую извиниться за то, что тогда так резко отреагировала.

Нас подвели поставщики, и разозлившийся клиент пытался забаррикадировать вход в магазин

Тамара Овчаренко, соосновательница и совладелица бренда «Стальные решения»

Мы с мужем занимаемся производством изделий из металла и ковкой — это когда под воздействием высокой температуры предмету можно придать определенную форму. Однажды к нам обратился клиент, который хотел приобрести у нас кованую деталь. Заказ был большой, и одно из изделий для ковки нужно было заказать в Иране. Я узнала сроки поставки и на всякий случай прибавила к ним еще 10 дней. Клиент согласился, но сразу сказал, что ему важно получить заказ в срок, к определенной дате.

Я постоянно держала связь с поставщиком, и он говорил, что все идет по плану. Потом начались задержки. Поставщик кормил нас завтраками, а клиент начинал злиться. К назначенному сроку мы не успели и чувствовали, что бессовестно подвели заказчика, при этом на ситуацию повлиять не могли, потому что товара просто не было.

Назревал конфликт: клиента не устраивал вариант просто вернуть деньги, он был настроен агрессивно и даже пытался забаррикадировать нам вход в магазин. В таких ситуациях эксперты по переговорам рекомендуют привлекать третьих лиц. Мы так и поступили. Это помогло остудить пыл клиента. Мы пошли дальше: организовали трехстороннюю встречу между клиентом и поставщиком, а параллельно, поняв, что товар мы уже не получим, быстро нашли ему замену и отдали заказ клиенту.

Для нас эта ситуация была очень неловкая и стыдная, так как мы всегда держим слово, даже если уходим в минус.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Личный опыт
Алёна Григорьева
Алёна Григорьева

Какие неудачи в бизнесе были у вас и чему они вас научили?


Больше по теме