Ситуация: Артем продает электрические зубные щетки на маркетплейсах. Он вкладывает деньги в рекламу, его карточка на первой странице в выдаче, покупатели ее видят, но не кликают. Почему так происходит? Скорее всего, у карточки низкий CTR. Разбираемся в статье, что это за показатель и на что он влияет.
Что такое CTR на маркетплейсе
CTR — это отношение числа показов карточки товара к числу переходов на нее. Простыми словами — кликабельность. С помощью показателя можно оценить, насколько карточка привлекает внимание покупателей и соответствует ожиданиям ЦА.
CTR выражается в процентах и показывает, сколько пользователей из тех, кто увидел товар, кликнули на него. Его считают по формуле:
Карточку показали 10 000 раз, кликнули с этих показов 500 раз. Подставляем цифры в формулу: 10 000 / 500 × 100 = 5%.
5% — CTR карточки. Это значит, что 5% пользователей, которые увидели товар, кликнули на него.
На маркетплейсах CTR напрямую влияет на ранжирование — распределение карточек в поиске. Чем выше CTR, тем карточка выше в выдаче. Например, алгоритм маркетплейса показал карточку 10 раз, но ее открыли только один раз. CTR этой карточки — 10%, и покупатели будут видеть ее реже, чем карточку с CTR 20%. На первые карточки, которые покупатель видит сразу, приходится больше переходов и спонтанных покупок.
Нет конкретной цифры, какой CTR считать хорошим для маркетплейсов. Но есть ориентир для конкретного продавца, и от него стоит замерять, улучшились показатели или нет. Многое зависит от уровня конкуренции в нише. Показатель, ниже которого не стоит опускаться, — 2—3%. Если он стал ниже, карточку нужно доработать. CTR ниже 2% допустим, если у селлера в норме другие показатели, например доля рекламных расходов, конверсии и продажи.
На продвижение карточки товара в поисковой выдаче на площадках влияет сразу несколько факторов, например рейтинг магазина и товара, отзывы, размер скидки, участие в акциях. Чем больше факторов ранжирования на маркетплейсах получится использовать, тем выше шансы продвинуть товар в топ поисковой выдачи.
У каждой площадки свой механизм ранжирования. Но первые места обычно занимают рекламные карточки, акционные товары и те, которые покупают чаще всего.
Если продавец видит, что маркетплейс показывал карточку много раз, но кликали на нее редко, значит, он допустил ошибки при ее составлении. Это сигнал менять стратегию продвижения и оптимизировать карточку.
«Многие селлеры считают CTR важным показателем работы, хотя на самом деле он сильно вторичен. В первую очередь нужно повышать продажи и снижать долю рекламных расходов. CTR может быть высоким, а продажи — низкими. Можно повысить показатель с помощью рекламного бюджета и торговать с маленькой прибылью или даже в минус. Например, по данным Ozon, видеообложка в карточке в среднем повышает CTR на 24%. Карточка становится заметнее, растет количество кликов по ней, но не продаж.
Заблуждение про важность высокого CTR пришло с интернет-сайтов, но там можно влиять на большее количество факторов. Например, как выглядит корзина, какого цвета фон или кнопка „Купить“. На маркетплейсах продавец может влиять только на наполнение карточки, цену и доставку.
Советую отслеживать CTR, когда что-то поменяли в карточке. Например, сделали новые фото и хотите проверить, как они работают».
Георгий Чвилев
Селлер, ведет канал о бизнесе на маркетплейсах
Как увеличить CTR на маркетплейсах
CTR зависит от количества показов и кликов, и селлер может влиять на оба эти показателя. Есть несколько способов:
- Участвовать в акциях и распродажах маркетплейса.
- Поставлять товары на региональные склады.
- Поддерживать высокий рейтинг магазина.
- Использовать ключевые слова.
- Следить за процентом выкупа.
- Тестировать различные варианты.
- Попадать в ожидания ЦА.
Участвовать в акциях и распродажах маркетплейса. Акционная продукция часто попадает на первые места в поисковой выдаче.
«Важна конкурентность цены: маркетплейсу выгоднее показывать на первых позициях в выдаче товары со скидками, которые люди скорее купят. Когда цена падает, площадка поднимает товар выше в выдаче».
Георгий Чвилев
Селлер, ведет канал о бизнесе на маркетплейсах
Участие в акциях может вывести карточку в топ и привести новых клиентов. Но покупатель может купить товар со скидкой и не вернуться за ним по полной цене. Кроме того, у любителей скидок часто завышены ожидания насчет недорогих товаров: они могут оставить плохой отзыв или вернуть товар. Это все понижает рейтинг продавца.
Фактор, который хорошо работает на маркетплейсах, — мотивация купить товар именно сейчас, потому что это ограниченное предложение. Например, на Ozon можно использовать инфографику с яркими плашками на первых фото или видеообложке в карточке «Распродажа 11.11», «Ликвидация склада» или «Цена только на 24.11».
Поставлять товары на региональные склады. Это влияет на скорость доставки. Часто покупатели выбирают товар, который доставят завтра, а не через три дня. Маркетплейсы заинтересованы в продажах, поэтому в результатах поиска первыми покажут карточки с самой быстрой доставкой.
Привозить товары в короткие сроки можно, если склад с ними находится недалеко от города покупателя. Например, клиент из Новосибирска видит первыми продавцов в этом регионе. Поэтому часть товаров можно хранить на региональных складах, чтобы получать больше заказов.
«Площадкам интереснее продвигать продавцов, которые торгуют с разных складов и отгружают на них много товара. Это значит, что селлер не обманет ожидания покупателя: доставит быстро и товар неожиданно не закончится».
Георгий Чвилев
Селлер, ведет канал о бизнесе на маркетплейсах
Поддерживать высокий рейтинг магазина. Он зависит от положительных оценок и отзывов покупателей, поэтому в первую очередь продавцу нужно позаботиться о них. О способах, как этого добиться, рассказали в отдельной статье.
«Важнее не количество отзывов, а их качество. Лучше иметь 10 отзывов с оценкой 5, чем 100 с оценкой 4,8. Покупатели заходят в такие карточки и покупают товар чаще».
Георгий Чвилев
Селлер, ведет канал о бизнесе на маркетплейсах
Использовать ключевые слова. Заголовок и текст в карточке должны соответствовать запросу пользователя. Если он ищет на маркетплейсе «сапоги зимние 38», должен видеть карточки именно с этим товаром 38-го размера. Карточка с ключевыми словами в названии или описании будет чаще попадать на первые позиции, так как соответствует запросам покупателей.
Собрать список с популярными ключевиками поможет Яндекс Вордстат — он проанализирует самые популярные запросы за последний месяц.
Проанализировать запросы пользователей можно и на самих маркетплейсах. Например, продавцы с подпиской Premium и Premium Plus на Ozon могут сделать это в личном кабинете. Также можно использовать сервис аналитики маркетплейсов: продавец вбивает название товара, а сервис формирует список запросов, которыми покупатели пользуются для поиска.
Но злоупотребление ключевыми словами может, наоборот, снизить позицию товара в выдаче. Набор слов в описании вместо нормального текста отталкивает покупателей, а алгоритмы маркетплейсов выявляют и отправляют заспамленные карточки на последние позиции.
Следить за процентом выкупа. Чем чаще люди покупают товар продавца и реже его возвращают, тем лучше позиция карточки в поисковой выдаче. Процент выкупа — это соотношение количества товаров, которые забрали из пункта выдачи, и общего числа заказов. Карточки, у которых этот показатель высокий, лучше ранжируются. Если процент выкупа низкий, стоит выяснить причину и устранить ее. Об этом подробно рассказали в отдельной статье.
При одинаковом количестве возвратов процент выкупа может быть разным. Например, у магазина заказали тысячу футболок, но в двух случаях покупатели вернули товар. Процент выкупа составит 99,8% — два отказа почти не повлияли на него. Но если у продавца, например, было пять заказов, те же два возврата сформируют уже 60% выкупа.
«На ранжирование влияют три фактора: популярность карточки — как часто в нее заходят и добавляют товар в корзину, продажи и отзывы. Все они взаимосвязаны, и продавцу нужно работать над каждым».
Георгий Чвилев
Селлер, ведет канал о бизнесе на маркетплейсах
Тестировать различные варианты. Проводите A/B-тестирование различных вариантов дизайна карточки. Это поможет определить, какие элементы наиболее эффективно привлекают внимание пользователей и повышают CTR. Советуем измерять показатели от периода к периоду, например каждую неделю. Можно тестировать и рекламные инструменты, например делать бюджет на рекламу меньше или больше.
Попадать в ожидания ЦА. Дизайн карточки и фото товара должны понравиться нужной целевой аудитории — покупателям, которые потенциально могут заказать ваш товар. Обычно этих людей объединяют схожие потребности, уровень дохода и покупательские привычки. Например, в дизайне карточки ароматов для дома или бытовой техники премиум-сегмента используют приглушенные тона и «дорогие» интерьеры с красивыми деталями. Как изучить свою ЦА — рассказали в отдельной статье.
CTR упал на 0,5% после смены фотографий: кейс магазина одежды
Магазин торговал куртками на Ozon. Сначала фотографии делали на улице на телефон. Потом решили заказать профессиональную съемку с моделью на улице. Владелец магазина замерил показатели: у фотографий на телефон CTR был на 0,5% больше, чем у профессиональных — 1,85% против 1,38%. Расходы на рекламу у первой карточки тоже оказались заметно ниже: 7,2% против 11,7%. Всего маркетплейс показал товар более 2,2 млн раз.
«Wildberries когда-то задал тренд на инфографику, которую подхватили и другие маркетплейсы. Со временем инфографики стало так много, что все это стало баннерной слепотой. И тут стало ясно, что для привлечения внимания потребителей вернется тренд на живые, естественные фотографии: для повседневных товаров — в утилитарном исполнении, для одежды — на улице, в движении».
Георгий Чвилев
Селлер, ведет канал о бизнесе на маркетплейсах
У покупателей откликалась не красивая картинка, а фото с обычной девушкой «из соседнего двора», в жилом комплексе, без инфографики. Теперь продавец делает съемку в естественном стиле: ставит ТЗ фотографам делать живые фото, на улице, в жилом комплексе, в кафе.
«Еще одно подтверждение того, что фото и попадание в ЦА влияют на CTR, нашли на Wildberries. Конкурент с похожим товаром, топ-продавец верхней одежды, сделал фотографии куртки на простом „деревенском парне“, который где-то в небольшом городе переходил дорогу. И магазин попал в тренд: у него многомиллионные продажи».
Георгий Чвилев
Селлер, ведет канал о бизнесе на маркетплейсах
А как вы повышаете кликабельность карточек на маркетплейсах? Делитесь советами в комментариях.