Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Михаил Воронин: «Атланты — это банк социального капитала»

Михаил Воронин родился и вырос в Санкт-Петербурге. В 19 лет оказался в Стокгольмской школе экономики, где понял, что будет заниматься предпринимательством. Вскоре Михаил основал агентство «Подъежики», которое специализировалось на организации розыгрышей. В 2015 компания вошла в рейтинг «Топ-50 event-агентств мира» по версии журнала Special Events USA.

Со временем Михаил устал от event-направления и захотел создать проект, где сможет быть на равных с клиентами. Он вышел из операционного управления Подъежиков и начал организовывать и проводить бизнес-форумы. Постепенно понял, что хочет попробовать объединить предпринимателей и сделать в России что-то похожее на зарубежные бизнес-сообщества. Так в 2017 году появился клуб «Атланты». Сейчас резидентами могут стать предприниматели с оборотом бизнеса от 60 млн рублей в год или СЕО бизнеса с оборотом от 3 млрд рублей в год.

Михаил рассказал о том, зачем вообще нужны бизнес-клубы, что крупные управленцы делают в Атлантах, о пользе социального капитала, почему люди им не занимаются и как его наращивать, если не хочется вступать в сообщества.

Коротко о бизнесе Михаила Воронина

Бизнес
Бизнес-клуб «Атланты» — сообщество предпринимателей. Чаптеры, филиалы клуба, расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Дубае.

Коммуникационное агентство Worlds — бывшее event-агентство «Подъежики»
Оборот ООО «Атланты-Инновации» за 2023 год
516 млн рублей
Как связаться
Атланты объединили больше 1 300 предпринимателей и топ-менеджеров из 43 отраслей бизнеса со средним оборотом в 1 млрд рублей

Социальный капитал — большое конкурентное преимущество

Михаил, вы много говорите и пишете о социальном капитале — что это такое?

Социальный капитал — это объем контактов, ресурсов, экспертизы, опыта и возможностей других людей, к которым у тебя есть доступ и которыми ты умеешь пользоваться. Это целая наука — многие ученые изучали и изучают эту тему: Пьер Бурдье, Джеймс Коулман, Роберт Патнэм. В их работах есть много практических вещей, которые можно внедрить в свою жизнь и улучшить ее.

Как и финансовый капитал, социальный позволяет быстрее достигать больших целей. Но чтобы заниматься финансовыми инвестициями, нужно потратить много времени, обучиться, получить опыт. В социальном капитале все проще, при этом ROI гораздо выше. Когда я спрашиваю о хороших показателях доходности финансового капитала, самый оптимистичный ответ — 100%. У тех, кто занимается своим социальным капиталом, доходность может быть в 10 раз больше — без гарантий, но в финансовых инвестициях их тоже никто не дает.

Получается, те, кто не занимается социальным капиталом, упускают много возможностей?

Социальный капитал — это большое конкурентное преимущество, и не заниматься им — упущение. Мне нравится инсайт ментора Александра Кравцова о том, что в среднем мы до 30 лет бежим на своих компетенциях. В какой-то момент достигаем лимита этих компетенций и становимся бутылочным горлышком для собственного роста. Если мы хотим развиваться дальше, единственный вариант — объединять свои возможности с возможностями других. Для этого нужно научиться находить людей, взаимодействовать с ними, выстраивать отношения, поддерживать связь — увеличивать эмоциональный счет.

«Я всю жизнь занимаюсь развитием социального капитала, но осознал это только в прошлом году»

У некоторых есть талант выстраивать отношения. Например, человек заходит в комнату, и она озаряется: все подходят, знакомятся, вокруг веселье. Когда я заходил в комнату, люди из нее выходили. Лет в 18—19 я понял: надо что-то менять. Я шаг за шагом строил какие-то гипотезы, проверял их, ошибался и снова пробовал. Лет за 10 научился выстраивать отношения с людьми — для меня это поступательная методология, которую я сам собрал из разных источников, из своего опыта, прошел, освоил, принял. Можно сказать, что я всю жизнь занимаюсь развитием социального капитала, но осознал это только в прошлом году, просто не использовал этот термин.

Многие ли предприниматели осознанно занимаются своим социальным капиталом?

Предприниматели и топ-менеджеры часто вообще не развивают свой социальный капитал. Я у многих спрашиваю: «Откуда у вас друзья?» Люди отвечают: «Школа, институт, на работе познакомились». Все эти события объединяет слово «случайно» — так сложилось, они не занимались этим системно и целенаправленно.

Мне нравится фраза: «Есть две причины, почему сотрудник неэффективен. Он либо не хочет, либо не умеет. Если не умеет, можно научить, а если не хочет, может и не стоит пробовать». Первая причина того, что люди не занимаются социальным капиталом, — они не хотят, потому что не понимают, какую ценность могут получить. Вторая — они не знают, как это делать, не умеют знакомиться, выстраивать отношения.

Когда образуется среда, где люди встречаются, обмениваются опытом, экспертизой, ресурсами — причем ресурсами могут быть как деньги, так и связи или другие активы, — доходность может быть сумасшедшей. Это история, когда один плюс один равно одиннадцать

Наш бизнес-клуб получился случайно

Когда в России начали появляться бизнес-клубы?

В Россию мода на бизнес-клубы пришла 7—8 лет назад. Было много скепсиса, не все верили, что есть такая потребность. Но большинство успешных предпринимателей, которые оказываются на вершине, чувствуют себя одинокими. Они осознанно или бессознательно ищут своих — с кем можно пообщаться на равных, у кого можно что-то взять, кому можно что-то отдать. Бизнес-клубы закрывают этот запрос, поэтому сейчас они востребованы.

Вы осознанно шли к тому, что будете создавать бизнес-клуб?

Наш бизнес-клуб получился случайно. Сначала мы сделали в Крокусе большой бизнес-форум, на котором выступали известные предприниматели. Потом я случайно попал на форум-группу — это основной формат бизнес-сообществ. Он мне понравился, и я написал друзьям, предложил им вместе собрать такую же группу. Сначала сделали одну, потом вторую, третью и постепенно пришли к тому, что нужно их объединять — создавать бизнес-клуб.

В Атлантах много форматов — какие самые полезные?

Первый — форум-группа. В нее входит 6—10 человек, примерно равных по уровню дохода и статусу. Участники группы встречаются раз в месяц и обсуждают, что с ними произошло за этот период в формате «бизнес — семья — личное». Например, говорят о том, как выйти из операционного управления компанией или как наладить отношения в семье. В группе тотальная конфиденциальность и действует правило трех «Н»: ничего, никогда, никому. Еще нельзя давать советы — можно только делиться опытом. Также нужно проявляться: открываться первым, задавать тон. Люди идут на этот риск, может быть, впервые в своей жизни, потому что форум-группа — это место безусловного доверия и поддержки.

Второй — встреча раз в неделю с одним новым атлантом: рандомно либо таргетно. Формат рандомной встречи называется Random coffee и подразумевает, что наш чат-бот сам пришлет имя случайно выбранного резидента, с которым нужно встретиться. Формат таргетной встречи называется Target coffee. Такие встречи организуют по запросу резидента, например, когда нужна какая-то экспертиза или надо закрыть запрос.

Третий — спринт-группы. Их идея в том, чтобы достигать цели вместе. Например, резидент сказал: «Хочу начать активно инвестировать, но не знаю как, кто хочет со мной в паре друг друга баддить, вдохновлять?» Откликнулось 40 человек, они разбились на пятерки, что-то делают, чтобы закрыть этот запрос. Мой любимый формат спринт-группы — «жиротопка». Я говорю, чаще всего после Нового года: «Ребята, не пора ли нам похудеть?» Набегает куча людей, мы делаем группу, берем обязательства друг перед другом, поддерживаем друг друга и вместе идем к тому, чего хотим.

Четвертый — большие клубные мероприятия. У нас есть «Атланты кэмп» — выездное мероприятие, на котором резиденты работают над личной и бизнес-стратегией. Раз в году проходит Family day — это мой любимый формат встреч с семьями, детьми. Такой ивент длится три дня и включает много активностей и для детей, и для взрослых.

Мне нравится смотреть на Атланты как на карту московского метро, когда кольцевая линия — это форум-группа, а разноцветные линии — это треки развития: и бизнес-развитие, и личное. Пересаживаясь на разные линии, можно запитчить свой проект и получить инвестиции, обсудить книгу, которую прочитал, посетить вечеринку.

В прошлом году мы сделали 700 мероприятий, в этом, думаю, будет больше тысячи. Невозможно посещать их все, но и не нужно. В зависимости от того, какой у резидента сейчас запрос, он выстраивает свой «путь атланта». Если через какое-то время запрос поменяется, путь у него тоже изменится, и это нормально.

Кто помогает резиденту определиться с форматами?

У нас есть социальные инженеры — комьюнити-менеджеры. Они сопровождают резидента внутри клуба, помогают ему освоиться — рассказывают, как все устроено, какие правила, какой в клубе культурный код. Задача комьюнити — понять, каков первичный запрос у резидента. Но это задача со звездочкой — не каждый даже сам для себя его может сформулировать.

Когда вы начали развивать в клубе тему социального капитала?

Первое выступление про социальный капитал было в сентябре прошлого года в нашем чаптере в Дубае. Я переживал: мне казалось, что всем все и так понятно, но увидел, насколько тема социального капитала важна, причем для суперуспешных ребят. Они сидели с открытыми ртами, задавали вопросы, записывали.

Сейчас социальный капитал — основной трек нашего бизнес-клуба. Нам наконец стало ясно, что мы делаем и зачем. Еще мы поняли, что Атланты — это банк социального капитала. Мы верим, что все возможности дают люди, все решения приходят через взаимодействие с людьми, все трансформации происходят через людей. В Атлантах много резидентов — у нас собран уникальный коллективный опыт успехов, ошибок, удач и неудач. Мы даем членам клуба доступ к этому опыту, а дальше важно научиться им пользоваться — взаимодействуя с другими резидентами в разных форматах.

Мы запускаем форум-группу, приходят незнакомые друг с другом предприниматели. Их главный челлендж — договориться о датах следующих встреч на год вперед. Первый говорит: «Пусть будут 5-е, 12‑е и 17‑е числа». Он привык лидировать и принимать решения на работе и в жизни. Сосед, такой же предприниматель, отвечает: «Нет, мне не подходят эти числа». Дальше они начинают получать опыт взаимодействия — учатся общаться с равными себе, потому что многие или отвыкли, или вообще никогда так не умели.

У нас есть мастер-классы на тему социального капитала, мы проводим индивидуальные стратегические сессии. Недавно проходил формат «Атланты кэмп» на 500 человек, который был посвящен социальному капиталу. Еще мы сделали образовательную программу, которую называем «лабораторией по работе со своей стратегией жизни и социальным капиталом».

Если меня спрашивают о том, какие форматы клуба выбрать, я говорю: «Два-три месяца походи на все, посмотри, что зайдет, что не зайдет, и выбери»

В Атлантах решают любой запрос, но бизнес-клуб заходит не всем

Расскажите об основных запросах, с которыми приходят в Атланты.

Всех наших резидентов объединяет то, что они были одиноки и искали своих. На втором месте запрос «Хочу рост бизнеса». При этом 70% резидентов приходят, чтобы ускориться, а 30% — наоборот, замедлиться. Они устали бежать как белка в колесе, все на себе тянуть, не знают, как выбраться, — хотят научиться как-то по-другому получать результат.

Какие еще проблемы решают?

Люди зарабатывают намного больше и связывают это с Атлантами. Люди масштабируют свой бизнес, выходят из операционки, худеют, женятся, лечатся. Например, партнера одного из резидентов спасли, потому что вовремя поместили в больницу.

Недавно пришло сообщение: «Ты спрашивал, Миша, какие есть кейсы. Я долго решалась сказать — вы подарили мне жизнь». С этой девушкой случилась трагичная история, она была в ужасном психологическом состоянии, но нахождение в сообществе людей, которые могут и поддержать, и посмеяться, и поплакать вместе, и какие-то решения предложить, ее спасло. Это сильно.

Каждый день резиденты решают вопросы, которые касаются бизнеса. Пример сообщений из нашего чата: «Ищу помещение под мебельный салон», «Кто делает сувенирку для B2B?», «Есть у нас поставщики трансформаторных подстанций?», «Какие знаете локации на Алтае для проведения ретрита?». Я искренне уверен, что в Атлантах можно решить любую проблему. Понятно, что решается не любая, но в первую очередь потому, что резидент, у которого есть какой-то запрос, еще не встретил того, кто поможет его закрыть.

У вас в клубе ежегодно остается 87% резидентов, почему уходят остальные 13%?

Хочу сказать, что мало бизнесов B2C, у которых такой retention, 87% — это космический показатель. У нас получаются такие цифры за счет принципа «каждый важен», и мы не просто говорим об этом, мы это делаем.

Уходят люди по разным причинам. Кто-то релоцируется, у кого-то проблемы в бизнесе, и он не может платить, хотя чаще всего мы идем навстречу и решаем этот вопрос. Кому-то не заходит форум-группа, например он не готов открываться, ему такой формат кажется психологическим эксгибиционизмом. Кому-то кажется, что не те люди, он хотел «круче, шире, длиннее». Кто-то занимает позицию туриста, зрителя в театре, что-то вроде: «Ну, развлекайте меня». Главный закон социального капитала: сначала отдай, поблагодари, снова отдай, поблагодари, и потом что-то хорошее и к тебе придет, но без гарантий. Многие не включаются в такую игру — хотят постоять в сторонке, чтобы к ним просто так что-то пришло.

Где-то мы косячим, что-то человеку может не понравиться. Чаще всего резиденту где-то комьюнити-менеджер не ответил вовремя, и он расстроился, или кого-то позвали спикером, а его не позвали. Но если он нам об этом говорит, мы приходим, извиняемся, находим какое-то решение. Если ему все равно не нравится и он не хочет быть в клубе, мы просто возвращаем деньги.

Были случаи, когда из клуба исключали не по желанию резидента?

Были. У нас есть этический комитет, который занимается решением конфликтов и споров. Чаще нам это удается, но бывают и неудачи. У всех своя правда, но нам важно, чтобы поведение резидента соответствовало культурному коду Атлантов — если не соответствует, исключаем. Думаю, что и будем исключать.

Наш главный принцип: клуб ровно такой, какой я в нем. Мы говорим, что если хочется получать ценность от Атлантов, важно начать проявляться и отдавать

Вместе с партнерами мы будем развивать предпринимательство в России

Были какие-то ошибки за время существования клуба, отказывались ли от каких-то форматов?

У меня есть такая фраза: «Смыслы без денег живут плохо». Мы первые пять лет меньше фокусировались на коммерческой части, спасали предпринимательство, действовали по принципу «Мы же не можем зарабатывать на резидентах, мы же мир лучше делаем». До 2022 года прибыли не было, а потом мы проанализировали наши расходы и оптимизировали их. Это позволило предоставлять резидентам больше возможностей и себя чувствовать не предпринимательскими отбросами, а «право имеющими».

Мы постоянно придумываем новые форматы, какие-то из них отмирают. Есть активности, которые делаем по запросам резидентов, например, когда кто-то приходит и говорит: «Я хочу делать клуб авиамоделирования или столярного дела». Раньше мы переживали, что у нас больше 50 клубов в клубе и их количество постоянно увеличивается, а сейчас поняли, что если резидент хочет что-то сделать, пусть делает. Не будет отклика — откажемся от этого клуба, будет отклик — супер.

Смотрите ли вы на опыт других сообществ и использует ли кто-то ваши идеи?

Я исхожу из концепции «Кради как художник» — заимствования нормальны. Поэтому спокойно отношусь к тому, что у нас какие-то вещи берут — мы многое делаем первыми. Например, мы первые ввели гостевой месяц — давали возможность потенциальному резиденту бесплатно зайти в сообщество как полноценному участнику. Если он для себя решал, что клуб ему подходит, деньги за участие списывались. Если же мы у кого-то видим классный формат или идею, берем и адаптируем под себя.

Вы организуете мероприятия только для резидентов клуба?

Атланты проводят мероприятия не только внутри клуба. Например, мы запустили некоммерческий социальный проект — предприниматели приходят в школы, делятся с учениками своей историей жизни и рассказывают, что есть такая профессия предприниматель, говорят о ее плюсах и минусах.

В детстве я был очень энергичным, меня не принимали сверстники, не понимали учителя. И проект в школах мы сделали как раз для таких ребят, у которых есть тяга, предпринимательский потенциал, внутренний зуд какой-то, чтобы они пораньше, чем я, узнали, что они нормальные, что у них есть такая опция — стать предпринимателем.

Еще у нас в планах собрать команду из пяти-шести ключевых партнеров, которые вместе с нами хотят развивать предпринимательство в России. Т-Банк Бизнес в этом наша большая победа — во-первых, мне кажется, он точно ассоциируется с предпринимательством, а еще у нас схожие ценности. И для нас, и для банка такое сотрудничество — это возможность делиться экспертизой и получать обратную связь для развития. Мы смотрим на эту коллаборацию как на хорошее, качественное, синергичное партнерство.

Резиденты клуба за счет партнерства с Т-Банк Бизнесом получат какие-то привилегии?

Да, но, на мой взгляд, это не самое главное. Не потому, что какие-то коммерческие истории не важны. Суперобслуживания, привилегии — это классный бонус, но намного важнее создать доверие между брендом и сообществом, конкретными людьми в бренде и конкретными людьми в сообществе лидеров мнений. В эту сторону мы идем.

Атланты — место силы и поддержки для успешных ребят, которые во внешнем мире должны всегда быть суперменами, но им тоже необходимо место, где возможно подзарядить свою батарейку

Чтобы нарастить социальный капитал, не обязательно идти в Атланты

С какими трудностями сталкиваются предприниматели, когда пытаются заниматься социальным капиталом?

Бывает, что кто-то вроде и хочет им заниматься, понимает, что это работает, но такой же интроверт, как и я. Когда такой человек думает, что надо посетить мероприятие, обмениваться там визитками, сразу приходит мысль: «Нет, я лучше останусь, как-то же я дожил до текущего момента без всего этого».

Я пару раз приходил на мероприятие и стоял у стеночки: привык, что ко мне все сами подходят, а здесь никто не подходил. Я раз сходил, два, понял, что что-то не выходит, а ребята интересные! Я бы с ними с удовольствием пообщался, но не могу сам подойти и сказать: «Привет, я Миша, давайте знакомиться». Тогда написал в общем чате: «Привет, я Миша, я интроверт, я вас боюсь. Я хочу с вами познакомиться, но мне комфортнее встречи один на один. Объявляю челлендж „50 встреч с Ворониным за год“». Откликнулось сразу 25 человек, половина из них написали: «Миша, мы такие же, супер, давай срочно встречаться!» Кто-то просто писал: «Давай я тебя поддержу, познакомлю со всеми, помогу тебе».

В социальном капитале важно рисковать, первым идти в открытость, уязвимость. Я считаю, что уязвимость сразу создает доверие и желание как-то тебе помогать, выстраивать отношения.

Вы говорите, что в социальном капитале нужно сначала что-то отдавать, потом благодарить. Как быть, если отдавать нечего — не знаешь, что предложить человеку, с которым хочется наладить контакт?

Надо начать с простого — просто благодарить. У нас есть резидент, Сергей Голуб, он в какой-то момент начал раз в неделю в общем чате писать сообщения с благодарностями, например: «Благодарю Нину, благодарю Мишу за это, за то». Хотели бы предприниматели быть партнерами человека, который умеет благодарить? Думаю, да. А на благодарности нужно потратить примерно 30 минут в неделю — это более чем адекватная инвестиция.

Какие вы видите ошибки в коммуникации, которые мешают наращивать социальный капитал?

Люди часто пытаются больше взять, чем отдать, плохо благодарят друг друга, ужасно представляются, рассказывают о себе. Люди пишут первые сообщения с учетом лишь того, что нужно им, — они вообще не думают, а что нужно мне, обижаются, когда им не отвечают. У многих просто плохо как с коммуникацией, так и с воспитанием. Например, мне иногда пишут: «Миша, познакомь с Фридманом», — потом еще обижаются, что не знакомлю. Функцию обиды надо в принципе отключить во взаимодействии с людьми. Выводы делать можно, обижаться — нет.

У многих людей несоразмерные запросы. Когда я спрашиваю о том, кого предприниматели хотели бы себе в менторы, часто получаю такой ответ: «Я хотел бы Илона Маска, Джеффа Безоса, ну, может, Михаила Фридмана». Моя версия, что намного полезнее, ценнее и эффективнее могут быть люди твоего уровня, может быть, немножко повыше — к ним намного легче попасть, они могут быть для тебя более релевантными, чем эти, условно, космонавты.

Сколько надо работать над своим социальным капиталом, как долго нужно отдавать, чтобы что-то получить?

В среднем создание первого успешного бизнеса занимает 10 лет. Истории, что кто-то вчера что-то запустил и завтра миллиардер, есть, но это статистическая погрешность, чаще результата достигают долго. С социальным капиталом то же самое: чтобы что-то получить, надо сначала долго что-то отдавать.

Звонит мне как-то человек из списка Forbes: «Миша, сделай мне презентацию». У меня есть три варианта ответа. Первый: «Иван Иванович, простите, я вообще-то основатель крупнейшего бизнес-сообщества страны. Вы уверены, что не ошиблись номером?» Второй: «Я презентации не делаю, но могу порекомендовать того, кто сделает». Третий: «Только презентацию? Команда стоит, заряжена, ждет новых задач!» Если выбрать третий вариант, это шанс подняться на социальном и предпринимательском лифте — можно получить ментора, наставника, партнера из списка Forbes. Я это на себе испытал — 8 лет добивался, чтобы моим партнером стал Рубен Варданян, и у меня получилось.

Основная валюта социального капитала — это время. Нельзя сказать, сколько уйдет на его накопление и развитие: неделя, год, двадцать лет. У меня есть подкаст с Оскаром Хартманном, в котором он говорит, что если ты решил стать предпринимателем, каждый день идешь к своей цели и если ты это делаешь на протяжении 10, 20, 40 лет, то нет шансов, что ты не добьешься успеха.

Один гость мероприятия на мою историю звонка предпринимателя из списка Forbes сказал: «Я не готов ради каких-то Форбсов что-то делать». А я отвечаю, что даже если мне позвонит этот человек и попросит забрать его детей из детского сада, я скажу: «Конечно!» Это же еще одна возможность выстроить с ним отношения
Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным предпринимателем?

Я делал семилетнее исследование: проинтервьюировал больше 20 предпринимателей из Forbes и других успешных людей. Я искал, что у нас есть похожее, что разное, почему у них получилось, а у кого-то нет. Первый мой инсайт, что они такие же люди, как и мы, со своими страхами, комплексами, проблемами, разными психотипами.

Я выделяю три отличия успешных предпринимателей. Первое: у них длинная воля — они готовы 10, 20, 30 лет идти, работать, копать, копать, копать. Второе: повышенный уровень энергии. Им как-то, чаще всего от рождения, больше всех надо — есть какой-то внутренний моторчик. Третье — это высокий уровень амбиций. Успешные люди изначально хотят намного больше, чем другие.

Как вы советуете развивать социальный капитал тем, кто не может попасть в бизнес-клуб или не хочет?

Сначала советую разобраться со стратегией жизни. Для меня это ответ на три вопроса: кто я, куда иду и с кем. Важно придумать себе какую-то большую цель, можно ее на всякий случай умножить на 10. Дальше надо разобраться с тем, какие есть суперсилы, которые помогут добежать, какие есть ограничения, которые могут помешать, и что с этим делать. Потом подумать, кто нужен рядом, кто увеличит шансы на успех — это как раз история про социальный капитал.

Для создания стратегии развития социального капитала мы сделали колесо окружения с разными социальными кластерами. Например, там есть ментор, партнер, друзья, инвесторы, семья. Надо сделать аудит по каждому кластеру — обозначить, сколько, например, менторов хотелось бы и сколько есть сейчас. Можно понять, что для успеха не хватает отношений в личной жизни или инвестора. Я считаю, что самый конверсионный кластер — это такие же предприниматели, как я, или такие же, допустим, сквошисты, если я хочу стать чемпионом по сквошу. Когда после аудита кластеров станет понятно, кого не хватает, надо думать, где эти люди бывают, как туда попасть, как с ними выстраивать отношения.

Я уверен, что если человек понял, что ему нужен социальный капитал, бизнес-клуб — это решение номер один с большим отрывом. Это не обязательно должны быть Атланты, сейчас много разных клубов, но это самый простой формат с самой большой ценностью. Эффективно будет какое-то бизнес-обучение с выездом на несколько дней. Можно поучаствовать в регате или любом другом путешествии — отправиться туда, где выйдет провести несколько дней с другими предпринимателями. Так быстрее получится сломать стену недоверия и начать обогащать свой эмоциональный счет с теми, кто может быть тебе полезен.

Что еще вы считаете важным в достижении успеха — кроме работы над социальным капиталом?

Надо быть автором своей жизни. Есть те, кто постоянно жалуется: «Почему мир так несправедлив со мной?» — и валят все на пробки, экономическую ситуацию, какие-то события. А есть те, кто рефлексирует: «А что я сделал не так?» Важно уметь брать ответственность за свою жизнь. Думаю, этому надо еще со школы учить.

Бизнес-клуб для развития социального капитала — это быстро и просто. Если Атланты не подходят, есть другие сообщества — там тоже можно вырасти

Фотограф: Анастасия Арсеньева

Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Нина Мачаидзе
Нина Мачаидзе

Вы разделяете мнение героя о том, что нужно заниматься социальным капиталом?


Больше по теме

Новости