Мы попросили героев наших публикаций вспомнить самые болезненные неудачи и рассказать, как они их преодолевали и какие уроки вынесли.
А если вам тоже есть что рассказать — поделитесь своими историями в комментариях.
Посылка с шоколадом на полмиллиона рублей растаяла по дороге к заказчику
Олеся Ушакова, владелица компании по производству сладостей «Вкус Тайги»
Мы занимаемся производством и продажей сладостей из Сибири. В 2021 году зимой у нас в Красноярске было −30 ℃, и мы отправили в Москву шоколад с шишками на сумму полмиллиона рублей. Это был крупный новогодний заказ для корпоративного клиента. Казалось бы, что могло случиться с шоколадом в −30 ℃? Он растаял!
Оказалось, что компания-перевозчик поставила наш товар рядом с отопительной системой вагона, хотя в договоре на перевозку было прописано обязательное соблюдение температурного режима. В итоге большая часть продукции испортилась, а перевозчик отказался возмещать убытки.
Проблему удалось решить за пару дней. Мы изготовили новый шоколад и отправили его клиентам. А наш логистический партнер доказал свою надежность: без лишних разговоров взял ответственность на себя и выплатил всю сумму ущерба. Сегодня мы продолжаем возить с ним всю нашу продукцию.
Задымили торговый центр и поняли, что наша вытяжка не справляется
Тигран Мелик-Адамян, основатель и руководитель кулинарной студии Culinarium
Я владелец кулинарной студии Culinarium в Ставрополе. Мы проводим кулинарные курсы, вечеринки, мастер-классы и корпоративы, на которых гости готовят вместе с профессиональными шеф-поварами.
В марте 2017 года мы открылись в одном из торговых центров города. Вскоре нам заказали первое крупное мероприятие — корпоратив для сотрудников Coca-Cola.
На корпоратив пришли около 25 человек, все готовили бургеры. Когда начали жарить котлеты, выяснилось, что наша вытяжка не справляется, — в итоге мы задымили не только студию, но и весь торговый центр. Чтобы все проветрить, мы открывали даже двери торгового центра. А впоследствии пришлось заменить и переделать в студии всю вытяжную систему.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Лично звонил клиентам и просил их не отменять заказы и не забирать предоплату
Олег Буркацкий, владелец бренда по пошиву обуви YARD
Мы с командой занимаемся пошивом мужской обуви по индивидуальным меркам.
Когда только начинал бизнес, я не мог позволить себе арендовать офис или шоурум, чтобы снимать с клиентов мерки для их будущей обуви. Приходилось пересекаться с ними там, где было удобно им. Как-то раз я приехал в ТЦ «Галерея», чтобы встретиться с клиентом, который был в Санкт-Петербурге проездом. Это был июнь, пик туристического сезона, в торговом центре толпы людей — яблоку негде упасть. И в самой гуще людей на лавочке сидит клиент, а я рядом с ним мучаюсь с бумагами и сантиметровой лентой, пытаясь снять мерки. Вокруг толпы зевак, которые наблюдают за этим странным моментом. Тогда стало понятно, что пора снимать шоурум.
Вторая история — когда через несколько месяцев после старта бизнеса мы по полной заехали в кассовый разрыв. Это случилось из-за того, что мы не продумали бизнес-модель и столкнулись с тем, что при нашей цене на услуги бизнес просто не окупается. Только за аренду у нас были долги в районе 150 000 ₽, кроме того, не хватало денег, чтобы заплатить мастерам за уже выполненные заказы.
Мы работали по предоплате и столкнулись с тем, что не можем сшить обувь. Клиенты ожидаемо хотели забрать свои деньги. Я лично звонил с просьбой не делать этого, хоть и просить об этом было тяжело и неприятно. Мы обещали, что, когда у нас наладятся дела, мы обязательно вернем деньги или перешьем заказ — лишь бы клиенты не потребовали свою предоплату прямо сейчас.
Тогда я получил в свой адрес много негативных отзывов. В интернете писали, что я мошенник, что со мной нельзя иметь дело. Некоторые угрожали мне, нашим сотрудникам и даже моим родителям. Нам в соцсетях приходили полотна писем, в которых клиенты писали, как со мной будут расправляться.
Кассовый разрыв мы преодолели. Я очень благодарен нашим клиентам, которые тогда согласились остаться с нами, а многие из них до сих пор являются нашими клиентами. И благодарен команде, что мы тогда смогли собраться и никто из ключевых сотрудников от нас не ушел.
Поссорилась и разорвала отношения с клиентом, который незаслуженно нас обвинил
Марина Сутурихина, владелица компании «Охотники за бухгалтерией»
Я владелица аутсорс-бухгалтерии. Мы занимаемся бухгалтерским сопровождением и консультированием предпринимателей со всей России.
Долгое время работали с одним крупным клиентом. Он часто задерживал оплату наших услуг, а новые задачи, например помощь в оформлении кредита, ставил со словами: «Вот вы мне сейчас поможете, я получу за это деньги и рассчитаюсь с вами по старым долгам». С моими сотрудниками клиент общался надменно, чем подбешивал коллектив, но отношения со мной были в норме. Мы продолжали с ним работать — в малом бизнесе не принято разбрасываться клиентами, особенно крупными.
Во время пандемии его компания с помощью нашей работы получила несколько миллионов рублей по госпрограмме. Причем эта помощь с нашей стороны была в рамках нашего базового договора с клиентом, без сверхвыплат и поощрений. Он, конечно же, был доволен.
Никто не знал, как все окажется на деле
Госпрограмму на следующий год продлили, но вместе с тем и усложнили — к компаниям стало больше требований. Клиент не подходил под новые критерии, но, несмотря на это, захотел в ней поучаствовать. Мы все равно решили взяться за работу, так как заранее оценить шансы на успех было невозможно и никто не знал, как все окажется на деле.
Нам было важно четко отработать свою задачу. Помню, как мыла полы, ловила СМС о статусе заявки, все бросала и бежала передавать данные бухгалтеру, который вел этого клиента. При этом с каждым днем шансы сокращались, так как сам клиент перестал исполнять договоренности по этой заявке: не пришел на встречу с банком, не созвонился, когда просили, перестал передавать актуальную информацию.
В какой-то момент стало понятно, что клиент однозначно не подходит под условия программы, и мы неоднократно пытались до него это донести. В итоге, как и ожидалось, заявку отклонили — клиент не получил от государства денег, на которые рассчитывал. Через неделю он позвонил мне и в ультимативной форме попросил одолжить несколько миллионов рублей, объясняя это тем, что из-за нас он понес убытки.
Я была в шоке от его слов. Несколько минут он слушал мой нецензурный монолог, в котором я высказала все, что о нем думаю.
Больше мы не общались. Прошло несколько лет, и я до сих пор планирую извиниться за то, что тогда так резко отреагировала.
Нас подвели поставщики, и разозлившийся клиент пытался забаррикадировать вход в магазин
Тамара Овчаренко, соосновательница и совладелица бренда «Стальные решения»
Мы с мужем занимаемся производством изделий из металла и ковкой — это когда под воздействием высокой температуры предмету можно придать определенную форму. Однажды к нам обратился клиент, который хотел приобрести у нас кованую деталь. Заказ был большой, и одно из изделий для ковки нужно было заказать в Иране. Я узнала сроки поставки и на всякий случай прибавила к ним еще 10 дней. Клиент согласился, но сразу сказал, что ему важно получить заказ в срок, к определенной дате.
Я постоянно держала связь с поставщиком, и он говорил, что все идет по плану. Потом начались задержки. Поставщик кормил нас завтраками, а клиент начинал злиться. К назначенному сроку мы не успели и чувствовали, что бессовестно подвели заказчика, при этом на ситуацию повлиять не могли, потому что товара просто не было.
Назревал конфликт: клиента не устраивал вариант просто вернуть деньги, он был настроен агрессивно и даже пытался забаррикадировать нам вход в магазин. В таких ситуациях эксперты по переговорам рекомендуют привлекать третьих лиц. Мы так и поступили. Это помогло остудить пыл клиента. Мы пошли дальше: организовали трехстороннюю встречу между клиентом и поставщиком, а параллельно, поняв, что товар мы уже не получим, быстро нашли ему замену и отдали заказ клиенту.
Для нас эта ситуация была очень неловкая и стыдная, так как мы всегда держим слово, даже если уходим в минус.
Какие неудачи в бизнесе были у вас и чему они вас научили?