![Как сделать сладости, которые захочет купить Google: история предпринимательницы из Красноярска](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F06%252F2400h1280-1.png&w=720)
Олеся Ушакова — владелица компании «Вкус Тайги» из Красноярска. Олеся влюблена в родной край и создала гастрономический проект, чтобы продвигать Сибирь во всем мире. В 2021 году Олеся отправляла 3000 наборов с таежными сладостями по России, в Европу и США. Хотя еще пять лет назад ей говорили, что идея — провал.
Героиня рассказывает, как развить локальный проект до международного уровня и почему не стоит верить советам бывалых бизнесменов.
Коротко о бизнесе
Продаем таежные чаи, варенье, шоколад из сосновых шишек
Я запустила бизнес в 2017 году. Мы занимаемся продажей сладких сувениров: варенья, сиропов, шоколада, травяных чаев. Все сладости делаем из сосновых и кедровых шишек, таежных ягод, орехов, сибирских трав. Особенность продукции в том, что вся она сделана в Красноярском крае и Хакасии. Сырье тоже собираем здесь же.
До запуска своего бизнеса я училась на факультете иностранных языков, работала переводчиком и PR-менеджером. Часто приходилось сопровождать по работе гостей Красноярска, показывать им город и рассказывать о нашем крае. Я видела, как приезжающие выбирают подарки и сувениры, и мне казалось, что все это совсем не передает дух нашего края и мой взгляд на мир. К примеру, гости покупали варенье, сделанное в Томске. Да, это, конечно, тоже Сибирь, но это же совсем другой регион, другая местность и культура. Я считала, что это неправильно, и считаю до сих пор.
![Олеся Ушакова — владелица компании «Вкус Тайги»](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F4A3Wt4ot-1.png&w=1360&h=780)
В 2015 ко мне обратилась приятельница с просьбой помочь ей в продвижении. У ее отца было небольшое производство варенья, но со сбытом получалось сложно. Думаю, что именно в этот момент мой пазл сложился. Когда я погрузилась в его бизнес и узнала, где и как его команда собирает ягоды и шишки для варенья, как это все варится, я поняла, что хочу создавать сладкие наборы и продвигать их как гастрономические подарки из Красноярского края.
Я видела свой бизнес так: придумывать и варить с местными производителями сладости из таежных шишек и ягод, упаковывать сладости в подарочные боксы и продавать их приезжающим в Красноярск. Получается, что я отвечаю за упаковку и продажи, а производителей привлекаю на аутсорсе.
Что касается первых трат, на запуск бизнеса в 2017 я потратила около миллиона рублей. Вспомнить, на что и сколько ушло денег, спустя пять лет уже сложно. По времени от идеи до первых продаж у меня ушло примерно полгода.
Поначалу мало кто воспринимал мою идею всерьез. Среди знакомых-предпринимателей я слышала фразы, что сладкие подарки из региона покупать не будут — это смешно и точно не бизнес.
«С местными производителями денег не заработать»
Мне говорили, что заработать можно только на ретейле по такой схеме: производить большие партии низкой себестоимости и выходить с ней в торговые сети. Другой вариант — работать с Китаем: фурами отгружать сырье в Китай, где есть спрос на кедровый орех, папоротник, ягоды. А лучше и вовсе не связываться с производством, а открыть, к примеру, салон красоты, как было модно в 2000-х. Мол, с местными производителями и идеей штучных сладких сувениров денег не заработать, все это ерунда и никому не надо.
Никто из тогдашних производителей, с кем я работала, не вставлял мне палки в колеса. Часть партнеров шла навстречу и давала отсрочку платежей — сначала могли отгрузить партию продукции, а платила я только через несколько месяцев. Так меня сильно поддержал производитель, когда я поехала в 2016 году на фестиваль варенья в Москву и привезла с собой десятки килограммов варенья, 80% из которого удалось распродать на Красной площади.
Какого-то сверхэнтузиазма сотрудничать со мной тоже не было. Партнеры могли отказываться внедрять новые рецепты на производстве, например варить варенье из шишек. Говорили: «Это никому не надо».
Сейчас, в 2022 году, я уже редко сталкиваюсь со скептическим отношением к моему бизнесу, а если сталкиваюсь, то не обращаю внимания, мне все равно. Хотя бывает, что обращаются с предложением совместной работы или дополнительных инвестиций в проект и почти сразу спрашивают, планирую ли я идти в торговые сети. И тут я понимаю, что с такими партнерами мне не по пути.
Я всегда хотела делать небольшие партии и вкладывать в подарки историю и атмосферу края. Чтобы это были сладости, которые не купишь в ближайшем магазине у дома на полке с десятком джемов, которые могут уступать нам в качестве.
![Подарочные боксы с вареньем](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FKflphJs2-2.png&w=1360&h=1011)
![Наполнение подарочного бокса в 2022 году](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FhiD7rDLM-3.png&w=1360&h=893)
![Самая популярная позиция — варенье из сосновых шишек](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FvxxTCSeW-4.png&w=1360&h=893)
Отправляли подарочные боксы в офис Google
У нас есть несколько направлений в работе с заказами: корпоративные подарки, розничные и заказы от магазинов.
Корпоративные подарки покупают компании для своих клиентов и партнеров. Обычно это подарочные боксы с 3—4 сладостями. Их заказывают к праздникам или просто в качестве приятного необычного презента.
В год мы собираем в среднем до 6 тысяч подарочных боксов, которые отправляем организациям по всей России. Так, у нас заказывали сладости российский офис Google, 2ГИС. Мы работаем с крупными компаниями Красноярска и своими клиентами гордимся, многие за годы работы стали нашими друзьями. В 2022 доля корпоративных заказов в общем обороте компании составила 60%.
![Подарочные боксы для партнеров российского офиса Google](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F26OY2JOI-5.png&w=1360&h=1719)
Второе направление — штучные заказы. Это может быть одна баночка сгущенки или целый бокс. Наши покупатели — гости Красноярска, кто приезжает в город на отдых или в командировку, и жители других регионов, кто целенаправленно ищет таежные сладости и хочет попробовать продукты, сделанные в Красноярском крае.
До 2022 мы много работали с иностранными клиентами и отправляли заказы в Европу, Южную и Северную Америку, Азию и Австралию. Еще год назад мы продавались на иностранных маркетплейсах. Мы очень хорошо там раскрутились и на органическом трафике, без рекламы, получали до 150 заказов в месяц. Это давало нам существенный плюс к обороту.
С весны 2022 нам пришлось закрыть направление из-за сложностей в приеме оплаты с карт иностранных банков, логистики и блокировки российских компаний на зарубежных маркетплейсах. Я поняла, что не могу гарантировать, что покупатели получат посылки в срок. До сих пор есть единичные случаи, когда кто-то заказал подарки в феврале, а приходят заказы только в сентябре-октябре. Вдобавок мне было сложно сфокусироваться и бросить ресурсы на то, чтобы придумать новую схему оплаты. Я надеюсь, что в 2023 мы сможем восстановить направление.
Третье направление — мы работаем с небольшими и очень уютными магазинами здорового питания в разных уголках нашей страны. Оно приносит совсем немного оборота, но нам приятно быть в таком сегменте.
Структура оборота в 2022 году
![Отзывы покупателей на зарубежных маркетплейсах](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F3ysPHljf-6.png&w=1360&h=933)
![Отправка заказов в почтовом отделении](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FK0QlMitb-7.png&w=1360&h=1521)
Варим сладости только на локальных производствах Красноярска и Хакасии
В 2022 я сотрудничаю с 7 производствами Красноярского края и Хакасии. Чтобы выбрать партнера, мне важно посмотреть, как устроено производство изнутри, побывать с собственником в полях и поучаствовать в сборе сырья.
Еще мне важно почувствовать отношение партнера к своему делу. Только потом я обращаю внимание на другие критерии: скорость и сроки производства, документооборот, реагирование на критические ситуации и готовность разрабатывать новые рецепты.
Возможно, когда-то я решусь открыть собственное производство, но в связке с партнером. Мне нравится формат, где я участвую в работе производства, но мой основной фокус внимания направлен на продажи, маркетинг и другие непроизводственные задачи, в которых я разбираюсь. Так дела идут быстрее.
Работать с несколькими производствами выгодно. Это помогает распределять заказы и вовремя справляться с большими партиями. Объясню почему.
Мы работаем с дикорастущими травами и ягодами, поэтому не можем гарантировать, что в этом сезоне каждый партнер соберет определенное количество сырья. Может случиться так, что на одном производстве часть нужных трав закончится раньше, а на другом — будет в излишке. Мы отслеживаем, где какого сырья нам хватает на крупную партию, и распределяем заказы так, чтобы успеть сварить сладости в срок. Пока эта схема меня не подводила.
![Как выглядит дорога на производство в Хакасии](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FXpmoeSe5-8.png&w=1360&h=903)
На упаковках ставим геометки местности, где собирали травы и ягоды для сладостей
У меня нет красивой домашней истории, как моя прапрабабушка из глухой сибирской тайги всю жизнь собирала рецепты сладостей, а я потом по ним варила варенье. Все проще.
Рецепты я придумываю совместно с технологами на производствах. Расскажу на примере чая в вакуумных банках, наша новинка 2022 года. Я хотела разработать новый чай, и у меня было несколько критериев к команде:
- чай отлично смотрится в сухом и заваренном виде: аккуратные красивые травинки, ровный цвет;
- сохраняет свой вкус и вид при транспортировке;
- травы сочетаются между собой, дают потрясающий вкус и аромат;
- травы для чая всегда в наличии.
Чтобы придумать рецепт, мы сначала проанализировали все наши сборы. Для этого советовались со сборщиками, какие ягоды есть, какие яркие, какие большие, можем ли мы сушить шишки, а соберем ли в этом году землянику, какие вообще прогнозы.
Следующий этап — проверка. Мы прикидывали рецепт, делали пробную чайную смесь и дегустировали. Вдобавок засыпали чай в банку и оценивали, как он в ней смотрится. Если на вкус и вид чай не очень, делали новую смесь. И так по кругу, пока не понравится.
![Как красиво смотрится чай в баночках и заварочном чайнике](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FbrApN2ig-9.png&w=1360&h=1011)
Когда нашли несколько вариантов удачных миксов, посчитали себестоимость одной упаковки чая. Проверили травы по действующим декларациям, это обязательно. Использовать для пищевой продукции можно только те виды трав, которые разрешены, а производители травяных сборов должны декларировать свою продукцию. Теперь можно приступать к производству.
Когда мы точно знаем, какой рецепт запускать в производство, передаем его в цех. План такой: приобрести оборудование для фасовки и начать процесс создания упаковки. С первыми пробными партиями заказываем съемку и выкладываем новую позицию в наш интернет-магазин.
Приведу еще один пример с идеей рецептов. В сентябре мы ездили на большой гастрономический фестиваль во Владивосток. Для фестивалей я всегда стараюсь придумать новую позицию, чтобы привлечь внимание участников, увеличить средний чек. У нас родилась идея молочного шоколада на ложке.
Мы решили выделиться подачей. Написали на ложке «Отобрали у медведей лучшее», это наш слоган. Приготовили шоколад с шишкой и кедровым орехом и вставили в него деревянную ложку. Ложку с шоколадом можно опустить в горячее молоко, и получится приятный шоколадный напиток со смолянистым вкусом, а можно просто съесть.
Сначала мы сделали партию ложек только для фестиваля. Но оказалось, что они пользуются спросом и так. Ложку активно стали брать в подарочные наборы, так что мы оставили ее в ассортименте.
На упаковках мы ставим геометки с координатами. Эти координаты — квадраты, где собираются ягоды, шишки и травы для определенной позиции. Во многом это ложится в главный концепт — открывать Сибирь миру, представлять, что каждая баночка дает возможность перенестись в наш край, и показывать, что все собрано вручную, людьми, на такой большой территории Красноярского края и Хакасии.
![Ложки с шоколадом](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252Felgu52V4-10.png&w=1360&h=1606)
![На всех упаковках есть геометки, где собирали травы и ягоды](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F7gei1TUR-11.png&w=1360&h=961)
Иностранцы покупали варенье, чтобы сделать предложение и повторить момент из «Девчат»
Часто у нас заказывают сладости как способ сказать близким «Я тебя люблю» или «Я по тебе скучаю». Такие истории были всегда, но в пандемию их стало особенно много. Близкие находились далеко друг от друга и заказывали варенье и шоколад в подарок. Кажется, что мы делаем обычные баночки варенья, но для клиентов они превращаются в эмоции.
Поделюсь историями, которые я точно запомню на всю жизнь.
В 2018 молодой человек из Австралии делал предложение девушке, она родом из России. Чтобы ее удивить и создать романтическую атмосферу, он нашел нас, заказал березовый сок, сладости из кедровых орехов, шишек, чаи. Это было потрясающе.
Или другой случай. Однажды нам приходит письмо от пары из Дании, он — датчанин, она — русская. Они смотрели фильм «Девчата», и мужу так понравился фильм, что он решил поделиться ссылкой с другом. Название он не помнил, но запомнил момент, где героиня Тося намазывала на бутерброд толстый слой варенья. Начал искать фильм по этому фрагменту — вбивал в поиск слова про девушку, тайгу и джем, а в итоге нашел наш сайт. Так пара узнала про нашу продукцию и два года заказывала сладости себе, своим родным в Данию и Россию.
![Письмо заказчицы из Дании](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FwxXHVXcb-12.png&w=1360&h=1054)
Был профессор из американского вуза, преподаватель русского языка. Для одного из студентов он заказал набор сибирского варенья и чая с открыткой: «Не переживай, что русский язык очень трудный. Ты должен почувствовать его вкус, и тогда учить язык будет проще».
Я знаю, что у нас есть покупательница в России, которая хранит холщовые мешочки из-под чайных сборов. Для меня это тоже трогательный момент, потому что все мешочки отшиты рукой моей мамы, Людмилы Александровны. А кто-то даже сохраняет кедровую стружку, которую мы кладем в боксы для красоты и надежности сохранения всего состава подарков. Причем был случай, что покупатель положил эту стружку в подушку, чтобы спать и чувствовать аромат кедра.
Я и сама часто выражаю теплые эмоции через свою продукцию. Делаю это искренне и всегда от души. Осенью 2020 года я отправила близкому человеку подарок. Он был в другой стране, и тогда нас разделяло почти 10 000 км. В подарок я положила конфеты с сосновыми шишками в шоколаде и кедровыми орешками. Когда он открыл коробку и попробовал, написал, что это самая вкусная конфета, что он пробовал в своей жизни, и границ во времени и расстоянии как будто и не было. Такие моменты остаются в сердце навсегда.
![Мама Олеси Ушаковой сама вручную отшивает мешочки для чайных сборов](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FZM6D7ByX-13.png&w=1360&h=1500)
Придумали упаковку, которая стала одной из лучших на конкурсе дизайна в Норвегии
В 2017, когда запускала бизнес, я понимала, что хочу инвестировать в дизайн, подачу продукции, маркетинг, коммуникации с клиентами. Для подарка упаковка — один из решающих факторов покупки. Ты можешь сделать вкуснейшее варенье, закатать его в обычную литровую банку, как у бабушки на рынке, но дарить его, скажем, крупному бизнес-партнеру уже не захочется. В итоге я решила не экономить на дизайне.
Я хотела сделать упаковку, с которой смогу заявить о себе. Смотрела подборки лучших упаковок мира с разных конкурсов и фестивалей, изучала, какие агентства и дизайнеры занимали призовые места. С кем-то списывалась и узнавала условия сотрудничества. Так я нашла дизайнера, художника, творца, кто мне подошел по идеям и стоимости услуг, — Анастасию Генкину.
В 2017 году Настя успела приготовить дизайн упаковки для нескольких позиций, и мы подали заявку на Европейский фестиваль дизайна, в 2018 году он проходил в Осло, Норвегия. Выбрали этот конкурс потому, что Настя уже участвовала в нем раньше, была знакома с требованиями подачи заявки.
Наша упаковка заняла третье место в категории «Лучшая упаковка продуктов питания». Для меня это важная веха. Помню, я выходила на сцену в Осло, рассказывала про Красноярск. Казалось, публика не ожидала. А я чувствовала огромную гордость, что делаю продукт о Сибири и в Сибири, который оценивают в мире.
![Дизайн упаковки варенья, который используется с 2017 года](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FB4ubsR3r-14.png&w=1360&h=850)
![Третье место в конкурсе дизайна упаковок продуктов питания](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F9R6XpG94-15.png&w=1360&h=844)
По опыту знакомых предпринимателей есть частая проблема, когда дизайн вроде бы продуман, но в итоге это все остается в формате брендбука и макета, до печати дело не доходит. К примеру, макет красивый, а реализовать его технически не получается на тех производствах, которые доступны предпринимателю. У меня это тоже было.
Настя поначалу предлагала определенный формат банки. Я пыталась найти что-то похожее в России, искала в Китае, в Европе. В итоге я вовремя поняла, что таких банок у меня при всем желании не будет. Дизайнеру пришлось изменить макет под банки, которые есть в России, а крышки к ним мы заказывали в Китае. В 2017 на старте бизнеса себестоимость упаковки обходилась в 50 ₽ плюс доставка.
В 2022 мы заказываем все элементы упаковки в России. Сотрудничать с российскими компаниями оказалось проще и дешевле, но, конечно, все зависит от тиража. Да, пусть они и возят что-то из Китая, но благодаря их большим объемам нам выгоднее работать с ними. В 2022 мы в среднем тратим на упаковку 35 ₽ — 15 на этикетку и остальное приходится на банку.
За пять лет мы не меняли визуал бренда. Все, что мы придумали с Настей, по-прежнему работает. Бывает лишь иногда внедряем какие-то сезонные вещи и немного дополняем дизайн, но основная бренд-стратегия не меняется. Остается главное: минимализм, абстракция, геометрические образы.
![Дизайн шоколадных упаковок от Андрея Исаенкова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FzGjiCClH-16.png&w=1360&h=1360)
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
В 2022 расходы на упаковку выросли на 15%
Я ощутила влияние событий весны на всем: потеряла международных клиентов и долю оборота, потому что не могла принимать оплату с иностранных карт, появились сложности с печатью этикеток. Это боль.
Например, сейчас, в середине ноября, я уже две недели жду, когда мне напечатают этикетки. Заказ висит в типографии. Нам не могут напечатать этикетки, потому что типография заказывает краску из-за рубежа и краска никак не может дойти. Говорят, что она может прийти в одну из пятниц, но даже тогда напечатать этикетку смогут лишь ко вторнику, потому что впереди выходные и большая очередь заказов. Но тут начинаешь крутиться, искать новые варианты, потому что перед новым годом каждый день на вес золота.
Как выход, можно сменить типографию и заказать этикетки в другом месте. Я долго на это не решалась, потому что типография, с которой я привыкла работать, заточена под производственную упаковку. У нее есть все необходимое оборудование, уже готовые высечки для печати именно наших этикеток. В итоге я все же спешно договорилась с другой типографией и заказала этикетки там.
![Этикетки и наклейки, используемые для упаковки](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F17.png&w=1360&h=1011)
Вдобавок в 2022 изменилось качество бумаги для этикеток. До весны 2022 я заказывала этикетки на текстурной винной бумаге, она тактильно более приятная, не бликует на фото. Тогда я платила около 20 ₽ за этикетку, точная цена зависела от тиража и размера. В 2022 я плачу за этикетку в два раза меньше, но печатают их на обычной бумаге, потому что винной на производстве попросту нет. Да и в России в целом, как я поняла. Специально из Италии мне могут ее привезти, но не думаю, что я могу так шикануть.
Выросли и расходы — на 15% по сравнению с 2021 годом. Логистика стала дороже. Сахар сильно подорожал. Все необходимое для производства — банки, крышки, упаковочные коробки, пакеты и так далее — все тоже слегка, но поднялось в цене.
Я стараюсь держать цены на продукцию на уровне прошлого года. Удерживать цены сложно, но мы пока справляемся за счет объемов корпоративных заказов. С этими заказами получается встраиваться в крупные тиражи по закупке упаковки, сырья, печати этикеток, так я могу снизить себестоимость. Это помогает.
![Как скрыться от трудностей малого предпринимательства](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F18.png&w=1360&h=962)
Отправили клиенту 100 кг шоколада, но по дороге все растаяло
Обойтись без провалов в бизнесе нереально. У меня они, конечно, тоже были. Где-то справиться со сложностями помогает мой предпринимательский опыт, умение выключать эмоции и быстро принимать решения, но бывает, что помощь приходит от партнеров, которые отвечают за часть бизнес-процессов. Один из таких партнеров — Александр Астапов, руководитель компании World Express.
В конце 2021 мы отправляли одному из крупных клиентов партию шоколада. Это были подарочные плитки для корпоративных подарков. Посылку отправили поездом через логистического партнера, обычная схема. На дворе −30 °C, ну что с шоколадом могло случиться, в вагоне ведь температурный режим?
В день, когда клиент должен получить посылку, мне звонок от Саши: «Олеся, ты сидишь?» На часах 11 вечера, я иду с полотенцем в душ после рабочего дня, а он говорит: «Ты присядь, у нас шоколад растаял».
Я не поверила, спрашиваю: «Ты имеешь в виду подтаял?»
И тут приходит фото.
![Стокилограммовый заказ шоколада](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F19.png&w=1360&h=842)
Я сидела и молча смотрела на растаявший шоколад. Как вообще такое могло случиться?
Мы стали разбираться с логистическим партнером, из-за чего это произошло. Оказалось, что компания-перевозчик поставила плитки близко к отопительной системе, но они, конечно, в этом не сознались, хотя в договоре на перевозку прописано такое условие: соблюдение температурного режима. В итоге большая часть продукции испортилась.
В той ситуации перевозчик не согласился компенсировать потери и только дал нашему партнеру небольшую скидку на последующие перевозки. Это, конечно, было смешно и никак не покрывало моих потерь — это была партия на 250 000 ₽, для меня это существенная сумма.
И вот тут меня поразило решение Александра. Он почти 15 лет работает в перевозках, у него это первый случай. Он взял ответственность на себя и выплатил нам всю стоимость пропавшей поставки. Какое-то время назад я тихо про себя возмущалась, что они берут так дорого за свои услуги, но после того случая я понимаю, за что плачу. Степень ответственности, включения партнера в бизнес клиентов, его отношение к своей репутации и своему делу — бесценны.
Бывает, что-то идет не по плану не потому, что кто-то из нас ошибся, просто так случается, мы не на все и на всех можем повлиять. И вот тут важна адекватность с обеих сторон, готовность решать вопросы быстро и с уважением. Я рада, что такой партнер у меня есть. Это ведь часть нашей команды. Сильно ценю и благодарна за каждую нашу отправку и внимание к каждой коробке. Мы продолжаем работать с Александром и сегодня.
С клиентом нам удалось решить вопрос очень оперативно, все люди и все всё понимают, если все донести. Уже на следующий день мы сварили новую партию шоколада, отправили, и уже через пару дней они ее получили. На этот раз все дошло без происшествий.
К слову, в тот Новый год я сделала Саше подарок — шоколад. Подарила плитку, как из злополучной партии. Мы оба посмеялись.
Буду развивать гастрономический проект и ездить на выставки
Планов на 2023 много, но я боюсь озвучивать, загадывать. Есть точно два важных шага: участвовать в гастрономических фестивалях и развивать гастрономический проект.
Осенью я подала заявки в экспортный центр Красноярского края, чтобы получить субсидии на участие в двух выставках. Одна из них пройдет в Москве осенью 2023, вторая — международная выставка в Стамбуле. Если субсидии согласуют, поедем обязательно.
У меня есть близкая подруга Света Бокова. Она родилась на Камчатке и, как и я, развивает бизнес с продуктами своего края — «Камчатский дом». В Москве у Светы есть розничный магазин. В 2021 мы вместе участвовали в трех фестивалях и порой помогаем друг другу в бизнесе. Например, осенью я помогала ей организовать площадку «Камчатского дома» для месяца Камчатского края в ГУМе. Мы поняли, что нам комфортно вместе работать и мы хотим развивать совместную историю с гастрономическими сувенирами из регионов. Так что цель на 2023 — выставки, фестивали и усиление партнерства.
![Участие в московском фестивале «Гастрономическая карта России»](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F20.png&w=1360&h=874)
![Фото с подругой Светланой, владелицей беренда «Камчатский дом»](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F21.png&w=1360&h=1107)
Эта история, на мою душу, как целебный бальзам на раны...
«Случай в Сибири» Саши Башлачёва — о таких вот СИБИРИКАХ — как Олеся и еë Ближний круг!
Любви и процветания!!
PS
Только статья эта шла до читателей БС шесть месяцев, судя по описанным в ней событиям...
... долгонько, однако...
,)