В SMM-агентстве Регины Фасхеевой Fragency работает 40 человек, 70% из которых — зумеры, или представители поколения Z. Это люди, которым сейчас по 18—25 лет. По мнению Регины и многих других предпринимателей, молодые люди часто ведут себя инфантильно и не готовы выполнять работу, которая им не нравится. Но при этом, если зумерам нравятся ценности компании и руководство бережно к ним относится, то они показывают более высокие результаты, чем сотрудники старших поколений.
По мнению Регины, бизнесу нужно находить подход к зумерам, потому что совсем скоро они станут основной рабочей силой не только в SMM. В своей колонке Регина рассказывает о том, почему молодые эсэмэмщики уходят из профессии, а бизнесу постоянно приходится искать и обучать новые кадры. Она также объясняет, как предпринимателям взаимодействовать с зумерами, чтобы вместе достигать целей бизнеса.
Коротко о бизнесе Регины Фасхеевой
Бизнес недоволен инфантильностью зумеров
В июне 2024 года я завершила обучение по программе MBA — это бизнес-образование для руководителей среднего и высшего звена. Во время обучения и написания дипломной работы я много общалась с сокурсниками-предпринимателями. Большинство из них жаловались на своих сотрудников-зумеров. Менеджеры критиковали их за инфантильность, дерзость, нежелание вкалывать так, как это делают их коллеги — представители предыдущих поколений.
Все же зумер зумеру рознь. У меня самой есть позитивный и негативный опыт работы с зумерами. Но необычные для меня как для руководителя поступки совершали именно те члены нашей команды, которые относятся к поколению Z.
У нас в агентстве работал молодой человек, который вел соцсети для наших клиентов. Однажды он уснул прямо во время прямого эфира, который сам же и вел. А через несколько дней и вовсе пропал. Я написала ему и спросила, почему он не вышел на работу и никого об этом не предупредил. В ответ получила такое сообщение: «Все очевидно, мне не подходит SMM, поэтому я больше не приду».
Были и другие истории. Например, у нас несколько месяцев стажировался восемнадцатилетний парень. Мы решили, что он нам подходит, и стали передавать ему проекты. Чтобы он справлялся, мы прикрепили к нему опытного менеджера, который ему помогал. Но как только пошла реальная работа, стажер написал: «Я перегрузился и устал, работа нервная. Мне не понравилось писать план. Ухожу».
У нас были десятки похожих случаев, когда зумеры не выходили на работу, игнорировали звонки и сообщения, срывали дедлайны просто потому, что не хотели выполнять работу, которая им не нравилась. Думаю, причина такого инфантильного поведения в том, что их слишком сильно оберегали родители. Зумеры родились в период относительной экономической стабильности — у родителей появилась возможность уделять детям больше времени и вкладываться в их обучение и развитие. Они продолжают их опекать и усиленно интересоваться их жизнью, уже когда их чада становятся взрослыми . Я вижу это у нас в агентстве: родители молодых сотрудников часто присылают им тортики на работу и подписаны на наши аккаунты в соцсетях.
Среди других особенностей зумеров я выделяю нежелание надолго задерживаться на одном месте работы. Это видно из резюме, которые молодые люди присылают нам в огромных количествах. Когда я их просматриваю, то замечаю, что эсэмэмщики, которым около 20 лет, к своему возрасту успевают по полгода поработать в трех-четырех компаниях с громким именем. Мне как работодателю это говорит о том, что они еще не успели набраться опыта, и я рассматриваю таких кандидатов как начинающих специалистов, несмотря на то, что суммарно они проработали в SMM больше года.
В таком непостоянстве зумеров я вижу проблемы для бизнеса — предпринимателей нервирует частая смена SMM-специалистов. Только они срабатываются с одним, как приходится налаживать коммуникацию с другим. Это сбивает рабочий процесс и сказывается на результатах. Но эти проблемы решаемы — мы о них забыли пять лет назад, когда радикально изменили подход к набору людей в команду. Об этом расскажу чуть ниже.
Ожидания зумеров от SMM не совпадают с реальностью
Сфера SMM становится все более популярной среди зумеров. Причины, по которым они становятся эсэмэмщиками, следующие:
- зумеры много времени проводят в телефонах и соцсетях. Поэтому им кажется, что работа будет несложной и понятной, без планов и отчетностей;
- работу в SMM им советуют знакомые, которые уже связаны с диджиталом;
- в сети появилось большое количество краткосрочных онлайн-курсов по SMM, а их создатели на выходе обещают высокий заработок: от 30 000 ₽ на старте за ведение одного проекта;
- из-за рекламы онлайн-курсов SMM ассоциируется с легкой работой: лежишь на пляже, пьешь сок и ведешь соцсети;
- низкий порог входа в профессию: не обязательно иметь профильное образование, а чтобы начать работу, нужен только телефон и интернет;
- можно работать в нескольких проектах одновременно или совмещать работу с учебой. Это удобно студентам и выпускникам без опыта работы.
Когда зумеры приходят работать в SMM, то сталкиваются с реальностью. Оказывается, что эта работа не такая легкая и подходит не всем. Многие зумеры думают, что в SMM они будут только писать посты и делать сторис. Но им приходится:
- работать в режиме многозадачности. Чтобы зарабатывать нормальные деньги, нужно одновременно вести несколько проектов. Или же брать дополнительные задачи;
- выполнять аналитическую работу. В каждом проекте нужно не только креативить, но и анализировать цифры, писать планы и отчеты;
- угождать клиентам и находить общий язык с их командой. А если эсэмэмщик работает в агентстве, ему нужно еще и маневрировать между своим руководством и клиентами. У нас бывают случаи, когда клиенты хотят сделать что-то, что уже не модно или вообще безвкусно. А мы как агентство не можем рисковать своей репутацией. Задача эсэмэмщика здесь — угодить всем;
- быть все время на связи. Работа часто выходит за пределы традиционного рабочего дня. Особенно если клиент — ресторан, гостиница или бар. Они могут целый день молчать, а потом к вечеру накидать задач;
- переносить работу в личное пространство. Клиентские переписки ведутся в удобных для клиента мессенджерах. Чаще всего это Вотсап и Телеграм;
- работать с начальством и клиентами другого поколения, которое их не понимает и не собирается вставать на их место.
Интересно, что и сам бизнес часто неверно воспринимает SMM и относится к нему и молодым SMM-специалистам несерьезно. Причина в том, что многие начинающие предприниматели пытаются сэкономить на SMM и нанимают на эту работу людей без опыта и специальных навыков — в том числе зумеров. В итоге предприниматели сталкиваются с дилетантами и делают неверные выводы обо всем рынке и, самое главное, о том, сколько должны стоить такие услуги.
К нам в агентство часто стучатся предприниматели — собственники кафе, баров и магазинов, в которых SMM раньше занимались племянницы или дочери руководителей. Они хотят, чтобы мы выполняли работу за небольшие деньги — ниже рынка или по нижней планке. Все из-за негативного опыта — в прошлом они не увидели результатов от SMM и поэтому относятся к нашей работе несерьезно. Такое представление они по привычке перекладывают и на профессиональных эсэмэмщиков.
Непонимание зумерами и бизнесом особенностей работы в SMM приводит к негативным последствиям как для самих молодых людей, так и для их работодателей и бизнеса в целом. К этому выводу я пришла, когда писала научную работу про зумеров и профессиональные стандарты в SMM.
Зумеры — это поколение, которое в ближайшие десятилетия станет основой экономики. Почти половина из них уже вышла или выходит на рынок труда, и с каждым годом их будет становиться все больше. В некоторых сферах, например в диджитале, а именно в SMM- и креативных агентствах, уже большинство сотрудников — зумеры. И если сейчас бизнес не начнет понимать и принимать их особенности, то может столкнуться с кадровым голодом — зумеры будут перетекать из компании в компанию и менять сферы в поиске наилучшего для себя варианта. В итоге некоторые секторы экономики могут остаться без квалифицированных кадров.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Бизнесу лучше подружиться с зумерами
Любой бизнес, который нацелен на рост, заинтересован работать вдолгую — со своими клиентами, партнерами и сотрудниками. А тот факт, что зумеры не боятся увольнений и надолго не задерживаются на одном месте работы, — проблема для предпринимателей, причем не только связанных с диджитал-сферой. Сейчас многие продукты и услуги продвигают с помощью SMM, и большинство SMM-специалистов именно зумеры. А их руководители и клиенты, как правило, представители более старших поколений. И им всем нужно постоянно взаимодействовать. Если же коммуникация не складывается, то от этого страдают все.
Поэтому сейчас самое время не критиковать зумеров, а научиться с ними дружить, чтобы вместе достигать целей бизнеса. Для этого нужно понимать их особенности.
С зумерами нужно общаться бережно и часто хвалить. Когда я разговариваю с предпринимателями, то иногда слышу подобные рассказы: «Если я с утра не выпил кофе, то все мои сотрудники знают, что ко мне лучше не подходить, потому что я на всех ору». Зумеры не будут терпеть такого отношения к себе. Они готовы в любой момент встать и уйти, если руководство относится к ним неуважительно. И это правильно — не стоит терпеть нарушение личных границ. Зумеры ожидают от начальства не критику и крик, а корректную обратную связь с подробным объяснением, что они сделали верно, а в чем ошиблись. Причем для них очень важна похвала. Это лучший мотиватор для зумеров — только в такой среде можно ожидать от них положительных результатов.
Мы сами только учимся находить подход к зумерам и иногда ошибаемся. Но при этом стараемся часто говорить сотрудникам, какие они молодцы, а если у них что-то не получается, то мы им помогаем или дополнительно обучаем. Если зумеры видят, что руководство готово в них вкладываться своим временем и силами, то становятся ответственнее. К тому же я заметила, что когда я не нарушаю их гармонию и поддерживаю, то они чувствуют себя лучше.
Зумерам нужно доверять и позволять им совершать ошибки. Многие руководители боятся делегировать важные задачи зумерам, потому что считают, что они не справятся. По своему опыту я вижу, что они ценят доверие и стараются его оправдывать. Плюс я уверена в том, что самый лучший сотрудник — это тот, кто совершил ошибку, исправил ее и не ушел. Потому что он уже столкнулся с трудностью и научился ее преодолевать.
Например, раньше я по десять раз объясняла членам нашей команды важность двухфакторной авторизации. В такие моменты зумеры смотрели на меня как на занудного начальника. Но когда с паролем все-таки что-то случалось и им приходилось в панике его восстанавливать, то они понимали, для чего я это все проговаривала и зачем заставляла изучать инструкции. В такие моменты я не указываю на то, что предупреждала их заранее. Просто поддерживаю и говорю, что здорово, что они в итоге справились. Остальное они понимают сами.
У бизнеса должна быть миссия помимо зарабатывания денег. Деньги имеют для зумеров значение, но чаще они стремятся работать в компаниях, которые параллельно со своей основной деятельностью занимаются еще и экологическими или социальными активностями. В приоритете для них бизнес, который транслирует близкие для молодых людей ценности — свободу, ЗОЖ, натуральность. Например, большим уважением среди зумеров пользуются компании «ВкусВилл» и Skuratov Coffee.
Для молодых людей принципиально важно, чтобы компания транслировала свою миссию и ценности не только на словах, но и на деле. Обман легко считывается, и для зумеров это может стать поводом для смены места работы.
Зумерам нужно давать выбор объема задач на месяц. Для членов нашей команды важна прозрачность оплаты их труда, поэтому мы открыли таблицу зарплат, и все знают, кто, сколько и за что получает. Из таблицы видно, сколько сотрудники могут заработать, если выполнят определенное количество задач. Это удобно, потому что каждый может контролировать свою нагрузку. И если сотрудник устал или выгорел, то может отказаться от части работы, договориться с коллегами и отдохнуть. Если же, наоборот, он хочет больше заработать, то может взять больше задач или выдвинуть себя на тимлида. Мне кажется, это отличный подход к работе с зумерами, потому что они сами делают выбор и не винят начальство в переработках.
Чтобы зумеры не увольнялись, они должны осознавать, на какую работу они приходят. Я уже говорила о том, что зумеры стремятся работать в SMM, но когда они туда попадают, то понимают, что у них были неверные представления о профессии. В итоге это приводит к увольнениям и смене сферы деятельности. Думаю, что это проблема не только SMM, но и других областей маркетинга.
У себя мы решили проблему с текучкой среди зумеров еще в 2018 году. Для тех, кто хочет войти в профессию, мы разработали специальный бесплатный курс. Чтобы его пройти, нужно за короткий срок выполнить все домашние работы на четыре или пять баллов. А сами задания мы сделали объемными и сложными — это реальные кейсы из нашей работы. Поэтому из 700 человек, которые пришли к нам на курс в первый раз, выпустился только 31 обучающийся, остальные слились. Во второй раз к нам пришли 1 050 человек, а до конца обучения дошли всего 68. Зато это люди, которые четко понимали, зачем им нужны эти знания, а на выходе у них сложилась полная картинка, что из себя представляет работа SMM-специалиста. Некоторых из них мы трудоустроили к себе, других — порекомендовали в другие агентства. Таким образом, мы добились того, что к нам приходят работать только те люди, которые четко понимают, что собой представляет SMM, готовы развиваться с нами и не сбегают при первых же трудностях. В итоге многие молодые ребята работают в нашей команде более пяти лет.
Мы решили проблему с текучкой кадров у нас в агентстве, но в целом в SMM она сохраняется. Мы работаем в этой сфере и заинтересованы в том, чтобы все, кто в нее стремится, приходили в нее осознанно. Поэтому было бы здорово создать альянс SMM-агентств и вместе с ними разработать профессиональные стандарты — навыки, которыми должны обладать SMM-специалисты разного уровня. Исходя из них, создавать курсы. Это помогло бы не только агентствам, но и молодым эсэмэмщикам, а также бизнесу в целом. Потому что ему было бы понятно, с кем он ведет работу — с джуном или более опытным специалистом.
Фотограф: Николай Кулагин
Что делаете вы, чтобы наладить контакт со своими сотрудниками или коллегами-зумерами?