Смешанный коллектив — палка о двух концах. Он может как помочь компании идти в ногу со временем, так и стать источником проблем. Спойлер: плюсов больше, чем минусов. Опытом работы с представителями разных поколений и практическими советами делится Юлия Солодянникова, исполнительный директор «Русской переводческой компании», бизнес-коуч и стратегический консультант.
В материале разберем поколения, их особенности и суперсилы, практики эффективного взаимодействия, а также реальные истории представителей разных поколений, преимущества и будущее смешанных команд.
Поколения, их особенности и суперсилы
При отсутствии распределения задач и индивидуального подхода межпоколенческий коллектив может стать источником больших проблем для компании. Разные ценности и наборы навыков, особенности восприятия, отсутствие точек соприкосновения — всё это нарушает коммуникацию. Закрыть глаза на проблему не получится — рано или поздно сроки будут нарушены или важная задача не будет выполнена.
Беби-бумеры (1946—1964). В жизни нынешних пенсионеров было несколько факторов, которые влияют на их работу по сей день.
- В те времена, когда беби-бумеры начинали трудовую деятельность, существовала уголовная статья за тунеядство — человек не имел права не работать.
- Большая часть была устроена на крупных производствах в промышленном секторе.
- Они росли в семьях с двумя работающими родителями и были предоставлены сами себе.
Поэтому у беби-бумеров развиты следующие качества:
- высокий уровень ответственности;
- самостоятельность — их практически не нужно контролировать;
- автономность — они готовы сами предлагать варианты решения задач;
- мышление стандартами и алгоритмами (очень полезно в проектной работе): должны быть точки А и В с понятными сроками и концепцией результата.
Суперсила: в проекте, за который отвечают беби-бумеры, результат будет достигнут четко и в срок. Но из этого вытекает и минус — они могут пресекать новаторство и креатив. Так что подбирайте для них посильные задачи и роли.
Ксениалы (1965—1980). Взросление и профессиональное становление сотрудников поколения X проходило на фоне экономической и политической турбулентности: рынок менялся быстрее, чем специалист успевал получить образование. В связи с этим в работе у них проявляются следующие особенности:
- трудоголизм;
- тяга к стабильности, желание расти внутри одной компании;
- привычка рассчитывать только на себя;
- гибкость — всегда есть план Б.
Суперсила: высокий уровень самостоятельности и ответственности. Их не нужно контролировать — они прекрасно делают это сами. Могут быть не только замечательными исполнителями, но и руководителями.
Миллениалы (1981—1996). Сейчас миллениалы — наиболее многочисленная группа сотрудников в большинстве компаний. Они первые, у кого появился выбор карьерной траектории. Осмыслив тяжелый опыт родителей, которые работали по распределению, миллениалы стали ценить следующее:
- постоянный рост (карьерный и личностный);
- принцип «брать от жизни лучшее»;
- страсть к развитию;
- отсутствие привязанности к одному месту.
Миллениалы — командные игроки, и они отлично взаимодействуют
с Х-ами
Суперсила: приносят в команды творчество и креатив в решении задач. Чтобы этот плюс не обернулся минусом в виде отклонения от сроков или изначальных требований, руководителю стоит периодически контролировать ход работ. Миллениалы — командные игроки, и они отлично взаимодействуют с Х-ами. Совет: используйте это при составлении смешанной команды.
Зумеры (1997—2012). Поколение Z — вчерашние школьники и студенты, которые только начинают свой карьерный путь. Они родились в век высоких технологий и поэтому прекрасно работают с информацией.
Вопреки мифам о том, что сотрудники из них никакие, я очень люблю нанимать зумеров, и вот почему:
- высокая скорость выполнения задач;
- хорошая обучаемость;
- способность быстро переключаться;
- открытость новому.
Суперсила: зумеры — достигаторы, индивидуалисты. Они готовы целиком и полностью отдаться работе, но только в том случае, если внутренне понимают и разделяют ее ценность, осознают свой вклад в общее дело. Так что ключ к эффективности такого сотрудника — целеполагание.
Преимущества межпоколенческих команд:
- Взаимодополняющие способности и навыки.
- Более эффективное принятие решений.
- Опора на актуальный опыт и новые знания.
Но без эффективного управления достичь блестящего результата сложно. Ниже разберем практики, которые в этом помогут.
Практики эффективного взаимодействия
Мой опыт показывает, что успешно работают шесть практик. Используйте их.
Включайте в проекты людей разных поколений. Этим вы сформируете ситуации взаимодействия, в которых работники научатся видеть и уважать ценности друг друга. В дальнейшем это снизит количество недопониманий и конфликтов в коллективе.
Грамотно распределяйте задачи и роли. В процессы можно включить сотрудника любого возраста: и пенсионера, и вчерашнего школьника. Чтобы каждый человек был максимально эффективен, нужно распределять задачи в соответствии с его ролью и суперсилой. При таком подходе вы точно получите желаемый результат. К примеру, не стоит ожидать творчества и креатива от 70-летнего, если у него нет к этому склонностей. А вот сотворчество вполне возможно!
Система наставничества. Перенимать полезный опыт можно не только у более опытных старших, но и у младших коллег. Например, наставник-зумер без проблем научит пользоваться нейросетями или новым ПО.
Работа со стереотипами. Предубеждения и эйджизм — это не современно. Например, когда вы внедряете новые технологии, старшему поколению, возможно, потребуется дополнительно объяснить, каким образом изменятся некоторые процессы. Ни в коем случае не следует думать, что им это будет не нужно или не понятно, — это не так. Иначе вы позволите стереотипам разобщить команду.
Находите точки соприкосновения. Сплоченный коллектив появляется, когда сотрудникам есть что обсудить. К примеру, наш самый старший сотрудник — главный бухгалтер — увлекается инвестициями и следит за новостями криптовалют. Неформальное общение в том числе на эти темы позволяет ей сблизиться с коллегами, которые пока являются начинающими специалистами.
Используйте теорию поколений. Она уже применяется HR-специалистами при подборе персонала, но на этом не стоит останавливаться. Внедряйте ее и при построении внутренней коммуникации. Иначе усилия могут оказаться бесполезными еще на этапе собеседования.
Опыт «Русской переводческой компании»
В нашей практике был один показательный проект. Он осуществлялся по североамериканскому восточному времени (−7 часов от Москвы) и требовал участия более чем 50 переводчиков. Мы находились в России, поэтому начинали вечером и заканчивали утром. По нашим прогнозам, этот проект не должен был и просто не мог реализоваться слишком успешно: большая команда, ночные смены на протяжении нескольких недель и внушительные объемы работы. К тому же требовалось работать с другими заказчиками по московскому времени. В общем, самый настоящий тихий ужас.
Кастомизированный график: ночную работу брали молодые миллениалы, а утром подхватывали ксениалы-жаворонки
Тем не менее смешанной команде удалось справиться на «пять с плюсом». Процесс не прекращался ни на минуту благодаря кастомизированному графику: в основном ночную работу брали на себя молодые специалисты и миллениалы, а ранним утром ее подхватывали ксениалы-жаворонки.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в Сочи. В проекте участвовали 193 переводчика, а параллельно у нас шло другое мероприятие в Санкт-Петербурге, где было задействовано еще около 30 человек.
Опытные переводчики были загружены. Тогда на помощь пришли молодые специалисты и вчерашние студенты, которые взяли несложные задачи. Так, на техническую сессию по самолетостроению мы отправили профильных переводчиков, а на встречу с Дедом Морозом — молодых ребят. Павел Русланович Палажченко (бывший переводчик Михаила Горбачёва), который тоже работал на фестивале, привел нескольких своих учеников и сидел с ними в кабине.
Будущее межпоколенческих команд
Тренд на человекоцентричность, который имеет прямое отношение к межпоколенческим командам, продолжит набирать обороты на всех уровнях. Затормозить процесс развития бизнеса и влияние массовых тенденций невозможно. Если процессы не адаптируются, то компания и ее продукты перестанут быть актуальными для современного мира с его новыми ценностями.
Поделитесь вашим опытом работы в межпоколенческом коллективе: какой он?