У Антона сеть кофеен по городу, он планирует запустить новую точку в соседнем регионе. Чтобы открыть филиал, нужно убедиться, что в выбранной локации есть спрос на товар и потенциальная аудитория. Для этого Антон проводит исследование рынка, иными словами, маркетинговый анализ.
Что такое маркетинговый анализ
Маркетинговый анализ — это различные виды исследований, которые помогают изучить конкурентов, аудиторию, спрос и текущее положение бизнеса на рынке.
Маркетинговый анализ применяют как действующие предприниматели, так и новички, которые только выходят на рынок. Опытному бизнесу маркетинговые исследования помогут узнать, в каком направлении развиваться и как масштабировать компанию. Начинающие предприниматели с помощью маркетингового анализа могут изучить потребности аудитории и проверить спрос на продукт. Так они поймут, стоит ли выходить на рынок и с какой услугой.
Какими бывают маркетинговые исследования
Разные виды исследований помогают изучить конкретные аспекты рынка и бизнеса. Разберем пять популярных:
- Анализ внешней среды — PEST-анализ. Оценивает внешние факторы, которые могут повлиять на бизнес: политические, социальные, экономические и технологические. Его применяют, когда запускают бизнес или выводят на рынок новый продукт.
- Анализ внутренней среды — оценивает процессы и ресурсы действующего бизнеса. Например, с его помощью изучают финансовое состояние организации или пересматривают процесс найма сотрудников.
- Анализ конкурентов — оценивает положение компании среди конкурентов, изучает, какие стратегии используют игроки рынка и какие слабости и сильные стороны у них есть. Для исследования применяют SWOT-анализ.
- Анализ потребителей — изучает поведение, предпочтения, потребности, мотивы и факторы, которые влияют на решения целевой аудитории.
- Анализ ценообразования — бизнес изучает цены конкурентов, сравнивает со своими и устанавливает оптимальные.
Любые маркетинговые исследования объединяет общая цель — получить информацию, которая поможет бизнесу принять обоснованные решения. К примеру, разобраться, выходить на рынок с новым продуктом или отложить запуск.
Как провести маркетинговый анализ
Исследования проводят в пять этапов:
- Определите цели. Сформулируйте, какие результаты хотите получить в процессе анализа. Например, изучить аудиторию или сильные стороны конкурентов.
- Выберите подходящий вид исследования. Например, чтобы изучить преимущества и недостатки конкурентов, можно использовать SWOT-анализ, а для сегментации целевой аудитории — анализ ЦА.
- Выберите методы. Это может быть опрос, интервью с респондентами, сбор информации через специальные сервисы и парсеры.
- Соберите данные и проанализируйте их. Оцените, какие тенденции встречаются и что чаще всего отвечают респонденты.
- Сделайте выводы по анализу и разработайте стратегию дальнейших действий. Скажем, предприниматель мог провести анализ целевой аудитории и выяснить, что потенциальные клиенты чаще всего смотрят рекламу в соцсетях. Он делает вывод, что рекламный бюджет стоит вкладывать в SMM, а не в наружную рекламу.
Предприниматель может провести исследование сам или прибегнуть к помощи маркетолога. Второй вариант надежнее: у специалиста есть нужные навыки и опыт, это позволит провести более качественный и информативный анализ.
Подборка материалов, чтобы самому провести разные виды исследований
Собрали статьи-инструкции, которые помогут подготовиться и провести маркетинговые анализы:
Что важно запомнить
- Маркетинговый анализ позволяет изучить рынок, конкурентов и потребителей, чтобы принять взвешенное бизнес-решение.
- Есть разные виды исследований. Например, PEST-анализ изучает внешние факторы, которые влияют на бизнес, а SWOT-анализ помогает лучше понять конкурентов.
- Чтобы провести маркетинговый анализ, нужно определить цели исследования, выбрать подходящий метод, собрать данные и изучить результаты.