Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Категорийный менеджмент


В магазинах уже давно есть отделы — с хлебом, мясом и крупами. Но подходить к категориям товаров как к отдельным бизнес-единицами начали только в 90-х годах в США. Тогда Procter & Gamble и Walmart разработали особый подход, чтобы оптимизировать ассортимент и снизить затраты на логистику. Эти компании объединяли товары на основе их свойств для потребителя. Сейчас категорийный менеджмент использует большинство крупных ретейлеров.

Что такое категорийный менеджмент

Категорийный менеджмент — это стратегический подход к управлению ассортиментом, при котором товары разделяют на группы и управляют каждой из них отдельно. Обычно такой подход используют в розничных продажах.

Товары классифицируют по характерным особенностям: назначению, составу, вкусу. Например, в магазине у дома есть молочный отдел, мясной, бакалея и сладости.

Каждую категорию воспринимают как отдельную бизнес-единицу со своими стратегией продвижения, маркетинговыми целями и планами продаж.

Книжный магазин выделил несколько категорий: художественная литература, научные и образовательные книги, книги по саморазвитию, канцтовары и настольные игры. Такое деление оправдано: маркетинг художественных книг и канцтоваров будет разным, поскольку они закрывают разные потребности покупателей.

Категорийный менеджмент помогает оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность продаж. Достаточно использовать один подход к продажам товаров одной категории — думать над продвижением каждой позиции необязательно.

Цели и принципы категорийного менеджмента

Две главные цели метода: увеличить удовлетворенность потребителя от ассортимента магазина и повысить уровень продаж. Бизнесу проще делать закупки, когда товары поделены на категории: можно понять, сколько товаров и какого вида должно оказаться на полках. А клиентам проще сориентироваться в магазине.

Иван хочет купить что-то к чаю. Он заходит в продуктовый магазин, видит стеллаж с печеньем и берет одну из упаковок.

Чуть глубже в магазине другой стеллаж — с вафлями и шоколадом. Для покупателя это неожиданно: оказывается, выбор сладкого в магазине больше, чем он думал, и можно выбрать между вафлями, шоколадом и печеньем.
Иван сделал выбор. Но по пути на кассу увидел еще один стеллаж — с пряниками и десертами собственного производства.

Покупателю неудобно сравнивать сладости, когда они разбросаны по залу, а еще у него останется впечатление, что в магазине хаос — товары одной категории находятся в разных местах.

Чтобы упростить коммуникацию и повысить эффективность бизнеса, используют четыре принципа категорийного менеджмента:

  • товары разбивают на категории с ориентацией на то, как их воспринимают покупатели;
  • каждая категория товаров — отдельная бизнес-единица;
  • закупка и реализация проходят по заранее прописанному плану;
  • категории с низким спросом дотягивают до приемлемых показателей либо выводят из ассортимента.

Эти принципы ведут топ-менеджеров к тому, чтобы ставить в приоритет закрытие потребностей клиентов, а не максимальное сокращение издержек.

Инструменты категорийного менеджмента

Для категорийного менеджмента важно глубоко понимать потребности покупателей и знать, что они считают хорошим ассортиментом. В этом помогают классические методы анализа в менеджменте:

  • «SWOT-анализ» — анализ сильных и слабых сторон бизнеса, категории, конкретного товара или поставщика;
  • «PEST-анализ» — анализ внешней среды, определение угроз и тенденций отрасли;
  • «ABC- и XYZ-анализ» — позволяют понять, какой товар приносит наибольшую выручку и насколько стабильно он это делает;
  • опрос или анкетирование — методы изучения покупательских предпочтений и отношения к товарам и категориям.

Можно использовать и другие инструменты, которые помогут разделить ассортимент по категориям и определить, какими позициями наполнить каждую из них.

Этапы внедрения категорийного менеджмента

Чтобы внедрить категорийный менеджмент, нужно:

  1. изучить покупателей, определить целевые группы и их потребности;
  2. разделить товары по категориям;
  3. сравнить категории по объему выручки и выделить основные;
  4. поставить цели развития каждой категории и разработать стратегии развития;
  5. внедрить новые принципы работы с категориями;
  6. проанализировать результаты.

После внедрения категорийного менеджмента придется продолжать анализировать категории и дорабатывать их стратегии развития. Но развивать большие категории товаров проще и выгоднее для бизнеса, чем продвигать каждый товар по отдельности.

Что важно запомнить

  1. Категорийный менеджмент — это способ управления ассортиментом, в котором бизнес делит товары на категории по их способности закрывать потребности клиентов.
  2. К каждой категории относятся как к отдельной бизнес-единице с едиными системой управления, маркетингом и стратегией продаж.
  3. Обычно категорийный менеджмент используют в розничной торговле. Он улучшает взаимопонимание между магазином и клиентом. Это увеличивает продажи и удовлетворенность покупателей.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации