Изменение и усложнение логистических цепочек, произошедшее в 2022 году, привело к повышению беспокойства за сохранность грузов и за их доставку как у отправителей, так и у получателей. И это стало одной из ключевых причин роста спроса на страхование грузоперевозок, который подтверждали крупные страховщики.
Рассказываю, с какими новыми рисками сталкиваются участники логистического рынка, чем это опасно и как ситуацию меняют цифровые инструменты.
Что происходит на рынке грузоперевозок
Количество страховых случаев в грузоперевозках, по словам участников рынка, в 2023 году существенно выросло. Усложнение логистических цепочек и переориентирование маршрутов создали несколько проблем для рынка.
Риски, связанные с возможным и внезапным закрытием погранпереходов. Это вынуждает спешно искать новый путь, удлиняет срок доставки груза — и порой приводит к критичному срыву сроков, увеличивает расходы на транспортировку.
Удлиненные логистические цепочки. Это не только более долгие сроки поставки, но и увеличившиеся расходы на обязательное страхование грузов на территории третьих стран.
Сложности со сменой направлений экспорта и импорта. Российские международные перевозки сейчас сфокусированы в сторону Турции, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Индии. Это переориентирование создает новые вызовы и задачи для логистики. Перевозчики сталкиваются с совершенно другой инфраструктурой, с другими транспортными средствами, с другим качеством оказания транспортных услуг, соблюдения норм безопасности. И не всегда это «другое» — лучшее.
Проблемы с перестрахованием. Его практически нет, сейчас всеми вопросами занимается исключительно РНПК — Российская национальная перестраховочная компания. Перестрахование у иностранных компаний запрещено.
Новые участники рынка. Также, после того, как российский рынок покинули международные перевозчики, на нем стали появляться новые игроки, увидевшие открывшееся окно возможностей. С одной стороны, это плюс, поскольку расширяется выбор поставщика услуги для отправителя или получателя груза, повышается конкуренция, в перспективе может расти качество оказания услуг. Но, с другой стороны, не все новые участники рынка — добросовестные или правильно оценивают свои силы и возможности.
Они могут брать груз на перевозку и по каким-либо причинам не выполнить обязательство по его доставке, либо выполнить некачественно. В лучшем случае к получателю груз приедет с задержкой, с повреждениями, с потерями. В худшем — не приедет вообще, а перевозчик исчезнет. Потери для бизнеса, который отправляет и/или получает груз, могут оцениваться и в сотни тысяч рублей, и в миллионы.
И все описанные новые риск и вызовы сочетаются с тем, что в российской логистической отрасли не существует обязательного страхования грузов. Каждый перевозчик и отправитель сами решают этот вопрос и чаще или закрывают на него глаза, или выбирают самострахование — покрытие убытков из резервного фонда или уставного капитала логистической компании. По данным Zunami, в 2023 году только 20% грузоотправлений в России были застрахованы.
Ключевая проблема самострахования в том, что у не у каждой логистической компании достаточные объемы резервного фонда или уставного капитала. Поэтому так или иначе грузоотправителю или получателю приходится надеяться на то, что с грузом ничего не произойдет, и транспортная компания или экспедитор в полной мере выполнят свои обязанности и договоренности.
Какие риски могут стать убытками
Одна из проблемных точек — это склады временного хранения (СВХ), откуда регулярно пропадают грузы. По мнению участников рынка, риски преимущественно возникают в отношении поставок с перегрузками или перецепками на белорусских складах временного хранения.
Процесс переноса товара или смены прицепа должен проводиться очень быстро, и далеко не всегда при этом перевозчик рассчитывает грузовые места. Как результат — часть товаров неизбежно теряется. Наиболее актуальна эта проблема для мультимодальных перевозок, где происходит смена транспортных средств.
Другая проблемная точка — это склады ретейлеров, маркетплейсов: Ozon, Wildberries и прочих. Здесь самый большой риск связан с возможными ЧС. И в 2023 году, и в 2022 году в СМИ неоднократно разносились новости о масштабных пожарах на складах крупных ретейлеров.
Пожар на складе Ozon в Подмосковье в 2022 году принес компании 10,8 млрд рублей убытков, — к счастью, ответственность Ozon была застрахована на 12 млрд рублей. Ущерб от пожара на складе Wildberries в начале 2024 году предварительно оценивали также в 10 млрд рублей. И это только самые громкие случаи.
Третья проблемная точка — это заказы в e-commerce, и здесь помимо описанных выше ЧС на складах есть еще несколько распространенных проблем. Во-первых, если возникают сложности с транспортировкой товара, из-за чего удлиняется срок его доставки, покупатель может отказаться от выкупа. Товар возвращается на склад, при этом селлер все равно понес расходы на логистику. Во-вторых, на складах нередки случаи порчи товара, что аналогично приводит к отказу его выкупать со стороны клиента. Итог — у селлера снова убытки.
По данным опроса, проведенного среди пользователей ЮMoney, каждый второй возвращает купленные вещи — чаще всего делают так на маркетплейсах. И почти 60% респондентов хотят получить обратно деньги, а не заменить товар. По мере роста спроса на онлайн-покупки и, в частности, увеличения востребованности маркетплейсов этот риск становится все актуальнее. И вместе с тем — все убыточнее для бизнеса.
Новой для рынка проблемой стали риски увеличения дебиторской задолженности, о чем говорят несколько крупных экспедиторов. В FM LOGISTIC в 2023 году она составляла 17-20%. Проблема возникает из-за того, что транспортные компании заинтересованы в как можно более быстрой оплате своих услуг, в то время как у владельцев груза расходятся планируемый и фактический бюджет и затраты.
Сложившийся риск требует от экспедиторов менять финансовые модели работы с клиентом и проводить более тщательный скоринг потенциальных контрагентов.
Что же делать
Интерес бизнеса к страхованию грузов и ответственности перевозчика растет, но пока это происходит очень медленно. Грузовладельцев останавливает сложность самого процесса страхования и связанный с ним механизм выплат. Однако эту проблему постепенно решают развивающиеся на российском рынке цифровые инструменты для автоматизации страхования и проведения всех его процессов в удаленном режиме.
Страховая отрасль в целом, не только ее логистическое ответвление, — довольно консервативная сфера. Очень долго она оставалась традиционной с точки зрения протекающих процессов и максимумом цифры было введение электронного документооборота с ЭЦП (электронной цифровой подписью). Но сейчас в страховании появляется все больше новых инструментов и технологий, которые со временем могут сделать страхование таким же удобным, как и финансовые операции.
С помощью цифровых платформ можно оперативно формировать страховые сертификаты с разными условиями и тарифами для разных этапов международных перевозок — быстрее и легче, чем это происходит в «традиционном» виде. Новые технологии могут упростить и усовершенствовать механизм урегулирования убытков — если анализ данных о грузе и его перевозке на себя возьмут нейросети, они быстрее и точнее обнаружат несоответствия и страховой случай.
Кроме того, и для грузоперевозчиков, и для грузоотправителей выходят цифровые решения, не просто переводящие страхование в онлайн, но и повышающие качество страховых процессов и их прозрачность, снижающие объем мошеннических действий. Это продукты, которые позволяют управлять не только основными логистическими рисками, но и нестандартными, гибко настраивать необходимые опции — включая, например, страхование возврата товаров на маркетплейсе.
Грузоперевозчик может оформлять порейсовое страхование вместо абонемента на долгий срок, стоимость его страхования может зависеть от числа поездок — вместо фиксированной единовременной оплаты. Аналогично грузоотправитель может оформлять порейсовое страхование вместо «коробочного» решения, увеличивать лимиты по своим потребностям, дополнительно включать необходимые ему нестандартные риски — как обесценивание груза из-за порчи упаковки или потеря прибыли из-за задержек доставки.
Резюме
Постоянно добавляющиеся новые риски и усложняющаяся логистика усиливают потребность бизнеса в страховании грузов. Потенциальные убытки сегодня существенно выше любых резервных фондов транспортных компаний, поэтому опасно надеяться только на самострахование. И в этих условиях бизнес будет все активнее обращаться к цифровым инструментам, простым и доступным всем участникам процесса перевозки груза.
С какими сложностями вы сталкивались при страховании груза и как их решали?