Отдел продаж — ключевой элемент в генерации доходов компании. Создавая отдел продаж с нуля, многие собственники компаний даже не представляют, что делать на старте. Некоторые сразу нанимают ведущих менеджеров, другие — начинают продавать сами, чтобы в будущем масштабироваться.
О проблемах, важных этапах и эффективных практиках при создании отдела продаж рассказал эксперт в построении отделов продаж и системного менеджмента Александр Алешин.
Основные проблемы при построении отдела продаж с нуля
Первая проблема, с которой сталкивается предприниматель — отсутствие опыта в построении отдела продаж. Собственники компаний особенно на старте не хотят привлекать экспертов и людей с опытом, а пытаются развиваться самостоятельно, реализуя свои гипотезы. Чаще всего это приводит к потере времени и денег на поиск оптимальной модели продаж.
Вторая проблема — выбор подходящих сотрудников. Поскольку отсутствует твердый опыт, предприниматель занимается поиском персонала «инстинктивно», опираясь на собственное видение того, каким должен быть менеджер, либо руководитель. Это видение основано не на опыте и практике, а на информации из интернета — тех же роликах на YouTube и прочем контенте. Таким образом, повышается риск выбрать неэффективного сотрудника, который не будет показывать результат.
Третья и самая главная проблема — построение отдела продаж без привлечения опытного РОПа и компетентных менеджеров. Часто предприниматели выводят на работу руководителя отдела продаж и менеджеров, ожидают от них чуть ли не чудес, но деньги почему-то на счет не капают. Естественно, собственнику это не нравится, он ставит дедлайны на исправление ситуации, грозит увольнением, но продаж как не было, так и нет. А все потому, что изначально была выбрана неправильная стратегия продаж, подобраны некомпетентные люди, которые не умели управлять процессами.
Это самые распространенные проблемы при построении отдела продаж с нуля, которые сводятся к одному выводу: создавать отдел и выстраивать его работу обязательно должен специалист с опытом. Если у собственника есть соответствующий опыт — отлично, можно выстраивать отдел продаж самостоятельно. Если опыта нет, то нужно найти человека, который, как говорят, съел собаку в этом деле, желательно не одну.
С чего начать запуск работы отдела продаж
Первая рекомендация собственникам — протестируйте канал продаж. Часто бывает так, что бизнесмен воодушевлен своим продуктом и уверен в том, что легко покорит рынок. Однако у него даже не протестирована гипотеза продажи продукта — предприниматель еще не вышел на какой-либо канал реализации, а только взял обратную связь от сарафанных клиентов: друзей, членов семьи, партнеров.
Предпринимателю важно протестировать гипотезу — самому совершить несколько тестовых продаж, которые помогут сделать качественные выводы о продукте, клиенте и аспектах компании. Особенно это касается стартап-проектов.
Если протестировать канал продаж, то собственник сможет сделать выводы и внести необходимые корректировки до старта работы отдела. Это важно потому, что сформированный отдел сможет со старта работать на целевую аудиторию, а не заниматься ее выявлением, на что требуется определенное время.
Вторая рекомендация перед стартом — декомпозируйте свою цель, разбив ее на более простые составные части. Как правило, главная цель компании — увеличение дохода. Нужно рассчитать, что потребуется для финансового роста: сколько нужно привлечь потенциальных клиентов, каким должен быть средний чек, сколько для этого нужно провести презентаций, потратить рабочих часов. Лучше понимая воронку продаж, будет легче ее контролировать.
Третья рекомендация — ответьте себе на вопрос, как будут генерироваться лиды. Частая проблема: отдел продаж стартует без четкого понимания того, где искать потенциальных клиентов, а регулярный канал привлечения лидов должен быть обязательно. Поэтому важно определить стратегию по получению лидов. Это могут быть холодные базы, интернет-маркетинг, партнерская информация, постоянные конференции или другие источники.
Формирование команды отдела продаж
Универсальный инструмент для поиска сотрудников — площадка HeadHunter. Многие бизнесмены закрывают свои потребности в работниках при помощи этого сервиса.
Искать сотрудников можно с помощью HeadHunter, подключив к работе опытного HR, экспертов на аутсорсе или собственную службу подбора, если она существует. А ее при возможности лучше создать, поскольку функция подбора в отделе продаж пригодится из-за текучки менеджеров, которую нужно оперативно компенсировать.
Когда отдел продаж сформировался и начал работу, важно построить систему: в первую очередь, должны составляться регулярные финансовые отчеты (сколько клиентов пришло, сколько было звонков, презентаций и отказов), срезы по менеджерам и отделу в целом. Этим, как правило, занимается РОП — руководитель отдела продаж.
Как найти эффективного РОПа
При поиске подходящего руководителя отдела продаж предприниматели часто натыкаются на одни и те же подводные камни. Проблема в том, что многие кандидаты на собеседовании рассказывают о своих выдающихся способностях в продажах, но на самом деле не умеют грамотно выстраивать системный отдел продаж и достигать результатов, то есть, попросту завышают свои компетенции.
Бывает так, что кандидаты уверены в своих способностях, поскольку работали в уже выстроенном отделе продаж, либо какой-то серый кардинал помогал выстраивать бизнес-процессы. В итоге на новом месте работы подающий надежды кандидат оказывается бессильным — его компетенций попросту не хватает.
Поэтому собственнику важно найти твердого специалиста, с крутым опытом в продажах, лучше в смежной сфере. Искать РОПа можно самостоятельно или воспользоваться помощью экспертов со стороны, обладающих опытом в подборе персонала.
После выбора кандидатов, подходящих по навыкам, нужно дать им тестовое задание с вашим кейсом. Например, попросить их составить план для достижения конкретных целей в определенном бизнес-проекте.
В идеале дать задания с кейсами 15-ти кандидатам, чтобы выбрать из них минимум семь, а уже из них — одного подходящего. Если претендентов на место меньше семи, человек пять, например, то существует вероятность выбрать лучшего из худших, но все равно плохого специалиста.
Поэтому первая рекомендация — выбирайте РОПа из как можно большего числа кандидатов, что увеличит шансы найти достойного руководителя.
Вторая рекомендация — пригласите на финальное собеседование опытного эксперта-практика, который уже выстраивал отдел продаж. Например, коммерческого директора какой-нибудь фирмы или опытного РОПа, который сможет объективно оценить кандидата, рассмотрев его кейс.
Зачем нужна база знаний в отделе продаж
На самом старте работы отдела нужно начать формирование базы знаний, содержащей все происходящие бизнес-процессы в виде инструкций. Такая база позволит новым менеджерам со старта понять, что и как им предстоит делать, чтобы закрывать клиентов. Кроме того, инструкции по воронкам продаж помогут менеджеру брать в работу только целевых клиентов и не тратить время на тех, кто не купит в любом случае.
Например, туристическое агентство организует поездки в Европу. Для такого турагентства нецелевым клиентом может быть тот человек, который хоть и интересуется турами по Европе, но не имеет визы. Именно критерий отсутствия визы делает этого клиента нецелевым, поэтому менеджеру не стоит тащить его в воронку, начинать вести диалог и тратить на него время.
В базе знаний также можно составить речевые модули по общению с целевым клиентом. Например, описать, как правильно разговаривать с клиентами, выявлять их потребности и с максимальной конверсией предлагать идти дальше на следующий этап, которым может стать или встреча, или коммерческое предложение.
Также в базе знаний важно прописать основные этапы проведения презентации — этот момент часто игнорируют, а зря. Менеджер должен четко знать, как поздороваться с клиентом, озвучить регламент встречи, рассказать о компании и показать кейсы, спросить у человека о его потребностях.
Прописать этапы важно для того, чтобы презентация не стала самодеятельностью и отсебятиной, а была четкой и способной решить проблему клиента.
Польза от внедрения CRM-системы для учета и анализа продаж
Современный отдел продаж не может полноценно функционировать без CRM-системы, к которой нужно подключить IP-телефонию и мессенджеры, в том числе WhatsApp и Telegram, поскольку многие предпочитают общаться через них.
В базе знаний также должны быть технические регламенты о том, как заполнять CRM-систему и работать с ней. При этом система управления должна помогать менеджеру вести дела, а не быть инструментом ради отчета.
Внедрение CRM-системы для учета и анализа продаж позволяет компаниям значительно улучшить свои бизнес-процессы. Этот инструмент помогает централизованно хранить информацию о клиентах, взаимодействиях с ними, заказах и транзакциях. Вот несколько ключевых преимуществ внедрения CRM-системы.
Улучшение обслуживания клиентов. CRM позволяет оперативно отслеживать запросы клиентов, историю их покупок и предпочтения, что помогает обеспечить персонализированное обслуживание.
Анализ и прогнозирование продаж. CRM-система позволяет автоматизировать процесс анализа продаж, выявлять тенденции и предсказывать поведение клиентов, что помогает оптимизировать стратегию продаж.
Улучшение коммуникации внутри компании. CRM-система позволяет сотрудникам быстро обмениваться информацией о клиентах, заказах и контактах, что улучшает внутренние коммуникации и синхронизацию действий.
Эффективный маркетинг. CRM позволяет анализировать данные о клиентах и разрабатывать точные маркетинговые ходы, направленные на конкретные сегменты аудитории.
Обучение как фактор развития отдела продаж
Многие компании понимают важность обучения персонала, но на деле мало кто относится к этому аспекту с должным вниманием — провели пару-тройку тренингов для менеджеров и забросили. В итоге менеджеры деградируют.
Одна из особенностей нашей природы в том, что если человек не обучается, то его знания устаревают, становятся неактуальными, либо вообще улетучиваются из головы, что приводит к деградации. Поэтому в эффективных отделах продаж выстраивается системное обучение.
Например, каждую неделю РОП обучает менеджеров либо продукту (его фишкам, сильным сторонам и прочим аспектам), либо навыкам продаж. Еще один формат обучения — воркшоп: менеджеры сами накидывают сложные ситуации с клиентами из практики и совместно думают об их эффективном решении. Такой формат приводит к появлению новых знаний, навыков отработки возражений.
Обучение продукту, навыкам и воркшопы нужно чередовать и проводить хотя бы раз в неделю, чтобы менеджеры всегда были «на коне».
Зачем нужен контроль качества в отделе продаж
Вишенка на торте — регулярный контроль качества, без которого вся работа по созданию и развитию отдела продаж не принесет желаемых результатов. Контролировать нужно работу менеджеров, ведение CRM-системы, обучение. Если что-то идет не так, как было задумано, то менеджерам нужно дать обратную связь и сообщить им об ошибках.
Процесс контроля качества внедряется в отдел продаж в виде чек-листов, по которым проводятся проверки и предоставляется обратная связь. Рассмотрим, что благодаря этому можно сделать.
Улучшить клиентский опыт. Контроль качества помогает обнаруживать слабые места в обслуживании клиентов и улучшать процессы, чтобы повысить их удовлетворенность.
Стандартизировать процессы. Через контроль качества можно определить эффективные методы продаж, стандарты обслуживания клиентов и требования к персоналу, что способствует улучшению качества работы.
Обнаружить проблемы. Контроль качества позволяет выявлять проблемные моменты в работе с клиентами: например, недостатки в обучении персонала или несоответствие процессов ожиданиям клиентов.
Повысить эффективность. Через анализ результатов контроля качества можно определить области, требующие улучшения, и разработать стратегии для увеличения эффективности работы отдела продаж.
База знаний, обучение и контроль качества — три столпа развития системного отдела продаж.
Почему важно координировать работу менеджеров
Руководитель должен регулярно координировать работу менеджеров. Например, встречаться с ними ежедневно и анализировать план-факт за предыдущий день по показателям. И если план не выполнен, то обсуждать причины и выяснять, что мешает его выполнению.
И это «что мешает» может быть как со стороны менеджера, так и компании. Возможно, что-то не так с продуктом или процессами внутри организации. Если же РОП увидел проблему со стороны менеджера, то он должен помочь в ее решении. Услышав адекватную обратную связь, правильно подобранный и замотивированный сотрудник будет работать над ошибками. А если менеджер не хочет исправляться, то его нужно увольнять.
Если же проблемы в продукте и процессах, то РОПу нужно рассказать об этом руководителю и повлиять на внесение соответствующих изменений, без которых не будет желаемых продаж.
Координация работы менеджеров — ключевой инструмент достижения результата, но во многих компаниях он формальный, либо отсутствует вообще. Например, раз в неделю руководитель встречается с менеджерами и говорит примерно следующее: «Давайте, ребятки, больше продавайте, а то вы работаете плохо, а надо работать хорошо, тогда будут нормальные продажи». После таких напутствий РОП уходит по своим делам, оставляя менеджеров наедине со своими проблемами.
Координация работы менеджеров важна для поиска проблемных моментов и их проработки, что в итоге улучшает эффективность работы отдела продаж и помогает сотрудникам в достижении результата.
Система мотивации менеджеров
Система мотивации зависит от сегмента рынка, целей компании и прочих факторов. Для руководителя и менеджеров система немного отличается, но в целом она всегда включает бонус за выполнение плана. Размер бонуса может варьироваться в зависимости от особенностей работы менеджеров. Например, одни работают с теплым трафиком, а другие — в холодных продажах.
Интересно, что неразбериха в системе мотивации или обычное недопонимание часто становятся причиной ухода сотрудников, когда бонусы не оправдывают ожидания. Поэтому мотивационная система должна быть четко прописана и понятна менеджерам, у которых не должно оставаться к ней каких-либо вопросов. Если сотрудник понимает, какой рычаг есть у его заработка, то он будет работать лучше.
Поиск проблем в отделе продаж
Искать проблемы в работе отдела нужно «через цифры». То есть, выстраивать ежедневные, еженедельные и ежемесячные отчеты с разрезом по каждому менеджеру. Чем больше показателей содержит отчет, тем проще будет найти проблему, которая кроется на каком-то этапе продаж: мало лидов, плохая конверсия, низкий средний чек.
Проблемы существуют всегда, и в 90% случаев их можно оцифровать. Регулярный анализ цифр и качественные выводы станут отличным руководством к действию и почвой для принятия решений: собственнику с РОПом, а РОПу с менеджером.
Заключение
Важнейший момент на старте — привлечение специалистов с опытом в сфере построения отдела продаж. Такие эксперты предоставят большое преимущество, поскольку обладают знаниями, которых у вас, скорее всего, нет. Поэтому общайтесь с такими экспертами, советуйтесь, задавайте вопросы и собирайте информацию.
Второй момент — выстраивайте систему, которая будет забирать на себя 70% операционки. Если такая система выстроена, и операционные процессы происходят по ней, то у компетентных людей будет больше времени на развитие и прокачку собственных скиллов. Системное мышление — путь к успеху в продажах.
Бесплатно консультирую по построению и развитию отделов продаж!
Меня зовут Антон Федотов, выстроил более 30 отделов продаж.
Пишите в whatsapp +79222807337
Телеграм @ant2424