Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как создать такой сервис, чтобы клиенты сами хотели оставлять отзывы 


Замечали, как у некоторых ресторанов и кафе полно хороших отзывов на картах, хотя в заведении клиентов не просят и не мотивируют оставлять отзывы?

Я, Анастасия Братиславская — сервис-тренер Агентства Soul-to-soul, организационный консультант и автор телеграм-канала про сервис soul-to-soul. В статье расскажу, как создать такой сервис, чтобы о вашем бизнесе тоже хотели оставлять отзывы на онлайн-картах и советовать место другим пользователям.

Что изменить в сервисе, чтобы поднять рейтинг компании на картах

Любопытный факт: я обратила внимание, что меня никогда не приглашают обучать сотрудников те заведения и проекты, у кого низкий рейтинг на картах — у всех моих клиентов рейтинг минимум 4,5 и это лидеры рынка. Улучшать сервис обычно хотят те компании, у которых сервис и так хороший, просто они хотят, чтобы он был безупречным.

Если вы также решили, что ваш рейтинг может быть лучше и в сервисе нужно что-то менять, то для начала необходимо проанализировать, что о вашем бизнесе пишут клиенты.

Обычно анализирую отзывы по следующей схеме:

  1. Выбираем отзывы за месяц. Я это делала через сервис RocketData, так как он автоматизировано собирает отзывы с разных площадок.
  2. Изучаем отчет от SMM с отзывами в комментариях и в личке соцсетей.
  3. Читаем отзывы в книге жалоб и предложений заведения.
  4. Ежедневно собираем обратную связь от сотрудников.
  5. Далее анализируем отзывы, разделяя их на категории и темы, например: продукт, атмосфера, сервис.
Работа на  платформе RocketData
Работа на  платформе RocketData

В сервисе со сбором отзывов от платформы RocketData есть аналитика с поиском по часто упоминаемым словам в отзывах о компании. Например, на скриншоте мы можем увидеть, о чем чаще всего пишут пользователи когда упоминают в отзывах слово «Магазин», в какой тональности: зеленый цвет — позитивная, красный — негативная, желтый —нейтральная

В сервисе со сбором отзывов от платформы RocketData есть аналитика с поиском по часто упоминаемым словам в отзывах о компании. Например, на скриншоте мы можем увидеть, о чем чаще всего пишут пользователи когда упоминают в отзывах слово «Магазин», в какой тональности: зеленый цвет — позитивная, красный — негативная, желтый —нейтральная

Сначала я изучаю все негативные отзывы, затем все позитивные, обращаю внимание на то, о чем чаще всего писали в течение месяца. Все плохое, что упоминали гости в отзывах — нужно исправлять. Все хорошее — то, ради чего они приходят и что для себя отмечают, — это приоритеты, это важно удерживать или усиливать, а также развивать.

Если гости все время жалуются на скорость работы, пишут, что приходится долго ждать заказ, значит нужно предупреждать посетителей о том, сколько готовится еда, предлагать альтернативные варианты, которые готовятся быстрее и работать над тем, чтобы ускоряться.

Стоит учитывать экзистенциальную данность. Допустим, у вас маленькая парковка — это экзистенциальная данность. Вы ничего с этим не сделаете и не исправите, но вы можете гостей об этом предупреждать, тогда количество негативных отзывов сократится.

После того, как мы обнаружили проблему и нашли для нее решение через коммуникацию сотрудников с клиентами, мы проводим тренинг. Дальше ресторан формирует привычку новой коммуникации. Обычно это занимает 2-3 месяца. Как только привычка становится обыденностью — изменения начинают работать. Главное, как и в любой привычке, удержать ее, сделать это образом жизни и культурой.

Анастасия Братиславская ведет тренинг
Анастасия Братиславская ведет тренинг

Я регулярно выбираю заведения ориентируясь на рейтинг на картах, особенно если речь идет о путешествиях и командировках. По моему мнению, хорошим можно считать рейтинг от 4,7. Заведение с оценкой ниже я, вероятно, обойду стороной. Автор фото: Валерия Луцевич

Я регулярно выбираю заведения ориентируясь на рейтинг на картах, особенно если речь идет о путешествиях и командировках. По моему мнению, хорошим можно считать рейтинг от 4,7. Заведение с оценкой ниже я, вероятно, обойду стороной. Автор фото: Валерия Луцевич
Алгоритм анализа отзывов
Алгоритм анализа отзывов

Алгоритм анализа отзывов, который использует в работе сервис-тренер

Алгоритм анализа отзывов, который использует в работе сервис-тренер

Работа над ошибками выстраивается в зависимости от концепции заведения. Например, рестораны — это в первую очередь место про еду. Но такие заведения продают не только еду и напитки, а еще и три часа времени, которые там проводит гость, его досуг. Для клиентов ресторанов и кафе важно все: интерьер, температура, музыка, качества еды, качество напитков и прочее. Поэтому в отзывах из кафе и ресторанов часто упоминают атмосферу и интерьер. Значит, это и стоит усиливать и развивать.

А для кофеен актуально будет проработать скорость приготовления и качество напитков. Именно это ценят их клиенты.

Шкала похвалы заведений
Шкала похвалы заведений

Шкала похвалы заведений. Исследование отзывов Яндекса «Как хвалят и ругают рестораны и бары», 2023 год

Шкала похвалы заведений. Исследование отзывов Яндекса «Как хвалят и ругают рестораны и бары», 2023 год
Негативные отзывы о кофейнях
Негативные отзывы о кофейнях

Самые частотные формулировки в негативных отзывах о кофейнях. Исследование отзывов Яндекса «Как хвалят и ругают рестораны и бары»

Самые частотные формулировки в негативных отзывах о кофейнях. Исследование отзывов Яндекса «Как хвалят и ругают рестораны и бары»

Четыре уровня базового сервиса

Я замечаю, что не все хотят реально развиваться и работать над своим сервисом. Лучшие хотят становиться еще лучше. Бизнесу, который работает без сервиса, все равно что говорят клиенты, они уже не исправятся. Такой бизнес может жить и функционировать, но вряд ли будет цвести или развиваться.

Тем, кто стремится к качественному сервису, предлагаю простую самопроверку: на каком уровне вы сейчас находитесь и куда хотите расти? Выделим четыре уровня. Что вы можете утверждать о себе?

  1. Мы не нарушаем личные границы гостей. Финансовые, физические, временные, эмоциональные. Клиент будет недоволен, если его обсчитают или ему придется долго ждать заказ.
  2. У команды есть четкое понимает алгоритма действий при работе с гостями, проработаны все технические моменты. Нет никакого смысла учить официантов мило общаться с гостями, если они забывают принести приборы.
  3. Мы работаем над выстраиванием отношений с гостями: начинаем их узнавать и что-то для них делать.
  4. Мы превратили свой бренд в персонажа — последовательного, понятного, со своими фишками.

В каких случаях клиенты сами хотят оставлять положительные отзывы

Человек пишет хороший отзыв, когда он переполнен эмоцией. Для этого сервис у гостей должен вызывать три позитивные эмоции: радость, доверие, интерес.

Когда я чувствую, что сотрудники создают доверительную обстановку, когда испытываю радость и мне интересно — в комплексе за все это я чувствую благодарность. Допустим, я высказала благодарность сотруднику, но эмоций было так много, что я хочу еще сделать что-то хорошее — так я оставлю отзыв.

Гость вкладывает деньги в посещение заведения тремя разными способами.

Трата. Я построила ожидания, вложив в свой завтрак среднюю по городу сумму. Если все будет плохо — общение с сотрудниками или качество блюд, то я не буду воспринимать это как вклад, это будет для меня тратой, мне будет жалко, что я оставила эту сумму. Тогда мне захочется урегулировать справедливость, оставив негативный отзыв.

Баланс. Если я просто хотела съесть нормальный завтрак, персонал со мной пообщался как обычно, я заплатила деньги, тогда есть ощущение, что мы в балансе. В таком случае я не считаю необходимым еще за что-то благодарить.

Инвестиция. Если мой завтрак стоил приемлемо, персонал мне улыбнулся, был приветлив, чем-то помог, удивил, я вкусно поела и хорошо провела время — я почувствую радость и интерес. Свой завтрак я буду воспринимать как инвестицию, вложив среднюю по городу сумму, а получив удовольствия на сумму x2. Тогда мне захочется восполнить эту эмоциональную разницу и чем-то помочь бренду — например, оставить позитивный отзыв.

Узнайте, чего хотят клиенты и сделайте больше. Тогда они сами захотят поделиться с окружающими своим позитивным опытом

Также полезно аккуратно напоминать гостям о том, что можно оставить отзыв через таблички на столах, qr-код в меню или счете. Но такой метод сработает только в комплексе с хорошим сервисом. Просить лично не стоит — вспоминаем базовое правило качественного сервиса о личных границах клиента. Узнайте, чего хотят ваши клиенты и сделайте больше. И тогда они сами захотят поделиться с окружающими своим позитивным опытом.

Как работать с отзывами и что можно проигнорировать

Кто должен отвечать на отзывы — администратор, директор, владелец, SMM-щик, маркетолог? В компании должна быть четкая договоренность, кто ответственный за это направление. Отвечать должен тот, кто:

  • понимает, как правильно вести коммуникацию;
  • знает об эмоциональном интеллекте;
  • имеет представление, как устроено поведение людей, какой должна быть схема выхода из конфликтных ситуаций;
  • умеет быть в роли и быть лицом компании, говорить от имени бренда.

Почему владельцам заведений и шеф-поварам не стоит отвечать на негативные отзывы. Часто подача негативного отзыва от клиента может быть очень неприятной, преувеличенной и обобщенной, поэтому владельцам бывает сложно отвечать на отзывы, так как они могут находиться в эмоциональном слиянии со своим проектом. Шеф-поварам тоже сложно отвечать на комментарии об их блюдах. Официанты и менеджеры — нейтральное лицо, им легче в этой ситуации быть медиатором и не вовлекаться эмоционально. SMM-щику без опыта тоже не стоит отвечать на негатив от клиентов, так как зачастую это может быть сухой ответ, который вызовет еще большее раздражение и злость у недовольного гостя.

Как не надо отвечать на негативные отзывы. Не рекомендую спорить, обижаться, оскорблять в ответ, не отвечать сухо и общо, так вы только усугубите негативную эмоцию гостя. Перед ответом задайте себе вопрос: я хочу решить ситуацию и наладить коннект или я хочу оказаться правым, победить?

Негативный ответ компании на отзыв
Негативный ответ компании на отзыв

Пример плохого ответа на отзыв: здесь мы видим открытое хамство от представителя компании

Пример плохого ответа на отзыв: здесь мы видим открытое хамство от представителя компании
Негативный отзыв о сервисе франшизы
Негативный отзыв о сервисе франшизы

В данном случае отзыв обработан плохо, потому что это общий ответ, нет даже попытки вникнуть в проблему

В данном случае отзыв обработан плохо, потому что это общий ответ, нет даже попытки вникнуть в проблему
 Хамский ответа на отзыв клиента
 Хамский ответа на отзыв клиента

Еще один пример хамского ответа на отзыв клиента

Еще один пример хамского ответа на отзыв клиента
Холодный ответ на отзыв клиента
Холодный ответ на отзыв клиента

Холодный и отталкивающий ответ на отзыв без вовлечения в проблему клиента

Холодный и отталкивающий ответ на отзыв без вовлечения в проблему клиента

Думаю, отвечать на отзывы важно. Мы это делаем и для гостя, которому отвечаем, и для остальных людей, которые читают отзывы. И если ответить на отзыв классно и решить проблему, то гость это запомнит и расскажет своим знакомым об этом опыте. В памяти определенной аудитории о компании сложится положительный образ.

Большую часть конфликтов можно решить просто пообщавшись с гостем, сказав ему: «Спасибо вам большое, что вы обратили наше внимание на это? А что вам понравилось, что не понравилось?».

Есть исключения, когда отзыв можно проигнорировать:

  • Хейт.
  • Характер бренда. Например: это классный известный ресторан с большим количеством наград и безупречной репутацией. Такой бизнес может позволить себе в хорошем смысле королевскую стратегию — когда королева не реагирует на комментарии.

Главное

Сервис — это не то, что мы делаем, а ощущение наших гостей. И мы не можем управлять ощущениями наших гостей, не зная, что они ощущают. Сервис оценивают только гости. И только через них мы можем понять, хорошо мы делаем свое дело или плохо. Используйте пять основных принципов работы с отзывами:

  1. Регулярно изучайте отзывы и следите за тем, что о вас говорят клиенты.
  2. Улучшайте то, о чем говорят в положительных отзывах. То, что упоминают в негативных отзывах стоит либо исправить, либо предупреждать об этом клиентов заранее.
  3. Для обработки отзывов выбирайте сотрудников, которые понимают поведение людей и которые не находятся в эмоциональном слиянии с проектом.
  4. Чтобы клиенты сами хотели оставлять отзывы, ваш сервис должен вызывать три эмоции: радость, доверие, интерес.
  5. Относитесь к гостям с уважением, соблюдайте их личные границы и проработайте технические моменты работы вашей команды.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Анастасия Братиславская
Анастасия Братиславская

Расскажите, а какой сервис вас мотивирует писать отзывы о компании на картах?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации