Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как повысить узнаваемость бренда компании


В статье расскажу, как определить уникальность бренда, как выбрать самые эффективные инструменты маркетинга и какие каналы коммуникации лучше всего подойдут для вашего бизнеса. Вы узнаете, как создать визуально привлекательный бренд, который останется в памяти потребителей, и как построить вокруг него сообщество лояльных клиентов.

Как понять, что именно делает ваш бренд уникальным

Уникальность бренда — это всегда то, как вы выделяетесь на фоне конкурентов в сознании потребителя. В настольной книге всех маркетологов, «‎Позиционирование. Битва за умы», Джек Траут пишет: «‎Бренд — это не торговая марка, а то, что определяет вашу позицию в сознании потребителя». Поэтому лучший способ понять, что делает ваш бренд уникальным — спросить об этом клиентов.

Например, я как владелец бизнеса, еженедельно делаю 1-2 глубинных интервью на 1-1,5 часа с клиентами по определенной технологии, чтобы выяснить, что они ценят в нашем продукте, почему они его купили, с чем сравнивали и так далее. Наши маркетологи проводят десятки таких интервью в месяц, но мне как владельцу тоже важно иметь прямой контакт и держать руку на пульсе. Владелец бизнеса, который оторвался от клиентов, через какое-то время гарантированно перестанет им быть.

Инструменты для повышения узнаваемости бренда

Самый главный инструмент маркетинга для повышения узнаваемости бренда — это тщательно и профессионально разработанная бренд-стратегия. Когда у бренда нет стратегии, то все другие инструменты — социальные сети, контент-маркетинг, таргетированная реклама и так далее — будут работать гораздо менее эффективно, а иногда могут даже вредить. Например, новый маркетолог может разработать «‎гениальную» на его взгляд рекламную кампанию, которая будет полностью противоречить тому бренду, который компания строила многие годы.

Причем культура компании — это не та, что живет на бумаге в корпоративной базе знаний и в лозунгах на выступлениях CEO раз в полгода, а та, что живет в курилках и реальном отношении сотрудников — друг к другу, к клиентам, к основателям.

Когда у вас есть работающая бренд-стратегия, то вы можете легко подобрать инструменты, которые вам доступны по бюджету и которые сработают максимально эффективно в вашем случае.

Компоненты бренд-стратегии
Компоненты бренд-стратегии

Три ключевых компонента грамотно выстроенной бренд-стратегии

Три ключевых компонента грамотно выстроенной бренд-стратегии

Как создать запоминающийся и визуально привлекательный бренд

К сожалению, невозможно дать универсальный ответ на вопрос, как создать запоминающийся и визуально привлекательный бренд. Просто потому что нужно идти от того, что думают ваши клиенты, проводить глубинные интервью, панельные исследования, этнографические исследования. Многие совершают ошибку, начиная создавать бренд с визуала — делают логотип и фирменный стиль. На самом деле визуал создается из смыслового уровня, то есть из бренд-стратегии.

Мы живем в мире, где функциональные преимущества продукта быстро копируются конкурентами, и чтобы выделяться, надо обращаться к ценностям и эмоциям представителей вашей целевой аудитории. Именно это вы и сможете узнать из общения с клиентами.

Ваша задача через общение с клиентами найти эмоциональный контакт между ними и вашим брендом, и тогда вы поймете, как его можно усилить. Какие каналы коммуникации с аудиторией наиболее эффективны? Это сильно зависит от вида бизнеса. Возьмем, скажем, бизнес по оптовой продаже органических удобрений и ритейл магазин женских сумок премиум сегмента, очевидно, что каналы коммуникации здесь будут кардинальным образом отличаться.

Важно постоянно измерять эффективность каналов коммуникации. Маленькие компании, как правило, не знают и не умеют использовать инструменты бренд-исследований, в том числе потому, что для них это слишком дорого. Поэтому малый бизнес в лучшем случае ограничивается исследованием эффективности каналов коммуникации с точки зрения перфоманс-маркетинга, то есть окупаемости рекламы за счет продаж по этим каналам. По мере роста компании необходимо начинать учитывать и то, как реклама и другие коммуникации влияют на бренд компании.

Как «‎заставить» людей говорить о вашем бренде

Лучший способ «‎заставить» людей говорить о вашем бренде — создать такой продукт и такой бренд, который будет менять имеющийся на рынке статус-кво, особенно если это будет бороться с какой-то проблемой или несправедливостью.

Например, мало кто мог себе представить, что на рынке приложений по заказу такси в 2020‑е кто-то сможет начать быстро развиваться и отбирать водителей и клиентов у таких монстров как Uber. Но вдруг на рынке появился InDrive, который своей стратегией компании и бренда сделал идею восстановления справедливости. Вместо того, чтобы отбирать у водителей львиную долю выручки от поездки, InDrive берет с водителя только фиксированную плату в месяц за пользование приложением, а всю выручку за поездку оставляет водителю. Именно такая «‎честная» стратегия заставила простых людей по всему миру говорить об InDrive, и он стал распространяться практически без рекламы как лесной пожар.

Есть и другие способы заставить говорить о себе, например, коллаборации со звездами и креативные пиар-акции, но они носят разовый характер и быстро затухают. По-настоящему вирусный эффект распространения бренда достигается только за счет того, что потребители получают огромную ценность от продукта и заинтересованы самостоятельно продвигать его своим друзьям.

В нашей компании был такой кейс — резидент Тагир Сагидов и его компания Old Press, предлагающая фотоуслуги в городах Европы в стиле старинных газет. Сотрудники Old Press фотографируют туристов на ретро-камеру, а уже через несколько секунд человек попадает на первую полосу газеты. При этом компания не продает эти снимки, а дарит — люди сами могут задонатить ту сумму, которую считают нужным. В итоге происходит «‎Эффект Бабочки» — компания делает тысячи газет каждый день, дарим эмоции, а люди, в свою очередь, передают эту энергию дальше.

Компания Old Press
Компания Old Press

Компания Old Press на улицах разных городов Европы

Компания Old Press на улицах разных городов Европы

Сейчас благодаря этой уникальной концепции люди заранее планируют свои туристические маршруты по городам Европы так, чтобы обязательно заехать в город, где есть компания Old Press, и сфотографироваться.

Вирусный маркетинг сработал, когда турист из Южной Кореи опубликовал фото в своем блоге, что привлекло внимание множества корейских туристов. Активное ведение социальных сетей и стратегическое размещение фотографов в ключевых туристических точках также сыграли важную роль. Положительные отзывы и рекомендации клиентов создали эффект сарафанного радио, который привлекал новых клиентов.

Этот случай показывает, что уникальность продукта, активное использование социальных сетей и положительные отзывы могут сделать бренд известным и востребованным без значительных затрат на рекламу.

Как построить сообщество вокруг вашего бренда

Чтобы вокруг бренда возникло сообщество, он должен давать не просто функциональную ценность клиентам, но и давать им возможность обрести или усилить собственную идентичность. Например, суперпопулярность iPhone и iPad возникла именно потому, что компания Apple сделала большой акцент в маркетинге на творческих людей, которые не являются гиками, не знают технических деталей гаджетов, а просто хотят создавать цифровой контент с помощью удобных и красивых устройств.

Вокруг бренда Apple сформировалось сообщество «‎яблочников», для которых выбор нового телефона сводится к тому, покупать ли новый iPhone сейчас или подождать следующей модели. Это произошло во многом благодаря эмоциональному отождествлению себя с этими прекрасными стильными людьми, которые так ловко и красиво пользуются техникой Apple в их промо роликах и материалах.

Эффективность стратегии повышения узнаваемости

Эффективность стратегии повышения узнаваемости измеряется качественными и количественными исследованиями. Например, один из классических способов — это top of the mind. Этот метод предполагает опрос потребителей, чтобы узнать, какие бренды первыми приходят им на ум в определенной категории товаров или услуг. Это позволяет понять, насколько ваш бренд находится «‎на поверхности» их сознания и как часто его вспоминают в сравнении с конкурентами.

Качественные исследования проводятся, чтобы глубже понять восприятие бренда и выявить эмоциональные и рациональные факторы, влияющие на предпочтения потребителей. Это могут быть фокус-группы, глубинные интервью и другие методы, позволяющие получить подробную информацию о мнениях и чувствах аудитории.

После качественных исследований проводят количественные, чтобы проверить гипотезы, выдвинутые в ходе качественных исследований, и получить статистически значимые данные о восприятии бренда на более широком уровне. Это может включать масштабные опросы и анкетирование, позволяющие измерить осведомленность, узнаваемость и отношение к бренду в числовом выражении.

Адаптация стратегии узнаваемости к изменяющимся потребностям аудитории

Чтобы адаптировать бренд-стратегию к изменяющимся тенденциям и потребностям аудитории, необходимо прежде всего сделать хорошее качественное исследование — изучить, что думает и чувствует целевая аудитория по отношению к вашему бренду, конкурентам и происходящему в обществе.

Ещё на что следует обратить внимание — это длинные тренды и мегатренды, которые влияют на вашу индустрию и особенности поведения клиентов. Узнать о мегатрендах можно из различных источников, таких как отчеты аналитических компаний — например, McKinsey, Deloitte, специализированные исследования и публикации в отраслевых СМИ.

Регулярное изучение таких источников позволит вам быть в курсе глобальных изменений и адаптировать вашу стратегию соответственно. Результаты этих исследований необходимо учитывать при создании или обновлении бренд-стратегии — прежде всего платформы бренда и коммуникационной стратегии.

Ошибки при повышении узнаваемости бренда

Типичная ошибка — это кардинальным образом менять бренд или его коммуникационную стратегию на основании фантазий и «‎гениальных идей» основателей или топ-менеджмента компании. Это запускает проклятый цикл, когда неудачный разворот в брендинге потом долго и не очень успешно пытаются спасать за счет рекламных бюджетов и новых креативных идей.

Снова процитирую Джека Траута: «‎Если вы хотите добиться успеха, не игнорируйте позиции конкурентов. И не сходите со своей». При любых изменениях в брендинге необходимо учитывать позиции конкурентов в умах покупателей. А их можно узнать только глядя им в лицо и искренне интересуясь тем, что для них важно.

Создание уникального и запоминающегося бренда требует глубокого понимания своих клиентов, тщательной разработки стратегии и постоянного адаптирования к изменяющимся рыночным условиям. Уникальность вашего бренда начинается с того, что ценят ваши клиенты, и продолжается через чётко выстроенную бренд-стратегию, учитывающую тенденции индустрии и культуру компании. Постоянно измеряйте эффективность вашей стратегии и адаптируйте её в соответствии с новыми тенденциями и потребностями аудитории.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Валентин Василевский
Валентин Василевский

Расскажите, какие PR-акции или коллаборации помогли вашему бренду стать более узнаваемым?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации