Бывают ситуации, когда идейный и активный сотрудник пренебрегает системностью, из-за чего страдает не только качество задач, но и руководитель, который выгорает в попытках упорядочить хаотичные мысли коллеги. В статье поделимся опытом, как грамотно направлять креативных людей и соблюдать комфортную для всех системность.
Тяжело в тайм-менеджменте, легко в идеях
У творческого человека свой уникальный взгляд на мир. Такие люди амбициозны, но при этом ранимы, поэтому к ним нужен особый подход. Они могут быть вдохновленными и продуктивными в один момент, а в другой — испытывать творческий застой. Важно понимать, что для таких людей важна свобода выражения и возможность экспериментировать.
Чем еще креативный человек отличается от других? Внутренней свободой. Человек рожден творить, и вопрос только в том, может ли он себе это позволить. Креатив важен не только в профессии дизайнера, SMMщика или маркетолога. К примеру, в продажах нестандартное мышление в сочетании с открытостью помогает в решении сложных ситуаций, общении с клиентами и влияет на успешность переговоров. При найме стоит учитывать это и подбирать интересных людей, способных на креативные решения, независимо от позиции.
Как управлять творческими умами
В интернете расписано много методик, но я хочу рассказать именно о тех способах, которые помогли лично мне грамотно выстроить работу внутри команды.
Наладьте системность. Часто идейность проигрывает системности. Постоянные опоздания, просроченные дедлайны, трехчасовой обед и прочие ситуации, в которых сотрудник не контролирует свое время, приводят к работе по ночам, выгоранию и недовольству руководителя и сотрудника.
В системе очень важен контроль. К примеру, мы в команде стараемся на берегу, то есть при приеме на работе, проговорить свои четкие обязательства и выполнять их. Наша команда работает в офисе с 10 утра без опозданий, каждый сотрудник составляет чек-лист задач и делает небольшие отчеты за день. Эти простые методы самоорганизации помогают быть более структурированным и не отвлекаться от рабочего процесса. Также важно перемешать коллектив так, чтобы каждый член команды мотивировал другого своим примером соблюдать сроки. В команде всегда кто-то более системный, а кто-то менее — эти сотрудники должны дополнять друг друга.
Главный вопрос, который стоит задать на собеседовании: «Готовы ли вы к контролю?» Некоторые говорят: «Я не готов, не буду этим заниматься. Работаю либо птицей свободной, либо не работаю вообще». Тогда мы понимаем, что, даже если человек опытный, с хорошим набором навыков и знаний, у нас не получится работать вместе. Если же человек отвечает, что готов, то мы продолжаем беседу, но изначально это все равно выбор самого человека.
Создавайте комфортную атмосферу. Очень важно создать условия, в которых сотрудник сможет открыться и быть самим собой — это мотивирует людей. У нас есть правило: свободно говорить, если тебе что-то не нравится в работе, это помогает не плодить сплетни, заговоры и открыто обсуждать насущные проблемы и вопросы.
Также важно пространство для работы, место и локация: комфортные условия должны наполнять, вызывать желание продуктивно работать — удобный офис, пуфики или диваны для отдыха, та же кофемашина и небольшая кухня.
Но атмосферу можно поддерживать не только в четырех стенах. Как видеопродакшен мы часто проводим съемки и всегда появляемся на площадке с хорошим настроением. Когда к нам приходят актеры, мы предлагаем им чай, перекус, вместе шутим и избегаем любого пафоса. Доброта и открытость в работе очень заряжают — эти базовые качества располагают к нам творческих людей, и им нравится быть с нами.
Доверяйте и мотивируйте. Безусловно, нужно выстраивать четкие границы с помощью технического задания и грамотно обозначенных дедлайнов, но руководитель должен уметь доверять, отпускать, давать каждому сотруднику возможность проявиться.
Когда я обсуждаю задачи с нашим креативным отделом, то говорю ребятам, что они здесь главные, а я как креативный продюсер только докручиваю идеи и с удовольствием обсуждаю предложения команды. Важно, чтобы никто не боялся предложить «странную» идею. Также значимая деталь в работе с творческими людьми — не ограничивать их, а, наоборот, поддерживать инициативу, оставлять пространство для реализации. Если ставишь задачу человеку, нужно уметь доверять ему, помогать раскрыться. Когда сотрудник отлично справился с задачей, стоит сказать ему: «Спасибо, ты отлично все сделал», благодарность очень ценится и еще сильнее мотивирует людей.
Как заботиться о сотрудниках и контролировать выгорание
Тут у нас есть пять основных советов.
Обсудите все на берегу. Заранее договоритесь с сотрудником о задачах, KPI и желаемой зарплате. Сотрудникам важно понимать, что от них ожидается и каких целей они должны достигать. Это поможет им чувствовать себя уверенно.
Наладьте work-life balance. Ходить в офис каждый день получается не всегда. Если сотрудник регулярно хорошо себя проявляет, но в один из дней ему нездоровится или возник форс-мажор, предоставьте ему возможность поработать из дома или взять отгул без лишних вопросов. В благодарность за доверие он будет работать еще продуктивнее.
Налаживайте обратную связь. Если коллектив небольшой, можно интересоваться вживую, как чувствуют себя сотрудники, все ли у них получается и не требуется ли помощь. Если же не получается пообщаться со всеми лично, проводите анкетирование или опросы сотрудников, чтобы оценить их уровень выгорания и вовремя помочь.
Идеи не могут возникать постоянно, поэтому нужно давать передышку и чередовать творческую и аналитическую работу, чтобы разгружать мозг. Также стоит поддерживать сотрудников эмоционально, например, дать выходной или обсудить, что не получается в задачах, и вместе придумать пути решения.
Станьте друзьями. Сотрудники должны чувствовать себя комфортно, делиться своими проблемами и получать поддержку от коллег. Не всегда удается найти общий язык со всеми, но пара проведенных вместе вечеров после работы даст вам новые темы для обсуждения во время обеда. Если некоторые сотрудники работают удаленно, можно созваниваться и устраивать онлайн-активности. Например, сыграть в мафию или устроить Zoom-вечер со смешными презентациями.
Напоминайте об отпуске. Следите за тем, чтобы сотрудники отдыхали. Иногда они об этом забывают.
Как нанять специалиста, чтобы быть на одной волне
При отборе людей важно видеть, что для них эта работа сама по себе органична и они не напрягаются, а, наоборот, получают удовольствие от выполнения задач. Если человеку не нравится работа, он ни за какие деньги не сможет ее делать. Тут очень важно найти горящих делом людей, а потом создать атмосферу, в которой они будут расцветать, расти.
Также нельзя сказать, что при найме важны только hard или soft skills. Часто бывает, что человек классный, интересный и идейный, но вообще не структурированный и не может себя собрать — от этого совместная работа становится тяжелой и неудобной. Есть и ситуации, когда люди самостоятельно могут все сделать, но без критического мышления не проявляют гибкости в решениях. Поэтому очень важно сочетать в себе креативность и системность. В нашем коллективе все сходятся в том, что они добрые, порядочные, занимаются любимым делом и им хорошо вместе, — от этого и строятся результаты.
Главные выводы
Коротко о том, на что опираться при работе с творческой командой.
- Для продуктивного сотрудничества с творческими сотрудниками нужно прозрачно определить ожидания и цели, чтобы они чувствовали себя уверенно и понимали, что от них требуется.
- Важно налаживать обратную связь, давать высказаться коллегам.
- Несмотря на хорошие hard или soft skills, лучше всего находить людей, которые горят делом и получают удовольствие от работы.
- Комбинация креативности и системности в работе является ключевым фактором для успешного сотрудничества.
- Взаимопонимание, доброта и любовь способствуют достижению лучших результатов в коллективе и сплачивают команду.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Как вы отбираете людей в команду?