Сейчас, когда иностранный капитал ушёл, а кредиты в банках становятся дорогими, стартапы ищут новые способы найти инвестиции. И в том числе прибегают к краудинвестингу — относительно новому явлению для России.
В этой статье СEO краудинвестинговой платформы Альберт Алиев расскажет, как стартапу собрать деньги через краудинвестинг. Также предприниматель поделится советами, что сделать, увеличить шансы на успех. Но сначала вкратце вспомним, что такое краудинвестинг.
Краудинвестинг: что это такое и как работает
Краудинвестинг — разновидность краудфандинга, когда люди (т. е. crowd, «толпа») инвестируют в компанию, которая еще не представлена на фондовом рынке, в обмен на акции этой компании.
Акционер получит прибыль, если бизнес преуспеет. Оборотная сторона медали тоже работает: в случае банкротства компании инвесторы могут потерять часть или все свои вложения.
У краудинвестинга много преимуществ. Например, входной чек здесь, как правило, составляет более низкие суммы, чем при традиционном инвестировании в стартапы. Это делает краудинвестиции доступными большому числу инвесторов, а это значит, что проекту будет проще найти финансирование.
Сколько можно собрать через краудинвестинг — зависит от того, на какой стадии находится проект. В среднем за один раунд можно собрать до 15 млн ₽ для pre-seed проекта и до 30 млн ₽ для seed проекта и до 100 млн на раунде А. После первого раунда можно открыть второй, третий и т.д.
Первое, что нужно сделать в поиске финансирования — определить цель, размер инвестиций, портрет инвестора, а также подготовить презентацию и инвестиционное предложение. Это справедливо и для краудинвестинга в том числе. Не буду здесь углубляться в детали, лучше поговорим, через что предстоит пройти стартапу для «народного» финансирования — далее об основных этапах финансирования через краудинвестинг.
Выбрать платформу
Краудинвестинговая площадка — это посредник между инвесторами и стартапом. Есть несколько критериев, на что полезно обратить внимание при выборе платформы.
Наличие лицензии ЦБ. С 1 января 2020 года вступил в силу ФЗ №259 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». Работа всех краудинвестинговых площадок регулируется и контролируется ЦБ.
У надежной и легальной платформы должна быть лицензия регулятора. Как правило, её можно найти в разделе «Документы».
Затем полезно проверить лицензию. Для этого зайдите на официальный сайт регулятора инвестплощадок. Реестр платформ, получивших лицензию Центробанка России, можно найти в Excel-документе под названием «Реестр операторов инвестиционных платформ».
Размер комиссии. Краудинвестинговые платформы за свою работу берут процент с собранной суммы. Также полезно посмотреть, что входит в эту стоимость комиссии, за что вы платите. Например, brainbox.VC возьмёт 9% с собранной суммы, но зато платформа берёт все расходы по продвижению раунда на себя, включая закуп рекламы раунда у блогеров и выпуск акций для размещения. Так фаундеры экономят время и больше тратят сил на развитие проекта.
Отзывы и репутация. Почитайте, что про платформу пишут пользователи и фаундеры. Если у вас есть знакомые предприниматели, спросите их мнение, вдруг они слышали или даже пользовались услугами этой площадки.
Помимо этого можно посмотреть, публикует ли платформа документы, образцы договоров, соглашения. А если на сайте у них есть обещания в духе «У нас вы гарантированно заработаете 1000% за год», то это красный знак и для фаундеров: здесь инвесторов вводят в заблуждение.
Пройти отбор
У каждой платформы есть свои критерии отбора. И ситуация, когда стартап оставил заявку на размещение, но не прошёл по требованиям, реальная.
Мы в brainbox.VC, например, смотрим на следующее при отборе стартапа.
На сколько адекватный инвестиционный запрос. Бывает так, что проект только запустился, выручки ещё нет, а фаундеры запрашивают 50 млн ₽ и оценивают компанию в 500 млн ₽.
На каком рынке работает стартап. От этого зависит, есть ли у компании возможности масштабирования. Например, если стартап занял узкую нишу вроде «коммьюнити для редакторов», то такому проекту будет сложней находить новых клиентов и расширяться.
К тому же бывает и так, что стартап решает сугубо личную проблему, которая не затрагивает большое количество людей.
Есть ли подтвержденный спрос. К нам приходят стартапы уже с готовым продуктом, пускай и минимально работающим. Но количество зарегистрированных пользователей ещё не показатель. Поэтому мы смотрим на retention, то есть продолжают ли люди пользоваться продуктом снова и снова, находят ли они в нём достаточную ценность для решения своих задач.
Эффективная ли бизнес-модель. Насколько она содержит исчерпывающую информацию о планируемых стримах выручки, расходах, прибыли, а также о том, сколько заработает инвестор. Смотрим, насколько эта информация реалистична, и при этом амбициозна.
Схожие ли у нас ценности. Во время общения с командой мы смотрим, есть ли общее в подходе к работе. От этого зависит, сработаемся ли со стартапом или нет. Если ценности схожие, то сотрудничество будет эффективным.
После прохождения первичного отбора закрепляем за фаундерами трекера, который помогает доработать презентацию, найти и закрыть узкие места проекта, подготовиться к питчу перед экспертным советом Brainbox.
Последний этап отбора — финальный питч. Это итог работы фаундеров с трекером. Команда питчит стартап перед экспертным советом Brainbox. В случае успеха получают возможность запуститься на платформе.
Открыть АО и выпустить акции
Согласно ФЗ 259 от 02.08.2019, только компании с организационно-правовой формой АО могут привлекать финансирование через краудинвестинг. Это значит, что если вы хотите разместиться на платформе, то потребуется открыть акционерное общество.
Среди фаундеров существует мнение, что АО — это только для крупных компаний, а стартапу такая организационно-правовая форма ни к чему. Якобы есть смысл затевать переход только если проект готов выйти на IPO.
Раньше так и было. Однако сейчас российское законодательство изменилось. Теперь АО по условиям открытия и содержания почти не отличается от ООО и даже дает важные преимущества. Например:
- Число акционеров АО не ограничено, а в ООО может быть не более 50 соучредителей.
- Контроль над компанией сохраняется за основателями благодаря выпуску неголосующих акций.
- Можно мотивировать ваших сотрудников опционной программой.
К тому же стартапу необязательно сразу быть АО для начала краудинвестинга. Главное — нужно быть готовым открыть акционерное общество в итоге.
Запустить раунд
Стартап прошёл проверку на платформе, а АО открыто. Теперь вместе с командой проекта brainbox.VC подготавливает карточку и публикует на сайте. После этого можно считать, что раунд открыт.
На весь поиск инвестиций уходит, в среднем, 5 месяцев. Так, отбор и подготовка к открытию раунда длятся 2 месяца. Сам раунд займёт ещё около 3 месяцев. Сбор может быть и быстрее, если, например, у вас уже есть АО или проект оперативно соберет нужную сумму.
Если раунд провалится, то фаундеры потеряют время и 25 тыс. ₽ за открытие АО. Все деньги, которые проект уже успел собрать, вернутся инвесторам на счёт.
Получить деньги
После закрытия раунда мы открываем эксроу-счёт для стартапа. Деньги, собранные на платформе, зачисляются в течение 3 рабочих дней после закрытия раунда. Что здорово в краудинвестинге в отличие от краудфандинга: платить налоги с привлеченных средств через краудинвестинг не нужно.
Получение инвестиций — ещё не всё. Проекту понадобится отчитываться перед инвесторами. Например, у нас в brainbox.VC стартапы отчитываются каждые 3 месяца.
Инвесторы будут узнавать, на какие проекты стартап тратит деньги и каких результатов достигает. И если команда стартапа выполняет свои обязательства и расходует привлечённые средства на развитие и успешно реализует свои KPI, то можно будет запустить второй раунд.
Как увеличить шансы на успех
В краудинвестинге нет гарантий, что проект 100% соберёт необходимую сумму. Успех зависит от многих факторов, например, поверили ли инвесторы в перспективность вашего стартапа.
Однако мы выделили 3 совета, которые помогут увеличить шансы на успешный сбор инвестиций:
Продвигать раунд и работать с площадкой. Пройти отбор и запустить сбор средств — это половина дела. Ещё нужно найти инвесторов. И если выбранная вами платформа не занимается продвижением раунда, то потребуется позаботиться о маркетинге, например, работать с блогерами и закупать рекламу.
Если же в услуги площадки входит продвижение, то это упрощает работу. Например, brainbox.VC занимается продвижением раунда самостоятельно:
- готовит посты и email-рассылки среди своих инвесторов;
- закупает рекламу у блогеров;
- пишет пресс-релизы.
Однако и в этом случае без участия фаундеров не обойтись. Да, искать блогеров и закупать рекламу не нужно, но информация от стартапа потребуется. Например, фаундеры в brainbox.VC постоянно пишут, что изменилось в их проектах, заключили ли новые партнёрства, какие успехи в целом, отвечают на вопросы. Получается такая синергия.
Так что вот полезно делать во время поисков инвесторов:
- присылать команде платформы новости об изменениях в проекте;
- делиться информацией с отделом продаж платформы;
- отвечать на вопросы платформы.
Чем активней вы будете вовлечены в процесс продвижения раунда, тем больше шансов на успех. И платформа, и стартап работают над общей целью, и обе стороны должны участвовать в процессе.
Продолжать развивать проект. Медийная часть при запуске раунда важна. Но и забывать про развитие стартапа тоже не стоит. Сталкиваюсь с таким мнением фаундеров: «У меня закончились деньги. Вот соберу раунд, тогда и начну развивать проект».
Однако это заблуждение. Инвесторам важно видеть развитие проекта. Поэтому полезно обновлять во время сбора раунда трекшн, что изменилось в вашем проекте. Это станет сильным аргументом для инвесторов, рассматривающих ваш стартап.
Предложить вашим клиентам инвестировать. Вроде бы очевидный совет, но на самом деле не все фаундеры ими пользуются. Бывает так, что владельцы стартапа стесняются рассказывать клиентам и предлагать инвестировать в проект. Якобы «Ну неловко просить, они же нам и так платят».
На самом деле ничего страшного нет. Ваши клиенты — это самые горячие инвесторы. Они и так пользуются вашим сервисом, и, скорей всего, им он нравится. Поэтому высока вероятность, что они захотят ещё и стать акционером компании.
Рассказывайте своим клиентам или пользователям, что вы собираете инвестиции в проект. Предложите им купить долю в бизнесе. Наверняка они захотят поддержать компанию рублём. А если и нет, то ничего страшного; негатива от клиентов не будет.
Коротко о главном
Благодаря краудинвестингу стартап может привлечь инвестиции от множества частных инвесторов.
Краудинвестинг подойдёт стартапам с MVP, первыми клиентами или продажами. А вот проект на стадии «идея» не подойдёт.
Чтобы запустить краудинвестинг, команде нужно выбрать платформу, пройти отбор, открыть АО, запустить раунд и получить деньги.
Команде стартапа полезно работать над продвижением раунда вместе с площадкой. Активное участие помогает с большей эффективностью собирать инвестиции.
Также не стоит забывать про развитие стартапа во время и после запуска раунда. Положительные изменения в проекте привлекают инвесторов.
Стартап может предложить своим клиентам поддержать проект рублём. Ваши пользователи — самые горячие инвесторы.
C какими трудностями вы столкнулись при поиске инвестиций в проект и как вам удалось их преодолеть?